Фирма как субъект рыночной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 12:01, контрольная работа

Описание работы

Фирма — это юридически оформленная единица предпринимательской деятельности; хозяйственное звено, реализующее собственные интересы посредством изготовления и реализации товаров и услуг путем планомерного комбинирования факторов производства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Глава I Сущность, типы и виды фирм. 5
1.1 Фирма - как основное звено рыночной экономики……………………………5
1.2. Типы и виды фирм……………………………………………………………..13
2. Глава II Экономическая эффективность деятельности фирм 25
2.1 Издержки производства………………………………………………………..25
2.2 Валовый доход и прибыль……………………………………………………..33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40

Работа содержит 1 файл

-Дораб. Фирма как субъект рыночной экономики (доработка).doc

— 252.50 Кб (Скачать)
  • рентабельность продукции (норма прибыли) как отношение общей суммы прибыли к издержкам производства и реализации продукции, т.е. относительная величина прибыли, приходящейся на 1 руб. текущих затрат;
  • рентабельность производственных фондов (основного и оборотного капитала), которая показывает отношение общей суммы прибыли к среднегодовой стоимости основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств, т.е. величину прибыли в расчете на 1 руб. производственных фондов. [22,с.66]

     С помощью рентабельности продукции  оценивают эффективность производства отдельных видов изделий, а рентабельность фондов служит показателем эффективности работы предприятия (отрасли) в целом. Основные пути повышения уровня рентабельности — увеличение массы прибыли, снижение себестоимости продукции, улучшение использования производственных фондов.

     Таким образом, величина прибыли от продажи продукции находится под воздействием множества факторов: изменение объема реализации, структуры продукции, отпускных цен на реализацию продукции, цен на сырье, материалы, топливо и энергию, уровня затрат материальных и трудовых ресурсов. Проведение факторного анализа прибыли позволяет оценить резервы повышения эффективности производства и принять правильные управленческие решения по использованию производственных факторов.

     Метод цепных подстановок применяется  для расчетов величины влияния отдельных факторов в общем комплексе их воздействия на уровень прибыли. Сущность метода цепных подстановок состоит в том, что, последовательно заменяя каждый отчетный показатель базисным, все остальные показатели рассматриваются при этом как неизменные. Для проведения факторного анализа методом цепных подстановок прибыль можно представить в следующем виде:

     Пр = Вр – Ср – Ру – Рк [14,с.76]

     Вр  – выручка от продажи продукции, товаров, работ и услуг;

     Ср  – себестоимость реализации продукции , товаров, работ и услуг;

     Ру  – управленческие расходы;

     Рк  – коммерческие расходы.

     1. Влияние изменения выручки от  продажи продукции на прибыль  от продажи:

     ∆Пр1 = (Вр1 – Ср0 – Ру0 – Рк0) - (Вр0 –  Ср0 – Ру0 – Рк0) [14,с.76]

     ∆Пр1 – прирост (уменьшение) прибыли за счет изменения выручки от продажи продукции;

     Вр1 – выручка от продажи продукции, товаров, работ и услуг отчетного  периода;

     Вр0 – выручка от продажи продукции, товаров, работ и услуг предыдущего  периода.

     2. Влияние изменения уровня себестоимости  на прибыль от продажи (∆Пр2):

     ∆Пр2 = (Вр1 – Ср1 – Ру0 – Рк0) - (Вр1 –  Ср0 – Ру0 – Рк0) [14,с.76]

     Ср0, Ср1 – себестоимость продукции  предыдущего и отчетного периода.

     3. Влияние изменения уровня управленческих  расходов на прибыль от продажи  (∆Пр3):

     ∆Пр3 = (Вр1 – Ср1 – Ру1 – Рк0) - (Вр1 – Ср1 – Ру0 – Рк0) [14,с.76]

     Ру0, Ру1 – управленческие расходы предыдущего  и отчетного периода.

     4. Влияние изменения уровня коммерческих  расходов на прибыль от продажи  (∆Пр4):

     ∆Пр4 = (Вр1 – Ср1 – Ру1 – Рк1) - (Вр1 –  Ср1 – Ру1 – Рк0) [14,с.76]

     Рк0, Рк1 – коммерческие расходы предыдущего  и отчетного периода.

     5. Сумма факторных отклонений дает  общее изменение прибыли от  продажи продукции за анализируемый  период:

     ∆Пр = ∆Пр1+∆Пр2+∆Пр3+∆Пр4

     Такая замена факторов позволяет определить степень влияния каждого фактора на прибыль в целом. Число цепных подстановок зависит от количества факторов, влияющих прибыль. Применение приема цепных подстановок требует строгой последовательности определения влияния отдельных факторов.

     Таким образом, в заключении, можно отметить следующее:

     Факторы, влияющие на прибыль, могут классифицироваться по разным признакам. Так выделяют внешние  и внутренние факторы. К внутренним относятся факторы, которые зависят  от деятельности самого предприятия  и характеризуют различные стороны работы данного коллектива. К внешним факторам относятся факторы, которые не зависят от деятельности самого предприятия, но некоторые из них могут оказывать существенное влияние на темпы роста прибыли и рентабельности производства.

