Фирма как субъект рыночной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 12:01, контрольная работа

Описание работы

Фирма — это юридически оформленная единица предпринимательской деятельности; хозяйственное звено, реализующее собственные интересы посредством изготовления и реализации товаров и услуг путем планомерного комбинирования факторов производства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Глава I Сущность, типы и виды фирм. 5
1.1 Фирма - как основное звено рыночной экономики……………………………5
1.2. Типы и виды фирм……………………………………………………………..13
2. Глава II Экономическая эффективность деятельности фирм 25
2.1 Издержки производства………………………………………………………..25
2.2 Валовый доход и прибыль……………………………………………………..33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40

Работа содержит 1 файл

-Дораб. Фирма как субъект рыночной экономики (доработка).doc

— 252.50 Кб (Скачать)

      Данная  форма характерна для компаний концернового и отчасти конгломератного типа с незначительным влиянием финансового капитала, так как внутренняя структура такой фирмы требует все-таки большей степени оформленности, чем дает финансовый конгломерат. Она является господствующей для крупных компаний в основных видах деятельности в промышленно развитых странах с 1980-1990 годов.

      Холдинг

      В холдинге управленческого типа организация  контроля над деятельностью подразделений, выступающих в качестве относительно самостоятельных фирм, осуществляется посредством пакетов акций этих фирм, которыми обладает центральная компания-холдинг с целью проведения совместной согласованной стратегии на рынке, в отрасли или регионе. Стратегия может характеризоваться не только и не столько в качестве сбытовой, сколько в виде производственной и маркетинговой: реализуется комплексное влияние на рынок в целях его стабилизации и укрепления положения каждого подразделения холдинга. Здесь реализуется наибольшая степень управленческой самостоятельности подразделений при ведении собственных дел. Данная форма характерна для крупных фирм конгломератного типа.

      Холдинговая организация управления преобладает  в странах и в отраслях с  сильным влиянием банковского капитала, поскольку, как правило, холдинговая  группа объединяется вокруг банковской компании, которая выступает в качестве финансового центра и гаранта деятельности производственных фирм. В условиях России холдинги существуют также в виде финансово-промышленных групп - объединений крупных предприятий отрасли с крупными банковскими и финансовыми фирмами с единым совместным руководством и единой политикой на рынке всех товарных групп холдинга.

      В зависимости от того, на какой стадии производственно-сбытого процесса действует фирма, различают:

      - поставщика ресурсов - первичное звено продуктовой цепочки;

      - посредника - промежуточное звено продуктовой цепочки;

      - производителя конечного товара - конечное звено продуктовой цепочки3.

      Место фирмы в продуктовой цепочке  определяет особенности ее поведения, выбора форм осуществления своей цели и последствия ее функционирования для отрасли или рынка в целом.

      К существенным характеристикам поведения  фирмы относится ее принадлежность к той или иной отрасли экономики. Отрасли экономики (и, соответственно, фирмы, действующие в них) можно разделить на следующие категории.

      Во-первых, можно провести деление между  фирмами, принадлежащими к:

      - отраслям, производящим товары производственного назначения, - эти отрасли составляют индустриальный рынок, или рынок капитальных товаров;

        отраслям, производящим потребительские товары, - данные отрасли представляют собой потребительский рынок.

      Фирмы, действующие в условиях каждого  типа рынка, сталкиваются с особенностями  спроса и поведения конкурентов, характерных только для того или  иного рынка.

      Во-вторых, деление отраслей (и фирм, в них  функционирующих) возможно на основе их связей с внешним миром. В таком  случае можно выделить:

      - Экспортно-ориентированные отрасли

      Для данного круга отраслей характерна ориентация на внешний рынок, поэтому  здесь существенное значение имеют ограничения мирового рынка, а факторы национального масштаба играют относительно подчиненную роль.

      - Импорто-преобладающие отрасли

      Подобные  отрасли опираются на импортируемые  ресурсы (сырье и материалы), что  усиливает зависимость фирм от ситуации на зарубежных рынках и делает их в большей степени уязвимыми к колебаниям мировой экономической конъюнктуры.

      Характер  влияния фирмы на рынок задает два основных типа:

      - доминирующая фирма,

      которая оказывает существенное (нередко  решающее) влияние на формирование рыночной цены, объемов выпуска и качества товара, предлагаемого на рынке, что делает ее лидером рынка, обладающим значительной монопольной властью;

      - фирма-аутсайдер,

      которая в силу своего подчиненного положения  на рынке вынуждена ориентироваться в своей деятельности - выборе цены и объемов производства - на поведение других фирм, в первую очередь фирмы-лидера, доминирующей фирмы.

