Фискальная политика государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 18:22, реферат

Описание работы

Важную роль в достижении макроравновесия играют финансы и финансовая политика.

Финансы
система экономических отношений по формированию и использованию фондов денежных средств (финансовых ресурсов), необходимых государству для выполнения его функций

Работа содержит 1 файл

ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА.docx

— 187.11 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

1. При t = 0   и   t = 100%

  налоговых поступлений нет: T = 0

2. При t0  TA − max

3. При t1 и t2  величина налоговых поступлений одинакова

 

1. Cложности в определении  уровня налоговой ставки относительно точки

    максимальных налоговых  поступлений:

              при движении от B к A снижение  t увеличит налоговые платежи;

              при  переходе от B к C сумма налогов не изменится;

              дальнейшее снижение  t  после C уменьшит налоговые поступления.

 

2. Снижение налогов прежде всего направлено на стимулирование AS.

    Однако  вполне возможно, что отреагирует и AD, но степень воздействия этой меры на

    AD и AS неизвестна:  ↓ t → ↑ AD > AS → ↑ π

                                             сразу

3. Манипулирование налоговыми ставками требует большой осторожности, так как 

   "недобор" налогов затрудняет проведение социальной политики, а частое их изменение

    создает атмосферу неопределенности.


                                                                  

3. Государственный бюджет: принципы  построения, функции и  

    структура.  Концепции  использования госбюджета

 

Государственный бюджет

законодательно утвержденная смета  доходов и расходов государства  за год

 

годовой план государственных расходов и источников их финансового покрытия

Это значит, что аккумулируемые в  госбюджете финансовые средства получают единую направленность в проводимой государством политике.


 

Принципы  построения госбюджета

Принцип единства

сосредоточение в бюджете всех доходов и расходов государства

 

В государстве должна существовать единая бюджетная система, единообразие финансовых документов и бюджетной классификации

Принцип полноты

учет по каждой статье всех затрат и  поступлений

Принцип реальности

правдивое отражение доходов и  расходов государства

Принцип гласности

обязательное информирование населения  об основных статьях бюджета и  его исполнении


 

Функции  госбюджета

Фискальная 

(аккумулирующая)

создание финансовой базы функционирования государства при фактическом  отсутствии у него собственных доходов

Регулирующая

использование государственных расходов и налогов для проведения экономической  политики

Социальная

перераспределение НД для проведения социальной политики


 

В каждой стране структура госбюджета имеет свои национальные особенности  и зависит не только от комплекса  решаемых в конкретных условиях задач, но и от структурной специфики  экономики, характера государственного устройства и других факторов.

Структура государственного бюджета

по целевому назначению

Доходы

Расходы

1. Налоги

2. Неналоговые поступления

   в том числе: 

 • доходы целевых внебюджетных фондов;

 • доходы от госсобственности

3. Государственный кредит

4. Эмиссия бумажных денег

1. Финансирование экономики

2. Затраты на социальные услуги

3. Расходы на вооружение и материальное

    обеспечение внешней политики

4. Административно−управленческие расходы

5. Расходы по осуществлению

    внешнеэкономической деятельности

6. Обслуживание государственного долга

Состояние госбюджета

   • баланс доходов и расходов    T = G

   • бюджетный дефицит BD       T < G

   • бюджетный излишек BS         T > G


 

Использование госбюджета как  инструмента ГРЭ опирается на теоретические концепции.

 

Концепции  использования  бюджета

Концепция сбалансированного

бюджета

отводит бюджету выполнение исключительно  финансовых функций − изъятие  и распределение денежных средств.

  Бюджетная политика должна  обеспечивать ежегодно сбалансированный  бюджет и "нейтральна" по  отношению  
к процессу воспроизводства.

Недостатки

• ограничивает масштабы и время проведения экономических

   мероприятий;

• исключает возможность быстрого реагирования на изменение

   экономической обстановки;

• исключает (или значительно снижает) эффективность

  фискальной политики с антициклической направленностью

Механизм

        в период спада

 

доходы населения и  налоговые платежи уменьшаются.

