Фискальная политика: цели, инструменты, эффективность

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 19:25, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение бюджетно-налоговой, или так называемой фискальной политики государства. Роль фискальной политики в целостном экономическом управлении велика. Являясь одним из важнейших инструментов государственного регулирования экономики, она непосредственно формирует государственный бюджет, государственные денежные доходы. В условиях рынка фискальная политика является стержневой частью государственной экономической политики.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3
Теоретические основы фискальной политики…………………………...4
Цели, инструменты и виды фискальной политики……………………...4
Эффективность фискальной политики. Эффект вытеснения………..…7

Зарубежный опыт реализации фискальной политики………………….10
2.1. Фискальное стимулирование в России…………………………….........10
2.2. Опыт реализации фискальной политики в США………………….....12
Фискальная политика в Республике Беларусь…………………………..13
Анализ фискальной политики в Республике Беларусь в пореформенный период……...………………………………………….13
Проблемы реализации фискальной политики в Беларуси……..……..18
Перспективные направления в развитии фискальной политики….....20

Заключение……………………………………………………………………
Список использованных источников……………………………………….

Работа содержит 1 файл

Kursovaya (4).docx

— 260.88 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра экономической теории и истории экономических учений

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: Макроэкономика

на тему: Фискальная политика: цели, инструменты, эффективность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МИНСК 2011 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение………………………………………………………………………...3

  1. Теоретические основы фискальной политики…………………………...4
    1. Цели, инструменты и виды фискальной политики……………………...4
    2. Эффективность фискальной политики. Эффект вытеснения………..…7

 

  1. Зарубежный опыт реализации фискальной политики………………….10

2.1. Фискальное стимулирование в России…………………………….........10

2.2. Опыт реализации фискальной политики в США………………….....12

  1. Фискальная политика в Республике Беларусь…………………………..13
    1. Анализ фискальной политики в Республике Беларусь в    пореформенный период……...………………………………………….13
    2. Проблемы реализации фискальной политики в Беларуси……..……..18
    3. Перспективные направления в развитии фискальной политики….....20

 

Заключение……………………………………………………………………

Список использованных источников……………………………………….

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Основной  задачей государства на всех этапах его развития является стабилизация экономики, в нынешнее время государство активно применяет инструменты вмешательства в экономику. К основным двум видам вмешательства государства в рыночную экономику можно отнести бюджетно-налоговую и кредитно-денежную политику.

Целью данной курсовой работы является изучение бюджетно-налоговой, или так называемой фискальной политики государства. Роль фискальной политики в целостном экономическом управлении велика. Являясь одним из важнейших инструментов государственного регулирования экономики, она непосредственно формирует государственный бюджет, государственные денежные доходы. В условиях рынка фискальная политика является стержневой частью государственной экономической политики.

Теоретическая база фискальной политики достаточно хорошо разработана. Но эта область экономической науки не исчерпала себя. Множество спорных и нерешенных проблем реализации фискальной политики, ее влияния на развитие государства требуют дальнейшего совершенствования и решения. В прошлом, в течение длительного времени, бюджетно-налоговая политика рассматривалась экономистами лишь с аспекта пропорций распределения объемa производства страны.

Актуальность  изучения фискальной политики обусловила выбор темы данной курсовой работы. В условиях рыночной экономики особенно важно знание сущности, целей, видов и инструментов фискальной политики, а также механизма ее действия для более правильной ориентации в существующей ситуации в стране с целью правильного принятия управленческого решения.

Целью работы стало изучение механизма реализации фискальной политики государства.

Основными задачами данной курсовой работы являются изучение:

- сущностной характеристики фискальной политики,

- видов  фискальной политики,

- инструментов фискальной политики,

- опыт  реализации фискальной политики в зарубежных странах,

- роли  фискальной политики в развитии государства и ее особенности в Республике Беларусь.

При работе над темой данной курсовой работой были использованы труды зарубежных и отечественных авторов, посвященных финансовой политике государства, учебные пособия, статъи экономических журналов и газет, статистические данные, а также материалы сайтов Интернета.

 

 

1. Теоретические основы фискальной  политики

    1. Цели, инструменты и виды фискальной политики.