 

1.2 Типы и виды фирм

 

      Виды  фирм, которые разрешено создавать  на территории России, перечислены  в Гражданском кодексе РФ. Закон именует их организационно-правовыми формами.

      Присущие  фирмам гибкость и   высокая приспособляемость к изменчивости рыночной конъюнктуры способствуют стабилизации макроэкономических процессов в стране. Однако этому сектору свойственны относительно низкая доходность, высокая интенсивность труда, сложности с внедрением новых технологий, ограниченность собственных ресурсов и повышенный риск в острой конкурентной борьбе. Это приводит к постоянному обновлению в секторе фирм вследствие массовых банкротств или переспециализации деятельности. Приведенные данные — при их сопоставлении с относительной стабильностью общей численности фирм и объёмами производства (табл.1)- указывают на высокую интенсивность внутренних реорганизационных процессов внутри фирмы, способствующую   оптимизации использования их потенциала в условиях рыночной экономики.

    Таблица 1

    Количество  зарегистрированных фирм в РФ

    Федеральные округа     Количество  зарегистрированных

    фирм  на 1.01.10 в расчёте на 100 тыс.

    человек населения

    
    Прирост/сокращение

    (-) количества зарегестрированных

    фирм  на 100 тыс.

    человек населения

    за 2010 год

    РФ

    Центральный

    Северо-Западный

    Южный

    Приволжский

    Уральский

    Сибирский

    Дальневосточный

    611,7

    905,9

    928,5

    397,7

    469,3

    452,1

    448,3

    498,7

    29,7

    63,2

    76,2

    18,1

    56,6

    4,0

    -38,7

    -74,0

 

          За 2010 г. число зарегистрированных фирм  увеличилось на 5,1%, составив на последнюю дату 880,6 тыс. По всем показателям в 2008 г. относительно аналогичного периода предыдущего года зафиксирован рост, что позволяет надеяться на продолжение данной тенденции на протяжении и 2009 г.

    Таблица 2

Распределение численности занятых на фирмах по отраслям экономики и формам собственности  в 2010 г.

    Показатель Среднесписочная численность Распределение по формам

    собственности, %

Доля  в общей

численности занятых  в отрасли, %

    Тыс./чел.     % Госуд-ая и муниципальная Негосудар-ственная
Всего в том числе по отраслям:

Промышленность

С/хозяйство

Строительство

Транспорт, связь

Торговля, общественное  питание, материально- техническое снабжение

Общая коммерческая деятельность по обеспечению  функциониров-я

рынка

Жилищно-коммунальное хозяйство, непроизводит-е

виды  бытового

обслуживания

Наука и научное 

обслуживание

Др.отрасли

    8479,9 
 

    2382,0

    105,2

    2631,9

    156,2

    2235,0 
 
 
 
 

    303,0 
 
 
 
 

    99,1 
 
 
 
 

    198,9 

    368,6

    100 
 

    28,1

    0,9

    31

    2

    26 
 
 
 
 

    4 
 
 
 
 

    1 
 
 
 
 

    2 

    5

    12 
 

    18

    28

    13

    13

    6 
 
 
 
 

    1 
 
 
 
 

    14 
 
 
 
 

    19 

    11

    88 
 

    82

    72

    87

    87

    94 
 
 
 
 

    99 
 
 
 
 

    86 
 
 
 
 

    81 

    89

    14 
 

    14,1

    3

    43

    3

    40 
 
 
 
 

    96 
 
 
 
 

    4 
 
 
 
 

    12 

    -

 

