Фискальная политика: цели, инструменты, эффективность

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 19:25, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение бюджетно-налоговой, или так называемой фискальной политики государства. Роль фискальной политики в целостном экономическом управлении велика. Являясь одним из важнейших инструментов государственного регулирования экономики, она непосредственно формирует государственный бюджет, государственные денежные доходы. В условиях рынка фискальная политика является стержневой частью государственной экономической политики.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3
Теоретические основы фискальной политики…………………………...4
Цели, инструменты и виды фискальной политики……………………...4
Эффективность фискальной политики. Эффект вытеснения………..…7

Зарубежный опыт реализации фискальной политики………………….10
2.1. Фискальное стимулирование в России…………………………….........10
2.2. Опыт реализации фискальной политики в США………………….....12
Фискальная политика в Республике Беларусь…………………………..13
Анализ фискальной политики в Республике Беларусь в пореформенный период……...………………………………………….13
Проблемы реализации фискальной политики в Беларуси……..……..18
Перспективные направления в развитии фискальной политики….....20

Заключение……………………………………………………………………
Список использованных источников……………………………………….

Работа содержит 1 файл

Kursovaya (4).docx

— 260.88 Кб (Скачать)

Сущность  эффекта вытеснения состоит в том, что стимулирующая (дефицитная) фискальная политика будет вести к росту процентных ставок и сокращению инвестиционных расходов, таким образом ослабляя или полностью подрывая стимулирующий эффект фискальной политики.

Выглядит  это следующим образом:

Предположим, что экономика находится в  состоянии спада, и правительство  в качестве одной из мер текущей  фискальной политики увеличивает государственные  расходы. Правительство теперь выходит  на денежный рынок с целью финансирования дефицита. Следующее за этим возрастание  спроса на деньги повышает процентные ставки, т.е. цену, уплачиваемую за заимствование  денег. Поскольку расходы изменяются обратно пропорционально процентным ставкам, некоторые инвестиции будут  отвергнуты или вытеснены. Тогда  увеличение правительственных расходов может вызвать снижение частных  инвестиций. Если бы инвестиции сокращались  на такую же величину, на которую  увеличивались правительственные  расходы, тогда фискальная политика была бы полностью неэффективной.

Масштабы  «эффекта вытеснения» являются предметом  оживлённых дискуссий. Например, некоторые  экономисты считают, что в случае высокой безработицы это вытеснение будет незначительным. Рациональное зерно состоит здесь в том, что в условиях спада стимулы, создаваемые увеличением правительственных расходов, могут улучшить ожидания прибыльности у предпринимателей, что является важной детерминантой спроса на инвестиции. Если кривая спроса на инвестиции сдвигается вправо, тогда инвестиционные расходы не должны падать — они могут даже увеличиваться, хотя ставка процента возрастает.[2, с. 296]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Зарубежный опыт реализации  фискальной политики

    1. Фискальное стимулирование в России

В экономической  теории и практике реализации антикризисных  программ важнейшая роль отводится фискальному стимулированию. Государство пытается компенсировать резкое падение частного спроса либо снижением уровня налогообложения, либо увеличением бюджетных расходов на приобретение товаров и услуг или реализацию инвестиционных программ. На практике работоспособность этого инструмента обусловлена множеством дополнительных факторов. В их числе выделим два:

  • способность правительства найти источники средств для увеличения бюджетных расходов в условиях сокращения налоговых поступлений из-за спада деловой активности. Иногда государства используют для этого накопленные резервы, но, как правило, им приходится наращивать бюджетный дефицит и государственный долг. Здесь важны тесная координация усилий с центральными банками и учёт параметров денежной политики;
  • наличие в экономике свободных мощностей и мобильной рабочей силы, чтобы рост предложения мог отреагировать на растущий государственный спрос.

Впервые в своей новейшей истории Россия столкнулась с необходимостью использовать данный инструмент, поэтому результаты его применения достойны внимательного  анализа.

Рост  российской экономики до кризиса  и её падение в кризисный период были неравномерными. До IV квартала 2008 г. реальный сектор показывал более  высокие результаты, чем в предшествующем году. В конце 2008 г. произошел резкий спад: уверенно развивавшиеся отрасли откатились до уровня 2007 г., некоторые опустились существенно ниже. [4, с. 40]

Общий размер фискального стимула. Многие эксперты склонны переоценивать масштаб поддержки российской экономики за счёт бюджета, относя к ней весь рост расходов в 2009 г. (30% в год, как в 2006 – 2008 гг.). Однако такой подход вряд ли оправдан. Дело в том, что основной прирост расходов в федеральном бюджете 2009 г. был связан с повышением доходов пенсионеров и реализацией ряда социальных программ, решения о которых были приняты не только до разработки антикризисных мероприятий, но и до начала экономического кризиса в России. В условиях наступившего кризиса правительство могло их пересмотреть (отменить, растянуть во времени), но не стало этого делать. Впрочем, и без учёта указанных расходов совокупный пакет фискального стимулирования, реализованный российскими властями, оказался весьма значительным.