«Фиск»  означает казна, «фискал» — сборщик  налогов. Поэтому складывается видимость, что фискальная политика в лучшем случае есть только налоговая политика. Однако это далеко не так.

В рамках фискальной политики («линия доходов») государство изыскивает и другие, а не только налоговые поступления  в бюджет. Это могут быть доходы от ценных бумаг иностранных государств и акционерных обществ, которыми владеет правительство, а также  другие поступления, получаемые с «государственного  капитала», размещенного в реальном секторе экономики как изображено на рисунке 1. [1, с. 125]

Таким образом, у фискальной политики государства  обнаруживается и второй компонент — это «линия расходов». Здесь государство стремится регулировать и оптимизировать собственные расходы, оказывать положительное воздействие на происходящие в стране социально-экономические процессы.

 

Рисунок 1 - Основные компоненты современной фискальной политики.

 

Фискальная политика государства есть целенаправленные мероприятия государства по мобилизации и рациональному использованию финансовых ресурсов, необходимых для выполнения соответствующих функций, на основе действующего законодательства.

В цивилизованной стране фискальная политика формируется  и контролируется парламентом страны с учетом выработанной теоретической концепции, а реализуется правительством, в первую очередь министерством экономики и министерством финансов.

Известно, что основными задачами экономической  политики государства выступают обеспечение полной занятости, подавление инфляции, достижение равновесия платежного баланса, обеспечение устойчивого и долговременного экономического роста. Поэтому бюджетно-налоговая (или фискальная) политика обнаруживается как совокупность конкретных мер правительства по изменению государственных расходов, налогообложения и общего состояния государственного бюджета, которые направлены на достижение соответствующих задач социально-экономического развития.  [1, с. 126]

Вектора фискальной политики современного государства непосредственно зависят от:

а) состояния  национальной экономики и фазы промышленного цикла;

б) принятой национальной концепции социально-экономического развития страны и сформулированных в ней задач;

в) имеющегося у правительства, в соответствии с действующим законодательством, правового коридора;

г) степени  демократизации страны и уровня развития гражданского общества.

Важнейшим условием проведения современной фискальной политики выступает отказ от принципа ежегодной сбалансированности государственного бюджета.

Фискальная  политика представляет собой меры, которые предпринимает правительство  с целью стабилизации экономики  с помощью изменения величины доходов и/или расходов государственного бюджета. (Поэтому фискальную политику также называют бюджетно-налоговой  политикой.)

Фискальная  политика – это политика регулирования  правительством прежде всего совокупного спроса. Регулирование экономики в этом случае происходит с помощью воздействия на величину совокупных расходов. Однако некоторые инструменты фискальной политики могут использоваться для воздействия и на совокупное предложение через влияние на уровень деловой активности. Фискальную политику проводит правительство.

Инструментами фискальной политики выступают расходы  и доходы государственного бюджета, а именно:

1) государственные  закупки; 

2) налоги;

3) трансферты. [1, с. 127]

В зависимости  от фазы цикла, в которой находится  экономика, инструменты фискальной политики используются по-разному. Выделяют два вида фискальной политики:

1) стимулирующую  и 

2) сдерживающую.

Рисунок 2 - Виды фискальной политики.

 

Фундаментальная цель фискальной политики состоит в  том, чтобы ликвидировать безработицу  или инфляцию. В период спада на повестке дня возникает вопрос о  ликвидации безработицы, следовательно, о стимулирующей фискальной политике. И наоборот, если в экономике имеет  место вызванная избыточным спросом  инфляция, этому случаю соответствует  сдерживающая фискальная политика. [2, с. 291]

Стимулирующая фискальная политика применяется при спаде (рисунок 2(а)), имеет целью сокращение рецессионного разрыва выпуска и снижение уровня безработицы и направлена на увеличение совокупного спроса (совокупных расходов). Ее инструментами выступают:

а) увеличение государственных закупок;

б) снижение налогов;

в) увеличение трансфертов.

Сдерживающая фискальная политика используется при буме (при перегреве экономики) (рисунок 2(б)), имеет целью сокращение инфляционного разрыва выпуска и снижение инфляции и направлена на сокращение совокупного спроса (совокупных расходов). Ее инструментами являются:

а) сокращение государственных закупок;

б) увеличение налогов;

 в)  сокращение трансфертов.