    Фирмы без поддержки государства и без собственного внутригруппового взаимодействия не всегда способны успешно противостоять в конкурентной борьбе  крупному капиталу, отстаивать свои экономические, политические и социальные интересы. К определению целей и задач государственной политики  в отношении предпринимательства преобладает чисто прикладной фискальный подход, который обусловлен таким же утилитарным пониманием места и значения предпринимательского сектора в экономике. Фирма рассматривается лишь как один из возможных дополнительных факторов, влияющих на сокращение безработицы, активизацию инновационных процессов, развитие  конкуренции, насыщение определенных сегментов рынка товарами и услугами и т.п., т.е. как инструмент решения   тех или иных социально-экономических задач, использование, которого зависит от множества объективных факторов и не является обязательным. В России прослеживается опасная  тенденция. Экономическая политика продолжает ориентироваться на поддержку крупных государственных и пост государственных хозяйственных структур и их объединений, в первую очередь финансово-промышленных групп. В формирующейся государственно-монополистической хозяйственной системе фирмы представляются как некое инородное тело, а их существование допускается в основном для заполнения ниш, непривлекательных для крупного капитала, установления финансовой зависимости или интегрирования в структуру крупного капитала, для выполнения наиболее тяжелых, трудоемких и наименее выгодных операций. Имея доступ к значительным материальным и финансовым активам, крупные предприятия имеют более благоприятные условия доступа к кредитным ресурсам и  возможности получения более льготных кредитов банков,   учредителями которых они являются. Новой фирме зачастую невозможно вырваться на давно уже поделенный   монополизированный рынок, получить доступ к государственным заказам, а также к средствам, идущим на так называемую "поддержку отраслей народного хозяйства". Руководителю    крупного предприятия, несомненно, легче "пробить" выгодное для него административное решение, особенно на местном уровне.

    Наличие и значимость такого потенциально мощного  и   динамичного социально-экономического феномена, как малое частное предпринимательство, предполагает формирование и   реализацию определённой государственной политики, обеспечивающей благоприятные условия для развития предпринимательства и включающей правовое регулирование,   налоговое и финансово-кредитное стимулирование, специальные  государственные институты, обеспечивающие проведение в  жизнь такой политики. В настоящее время государственная  политика по отношению к фирмам в Российской Федерации только формируется, определяются ее цели,  направления, механизмы реализации. Сделаны лишь первые, не всегда верные и последовательные шаги на пути формирования  целостной политики поддержки и развития малого предпринимательства и создания механизмов её реализации.  Многие меры государственного регулирования деятельности фирм носят противоречивый характер. Например,  в области налогообложения продление льгот по налогу на прибыль сочеталось с общим повышением как федеральных, так и местных налогов, а введение упрощенной системы налогообложения для микро предприятий-с тенденцией к общей отмене налоговых льгот для малого предпринимательства.

    Фирма в силу своей специфики имеет ярко выраженную региональную ориентацию. Фирмы обычно строят свою деятельность, исходя из потребностей и возможностей насыщения местного рынка, объема и структуры локального спроса. Они предоставляют новые рабочие места   местному населению. В условиях развития хозяйственной  самостоятельности регионов фирма может рассматриваться как важное средство оптимизации структуры региональной экономики.

    Государственная политика в отношении и предпринимательской  деятельности в целом, и малого бизнеса  в частности может быть эффективной  только тогда, когда ее ориентация совпадает с внутренним вектором развития самого предпринимательства. Поддержка со стороны государства не может быть ничем иным, как именно  поддержкой процесса саморазвития бизнеса, направленной на смягчение или устранение препятствий для этого саморазвития, с использованием широкого набора инструментов  и стимулов в достижении тех общих социально-экономических   целей, которые каждый предприниматель в отдельности перед собой, как правило, не ставят.

    С точки зрения предпринимателя государство должно создать условия, в которых он сможет эффективно достигатьсвоих целей, прежде всего экономических (максимизация прибыли, эффективность инвестиций, собственное благополучие, победа над конкурентами, минимизация риска).

    С точки зрения государства предприниматель призван   обеспечить реализацию целей и интересов более высокого  порядка. Именно в области пересечения целей и интересов государства и бизнеса может осуществляться эффективная государственная политика. Главным принципом государственной поддержки предпринимательства должно стать создание  преимущественно экономических и правовых условий нормального ведения рыночного хозяйствования.  Государственная поддержка должна выражаться в формировании экономических и правовых условий, стимулов для  саморазвития и конкурентоспособности малых предприятий с   учетом отраслевых, географических, национальных, исторических особенностей и традиций, а также зарубежного опыта. Важнейшие задачи государственной поддержки фирм заключаются в том, чтобы обеспечить фирмам равные права, минимизировать разрыв в условиях  хозяйственных возможностей между малыми и более крупными  предприятиями в конкурентном рыночном соревновании,  создать равные возможности ведения предпринимательской деятельности в условиях свободы выбора ее форм и методов проявления самостоятельности и предприимчивости.

Информация о работе Фирма как субъект рыночной экономики