     В свою очередь внутренние факторы подразделяются на производственные и внепроизводственные. Внепроизводственные факторы связаны в основном с коммерческой, и другими аналогичными видами деятельности предприятия, а производственные факторы отражают наличие и использование основных элементов производственного процесса, участвующих в формировании прибыли.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

      Подводя итог вышеизложенному, отметим, что  обеспечение экономического роста и благосостояния населения достигается лишь в результате эффективной деятельности фирм. В российской реальности очень часто нарушаются обычные для нормальной рыночной экономики целевые установки собственников, менеджеров фирм. Их экономическое поведение оказывается неэффективным из-за недостатков формальных и неформальных институтов, недостаточности институциональной среды в целом. Поэтому одной из задач научных исследований становится определение путей нормализации и повышения эффективности экономического поведения фирм.

      Функционирование  фирм в современной экономике  России имеет свою специфику, которая определяется усложнением системы современных экономических отношений. Изменения в системе собственности, сложность и неопределенность межфирменных отношений, возрастание значимости компромиссного баланса интересов, интенсификация и разветвление связей фирм с другими хозяйствующими субъектами (увеличение «сетевого капитала»), включение фирмы в международные экономические отношения, реальные условия функционирования фирмы в России (коррупция, лоббизм) - все эти факторы приводят к существенным изменениям в поведении фирм в современной экономике России.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 
     
  1. Афитов  Э.А. Планирование на предприятии. – Минск: Вышэйшая школа, 2008.
  2. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория анализа хозяйственной деятельности.М.: Финансы и статистика, 2007.
  3. Борисов Е.Ф. Основы экономики. М., Юристъ, 2008г. 412 с.
  4. Бусыгин Л. Предпринимательство: Основной курс. - М. 2007 г. 358 с.
  5. Ванкевич В., Химченко Г. Порядок формирования фондов и использования прибыли // Главный бухгалтер. – 2006. – №2. – С.63-65.
  6. Вейе Г., Деринг У. Введение в общую экономику. Красноярск, 2008. 412 с.
  7. Виленский А. Этапы развития предпринимательства в России // Вопросы экономики. 2009. № 7.
  8. Воронов А.А. Малый бизнес – стратегический приоритет национальной конкурентоспособности России //«Малое предприятие» №11, 2008.
  9. Ворст И., Ревентлоу П. Экономика фирмы. М.: Высш. шк., 2007. 451 с.
  10. Герчикова И. Н. Регулирование предпринимательской деятельности: государственное и межфирменное: Учеб. Пособие. — М.: Издательство «Косалтбанкир», 2009. 218 с.
  11. Гражданский кодекс Республики Беларусь от 07.12. 2008. №218-3. // Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. – 2009. - №7-9.
  12. Грузинов В. Экономика предприятия и предпринимательства. М.: Софит, 2009. 384 с.
  13. Добрынин А.И. Экономика. Юрайт-Издат, 2002 г., 302 с.
  14. Дорофеев В. Прибыль необходимо эффективно использовать, а не делить ее на фонды // Главный бухгалтер. – 2009. - №11– С.87-90.
  15. Зайцев Н.Л. Экономика промышленного предприятия. - М: Инфра-М, 2008. – С.367.
  16. Карпей Т.В. Экономика, организация и планирование промышленного производства. – Минск: Дизайн ПРО, 2008.
  17. Кобринский Т.Е. Прибыль предприятия. Экономическая сущность и функции прибыли. Показатели (виды) прибыли // Финансы предприятий. – Гомель ГГУ им.Ф. Скорины. – 2008. –С.52-60.
  18. Кравченко Л.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле. – Москва: Новое знание, 2008.
  19. Макаренко Н.О. Анализ формирования и распределения прибыли // ЭФУ. – 2009. - №8. - С.77-83.
  20. Нехорошева Л.Н. Экономика предприятия. – Минск: Вышэйшая школа, 2007.
  21. Новикова И. Прибыль и рентабельность предприятий республики за январь-август 2008 г. // Финансовый директор. – 2008. – №11. – С.15-20.
  22. Пальчиков Н.Н., Саянова И.Г. Методика анализа формирования прибыли от реализации выполненных объемов строительно-монтажных работ // Бухгалтерский учет и анализ. – 2008. - №11. - С.46-50.
  23. Попов Е.М. Финансы предприятия. – Минск: Вышэйшая школа, 2007.
  24. Савицкая Г.М. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – Москва: Инфо-М, 2008.
  25. Савицкая Г.М. Экономический анализ. – Москва: Новое знание, 2006.
  26. Сотникова А.В. Особенности формирования и распределения прибыли в холдингах // Бухгалтерский учет и анализ. – 2005. - №10. - С.51-53.
  27. Стражева В.И. Анализ хозяйственной деятельности в промышленности. – Минск: Вышэйшая школа, 2007.
  28. Суша Г.З. Экономика предприятия. – Москва: Новое знание, 2008.
  29. Теплов И. В удорожании жилья виноваты не строители. // Директор. - 2005. - № 11. - С. 20-22.
  30. Хрипач В.Я. Экономика предприятия – Мн.: Экомпресс, 2000. – С.464.
  31. Чернобривец А. Прибыль и фонда образуемые из чистой прибыли // ЭФУ. – 2009. – №7– С.16.
  32. Чернобривец А.С. Анализ использования прибыли предприятия/А.С. ЭФУ. - 2009. - №12. С.82-89.
  33. Шмаген Г. Основы и проблемы экономики предприятия. – М.: Финансы и статистика, 2006.

Информация о работе Фирма как субъект рыночной экономики