Фискальная политика государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 18:22, реферат

Описание работы

Важную роль в достижении макроравновесия играют финансы и финансовая политика.

Финансы
система экономических отношений по формированию и использованию фондов денежных средств (финансовых ресурсов), необходимых государству для выполнения его функций

Работа содержит 1 файл

ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА.docx

— 187.11 Кб (Скачать)

 

Управление  государственным долгом

совокупность действий государства  на рынке ссудных капиталов, связанных 

с определением размеров новых займов, сроков их выпуска и погашения, размеров процента по государственным облигациям и  способов их размещения, а также  с выплатой процентов и погашением ранее выпущенных займов.

 

Механизмы управления государственным  долгом

Рефинансирование

использование средств, полученных при  размещении нового займа, для выплат процентов по "старым" долгам

Консолидация

изменение условий займа по его срокам (продление сроков функционирования выпущенных займов)

Конверсия

изменение условий займа по доходности:

• замена ранее выпущенных обязательств на новые по более 

  низкому проценту при сохранении их  номинальной стоимости;

• обмен долга на акции промышленных компаний;

• выкуп долга со скидкой с  номинала в пользу должника

Реструктуризация

изменение условий обслуживания долга и сроков его погашения,

в т.ч. с  частичным списанием суммы основного долга


 

 

 

 

5. Фискальная политика: понятие,  механизм, виды

 

Фискальная политика

система мероприятий государства  по воздействию на экономическую  конъюнктуру путем изменения  расходов, доходов (налогов) и состояния  госбюджета

Виды

• дискреционная

• автоматическая


 

Дискреционная 

фискальная 

политика

сознательное изменение государственных  расходов, налогов  и сальдо госбюджета в результате специальных решений  правительства с целью воздействия на уровеньэкономической активности (безработицу, инфляцию, экономический рост)

сознательное изменение государственных  расходов, налогов  и сальдо госбюджета в результате специальных решений  правительства с целью воздействия  на уровень экономической активности (безработицу, инфляцию, экономический  рост)

  

 В коротком периоде меры  ДФП сопровождаются эффектами  мультипликатора государственных  закупок, налогов и сбалансированного  бюджета.

  Воздействие госзакупок и налогов на изменение НД отражает модель "кейнсианского креста":

       •  изменение  госзакупок G оказывает прямое и непосредственное воздействие

           на уровень равновесного объема НД с мультипликативным  эффектом     

                                                                     1

              Δ Y = multg × ΔG,      multg =

                                                               1 − b(1 −t)

     

       • изменение  налогов T оказывает косвенное и противоположное  воздействие

         на уровень НД с мультипликативным эффектом

 

                                                                    − b

               Δ Y = multt × ΔT,      multt =

                                                                 1 − b(1 −t)

multg  >  multt

 

Рост G на определенную величину вызовет  бόльший прирост НД, чем снижение T на такую же величину. Это значит, что мультипликативный эффект от снижения налогов слабее, чем от увеличения G, т.к. в этом случае лишь часть дохода идет на потребление

( b × ΔT), а другая − на сбережения [Δ T× (1 −b)]. Тогда как каждая единица прироста G  (ΔG) участвует в увеличении равновесного уровня НД.


 

Суммарное изменение равновесного дохода (Δ Y) в результате одновременного изменения госрасходов (ΔG) и автономных налогов (ΔTa)  составит:

                                                                     1                                − b

 Δ Y = multg × ΔG  + multt × ΔTа = ΔG                     + ΔTа

                                                               1 − b(1 −t)                    1 − b(1 −t)

  


 

 

Равные по величине изменения G и T оказывают различное влияние и на величину общего бюджетного дефицита.

 

                                   t

ΔBD = (1 −                       ) × ΔG

                              1 − b(1 −t)

t − const

ΔBD = ΔG −t× Δ Y

Δ Y = ΔG/ [1 − b(1 −t)]

Рост бюджетного дефицита будет меньше, чем прирост G. Это объясняется тем, что

с ростом G  увеличиваются доходы населения, а значит, и налоговые платежи, которые частично компенсируют увеличение G.

