Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 18:22, реферат
Важную роль в достижении макроравновесия играют финансы и финансовая политика.
Финансы
система экономических отношений по формированию и использованию фондов денежных средств (финансовых ресурсов), необходимых государству для выполнения его функций
Формы бедности |
• нищета
|
доходы не обеспечивают |
• нуждаемость |
доходы на уровне прожиточного минимума | |
• малообеспеченность |
доходы превышают прожиточный минимум, но меньше минимального потребительского бюджета, учитывающего расходы на ряд духовных потребностей. По некоторым оценкам, МПБ превышает прожиточный минимум в 3− 4 раза (относительная бедность) |
Количественное определение |
Концепции социальной справедливости в порядке уменьшения равенства | |
Эгалитарная |
все члены общества получают равное количество благ (уравнительное распределение) |
Утилитарная |
максимизация полезности всех членов общества |
Роулсианская |
максимизация полезности наименее обеспеченных членов общества (принцип "максимина") |
Рыночная |
значительное неравенство в |
Дилемма эффективности и справедливости (может ли социально |
стремление к бόльшему равенству
может обернуться для общества
потерями |
Абсолютное равенство доходов |
чрезмерно активное вмешательство
государства в • прямой контроль уровня заработной платы и доходов; • повышение налоговой нагрузки обеспеченных слоев населения − снижает деловую активность, ослабляет стимулы к инвестированию и, как следствие, ведет к снижению эффективности производства в целом. |
потери |
• сокращение объема перераспределяемого НД; • проблема "дырявого ведра" социальной помощи: по подсчетам А.Оукена, из 350 дол., взятых у состоятельных граждан и предназначенных для пособий для бедных, 250 дол. "теряются" в процессе их передачи (оседают в карманах высокооплачиваемых чиновников, консультантов, сотрудников налоговых и социальных служб); • результатом усилий по борьбе с бедностью является увеличение количества людей, относимых к категории бедных. Получение социальных
трансфертов изменяет поведение людей: целью трансферта становится сам трансферт, а не возможность с помощью государственной поддержки повысить свои стимулы к труду. |
Неравенство доходов |
сокращение роли государства в перераспределении НД увеличивает дифференциацию доходов, обостряет социальные конфликты, что также снижает эффективность производства в целом. |
вывод | |
в
обоих случаях (нивелировка доходов
и слишком глубокое их неравенство)
подрывается стабильность общества,
снижается эффективность |
разрешение противоречия между равенством и эффективностью достигается за счет компромисса − выбор в пользу терпимого неравенства. В этом случае государство
снижает налоги на доходы и
одновременно корректирует |
4. Система социальной защиты населения в условиях рынка
Социальная защита населения |
система государственных мер по обеспечению гарантий членам общества в области уровня жизни, потребления и обслуживания | |||
Она включает меры для всех членов общества и адресные, предназначенные отдельным социальным группам и слоям населения | ||||
Направления социальной защиты | ||||
Социальное обеспечение |
государственная помощь в виде денежных пособий уязвимым слоям населения | |||
Социальное страхование |
поддержание уровня жизни в случае
полной или частичной утраты трудоспособности
и заработка в связи с | |||
обязательные виды социального страхования |
• по болезни, от несчастных случаев на производстве (Фонд социального страхования, • страхование пенсий (Пенсионный фонд, ПФ); • страхование по безработице (Фонд занятости, ФЗ); • обязательное медицинское страхование (Фонд обязательного | |||
Источники образования |
• страховые взносы работающих • страховые взносы работодателей • средства госбюджета и бюджетов местных органов власти | |||
Социальная помощь общественное вспомоществование |
Получатели социальной помощи: • дети до 16 лет и обучающаяся молодежь с отрывом от производства; • население, вышедшее из трудоспособного возраста; • особые группы населения; • малоимущие (дети−сироты, одинокие пожилые люди, асоциальные группы и другие, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации) | |||
Выплаты по линии программ помощи призваны смягчить различия в уровне доходов, вызванные причинами вне процесса труда, и способствовать удовлетворению социально значимых потребностей. | ||||
источник |
средства госбюджета (государственная благотворительность) | |||
формы предоставления |
• денежная: пособия многодетным семьям, одиноким
матерям, дотации на дошкольных учреждениях и т.п. • натуральная: бесплатный проезд, бесплатные обеды, прямое предоставление товаров и услуг | |||
Пенсионное обеспечение |
||||
Социальные гарантии |
представлены системой социальных услуг, которая опирается на госсектор отраслей социальной инфраструктуры, хотя в каждой из них есть и частные предприятия. | |||
обязательства общества по удовлетворению необходимых потребностей, связанных с развитием систем здравоохранения, образования, оздоровительных услуг, культуры, обеспечением доступного жилья | ||||
форма предоставления |
натуральная Социальные услуги являются
дополнительным доходом, Социальные услуги |
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ
1. Экономический рост: сущность, факторы, типы
Стимулирование экономического роста, поддержание его темпов на стабильном и оптимальном уровне является одной из 4х целевых установок ("угол магического 4хугольника") долгосрочной политики правительства любой страны. | |
Экономический рост |
увеличение реальных объемов товаров и услуг, произведенных за определенный период времени (обычно за 1 год) |
или |
расширение производственных возможностей общества |
Измерение экономического роста |
• увеличение абсолютного объема реального ВНП (ВВП, НД) за определенный период (в процентах): этот метод характеризует скорость поступательного экономического развития общества в целом Yt Тэк.р. = × 100% или = × 100% Y0
Yt − реальный объем ВНП в текущем году Y0 − реальный объем ВНП в предыдущий период |
• увеличение реального объема ВНП (ВВП, НД) на 1 душу населения за определенный период (в процентах): этот метод характеризует скорость поступательного социального развития общества, отражает динамику повышения благосостояния на основе экономического роста | |
• увеличение объемов промышленного
производства в целом, период |
Для расчета среднегодового темпа прироста используется "правило 70", позволяющее
рассчитать период удвоения темпов прироста, но действующее только для небольших значений темпов прироста – менее 10 %: t = 70/ g %.