Кроме того, различают фискальную политику:

1) дискреционную  и 2) автоматическую (недискреционную).

Дискреционная фискальная политика представляет собой  законодательное (официальное) изменение  правительством величины государственных  закупок, налогов и трансфертов  с целью стабилизации экономики.

Автоматическая  фискальная политика связана с действием  встроенных (автоматических) стабилизаторов. Встроенные (или автоматические) стабилизаторы  представляют собой инструменты, величина которых не меняется, но само наличие  которых (встроенность их в экономическую систему) автоматически стабилизирует экономику, стимулируя деловую активность при спаде и сдерживая ее при перегреве.

К автоматическим стабилизаторам относятся:

1) подоходный  налог (включающий в себя и  налог на доходы домохозяйств, и налог на прибыль корпораций);

2) косвенные  налоги (в первую очередь, налог  на добавленную стоимость);

3) пособия  по безработице;  

4) пособия  по бедности. [1, с. 128]

 

1.2 Эффективность фискальной политики. Эффект вытеснения

Как и любое  явление, фискальная политика имеет  ряд как достоинств, так и недостатков.

К достоинствам фискальной политики следует отнести:

  1. Эффект мультипликатора. Все инструменты фискальной политики имеют мультипликативный эффект воздействия на величину равновесного совокупного выпуска.
  2. Отсутствие внешнего лага (задержки). Внешний лаг — это период времени между принятием решения об изменении политики и появлением первых результатов её изменения. Когда правительством принято решение об изменении инструментов фискальной политики, и эти меры вступают в действие, результат их воздействия на экономику проявляется достаточно быстро.
  3. Наличие автоматических стабилизаторов. Поскольку эти стабилизаторы являются встроенными, то правительству не нужно предпринимать специальных мер по стабилизации экономики. Стабилизация (сглаживание циклических колебаний экономики) приходит автоматически.

Недостатки фискальной политики:

  1. Наличие внутреннего лага. Внутренний лаг — это период времени между возникновением необходимости изменения политики и принятием решения о её изменении. Решения об изменении инструментов фискальной политики принимает правительство, однако введение их в действие невозможно без обсуждения и утверждения этих решений законодательным органом власти. Эти обсуждения и согласования могут потребовать длительного периода времени. Кроме того, они вступают в действие, начиная только со следующего финансового года, что ещё больше увеличивает лаг. За этот период времени ситуация в экономике может измениться. Так, если первоначально в экономике была рецессия, и были разработаны меры стимулирующей фискальной политики, то в момент начала их действия в экономике уже может начаться подъём. В результате дополнительное стимулирование может привести экономику к «перегреву» и спровоцировать инфляцию, т.е. оказать дестабилизирующее действие на экономику. И наоборот, меры сдерживающей фискальной политики, разработанные в период бума, из-за наличия продолжительного внутреннего лага могут усугубить спад.
  2. Неопределённость. Неопределённость касается проблемы идентификации экономической ситуации. Бывает трудно точно определить, например, момент, когда заканчивается период рецессии и начинается оживление или момент, когда подъём превращается в перегрев и т.п. Между тем, поскольку на разных фазах цикла необходимо применять разные виды политики (стимулирующую или сдерживающую), ошибка в определении экономической ситуации и выбора типа экономической политики исходя из такой оценки может привести к дестабилизации экономики.
  3. Дефицит бюджета. Противники кейнсианских методов регулирования экономики — монетаристы, сторонники теории экономики предложения и теории рациональных ожиданий считают дефицит государственного бюджета одним из важнейших недостатков фискальной политики. Действительно, инструментами стимулирующей фискальной политики выступает увеличение государственных закупок и трансфертов, т.е. расходов бюджета, и уменьшение налогов, т.е. доходов бюджета, что ведёт к росту дефицита государственного бюджета. Не случайно рецепты государственного регулирования экономики, которые предложил Дж. Кейнс, получили название «дефицитного финансирования», а проблема финансирования дефицита государственного бюджета превратилась в одну из важнейших макроэкономических проблем. [3, с. 107]
  4. Эффект вытеснения.

Информация о работе Фискальная политика: цели, инструменты, эффективность