                                  ↑G → ↑Y → ↑T  > G → ↓ BD

 

                                   b×t

ΔBD = (1 −                 ) × ΔT

                                1 − b(1 −t) 

G − const

ΔBD = ΔT −t× Δ Y

Δ Y = bΔT/ [1 − b(1 −t)]

Повышение ставки налога сократит бюджетный  дефицит на мéньшую величину, чем  прирост налоговых поступлений. Это объясняется тем, что рост налогов сократит сначала потребительские  расходы C, а затем и равновесный уровень дохода, являющийся базой налогообложения.

                                    ↑t ×Y → ↓C→ ↓Y → ↓T  <  G → ↑ BD

вывод

 

При выборе между изменением государственных  расходов или налогов следует  учитывать, что при росте госрасходов  и снижении налогов на равную величину  НД возрастет в бόльшей степени  при увеличении госрасходов, а бюджетный  дефицит будет больше при снижении налогов (multg  >  multt).


 

 

Сравнение бюджетного и  налогового мультипликаторов

 

Увеличение госрасходов

на ΔG

Снижение налогов 

Рост НД (Δ Y)

            1                            

            1

                          × ΔG          >                        

      1 − b(1 −t)   

2

               − b

                                       × ΔT

            1 − b(1 −t)       

Увеличение

бюджетного

дефицита (ΔBD)

3

                 t

( 1 −                        )×ΔG       <

          1 − b(1 −t)   

4

                b ×t

( 1 −                       ) × ΔT

          1 − b(1 −t)   


 

 

 

 

 

 

Различие между бюджетным и  налоговым мультипликаторами вызывает важное следствие, получившее название теоремы Хаавельмо.

Теорема Хаавельмо

увеличение госрасходов за счет повышения  налогов для балансирования бюджета  вызывает рост НД на ту же величину: ↑ ΔG  = ↑ ΔT→   Δ Y = ΔG

 

В этом случае говорят о мультипликаторе сбалансированного бюджета:

                   mult EB  = 1       при I − const

                                 < 1


 

 

Дискреционная фискальная политика может  быть использована для стабилизации экономики в различные фазы цикла.

Фазы цикла

Цель

Методы

Последствия

Спад:

стимулирующая

борьба с безработицей

• ↑G

• ↓ T

• сочетание

• ↑ L и сокращение падения производства;

• целенаправленное создание бюджетного дефицита  G > T

Подъем:

сдерживающая

борьба с инфляцией

• ↓G

• ↑ T

• сочетание

• сокращение инфляции спроса;

• целенаправленное создание бюджетного излишка  T > G

Недостаток ДФП

значительный внутренний временнόй лаг между моментом возникновения проблемы и принятия ответной меры

 

Внутренний временнόй  лаг = лаг признания, осознания проблемы

                                                 + лаг решения (промежуток времени от осознания

                                                                             до конкретного решения)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автоматическая  

фискальная   политика

экономический механизм, автоматически  реагирующий на изменение экономической  ситуации без принятия специальных  решений правительством

встроенные 

стабилизаторы

• прогрессивное налогообложение

• трансферты (пособия по безработице, различные социальные выплаты)

Фазы цикла

Изменение налоговых поступлений  и трансфертов

Последствия

Спад

падение доходов автоматически сокращает  налоговые поступления и увеличивает  трансферты:

↓Y → ↓T, ↑G(TF) → G > T → ↑BD

                  G−const

• стимулирование AD;

• рост бюджетного дефицита

Подъем

повышение доходов автоматически  увеличивает налоговые поступления  и сокращает трансферты:

↑Y → ↑T, ↓G(TF) → G < T → ↓BD

                  G−const

• ограничение  AD;

• сдерживание инфляции  
   спроса;

• сокращение бюджетного дефицита или  образование бюджетного излишка

 

Антиинфляционное (стабилизирующее) воздействие  бюджетного излишка зависит от характера  его использования

  • погашение госдолга;

  • полное изъятие (замораживание).

В 1-ом случае увеличивается денежная масса, что снижает антиинфляционный эффект, но вызывает "эффект наполнения" (противоположный эффекту вытеснения):

↑N→↑MS > Md→  ↓R→↑I, ↑C, ↑Xn  → ↑AD >AS →↑π

 

                                   эффект наполнения

 

Во 2-ом случае деньги не возвращаются в экономику и достигается максимальный антиинфляционный эффект.


