Формирование цен на продукцию

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 22:17, курсовая работа

Описание работы

Цена – это понятие рынка, база рыночного механизма. Посредством конкурентоспособных цен, возникающим в товарно-денежном размене, совершается сочетание спроса и предложения, определение равновесного состояния рынков продуктов и факторов изготовления товаров, т.е. типичной конъюнктуры.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..
1. Экономическая сущность ценообразования……………………………….
1.1 Сущность ценообразования…………………………………………………...
1.2 Виды рыночных цен…………………………………………………………..
1.3 Функции цены………………………………………………………………….
1.4 Классификация цен…………………………………………………………….
2.Государственное регулирование в области ценообразования……………
2.1 Политика цен…………………………………………………………………..
2.2 Ценовая политика предприятия………………………………………………
2.3 Затратный метод ценообразования……………………………………………
2.4 Методы ценообразования, ориентированные на спрос………………………
2.5 Методы ценообразования, ориентированные на спрос………………………
3.Стратегии ценообразования……………………………………………………
3.1 Стратегия ценообразования…………………………………………………….
3.2 Особенности ценообразования на услуги………………………………….
Практическая работа…………………………………………………………..
Заключение……………………………………………

Работа содержит 1 файл

Экономическая сущность ценообразования.doc

— 161.50 Кб (Скачать)

 Скользящие  цены устанавливаются обычно на товары с длительным сроков изготовления. Например, сложное промышленное оборудование, суда, при подписании договора. В этом случае фиксируется так называемая исходная, базисная цена, то есть цена, применяемая, в качестве базы для расчетов оговаривается ее структура, а именно: переменные расходы (расходы на сырье и материалы, зарплату), доля постоянных расходов (накладные расходы, амортизацию), прибыль, а также приводится метод расчета скользящей цены, которым стороны будут пользоваться.

 Следует отметить, что эти виды цен широко  используются в международной  торговле.

 В условиях  оживленной конъюнктуры рынка  при установлении скользящей  цены в интересах покупателя (импортера)  в договор (контракт) могут быть внесены некоторые ограничительные условия. Например, установлен предел в процентах к договорной цене, в рамках которого пересмотр цены не производится, определен процент возможного изменения цены (например, не свыше 10% от общей суммы затрат). Этот предел называется лимитом скольжения.

 В договоре  или контракте может быть предусмотрено,  что скольжение распространяется  не на всю сумму издержек  производства, а лишь на определенные  их элементы (например, на металл  при постройке судна) с указанием величины в процентах от общей стоимости заказа.

 В договоре, контракте скольжение цены может  быть, предусмотрено не навесь, срок  действия договора (контракта), а  не более короткий период (например, на первые 6 месяцев от даты  заключения договора), так как в течение этого периода поставщик может закупить все необходимые материалы для выполнения заказа.

 На практике  иногда применяют смешанный способ  фиксации цены, когда часть цены  фиксируется твердо при заключении  договора, другая часть — в  виде скользящей цены.

4. По способу  получения информации об уровне  цены различают публикуемые и  расчетные цены. На эти виды  цен ориентируются поставщики  продукции и покупатели при  определении уровня цены в  договоре или контракте.

Публикуемые цены — это цены, сообщаемые в специальных и фирменных источниках информации. К публикуемым ценам относятся: справочные и прейскурантные цены, биржевые котировки, цены аукционов, торгов.

Справочные цены — это цены, публикуемые в различных  печатных изданиях. Источниками справочных цен являются экономические газеты и журналы, специальные бюллетени, фирменные каталоги, прейскуранты.

 Справочные  цены могут быть, во-первых, номинальными, то есть не связанными с  реальными коммерческими операциями. Номинальные цены применяется  в качестве базы при заключении сделок. Начисление скидок, надбавок производится с номинальной цены. Номинальную цену часто называют базовой или базисной ценой, так как она применяется в качестве исходной базы при установлении цены на аналогичные изделия. В качестве базисной цены понимают цену товара определенного качества, спецификации, в заранее установленном географическом пункте (так называемом базисном пункте). Эти цены, как правило, завышены по сравнению с ценами реальных сделок. Поэтому размер скидок со справочных цен в процессе переговоров достигает 15-30 и даже 50%.

 Номинальной  называют биржевую котировальную  цену за товар, по которому  в день котировки не было  заключено сделок.

