Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 18:22, реферат
Важную роль в достижении макроравновесия играют финансы и финансовая политика.
Финансы
система экономических отношений по формированию и использованию фондов денежных средств (финансовых ресурсов), необходимых государству для выполнения его функций
|
1. При t = 0 и t = 100% налоговых поступлений нет: T = 0 2. При t0 TA − max 3. При t1 и t2 величина налоговых поступлений одинакова |
1. Cложности в определении уровня налоговой ставки относительно точки максимальных налоговых поступлений: при движении от B к A снижение t увеличит налоговые платежи; при переходе от B к C сумма налогов не изменится; дальнейшее снижение t после C уменьшит налоговые поступления.
2. Снижение налогов прежде всего направлено на стимулирование AS. Однако вполне возможно, что отреагирует и AD, но степень воздействия этой меры на AD и AS неизвестна: ↓ t → ↑ AD > AS → ↑ π
3. Манипулирование налоговыми ставками требует большой осторожности, так как "недобор" налогов затрудняет проведение социальной политики, а частое их изменение создает атмосферу неопределенности. |
3. Государственный бюджет: принципы построения, функции и
структура. Концепции использования госбюджета
Государственный бюджет |
законодательно утвержденная смета доходов и расходов государства за год |
годовой план государственных расходов и источников их финансового покрытия | |
Это значит, что аккумулируемые в госбюджете финансовые средства получают единую направленность в проводимой государством политике. |
Принципы построения госбюджета | |
Принцип единства |
сосредоточение в бюджете всех доходов и расходов государства |
В государстве должна существовать единая бюджетная система, единообразие финансовых документов и бюджетной классификации | |
Принцип полноты |
учет по каждой статье всех затрат и поступлений |
Принцип реальности |
правдивое отражение доходов и расходов государства |
Принцип гласности |
обязательное информирование населения об основных статьях бюджета и его исполнении |
Функции госбюджета | |
Фискальная (аккумулирующая) |
создание финансовой базы функционирования государства при фактическом отсутствии у него собственных доходов |
Регулирующая |
использование государственных расходов и налогов для проведения экономической политики |
Социальная |
перераспределение НД для проведения социальной политики |
В каждой стране структура госбюджета имеет свои национальные особенности и зависит не только от комплекса решаемых в конкретных условиях задач, но и от структурной специфики экономики, характера государственного устройства и других факторов. | ||
Структура государственного бюджета по целевому назначению | ||
Доходы |
Расходы | |
1. Налоги 2. Неналоговые поступления в том числе: • доходы целевых • доходы от госсобственности 3. Государственный кредит 4. Эмиссия бумажных денег |
1. Финансирование экономики 2. Затраты на социальные услуги 3. Расходы на вооружение и материальное обеспечение внешней политики 4. Административно−управленческие расходы 5. Расходы по осуществлению внешнеэкономической 6. Обслуживание государственного долга | |
Состояние госбюджета |
• баланс доходов и расходов T = G • бюджетный дефицит BD− T < G • бюджетный излишек BS T > G |
Использование госбюджета как инструмента ГРЭ опирается на теоретические концепции.
Концепции использования бюджета | |
Концепция сбалансированного бюджета |
отводит бюджету выполнение исключительно финансовых функций − изъятие и распределение денежных средств. Бюджетная политика должна
обеспечивать ежегодно |
Недостатки |
• ограничивает масштабы и время проведения экономических мероприятий; • исключает возможность быстрого реагирования на изменение экономической обстановки; • исключает (или значительно снижает) эффективность фискальной политики с антициклической направленностью |
Механизм в период спада |
доходы населения и налоговые платежи уменьшаются. Для балансирования ГБ надо либо повышать ставки налога, либо сокращать
↑T ↓ Y → ↓ T < G → T = G ↓ G → ↓ AD
|
в период подъема |
с ростом доходов населения
↓T ↑Y → ↑T > G → T = G ↑G → ↑ π
|
Концепция циклически балансированного бюджета |
бюджетная политика имеет антициклическую направленность и одновременно решает задачу балансирования бюджета по фазам цикла |
в период спада |
правительство снижает налоги и увеличивает государственные расходы, сознательно формируя бюджетный дефицит:
↓ T, ↑ G → G > T → ↑ BD− |
в период подъема |
правительство повышает налоги и сокращает государственные расходы, сознательно формируя бюджетный излишек для покрытия бюджетного дефицита:
↑ T, ↓ G → G < T → ↑BS+ |
Недостаток |
различные по глубине и продолжительности спады и подъемы в ходе цикла: длительный спад и короткий подъем, не обеспечивающий образования достаточного бюджетного излишка |
Концепция функциональных финансов |
главная задача бюджетной политики − обеспечение сбалансированности экономики, а не бюджета. Достижение макроэкономической
стабильности может
|
Эта концепция стала обоснованием идеи Дж.Кейнса о правомерности и целесообразности дефицитного финансирования для формирования эффективного спроса. |
Причины образования бюджетного дефицита | ||
Увеличение госрасходов, связанных с расширением экономических, социальных, политических функций государства |
• при высокой доле пожилого населения
растут расходы • при росте доли молодежи увеличиваются расходы на образование, профподготовку, создание новых рабочих мест; • в военное время или в периоды социальных конфликтов растут расходы на обеспечение и содержание ВС и поддержание порядка. С этим связано
повышение долгосрочной | |
циклические спады |
падение доходов, а значит, и налоговых поступлений, но одновременно увеличиваются социальные расходы и расходы на поддержание секторов общегосударственного значения | |
сокращение налогов без | ||
долгосрочная тенденция |
• значительное количество необоснованных льгот • низкая собираемость налогов • неэффективный налоговый | |
рост теневой экономики |
||
усиление влияния |
перед очередными выборами действующее
правительство принимает | |
Бюджетный дефицит не оказывает отрицательного влияния на экономику, если составляет 2 − 3% (менее 10 %) ВВП и менее
33% суммы государственных |
Способы финансирования бюджетного дефицита | ||
Повышение налогов на прибыль и личный доход |
Эта мера может обеспечить лишь краткосрочный эффект. В долгом периоде в соответствии с эффектом Лаффера произойдет снижение деловой активности, сужение налоговой базы, сокращение AS и развертывание механизма стагфляции | |
Выпуск государственных займов |
размещение госзаймов нарушает равновесие на денежном рынке: увеличение спроса на деньги при MS−const вызывает рост ставки процента и, как следствие, сокращение частных инвестиций, чистого экспорта и частично потребительских расходов, т.е. эффект вытеснения: в течение 1 года рост ставки процента вытесняет 50% фискальных мероприятий в течение 3 −4 лет − 100% вытеснения | |
↑BS → ↑Md > MS const → ↑R
эффект вытеснения | ||
Секвестр |
пропорциональное снижение государственных расходов по всем статьям |
Эмиссия денег (монетизация) |
в этом случае возникает "сеньораж" − доход государства от печатания денег ("инфляционный налог" на наличные деньги). |
Сеньораж возникает на фоне превышения темпа роста MS над темпом роста реального ВНП, что ведет к раскручиванию инфляции, но без эффекта вытеснения: Δ M Δ Y ↑MS → M > Y → ↑ π
|
4. Бюджетный дефицит и
Увеличение бюджетного дефицита ведет к появлению и росту государственного долга.