В ходе осуществления  антикризисных мероприятий российское правительство фактически реализовало  два пакета фискального стимулирования: осенью 2008 г., когда были изменены правила  взимания вывозной пошлины на нефть, и в рамках федерального бюджета  на 2009 г.

Основные  решения в рамках программы фискального  стимулирования (снижение ставки налога на прибыли для предприятий, изменение  правил начисления амортизации, закупка жилья за счёт средств федерального бюджета, развитие лизинговой деятельности и пр.), которые правительство наметило при разработке антикризисных мероприятий осенью 2008 г., были отложены на 2009 г. Таким образом, они не сыграли никакой роли в поддержании спроса в фазе наиболее быстрого падения российской экономики осенью 2008 – весной 2009 г.

Налог на прибыль снижен на 4 %. С 1 января 2009 г. ставка налога на прибыль организаций снизилась с 24 % до 20 % за счет федеральной части налога (которая уменьшилась с 6,5 % до 2,5 %). Кроме того, за субъектами Российской Федерации сохраняется право понизить ставку налога в части, поступающей в региональный бюджет, с 17,5 % до 13,5% (т.е. минимальная ставка налога составит 16 %). Эта мера позволила не забирать в качестве налогов, а оставить работать в экономике свыше 400 млрд. рос. руб.

Амортизационная премия увеличена  с 10 % до 30 %. Организация может уменьшить налогооблагаемую прибыль, сразу списав до 30 % первоначальной стоимости основных средств (а также расходов на их ремонт, модернизацию, техническое перевооружение). Увеличение размера амортизационной премии создаст благоприятные условия для переоборудования существующих и создания новых производств, приобретения новых технологий, значительно облегчив налоговую нагрузку до момента получения реальной прибыли от новых объектов.

Проценты по кредитам разрешается  в большем объеме учитывать в расходах. По общим правилам организации имеют право уменьшать налогооблагаемую прибыль на сумму процентов, которая не отклоняется от среднего уровня процентов, начисляемых по аналогичным долговым обязательствам, выданным в том же квартале, более чем на 20 %. Кроме того, уменьшение возможно на проценты в пределах фиксированных ставок, установленных в Налоговом кодексе Российской Федерации.

В условиях кризиса многие компании вынуждены привлекать займы по ставкам, превышающим установленные фиксированные ограничения. Для решения этой проблемы предельная величина процентной ставки по долговым обязательствам (которую можно учесть в расходах) для долговых обязательств в иностранной валюте увеличивается с 15 % до 22 %, для долговых обязательств в рублях — с 1,1 до 1,5 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Таким образом, организация может отнести к расходам более высокие проценты по займам, привлеченным еще осенью.

Расширен перечень расходов, уменьшающих  прибыль, на добровольное страхование. С 1 января 2009 г. в перечень включены расходы на добровольное имущественное страхование, включая страхование гражданской ответственности и страхование предпринимательских рисков, если в соответствии с российским законодательством такое страхование является условием осуществления налогоплательщиком его деятельности. Эти изменения должны решить проблемы организаций, которые в силу ряда законов обязаны в ходе своей деятельности заключать некоторые виды договоров добровольного страхования (например, страхование ответственности при транспортировке опасных производственных объектов, выполнении государственных заказов). Раньше налоговые органы отказывали в вычете таких расходов.

Имущественные вычеты. Для стимулирования спроса на рынке недвижимости имущественный вычет по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ) на приобретение жилья повышается с 1 млн. до 2 млн. рос. руб. Таким образом, максимальная экономия, которую смогут получить работники, увеличивается со 130 тыс. до 260 тыс. рос. руб. (при ставке НДФЛ 13 %).

Оптимизирован НДС по авансам и  при осуществлении неденежных расчетов. С 1 января 2009 г. налогоплательщики получат право принимать к вычету НДС по авансовым платежам (если такие платежи предусмотрены договором) в том налоговом периоде, в котором произведен платеж (ранее НДС по авансам принимался к вычету только после отгрузки товаров, выполнения работ или оказания услуг). По новым правилам поставщики обязаны выставить счета-фактуры не позднее пяти дней со дня получения авансов. Эта мера позволит компаниям упорядочить уплату НДС и освободить дополнительные денежные средства в тех периодах, в которых компании непосредственно несут расходы.

