Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 18:22, реферат
Важную роль в достижении макроравновесия играют финансы и финансовая политика.
Финансы
система экономических отношений по формированию и использованию фондов денежных средств (финансовых ресурсов), необходимых государству для выполнения его функций
Показатели социальной обеспеченности (результативность социальной политики) | |||
Уровень жизни |
отражает уровень развития потребностей и степень их удовлетворения | ||
• обеспеченность населения необходимыми для жизни товарами и услугами; • структура потребления; | |||
Для определения уровня жизни берется "потребительская корзина", которая пересматривается каждые 5 лет и различна для каждой страны, отдельных регионов, групп населения. | |||
Потребительская корзина |
набор товаров и услуг, обеспечивающий определенный уровень потребления: • продовольственные товары; • промышленные товары; • услуги | ||
основа расчета |
Минимальный уровень потребления (прожиточный минимум), определяющий черту бедности: потребительский набор, обеспечивающий нормальные условия жизни Физиологический уровень потребления обеспечивает только физическое выживание и не совпадает с прожиточным минимумом. Рациональный уровень потребления определяет объем и структуру потребления, соответствующие научным нормам. | ||
Качество жизни |
совокупность преимущественно | ||
• здоровье и продолжительность жизни; • условия и безопасность труда; • наличие и возможности • возможность получения • качество питания; • физическая и имущественная безопасность; • качество жилищных условий; • права человека | |||
Обобщающий показатель |
индекс человеческого развития: 1) ВВП на 1 душу населения; 2) ожидаемая продолжительность жизни; 3) уровень образования населения (25 лет и старше) | ||
меньше 0.5 низкий уровень 0.5 ÷ 0.8 средний человеческого больше 0.8 высокий развития |
2. Формирование и распределение доходов в рыночной экономике.
Политика доходов
Доходы населения (по форме получения) |
совокупность денежных и натуральных средств, полученных или произведенных домохозяйствами за определенное время |
Именно уровень дохода определяет возможности удовлетворения различных материальных и духовных потребностей |
Источники денежных доходов |
• оплата труда; • доходы от собственности; • доходы от предпринимательской деятельности; • социальные трансферты |
В большинстве развитых стран мира четко прослеживается следующая тенденция относительно роли источников дохода в его формировании: снижение удельного веса оплаты труда повышение удельного веса доходов от собственности и неизменность удельного веса трансфертов |
Источники неденежных (натуральных) доходов | |
Общественные фонды потребления (ОФП) |
предоставление населению • по воспитанию и образованию детей (детские ясли и сады, школы, техникумы); • по охране здоровья (поликлиники, больницы); • по профессиональной подготовке |
Аналогичные виды услуг предоставляются за счет местных бюджетов и средств предприятий | |
особенность |
это форма коллективного, совместного потребления |
Личное подсобное хозяйство (ЛПХ) |
часть продукции, полученной в ЛПХ, потребляется непосредственно, другая часть принимает товарную форму − продажа излишков на рынке. |
цель |
непосредственное потребление, самообеспечение семьи |
Самозаготовки даров природы |
охота, сбор дикорастущих растений, дикого меда, орехов, ягод, грибов, лов рыбы и т.п. |
Домашние работы в домохозяйстве |
шитье, вязание, ремонт квартиры, изготовление мебели, стирка, уборка, воспитание детей и т.п. |
Как и в ЛПХ, часть продукции домохозяйства может быть реализована на рынке. Вместе с тем отдельные виды работ, выполняемых в домохозяйстве, являются предметом увлечения, формой использования свободного времени, выражением творческого потенциала человека (сделанная собственными руками мебель, украшения, одежда, предметы домашнего обихода и т.п.). | |
Другие источники |
• спонсорская помощь • наследство • дары |
Формы распределения доходов |
на микро− и макроуровне |
функциональное |
первичное распределение доходов между владельцами факторов производства |
персональное |
вторичное распределение доходов (перераспределение НД), осуществляемое государством через политику доходов |
Политика доходов |
перераспределение доходов через
госбюджет путем |
В результате этого перераспределения значительная доля НД переходит от высокооплачиваемых слоев населения к низкооплачиваемым | |
• вмешательство в первичное распределение доходов путем установления верхнего предела повышения заработной платы и цен в целях снижения издержек производства, стимулирования инвестиций, сдерживания инфляции | |
• законодательное установление гарантированного минимума заработной платы, исходя из которого ведутся переговоры между работодателями и профсоюзами при заключении коллективных договоров на различных уровнях − от предприятия до отрасли. | |
Минимальная заработная плата |
социальная норма, низшая граница стоимости рабочей силы, обеспечивающая простое физическое воспроизводство |
По заключению Международной комиссии, созданной по инициативе ЕС в 1989 г., справедливая минимальная заработная плата должна составлять 70% национальной средней заработной платы. Только в этом случае она будет выполнять стимулирующую функцию. | |
