Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 22:17, курсовая работа
Цена – это понятие рынка, база рыночного механизма. Посредством конкурентоспособных цен, возникающим в товарно-денежном размене, совершается сочетание спроса и предложения, определение равновесного состояния рынков продуктов и факторов изготовления товаров, т.е. типичной конъюнктуры.
Введение…………………………………………………………………………..
1. Экономическая сущность ценообразования……………………………….
1.1 Сущность ценообразования…………………………………………………...
1.2 Виды рыночных цен…………………………………………………………..
1.3 Функции цены………………………………………………………………….
1.4 Классификация цен…………………………………………………………….
2.Государственное регулирование в области ценообразования……………
2.1 Политика цен…………………………………………………………………..
2.2 Ценовая политика предприятия………………………………………………
2.3 Затратный метод ценообразования……………………………………………
2.4 Методы ценообразования, ориентированные на спрос………………………
2.5 Методы ценообразования, ориентированные на спрос………………………
3.Стратегии ценообразования……………………………………………………
3.1 Стратегия ценообразования…………………………………………………….
3.2 Особенности ценообразования на услуги………………………………….
Практическая работа…………………………………………………………..
Заключение……………………………………………
С помощью
высоких розничных цен на
Распределительная функция цены предусматривает также учёт в цене акциза на отдельные группы товаров, налога на добавленную стоимость (НДС) и других форм централизованного чистого дохода, который поступает в бюджет разных уровней на общегосударственные нужды. Благодаря этой функции цены решаются и другие социальные задачи общества.
В качестве средства перераспределения чаще всего используются регулируемые цены. Однако не единственный инструмент распределения и перераспределения. Особую роль здесь играют финансы и кредитная система. Так, при решении задач повышения жизненного уровня определённой категории населения эффективнее всего использовать финансы, оперируя денежными доходами населения (заработная плата, пенсии, пособия), или ставки налоговых платежей. Использование цен в данном случае даёт меньший эффект, поскольку от снижения цен обычно выигрывает всё население.
Способствующую
рациональному размещению
Предприятия определяют, в какую сферу деятельности, в какую отрасль или область экономики инвестировать свой капитал. При принятии решений о вложении капитала проводятся маркетинговые исследования, т.е. глубокое изучение рынка и рыночных цен. В условиях современной национальной экономики – при монополизме многих производителей, еще слабой конкуренции, наличии инфляции – масштабы перелива капиталов пока ограничены. В настоящее время предприниматели недостаточно используют свои средства для развития производства, более расширена торгово-посредническая деятельность, где быстрее происходит оборот капитала и выше норма прибыли. В этой сфере имеет место довольно сильная конкуренция между различными объединениями, концернами, компаниями, ассоциациями, фирмами на рынки сбыта различных групп товаров и услуг.
Значение функции цены, способствующей рациональному размещению производства, по мере совершенствования рыночных отношений, предпринимательства и конкуренции постепенно будет возрастать и она станет играть важную роль в развитии производительных сил и национальной экономики страны.
Стимулирующая функция цены заключается в поощрительном и сдерживающем воздействии цены на производство и потребление различных видов товаров. Цена оказывает стимулирующее воздействие на производителя (и это принципиально важно) через величину заключённой в ней прибыли. В хозяйственной жизни цены могут способствовать (или препятствовать) увеличению (или сокращению) выпуска и потребления тех или иных товаров. Для производителей особенно важны цены, по которым они сами непосредственно продают свою продукцию.
С помощью цены можно стимулировать или дестимулировать:
ü Научно-технический прогресс;
ü Экономию затрат ресурсов;
ü Изменение качества продукции;
ü Изменение структуры производства и потребления.
Стимулирование
осуществляется путем
Стимулирующая
функция характерна для
Важное значение
имеет стимулирование ценами
научно-технического прогресса.
Рассмотрев, приведённые выше, функции цен, следует отметить, что цена – это прежде всего инструмент регулирования экономических процессов в сфере производства, обмена, обращения и реализации продукции (товаров и услуг), при этом она всегда воздействует на экономические интересы.
Между различными
функциями цены имеется
Распределительная функция цены взаимосвязана с функцией, способствующей рациональному размещению производства, содействуя переливу капиталов из одного сектора экономики в другой, в котором имеется повышенный спрос на конкретные товары и складывается относительно высокая норма прибыли.
Учетно-измерительная функция цены часто вступает в противоречия со всеми другими функциями, так как в рыночных условиях цены существенно могут отклоняться от издержек производства и реализации товаров.
На практике взаимосвязи между различными функциями цены могут быть более сложными и разнообразными, поэтому маркетинговые службы предприятий должны заниматься изучением данного вопроса.
Таким образом,
все рассмотренные функции цен
взаимосвязаны только в
1.4 Классификация цен.