Государственный долг |
сумма накопленных за определенный период бюджетных дефицитов за вычетом бюджетных излишков за тот же период | ||
формы |
внутренний |
задолженность государства гражданам, фирмам, учреждениям данной страны−владельцам государственных ценных бумаг − долг перед резидентами. В случаях, когда государство прекращает платежи по своим долгам, наступает дефолт − банкротство государства−должника | |
внешний |
задолженность государства иностранным кредиторам (правительствам, фирмам, частным лицам, международным организациям) − долг перед нерезидентами | ||
Превышение госдолга над ВВП более чем в 2.5 раза считается опасным для стабильности экономики, особенно для устойчивости денежного обращения. |
Сложности количественной оценки бюджетного дефицита и госдолга |
1. При оценке величины госрасходов не учитывается амортизация в госсекторе, что завышает размеры бюджетного дефицита BD− и госдолга D. 2. Обслуживание госдолга: выплата процентов и погашение основной суммы долга. 3. Госрасходы должны включать реальный процент по госдолгу = r ×D, а не номинальный = i ×D. В официальных отчетах бюджетный дефицит завышается на величину π × D (в соответствии с уравнением Фишера π = i − r). При высоких темпах инфляции эта погрешность может быть значительной, т.к. в этом случае завышение бюджетного дефицита связано с завышением величины государственных расходов за счет инфляционных выплат по госдолгу. Возможны ситуации, когда
официальный (номинальный) а реальный бюджетный дефицит и госдолг снижаются, что затрудняет оценку эффективности БНП. Поэтому при измерении бюджетного дефицита необходима поправка на инфляцию: BD− реавльный = BD−номин − π × D
4. Образование скрытого дефицита в результате квазифискальной деятельности ЦБ, госпредприятий и комбанков, что занижает величину фактического бюджетного дефицита и госдолга (перед выборами или в рамках курса правительства на сбалансированный бюджет). |
Измерение государственного долга |
из-за сложности количественной оценки бюджетного дефицита и госдолга используются относительные показатели задолженности |
долг (государственный
и гарантированный 1) ВВП (или экспорт товаров и услуг)
платежи по обслуживанию и погашению долга 2) ВВП (или экспорт товаров и услуг)
ВВП (или долг) 3) численность населения страны
долг 4) показатель монетизации долга агрегат M2
|
Воздействие государственного долга на экономику |
• выплаты процентов по внутреннему долгу ведет к перераспределению доходов в пользу держателей государственных ценных бумаг, тем самым усиливая социальное расслоение; • чрезмерное развитие рынка госдолга ограничивает инвестиционные возможности экономики, вызывая эффект вытеснения частных инвестиций и сокращая будущий производственный потенциал. Степень
негативного влияния госдолга усиливается • обслуживание внешнего долга связано с передачей части текущего реального ВНП в распоряжение других стран и чистым сокращением потребления внутри страны. Зачастую кредитор ставит
определенные условия • вполне реальной является проблема бремени для будущих поколений, т.к. текущие госзаймы являются взятыми наперед налогами. Согласно теореме
эквивалентности Рикардо−Барро, •
значительный и продолжительный дефицит
может спровоцировать нежелательную спираль, в которой дефицит увеличивает
госдолг, а рост долга увеличивает расходы |
или BDобщий = (G + TF + N) − T
Тогда механизм самовоспроизводства госдолга:
↑BD−первичный → ↑ госзаймы → ↑ госдолг→ ↑N → ↑ BD−общмй → ↑ новые → → ↑ госдолг→ ...
В странах с
большим госдолгом при Длительное финансирование бюджетного дефицита за счет увеличения госдолга воспроизводит действие эффекта вытеснения, сокращая налоговые поступления. |
Монетизация бюджетного
Если
реальная ставка процента (Δ R/R > ΔY/Y), то увеличение госдолга становится неуправляемым: весь прирост реального ВНП идет на выплату процентов по обслуживанию госдолга, и растет соотношение долг/ВВП, или бремя долга. Для его снижения необходимы 2а условия: 1) реальная ставка процента 2) постоянный рост первичного бюджетного излишка. |