 Во-вторых, справочные  цены могут быть ценами, отражающими  прошлые елки, операции, совершенные за истекший период (месяц, неделю). Базовые цены широко применяются в кредитной практике. Так, при исчислении процентной ставки за пользование кредитом на пополнение оборотных средств используются базовые цены. Базовыми ценами считают цены, действовавшие на 1 число месяца, в котором получен кредит, что должно быть оговорено в соглашении.

 Цены фактических  сделок также являются справочными.  Однако эти цены регулярно  не публикуются, а появляются  в печати эпизодически.

 Цены предложения  крупных фирм также есть справочные цены, так как первоначальные цены в результате уторговывания обычно снижаются. Прейскурантные цены — это вид справочной цены, публикуемый в прейскурантах, то есть справочниках фирм-продавцов. Цены прейскурантов и каталоги обычно предоставляются фирмами-поставщиками в ответ на запросы покупателей.

 В целом  справочные цены играют роль  отправной точки, с которой  начинаются уторговывание цен  при заключении сделок. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.3 Функции цены

С помощью цен  решаются многие задачи, что свидетельствует о том, что в рыночной экономике их значение в управлении хозяйством, регулировании производства, механизме обращения, обмена, распределения, потребления и накопления постоянно возрастает. Экономическая сущность цены активно проявляется в её специфических функциях, связанных с действием объективных экономических законов.

 Функции цен  – это формы реализации в  реальной действительности ее  сущности как экономической категории  и внешнего проявления содержания. Цена выступает носителем информации  и занимает особое место в системе управления национальной экономикой, являясь важным инструментом анализа, прогнозирования и планирования всех экономических показателей в денежном выражении.

 Функции цен  отражают общественно необходимые  затраты труда на производство и реализацию различных видов товаров (работ и услуг), их потребительские свойства. И при этом регулируют спрос и предложение потребных товаров и услуг, так как в условиях рыночной конкуренции повышаются потребительские свойства и качество продукции, необходимой для удовлетворения потребностей общества, и посредством экономически целесообразного механизма ценообразования активно осуществляют влияние цены на экономические процессы перераспределения ресурсов и капитала, а так же ее взаимодействие с другими экономическими категориями (финансово-кредитной сферой, денежным обращением, инфляцией, налогообложением, оплатой труда, себестоимостью, прибылью, рентабельностью производства) при решении важных социально-экономических проблем.

 Следовательно,  цены выполняют следующие основные функции:

 ü Учётно-измерительную;

 ü Регулирующую (сбалансирования спроса и предложения);

 ü Распределительную (перераспределительную);

 ü Способствующую рациональному размещению производства;

 ü Стимулирующую.

Учётно-измерительная функция цены заключается в объективном отражении в ценах уровней и динамики общественно необходимых затрат труда на производство и реализацию с учётом сопоставления потребительных свойств различных видов продукции (товаров, работ и услуг).

 Первичной функцией цены следует считать - измерительную. Благодаря цене удается измерить, определить стоимость товара, иначе говоря, определить, какое количество денег покупатель должен заплатить, а продавец получить за проданный товар. Цены дают возможность деньгам как платежному средству обрести количественную определенность в акте купли-продажи. Зная цену весовой, объемной, штучной единицы товара и умножая ее на количество продаваемых продавцом и приобретаемых покупателем единиц, мы устанавливаем величину денежного платежа за товары и услуги. Исходя из цены рабочей силы, труда, измеряется заработная плата. С измерительной функцией цены соседствует соизмерительная, заключающаяся в сопоставлении ценностей разных товаров. Сравнивая цены, мы получаем возможность различать более или менее дорогие товары, дорогие и дешевые. Если цена адекватно отражает полезность, то она может использоваться и при сопоставлении не только денежной ценности, но и полезности товаров. Благодаря соизмерительной функции цена обретает учетную функцию. Переводя показатели количества и качества товаров в материально- вещественном выражении, измеренные в физических единицах, в адекватные показатели, измеренные в денежных единицах, цена становится вспомогательным инструментом учета. Наряду с учетом цена как измеритель может быть одним из важных инструментов анализа, прогнозирования, планирования, при которых используются показатели в денежном выражении.

 Однако в  условиях рыночных отношений  эту функцию цены нельзя сводить  только к измерению издержек или цены, которая предлагается изготовителем товара при выходе последнего на рынок. Дело в том, что рыночная цена может под воздействием множества факторов значительно отклоняться от издержек. Признание правильности произведённых затрат, их общественной значимости происходит только на рынке при не посредственном контакте изготовителя и покупателя товара в результате столкновения их интересов. Интерес изготовителя состоит в том, чтобы получить большую выручку от продажи своего товара, а покупатель заинтересован в минимальной цене покупки.

