Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 18:22, реферат
Важную роль в достижении макроравновесия играют финансы и финансовая политика.
Финансы
система экономических отношений по формированию и использованию фондов денежных средств (финансовых ресурсов), необходимых государству для выполнения его функций
Управление государственным долгом | |
совокупность действий государства на рынке ссудных капиталов, связанных с определением размеров новых займов, сроков их выпуска и погашения, размеров процента по государственным облигациям и способов их размещения, а также с выплатой процентов и погашением ранее выпущенных займов. | |
Механизмы управления государственным долгом | |
Рефинансирование |
использование средств, полученных при размещении нового займа, для выплат процентов по "старым" долгам |
Консолидация |
изменение условий займа по его срокам (продление сроков функционирования выпущенных займов) |
Конверсия |
изменение условий займа по доходности: • замена ранее выпущенных обязательств на новые по более низкому проценту при сохранении их номинальной стоимости; • обмен долга на акции промышленных компаний; • выкуп долга со скидкой с номинала в пользу должника |
Реструктуризация |
изменение условий обслуживания долга и сроков его погашения, в т.ч. с частичным списанием суммы основного долга |
5. Фискальная политика: понятие, механизм, виды
Фискальная политика |
система мероприятий государства по воздействию на экономическую конъюнктуру путем изменения расходов, доходов (налогов) и состояния госбюджета |
Виды |
• дискреционная • автоматическая |
Дискреционная фискальная политика |
сознательное изменение |
сознательное изменение | |
В коротком периоде меры
ДФП сопровождаются эффектами
мультипликатора Воздействие госзакупок и налогов на изменение НД отражает модель "кейнсианского креста": • изменение госзакупок G оказывает прямое и непосредственное воздействие на уровень равновесного объема НД с мультипликативным эффектом Δ Y = multg × ΔG, multg =
• изменение налогов T оказывает косвенное и противоположное воздействие на уровень НД с мультипликативным эффектом
Δ Y = multt × ΔT, multt = | |
multg > multt
Рост G на определенную величину вызовет бόльший прирост НД, чем снижение T на такую же величину. Это значит, что мультипликативный эффект от снижения налогов слабее, чем от увеличения G, т.к. в этом случае лишь часть дохода идет на потребление ( b × ΔT), а другая − на сбережения [Δ T× (1 −b)]. Тогда как каждая единица прироста G (ΔG) участвует в увеличении равновесного уровня НД. |
Суммарное изменение равновесного дохода (Δ Y) в результате одновременного изменения госрасходов (ΔG) и автономных налогов (ΔTa) составит: Δ Y = multg × ΔG + multt × ΔTа = ΔG + ΔTа
|
Равные по величине изменения G и T оказывают различное влияние и на величину общего бюджетного дефицита. | |
t ΔBD− = (1 − ) × ΔG 1 − b(1 −t) |
t − const ΔBD− = ΔG −t× Δ Y
Δ Y = ΔG/ [1 − b(1 −t)] |
Рост бюджетного дефицита будет меньше, чем прирост G. Это объясняется тем, что с ростом G увеличиваются доходы населения, а значит, и налоговые платежи, которые частично компенсируют увеличение G. | |
ΔBD− = (1 − ) × ΔT |
G − const ΔBD− = ΔT −t× Δ Y
Δ Y = bΔT/ [1 − b(1 −t)] |
Повышение ставки налога сократит бюджетный дефицит на мéньшую величину, чем прирост налоговых поступлений. Это объясняется тем, что рост налогов сократит сначала потребительские расходы C, а затем и равновесный уровень дохода, являющийся базой налогообложения. | |
вывод | |
При выборе между изменением государственных расходов или налогов следует учитывать, что при росте госрасходов и снижении налогов на равную величину НД возрастет в бόльшей степени при увеличении госрасходов, а бюджетный дефицит будет больше при снижении налогов (multg > multt). |
Сравнение бюджетного и налогового мультипликаторов | ||
Увеличение госрасходов на ΔG |
Снижение налогов | |
Рост НД (Δ Y) |
1 1 × ΔG > 1 − b(1 −t) |
2 − b
1 − b(1 −t) |
Увеличение бюджетного дефицита (ΔBD−) |
3 t ( 1 − )×ΔG < 1 − b(1 −t) |
4 b ×t ( 1 − ) × ΔT 1 − b(1 −t) |
Различие между бюджетным и
налоговым мультипликаторами | |
Теорема Хаавельмо |
увеличение госрасходов за счет повышения налогов для балансирования бюджета вызывает рост НД на ту же величину: ↑ ΔG = ↑ ΔT→ Δ Y = ΔG |
В этом случае говорят о мультипликаторе сбалансированного бюджета: mult EB = 1 при I − const |
Дискреционная фискальная политика может быть использована для стабилизации экономики в различные фазы цикла. | |||
Фазы цикла |
Цель |
Методы |
Последствия |
Спад: стимулирующая |
борьба с безработицей |
• ↑G • ↓ T • сочетание |
• ↑ L и сокращение падения производства; • целенаправленное создание бюджетного дефицита G > T |
Подъем: сдерживающая |
борьба с инфляцией |
• ↓G • ↑ T • сочетание |
• сокращение инфляции спроса; • целенаправленное создание бюджетного излишка T > G |
Недостаток ДФП |