На основе этого
правила можно определить
Например, при g = 4 % в год уровень дохода в период t увеличится в 16 раз (24)
по сравнению с исходным
Значение экономического роста | |
положительные последствия |
• основа повышения общего благосостояния и качества жизни населения (изменение объемов и структуры потребления); • преодолевает ограниченность ресурсов при растущих потребностях; • расширяет возможности общества в проведении социальной политики, решении экологических и других общенациональных проблем, связанных с производством общественных благ, без сокращения достигнутого уровня потребления |
отрицательные последствия |
• увеличение нагрузки на окружающую среду, что проявляется не только в нанесении ей непоправимого ущерба, но и в прямом исчерпании ресурсов; • нарушение экологического баланса (эрозия и засоление почв, исчезновение отдельных видов растений и животных, разрушение озонового слоя, отравление воды и воздуха, обмеление рек, нарастание "парникового эффекта" и т.п.); • появление дополнительных социальных проблем, ранее не существовавших: ускорение устаревания знаний, чрезмерная урбанизация; • ухудшение (нарушение) генетического здоровья населения: рост онкологических, психических, сердечно−сосудистых заболеваний, заболеваний органов дыхания, пищеварения
|
способы "примирения" экономики и экологии | |
• использование технологий, причиняющих наименьший вред окружающей среде; • переход на альтернативные источники энергии (солнечный свет, ветер, морские приливы) |
Какие темпы выбрать ? |
Относительно высокие темпы в течение длительного времени требуют вовлечения дополнительных ресурсов, что ведет к их удорожанию и соответственно повышению издержек, делая невыгодным увеличение производства. Кроме того, чисто механическому увеличению используемых ресурсов противостоит действие закона убывающей отдачи. Вместе с тем
излишек свободных ресурсов • увеличение трудовых ресурсов без соответствующего роста капитала требует повышения затрат на социальные программы. Получаемые доходы используются на потребление, сокращая сбережения и инвестиции; • излишек капитала (избыточные мощности) стимулирует развитие инфляции издержек и сокращение доходов. В обоих случаях происходит замедление экономического роста. Не менее важным аргументом против высоких темпов является возникновение угрозы глобальной экологической катастрофы, ставящей под сомнение само существование человечества. |
"Нулевые темпы" в течение относительно короткого периода не вызывают отрицательных последствий, если связаны со структурной перестройкой экономики (в этом случае имеет место простое воспроизводство на макроуровне). Политика "нулевого
роста" предполагает | |
определение Комиссии ООН по вопросам окружающей среды и развития было предложено в 1987 г. |
Оптимальные ("устойчивые") темпы обеспечивают удовлетворение потребностей ныне живущих людей, не нарушая экологического равновесия и сохраняя его для будущих поколений |
Типы экономического роста | |
Экстенсивный |
рост ВНП за счет увеличения к |
Преимущества |
Недостатки |
• простота обеспечения; • создание условий для относительно высокой занятости |
• ограниченный характер из-за наличия пределов в обеспеченности ресурсами в каждой стране; • порождает технический застой; • усиление затратного характера развития производства |
Интенсивный |
рост ВНП за счет повышения эффективности использования наличных ресурсов при неизменном или мéньшем их количестве |
особенности |
• повышение наукоемкости производства; • широкое использование научно− • совершенствование организации производства, труда и управления |
Реальный (смешанный) |
рост ВНП за счет увеличения количества используемых ресурсов и совершенствования техники и технологии |
Оба типа взаимодополняют друг друга, существуют одновременно на разных временных интервалах. Преобладание одного из них определяется различными сочетаниями факторов производства. |
Факторы экономического роста | |
Факторы AS |
количество и качество наличных ресурсов |
• объем и качество природных ресурсов; • численность и интеллектуальный потенциал населения; • масштабы, структура и степень
использования основного • объем финансовых ресурсов; • научно-технический потенциал и степень его влияния на экономику (техническая эффективность) | |
Эта группа факторов оказывает прямое воздействие на объем выпуска. Поэтому графически экономический рост определяют как смещение вправо кривой AS. | |
Факторы AD |
совокупные доходы и расходы населения |
создают основу для реализации растущего объема товаров и услуг и обеспечивают полную занятость ресурсов |