Для балансирования ГБ надо либо повышать ставки налога,

либо сокращать государственные  расходы. Следствием будет дальнейшее сокращение AD и углубление депрессии:

 

   ↑T

↓ Y → ↓ T < G →   T  =  G  ↓ G  → ↓ AD

                                                                                                                    

в период подъема

с ростом доходов населения увеличиваются  и налоговые поступления. Для  балансирования бюджета надо либо снижать  ставки налога, либо увеличивать государственные  расходы. Следствием будет рост денежной массы, повышение инфляции, вызывая  дальнейший "перегрев" экономики:

 

 ↓T

↑Y → ↑T > G →    T  =  G    ↑G    → ↑ π


 

Концепция циклически балансированного бюджета

бюджетная политика имеет антициклическую  направленность и одновременно решает задачу балансирования бюджета по фазам  цикла

в период спада

правительство снижает налоги и увеличивает  государственные расходы, сознательно формируя бюджетный дефицит:

 

↓ T, ↑ G → G > T → ↑ BD

в период подъема

правительство повышает налоги и сокращает  государственные расходы, сознательно  формируя бюджетный излишек  для  покрытия бюджетного дефицита:

                                                         ↓ BD

↑ T, ↓ G → G < T → ↑BS+          

                                                         BD = 0

Недостаток

различные по глубине и продолжительности  спады и подъемы в ходе цикла: длительный спад и короткий подъем, не обеспечивающий образования достаточного бюджетного излишка

Концепция функциональных финансов

главная задача бюджетной политики −  обеспечение сбалансированности экономики, а не бюджета.

    Достижение макроэкономической  стабильности может сопровождаться  как устойчивым бюджетным излишком, так и устойчивым бюджетным  дефицитом.

 

Эта концепция стала обоснованием идеи Дж.Кейнса о правомерности и  целесообразности дефицитного финансирования для формирования эффективного спроса.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Причины образования бюджетного дефицита

Увеличение госрасходов,

связанных с расширением

экономических, социальных, политических функций государства

• при высокой доле пожилого населения  растут расходы  
   на социальное обеспечение и здравоохранение;

• при росте доли молодежи увеличиваются  расходы на

 образование, профподготовку, создание новых рабочих мест;

• в военное время или в  периоды социальных конфликтов

  растут расходы на обеспечение и содержание ВС и

  поддержание порядка.

     С этим связано  повышение долгосрочной напряженности  
в бюджетно−налоговой сфере.

циклические спады

падение доходов, а значит, и налоговых  поступлений, но одновременно увеличиваются  социальные расходы и расходы  на поддержание секторов общегосударственного значения

сокращение налогов без соответствующей  корректировки государственных  расходов

долгосрочная тенденция снижения налоговых поступлений

• значительное количество необоснованных льгот

• низкая собираемость налогов

• неэффективный налоговый контроль

рост теневой экономики

 

усиление влияния политического  бизнес−цикла

перед очередными выборами действующее  правительство принимает популистские меры: снижение налогов и увеличения государственных расходов, не задумываясь  
о последствиях

Бюджетный дефицит не  оказывает  отрицательного влияния на экономику, если составляет

2 − 3% (менее 10 %) ВВП и менее  33% суммы государственных расходов.


 

Способы  финансирования бюджетного дефицита

Повышение налогов на прибыль и  личный доход

Эта мера может обеспечить лишь краткосрочный эффект.

  В долгом периоде в соответствии с эффектом Лаффера произойдет снижение деловой активности, сужение налоговой базы, сокращение AS и развертывание механизма стагфляции

Выпуск государственных займов

размещение госзаймов нарушает равновесие на денежном рынке: увеличение спроса на деньги при MS−const вызывает рост ставки процента и, как следствие, сокращение частных инвестиций, чистого экспорта и частично потребительских расходов,

т.е. эффект вытеснения:

в течение  1 года    рост ставки процента  вытесняет 50%

                                 фискальных мероприятий

в течение 3 −4 лет − 100% вытеснения

                                                         ↓ I

 ↑BS → ↑Md > MS const → ↑R 

                                                             ↑P → ↓ C, ↓ Xn

 

    эффект  вытеснения

Секвестр

пропорциональное снижение государственных  расходов по всем статьям


 

Эмиссия денег 

(монетизация)

в этом случае возникает "сеньораж" − доход государства от печатания  денег ("инфляционный налог" на наличные деньги).

 

Сеньораж возникает на фоне превышения темпа роста MS над темпом роста реального ВНП, что ведет к раскручиванию инфляции, но без эффекта вытеснения:

                    Δ M             Δ Y

↑MS  →          M       >       Y          → ↑ π

                


 

4. Бюджетный дефицит и государственный  долг: пути преодоления

 

Увеличение бюджетного дефицита ведет к появлению и росту  государственного долга.

 

Государственный долг

сумма накопленных за определенный период бюджетных  дефицитов  за вычетом  бюджетных излишков за тот же период

формы

внутренний

задолженность государства гражданам, фирмам, учреждениям данной страны−владельцам  государственных ценных бумаг − долг перед резидентами.

  В случаях, когда государство прекращает платежи по своим долгам, наступает дефолт − банкротство государства−должника

внешний

задолженность государства иностранным  кредиторам (правительствам, фирмам, частным  лицам, международным организациям)  − долг перед нерезидентами

Превышение госдолга над ВВП более  чем в 2.5 раза считается опасным для стабильности экономики, особенно для устойчивости денежного обращения.