значительный внутренний временнόй лаг между моментом возникновения проблемы и принятия ответной меры | ||
Внутренний временнόй лаг = лаг признания, осознания проблемы |
Автоматическая фискальная политика |
экономический механизм, автоматически реагирующий на изменение экономической ситуации без принятия специальных решений правительством | |||
встроенные стабилизаторы |
• прогрессивное налогообложение • трансферты (пособия по безработице, различные социальные выплаты) | |||
Фазы цикла |
Изменение налоговых поступлений и трансфертов |
Последствия | ||
Спад |
падение доходов автоматически ↓Y → ↓T, ↑G(TF) → G > T → ↑BD− G−const |
• стимулирование AD; • рост бюджетного дефицита | ||
Подъем |
повышение доходов автоматически
увеличивает налоговые ↑Y → ↑T, ↓G(TF) → G < T → ↓BD− G−const |
• ограничение AD; • сдерживание инфляции • сокращение бюджетного дефицита или образование бюджетного излишка | ||
Антиинфляционное (стабилизирующее) воздействие бюджетного излишка зависит от характера его использования • погашение госдолга; • полное изъятие ( В 1-ом случае увеличивается денежная масса, что снижает антиинфляционный эффект, но вызывает "эффект наполнения" (противоположный эффекту вытеснения): ↑N→↑MS > Md→ ↓R→↑I, ↑C, ↑Xn → ↑AD >AS →↑π
Во 2-ом случае деньги не возвращаются в экономику и достигается максимальный антиинфляционный эффект. |
Встроенная стабильность зависит от эластичности налоговых поступлений при изменении экономической конъюнктуры, что в свою очередь определяется удельным весом отдельных видов налогов. Степень конъюнктурной эластичности зависит от объекта обложения, методов построения налоговых ставок и техники взимания налогов. |
Эластичность % изменение налоговых поступлений налоговых = поступлений % изменение НД
EYT = = × |
Повышенная антициклическая • подоходный и корпоративный налоги (благодаря прогрессивной шкале) • НДС (изымаемый по пропорциональной шкале) • налог на недвижимость (не связан с конъюнктурными колебаниями, |
Налоговая система оказывает эффективное конъюнктурно−стабилизирующее действие при EYT = 1, что возможно при высоком удельном весе подоходного и корпоративного налогов. |
Эффективность АФП |
• встроенные стабилизаторы "включаются" независимо от решений парламента (отсутствует лаг решения) |
• встроенные стабилизаторы не устраняют
причин циклических колебаний |
Фискальная политика и состояние госбюджета | |
При анализе взаимосвязи между фискальной политикой и состоянием госбюджета выделяют 2е части в структуре общего бюджетного дефицита: • структурный • циклический дефицит. | |
Структурный − следствие ДФП |
разность между расходами и доходами бюджета в условиях полной занятости |
BD−структ = G − t × Y* | |
Циклический − следствие АФП |
отражает изменения в расходах и доходах бюджета по фазам цикла |
разность между фактическим и структурным дефицитом | |
BD−цикл = BD− − BD−структ = (G −tY) − (G − t × Y*) = t(Y*−Y) |
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА
1. Сущность и направления социальной политики государства в условиях рынка
Необходимость социальной политики связана с "провалами" рынка: • рыночный механизм не гарантирует права на труд, • не гарантирует стандартный уровень благосостояния, • не обеспечивает социальной защиты инвалидов, малоимущих, пенсионеров | |
Социальная политика |
целенаправленная деятельность государства по обеспечению благоприятных условий жизни населения ("социальная защита") и созданию социальных гарантий в формировании экономических стимулов для участия в общественном производстве. Социальные гарантии
− это обязательства общества • общедоступность и бесплатность образования, • гарантии недопустимости принудительного труда, • минимизация потерь в связи с прекращением трудовой деятельности. |
Роль социальной политики |
1) социальная политика отражает цель
экономического роста: 2) сама социальная политика является фактором экономического роста: достижение более высокого уровня развития предполагает повышенные требования к участникам экономической деятельности, что в свою очередь требует дальнейшего развития социальной сферы. |
Масштабы социальной политики |
определяются размерами |
расширенная |
• общедоступность социальных программ; • универсальность социальных выплат; • всеохватывающая |
остаточная |
• дополнение к традиционным социальным институтам; • ограничена по масштабам и охватываемому контингенту; • преимущественно пассивная и компенсационного характера |
Принципы проведения социальной политики и соответствующие им подходы | |
Принципы |
Подходы |
Социальная справедливость |
Социальный |
через систему социальной защиты государство должно гарантировать получение доходов, позволяющих удовлетворить общественно значимые потребности и не опуститься ниже черты бедности | |
Рационализм |
Рыночный |
государство обязано создать условия, стимулирующие трудовую активность и профессиональный рост |