 Поэтому окончательная  цена может существенно отличатся  от цены, которую хотел бы получить  изготовитель товара.

 В условиях  же монополизированной экономики,  деформированного рынка, слабой  конкуренции изготовитель диктует цены, сдержать рост которых может только административное регулирование.

 Чтобы выдержать  конкуренцию, изготовитель товара  постоянно контролирует свои  издержки, сопоставляет их с затратами  конкурентов и за счёт снижения  своих затрат, а так же улучшения  качества товара стремиться обогнать конкурентов.

 Выполняя  учётно-измерительную функцию, цена  выступает одним из главных  показателей эффективности производства, служит ориентиром для принятия  оптимальных и целесообразных  хозяйственных решений, особенно  в условиях рыночных отношений. Она становится надёжным инструментом для экономических расчётов и проведения анализа при выборе экономических и новых видов выпускаемой продукции, направлений научно-технического прогресса, ценовой стратегии и всего хозяйственного механизма управления на предприятии, в организации, фирме, регионе и национальной экономике страны.

 Регулирующая (сбалансирования спроса и предложения)  цены 

 заключается  в том, что цена проявляет  себя как инструмент регулирования  экономических процессов - уравновешивает спрос и предложение, увязывая их с денежно-платёжной способностью производителя и потребителя. Кроме того, выполняя указанную функцию, цена выступает в качестве средства влияния на производство и потребление и их взаимосвязь.

 Цена должна заинтересовать производителя в повышении качества и расширении ассортимента необходимых рынку товаров, пользующихся спросом. В условиях административно-командной системы управления сбалансировать между спросом и предложением регулировалась планами производства и материально-технического снабжения. Спрос лишь частично регулировался установлением относительно более высоких цен на особо модные товары и снижением цен на товары, не пользующиеся спросом, - так называемые сезонные цены (уценки).

 В условиях рыночных отношений цена в этой функции выполняет роль стихийного регулятора общественного производства: сокращается производство товаров, не пользующихся спросом, а материальные и денежные ресурсы направляются на увеличение выпуска товаров, необходимых для рынка и пользующихся спросом.

 Спрос выражает  потребность в товаре со стороны  покупателя с учётом имеющихся  у него возможностей купить  товар. Практически это выражается  в установлении обратной зависимости  между рыночной ценой и количеством  приобретаемых товаров. При прочих равных условиях количество приобретаемых товаров зависит от уровня цен на них. Чем выше цена, тем меньше товаров будет куплено покупателем, следовательно, объем проданных товаров снизится. Спрос на товары увеличится с уменьшением цены. При повышении спроса, когда имеет место дефицит товаров, цены на них неизбежно растут. В условиях избытка товаров их продажа возможна лишь при снижении цен.

 Предложение  характеризуется прямой зависимостью  между ценой и количеством  товаров, представленных на рынке. При повышении цен растет объем товаров, предлагаемых к продаже, и наоборот. В современных российских условиях имеет место следующий парадокс: цены на многие товары непрерывно растут, а их производство сокращается. Растущий спрос обеспечивается импортом.

 Таким образом,  уравновешивающую функцию между  спросом и предложением выполняет  цена, стимулирующая увеличение  предложения при нехватке товаров  и понижающая спрос при избытке  товаров. 

 По мере  становления рыночных структур  и развития конкуренции, достижения сбалансированности между спросом и предложением повышение цен должно обусловливаться только улучшением качества и расширением ассортимента товаров.

 С развитием  рыночных отношений, свободного  предпринимательства и конкуренции  эта функция цены будет всё более усиливаться и со временем станет доминирующей при формировании цен на товары в рыночном хозяйстве.

 Распределительная  (перераспределительная) функция  цены.

 Цена может  выполнять распределительную функцию,  заключающуюся в возможности  за счет перераспределения спроса на тот или иной продукт, связанного с его ценой, влиять на предложение товара, на расширение производства недостающего (дефицитного) товара и сокращения производства избыточного товара. В итоге инвестиции направляются преимущественно в малоразвитые отрасли и области производства за счет оттока средств из устаревших отраслей. В условиях централизованной экономики такая функция использовалась государством для воздействия на структуру производства и получаемые доходы. Повышая или понижая оптовые или розничные цены, государство тем самым перераспределяло доходы и прибыль регионов, отраслей, предприятий, социальных групп, семей, отдельных людей. Благодаря этому советская номенклатура приобрела блага для себя и своих семей по «своим», льготным ценам в специальных закрытых «распределителях».

Информация о работе Формирование цен на продукцию