 

Сложности количественной оценки бюджетного дефицита и госдолга

 

1. При оценке величины госрасходов не учитывается амортизация в госсекторе,

    что завышает размеры бюджетного дефицита  BD  и госдолга D.

2. Обслуживание госдолга: выплата процентов и погашение основной суммы долга.

3. Госрасходы должны включать реальный процент по госдолгу = r ×D,  а не номинальный

    = i ×D.  В официальных отчетах бюджетный дефицит завышается на величину π × D 

   (в соответствии с уравнением Фишера   π = i − r).

При высоких темпах инфляции эта  погрешность может быть значительной, т.к. в этом случае   завышение  бюджетного дефицита связано с завышением величины государственных расходов за счет инфляционных выплат по госдолгу.

   Возможны ситуации, когда  официальный (номинальный) дефицит  ГБ и госдолг растут,

а реальный бюджетный дефицит и  госдолг снижаются, что затрудняет оценку эффективности БНП. Поэтому  при измерении бюджетного дефицита необходима поправка на инфляцию:      BD реавльный = BDномин − π × D

 

4. Образование скрытого дефицита в результате квазифискальной деятельности ЦБ,

    госпредприятий и комбанков, что занижает величину фактического  бюджетного

    дефицита и госдолга (перед выборами или в рамках курса правительства на

    сбалансированный бюджет).


 

Измерение 

государственного 

долга

из-за сложности количественной оценки бюджетного дефицита и госдолга используются относительные показатели задолженности

        

         долг (государственный  и гарантированный государством)

1)   

                    ВВП (или экспорт товаров и  услуг)

 

            платежи по обслуживанию и  погашению долга

2)

                 ВВП (или экспорт товаров и  услуг)

 

              ВВП (или долг)

3)     

              численность населения страны

 

             долг

4)                 показатель монетизации долга

          агрегат M2

                             


 

Воздействие  государственного долга  на экономику

• выплаты процентов по внутреннему долгу ведет к перераспределению доходов в пользу

  держателей государственных ценных бумаг, тем самым усиливая социальное расслоение;

• чрезмерное развитие рынка госдолга ограничивает инвестиционные возможности

  экономики, вызывая эффект вытеснения частных инвестиций и сокращая будущий

  производственный потенциал. Степень негативного влияния госдолга усиливается  
  при высокой доходности государственных ценных бумаг;

• обслуживание внешнего долга связано с передачей части текущего реального ВНП

  в распоряжение других стран и чистым сокращением потребления внутри страны.

   Зачастую кредитор ставит  определенные условия предоставления  кредита, требуя залогов или  особых поручительств. В результате  падает международный престиж  страны, появляется угроза потери  политической независимости.

• вполне реальной является проблема бремени для будущих поколений, т.к. текущие

  госзаймы являются взятыми наперед налогами.

     Согласно теореме  эквивалентности Рикардо−Барро, финансирование госрасходов  
за счет госдолга равнозначно финансированию госрасходов за счет налогов.

• значительный и продолжительный дефицит может спровоцировать нежелательную спираль, в которой дефицит увеличивает госдолг, а рост долга увеличивает расходы  
по его обслуживанию и ведет к еще бόльшему росту дефицита и госдолга.

 

                                  BDобщий =  (G + TF) − T       +     r×D

                                                      первичный               платежи по

                                                      дефицит                  госдолгу (N)

 

                            или     BDобщий =  (G + TF + N) − T

 

 

 

Тогда механизм  самовоспроизводства госдолга:

 

↑BDпервичный → ↑ госзаймы → ↑ госдолг→ ↑N → ↑ BDобщмй  → ↑ новые →

                                                                                                               госзаймы   

→ ↑ госдолг→ ...

 

      В странах с  большим госдолгом при отсутствии  первичного дефицита существует общий дефицит бюджета.

    Длительное финансирование бюджетного дефицита за счет увеличения госдолга воспроизводит действие эффекта вытеснения, сокращая налоговые поступления.

   

 Монетизация бюджетного дефицита (за счет эмиссии денег) вызывает  классический инфляционный сценарий, а "взрывной" дефицит превращается  во "взрывную" инфляцию.

 

           Если  реальная ставка процента превышает   темп роста реального ВНП

(Δ R/R > ΔY/Y), то увеличение госдолга становится неуправляемым: весь прирост реального ВНП идет на выплату процентов по обслуживанию госдолга, и растет соотношение долг/ВВП, или бремя долга.

       Для его снижения  необходимы 2а условия:

1) реальная ставка процента должна  быть ниже темпа роста ВВП;

2) постоянный рост первичного  бюджетного излишка.

Информация о работе Фискальная политика государства