Размер минимальной заработной платы имеет значение прежде всего для неквалифицированных работников, женщин, молодежи, иммигрантов. | |
• для поддержания (сохранения) определенного уровня доходов в условиях инфляции государство осуществляет их индексацию, что особенно актуально для получателей фиксированных доходов | |
• отраслевое и региональное регулирование доходов: − отраслевые тарифные соглашения, − региональные
тарифные соглашения с для возмещения разницы в стоимости жизни |
Методы государственного регулирования доходов | |
Законодательные (прямые меры воздействия) |
• гарантированный минимум • регулирование оплаты труда в бюджетной сфере; • установление системы районных коэффициентов |
Экономические (косвенные меры воздействия) |
• льготное налогообложение малоимущих слоев населения; • бесплатные социальные услуги |
Согласительные ("социальное партнерство") |
согласование действий правительства, предпринимателей и наемных работников по вопросам динамики оплаты труда и социальных трансфертов |
Пределы участия государства в перераспределении доходов | ||
Минимальная граница |
подвижна и зависит от текущего
состояния экономики и | |
Максимальная граница |
Последствия | |
• размеры социальных выплат должны соответствовать возможностям бюджета |
− рост бюджетного дефицита; − провоцирование инфляции | |
• уровень налогообложения не должен
подрывать экономические |
− снижение налоговых поступлений; − "уход" от налогов | |
• при определении объемов и сроков выплат социальных трансфертов надо учитывать негативные последствия, деформирующие рынок труда |
− страхование по безработице; − пенсионная система |
Политика занятости |
тесно связана с политикой доходов и выражается в поддержании определенного соотношения между спросом и предложением труда, не вызывающее чрезмерный рост заработной платы и негативное влияние на национальную конкурентоспособность |
• программы стимулирования роста занятости и увеличения числа рабочих мест; • программы содействия найму рабочей силы через биржи труда, частные посреднические агентства; • программы подготовки и переподготовки кадров; • социальное страхование по безработице |
3. Неравенство доходов и его измерение. Понятие бедности.
Социальная справедливость
Причины неравенства доходов |
• различия в интеллектуальных, физических и других способностях; • различия в образовании и • различия в размерах собственности; • различия в готовности рисковать и степени мобильности; • дискриминация по полу, возрасту, расовому признаку; • удача, несчастья, связи, случай "оказаться в нужном месте и в нужное время" |
Способы измерения дифференциации доходов |
• показатели, измеряющие разрыв между высоко− и низкодоходными группами населения |
децильные (на
10)
разделение исходной квартильные (на 4) на равные части и определение квинтильные (на 5) соотношения между доходами и другие коэффициенты |
• расчет накопленных долей и построение кривой Лоренца для анализа персонального распределения доходов |
Неравенство доходов определяется степенью отклонения кривой
Лоренца от линии 45о: чем больше
это отклонение, тем неравномернее распределение
доходов, |
|
Линия 45о означает ситуацию абсолютного равенства: каждая группа получает равную долю дохода; кривая Лоренца показывает фактическое распределение доходов; линия OFA отражает ситуацию абсолютного неравенства |
Индекс концентрации доходов − индекс Джини − измеряет степень неравенства в распределении доходов и тесно связан с кривой Лоренца | |
| |
G → 1 выше степень неравенства G → 0 более равномерное распределение доходов | |
G > 0.45 распределение считается очень неравномерным G < 0.30 относительно равномерное распределение доходов |
С помощью кривой Лоренца можно показать процесс выравнивания доходов при проведении налоговой и социальной политики. | |
|
Кривая Лоренца до уплаты налогов и получения трансфертов (L1)
Кривая Лоренца после уплаты налогов и получения трансфертов (L2)
|
Бедность |
состояние, при котором часть населения
не может удовлетворить |
это не чисто экономическое явление, а определенный образ жизни. При определенных условиях состояние бедности устойчиво закрепляется за определенной частью общества, превращая ее в постоянно воспроизводящийся слой. | |
Причины бедности |
• постоянное повышение установленной черты бедности (прожиточного минимума); • несовершенство механизма компенсации роста потребительских цен различным категориям населения; • особенности процесса адаптации населения к новым социально−экономическим • принадлежность человека к определенной группе населения (положение в социальной структуре общества) − по возрасту, образованию, сфере занятости, месту проживания, социально−профессиональному статусу |
Критерии бедности
методика МОТ →
страны ЕС →
|
• соотношение среднедушевого дохода и прожиточного минимума (больше, меньше, равны); • соотношение среднедушевого дохода и средней заработной платы по стране
семья считается бедной, если ее среднедушевой доход менее ⅓ средней заработной платы по стране; определяются 2а порога бедности: 40 и 60% от уровня среднего дохода • доля затрат на питание в расходах семьи: расходы на питание > 70 % → бедные семьи • границей социальной стабильности считается ситуация, при которой беднейшие 40% населения имеют менее 12% совокупного дохода, а децильный коэффициент должен быть меньше 10. |