Классификация цен по следующим признакам:
1.По характеру обслуживаемого оборота выделяют:
-цены промышленности (оптовые цены предприятия, оптовые цены промышленности, по которым предприятия реализуют свою продукцию другим предприятиям и сбытовым организациям);
-цены сельского хозяйства, например, закупочные цены, по которым производители сельскохозяйственной продукции реализуют ее фирмам, промышленным предприятиям для дальнейшей переработки;
-цены на строительную продукцию, включающие сметную стоимость, усредненную сметную стоимость, договорные цены;
-транспортные цены и тарифы;
-тарифы на платные услуги населению;
-цены, обслуживающие
внешнеторговый оборот.
2.По способу установления и сфере регулирования:
-свободные цены, которые устанавливаются производителями продукции и услуг на основе спроса и предложения;
-договорно-контрактные цены, устанавливаемые по соглашению сторон;
-цены в условиях частичной или полной монополизации рынка, которые вынуждают одну или обе стороны принимать какие-либо принудительные условия;
-регулируемые цены
и тарифы, устанавливаемые под контролем
государства или субъектов Федерации.
Возможно установление фиксированных
цен, предельных цен (нефть, газ), надбавок,
предельных коэффициентов повышения действующих
цен. Контролируются и регулируются цены
на продукцию предприятий-монополистов.
3.По способу учета затрат и чистого дохода:
-оптовые цены предприятия;
-оптовые цены промышленности;
-розничные цены.
4.По срокам действия:
-твердые (постоянные), не изменяемые в течение всего действия контракта;
-текущие, меняющиеся в рамках действующего контракта;
-сезонные, действующие в рамках одного определенного периода;
-скользящие,
устанавливаемые на изделия с
длительным сроком изготовления.
5.По методу включения транспортных расходов в цену товара:
-цена «франко-склад поставщика» (все расходы по доставке продукции несет покупатель);
-цена «франко-станция отправления» (в цену продавец включает все расходы по доставке продукции на станцию отправления);
-цена «франко-склад
потребителя» (расходы по доставке продукции
оплачивает поставщик.
Любая цена включает
ряд взаимосвязанных элементов.
Соотношение отдельных
Отпускная цена
предприятия – цена, с которой
товар выходит с предприятия.
Она состоит из себестоимости
товара и прибыли предприятия.
Оптовая цена - это
цена, которая включает в себя помимо
себестоимости и прибыли
Снабженческо-сбытовая
наценка (наценки посреднических организаций)
- это цена на услугу по снабжению и сбыту.
Как всякая цена, снабженческо-сбытовая
(оптовая) скидка должна возместить издержки
снабженческо-сбытовых организаций (организаций
оптовой торговли) и дать этим организациям
прибыль.
Розничная цена
– это цена, по которой товар
приходит к конечному потребителю,
т.е. цена, завершающая процесс
Торговая наценка
– это цена за услугу по реализации
товаров конечному потребителю (населению).
Она должна обеспечить возмещение затрат
торговли (первая часть торговой скидки)
и дать прибыль (вторая часть торговой
скидки).
2.Государственное регулирование в области ценообразования.
2.1Политика цен.
Воздействие на
цены служит глобальным целям ГРЭ, целям
конъюнктурной и структурной политики,
борьбе с инфляцией, усилению национальной
конкурентоспособности на мировых рынках
и смягчению социальной напряженности.
Воздействие государственной экономической
политики на другие объекты регулирования,
в свою очередь, отражается на процессах
формирования цен.
Политика цен
— это действия органов государственной
власти, местного самоуправления и
субъектов ценообразования, направленные
на осуществление регулирования цен в
народном хозяйстве, сфере услуг и контроля
за их соблюдением.
Политика цен
осуществляется через анализ практики
формирования цен и их регулирования,
контроля за соблюдением государственной
дисциплины цен, через ограничения негативных
последствий монополистической деятельности
в порядке, предусмотренном антимонопольным
законодательством.
Конкретные акции
в области цен могут иметь
краткосрочные или даже экстренные
цели, которые могут в данный конкретный
момент не совпадать с другими целями,
но в конечном итоге они всегда служат
генеральной цели государственного регулирования
— оптимизации темпов и пропорций экономического
развития и стабилизации социальной системы.
Государственные
мероприятия по регулированию цен могут
носить законодательный, административный
и судебный характер. Принятые парламентами
законы создают правовую основу отношений
между хозяйственными субъектами, а также
между ними и государством в сфере ценообразования.
Комплекс этих законов представляет собой
ценовое право, входящее составной частью
в гражданское право. На основе этого права
уполномоченные государственные органы
осуществляют административную деятельность
по регулированию цен. В случае нарушения
законов виновные могут быть привлечены
к судебной ответственности.
2.2 Ценовая политика предприятия.
Суть ценовой
политики предприятия заключается в том,
чтобы устанавливать на товары (услуги)
такие цены и так варьировать ими в зависимости
от положения на рынке, чтобы обеспечить
намеченный объем прибыли и решать другие
задачи предприятия.