Упрощенная система налогообложения (УСН). С 2009 г. власти регионов смогут принимать решения о снижении с 15 % до 5 % ставки налога для организаций, применяющих УСН.[5, с. 76]

 

    1. Опыт реализации фискальной политики в США

В марте 2009 г. был принят ряд мер по стимулированию экономики США. Одной из этих мер стало принятие нового закона, известного как Американский акт восстановления и реинвестиций 2009 г. Этот закон оценивается в 787 млрд. долл. Часть его программы, на 40 % от этой суммы, касается снижения налогов. Большая часть разработанных документов по стимулированию экономики направлена на индивидуальных налогоплательщиков. В большей степени целевой группой является средний класс и его нижний уровень.

Центральный блок налогового пакета содержит документы, регулирующие порядок налоговых вычетов, в частности, применяется налоговый вычет до 400 долл. США в год на одного налогоплательщика и 800 долл. США в год на семью. Вычеты на доходы и ряд других вычетов недоступны для налогоплательщиков с доходами выше определенной суммы. Другими словами, богатые не получат выгоды от антикризисных мер.

Применяются следующие налоговые меры для  налогоплательщиков при исчислении индивидуального подоходного налога:

♦ вычет налога с продаж при приобретении нового автомобиля;

♦ вычет налога при покупке жилья в первый раз, т.е. налогоплательщик, который покупает жилье в США впервые, может воспользоваться правом возвратного налогового вычета до 10 % от суммы покупной цены в размере до 8 тыс. долл. США;

♦ налоговый вычет при получении образования (позволяет получать образовании лицам с низкими и средними доходами).

Налоговое обеспечение бизнеса: дополнительная амортизация.

По общему правилу компаниям разрешено  возмещать стоимость капитальных  расходов через определенный период в соответствии с графиком амортизации. На определенный период компании могут возместить стоимость капитальных расходов быстрее, чем это установлено графиком амортизации. В частности, разрешено единовременно списывать до 50 % амортизируемого имущества, используемого на территории США.

Стимулирование малого бизнеса:

  • в целях оказания помощи малому бизнесу для быстрого восстановления стоимости некоторых капитальных расходов налогоплательщики малого бизнеса могут выбрать списание стоимости этих расходов в год приобретения вместо возмещения этих расходов через амортизационные отчисления;
  • отсроченное признание дохода от аннулирования долга.

По общему правилу у налогоплательщика  возникает налогооблагаемый доход  в момент аннулирования (прощения) его  долга либо в случае, если налогоплательщик приобретает собственный долг у третьего лица по цене ниже его текущей стоимости. Сумма дохода налогоплательщика от аннулирования долга исчисляется как превышение первоначальной стоимости долга при его возникновении над ценой его приобретения налогоплательщиком. Некоторым компаниям будет разрешено признавать доход от аннулирования долга в течение 10 лет. Эта мера будет касаться только определенных видов долговых обязательств, выкупленных компаниями после 2008 г. идо 2011 г.;

  • увеличение периода переноса чистых операционных убытков (чистые операционные убытки — превышение издержек над доходами в течение отчетного (налогового) периода уменьшают налогооблагаемую прибыль компании) для предприятий малого бизнеса.

Согласно  прежнему законодательству чистые операционные убытки могли переноситься на 2 года, предшествующих году их получения, а также учитываться в течение последующих 20 лет после возникновения. Новое законодательство увеличивает период перенесения убытка на прошлые периоды с 2 лет до 5 для компаний малого бизнеса. [5, с. 79]

 

 

 

 

3.Фискальная политика в Республике  Беларусь

    1. Анализ фискальной политики в Республике Беларусь в пореформенный период.

В январе-сентябре 2010 года объем валового внутреннего  продукта составил 116,6 трлн. рублей и  увеличился в сопоставимых ценах  на 6,6% по сравнению с январем-сентябрем 2009 года. Производство промышленной продукции  возросло на 10,3% по сравнению с тем  же периодом 2009 года, составив 114,7 трлн. рублей. При этом запасы готовой  продукции промышленности на складах  на 1 октября 2010 года составили 5,3 трлн. рублей, или 54,2% к среднемесячному  объему производства промышленной продукции (на 1 октября 2009 года они составляли 77,8% среднемесячного объема производства продукции).

Экспорт товаров и услуг в январе-сентябре 2010 года увеличился по сравнению с  январем-сентябрем 2009 года на 18,6%, импорт товаров и услуг – на 18,3%. [6]

Прибыль от реализации продукции, товаров, работ, услуг (без субъектов малого предпринимательства) за девять месяцев 2010 года увеличилась  по сравнению с январем-сентябрем 2009 года на 23,1% в номинальном выражении, или на 15% в реальном выражении (скорректировано  на индекс потребительских цен), прибыль  до налогообложения – на 22,1 и 14,1% соответственно.

Индекс  потребительских цен за девять месяцев 2010 года составил 106,8%, или в среднемесячном исчислении за период с начала года – 100,7%.

Информация о работе Фискальная политика: цели, инструменты, эффективность