 

 

Встроенная стабильность зависит  от эластичности налоговых поступлений  при изменении экономической  конъюнктуры, что в свою очередь  определяется удельным весом отдельных  видов налогов.

Степень конъюнктурной эластичности зависит от объекта обложения, методов  построения налоговых ставок и техники  взимания налогов.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Эластичность           % изменение налоговых поступлений

налоговых            =

поступлений                            % изменение НД

 

                                         ΔT/T              ΔT          T

                            EYT =                =               ×  

                                         ΔY/Y            ΔY           Y

 

Повышенная антициклическая внутренняя приспособляемость характерна для  налогов, автоматически реагирующих  на изменение конъюнктуры:

          •  подоходный и корпоративный налоги   (благодаря прогрессивной шкале)

          •  НДС (изымаемый по пропорциональной шкале)

          •  налог на недвижимость (не связан с конъюнктурными колебаниями, 

                                                        взимается по пропорциональной  шкале,

                                                        имеет низкий уровень обложения)

Налоговая система оказывает эффективное  конъюнктурно−стабилизирующее действие при EYT = 1, что возможно при высоком удельном весе подоходного и корпоративного налогов.


 

Эффективность АФП

• встроенные стабилизаторы "включаются" независимо от решений парламента (отсутствует лаг решения)

 

• встроенные стабилизаторы не устраняют  причин циклических колебаний фактического ВНП вокруг потенциального объема Y*, но ограничивают их амплитуду, по некоторым оценкам, приблизительно на ⅓.  Поэтому на практике проводится комбинированная БНП, сочетающая меры ДФП и механизм автоматических стабилизаторов.


 

 

Фискальная  политика  и  состояние  госбюджета

При  анализе взаимосвязи между  фискальной политикой и состоянием госбюджета выделяют 2е части в структуре общего бюджетного дефицита:

                  • структурный

                  • циклический  дефицит.

Структурный −

следствие ДФП

разность между расходами и  доходами бюджета в условиях полной занятости

 

BDструкт = G  − t × Y*

Циклический −

следствие АФП

отражает изменения в расходах и доходах бюджета по фазам  цикла

 

разность между фактическим и  структурным дефицитом

 

BDцикл = BD − BDструкт = (G −tY) − (G  − t × Y*) =   t(Y*−Y)


 

 

 

 

СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА  ГОСУДАРСТВА

 

1. Сущность и направления социальной политики государства  в условиях рынка

 

Необходимость социальной политики связана с "провалами" рынка:

                   •   рыночный механизм не гарантирует права на труд,

                   •  не гарантирует стандартный уровень благосостояния,

                   •   не обеспечивает социальной защиты инвалидов, малоимущих, пенсионеров

Социальная политика

целенаправленная деятельность государства  по обеспечению благоприятных условий жизни населения ("социальная защита") и созданию социальных гарантий в формировании экономических стимулов для участия в общественном производстве.

    Социальные гарантии  − это обязательства общества  
по удовлетворению необходимых потребностей:

• общедоступность и бесплатность образования,

• гарантии недопустимости принудительного  труда,

• минимизация потерь в связи  с прекращением трудовой

  деятельности.

Роль социальной политики

1) социальная политика отражает цель экономического роста:  
    увеличение НБ как основы повышения благосостояния;

2) сама социальная политика является фактором  экономического  

    роста: достижение более высокого уровня развития предполагает

    повышенные требования к участникам экономической

    деятельности, что в свою очередь требует дальнейшего развития

    социальной сферы.

Масштабы социальной политики

определяются размерами госсектора, который занимает господствующее положение  в социальной сфере

расширенная

• общедоступность социальных программ;

• универсальность социальных выплат;

• всеохватывающая перераспределительная  деятельность государства

остаточная

• дополнение к традиционным социальным институтам;

• ограничена по масштабам и охватываемому  контингенту;

• преимущественно пассивная и  компенсационного характера


 

Принципы проведения социальной политики и соответствующие им подходы

Принципы

Подходы

Социальная 

справедливость

Социальный

 

через систему социальной защиты государство должно гарантировать получение доходов, позволяющих удовлетворить общественно значимые потребности и не опуститься  ниже черты бедности

Рационализм

Рыночный

 

государство обязано создать условия, стимулирующие трудовую активность и профессиональный рост

Информация о работе Фискальная политика государства