Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 12:01, контрольная работа
Фирма — это юридически оформленная единица предпринимательской деятельности; хозяйственное звено, реализующее собственные интересы посредством изготовления и реализации товаров и услуг путем планомерного комбинирования факторов производства.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Глава I Сущность, типы и виды фирм. 5
1.1 Фирма - как основное звено рыночной экономики……………………………5
1.2. Типы и виды фирм……………………………………………………………..13
2. Глава II Экономическая эффективность деятельности фирм 25
2.1 Издержки производства………………………………………………………..25
2.2 Валовый доход и прибыль……………………………………………………..33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
Данная форма характерна для компаний концернового и отчасти конгломератного типа с незначительным влиянием финансового капитала, так как внутренняя структура такой фирмы требует все-таки большей степени оформленности, чем дает финансовый конгломерат. Она является господствующей для крупных компаний в основных видах деятельности в промышленно развитых странах с 1980-1990 годов.
Холдинг
В
холдинге управленческого типа организация
контроля над деятельностью
Холдинговая организация управления преобладает в странах и в отраслях с сильным влиянием банковского капитала, поскольку, как правило, холдинговая группа объединяется вокруг банковской компании, которая выступает в качестве финансового центра и гаранта деятельности производственных фирм. В условиях России холдинги существуют также в виде финансово-промышленных групп - объединений крупных предприятий отрасли с крупными банковскими и финансовыми фирмами с единым совместным руководством и единой политикой на рынке всех товарных групп холдинга.
В
зависимости от того, на какой стадии
производственно-сбытого
- поставщика ресурсов - первичное звено продуктовой цепочки;
- посредника - промежуточное звено продуктовой цепочки;
- производителя конечного товара - конечное звено продуктовой цепочки3.
Место фирмы в продуктовой цепочке определяет особенности ее поведения, выбора форм осуществления своей цели и последствия ее функционирования для отрасли или рынка в целом.
К существенным характеристикам поведения фирмы относится ее принадлежность к той или иной отрасли экономики. Отрасли экономики (и, соответственно, фирмы, действующие в них) можно разделить на следующие категории.
Во-первых, можно провести деление между фирмами, принадлежащими к:
- отраслям, производящим товары производственного назначения, - эти отрасли составляют индустриальный рынок, или рынок капитальных товаров;
отраслям, производящим потребительские товары, - данные отрасли представляют собой потребительский рынок.
Фирмы, действующие в условиях каждого типа рынка, сталкиваются с особенностями спроса и поведения конкурентов, характерных только для того или иного рынка.
Во-вторых, деление отраслей (и фирм, в них функционирующих) возможно на основе их связей с внешним миром. В таком случае можно выделить:
- Экспортно-ориентированные отрасли
Для данного круга отраслей характерна ориентация на внешний рынок, поэтому здесь существенное значение имеют ограничения мирового рынка, а факторы национального масштаба играют относительно подчиненную роль.
- Импорто-преобладающие отрасли
Подобные отрасли опираются на импортируемые ресурсы (сырье и материалы), что усиливает зависимость фирм от ситуации на зарубежных рынках и делает их в большей степени уязвимыми к колебаниям мировой экономической конъюнктуры.
Характер влияния фирмы на рынок задает два основных типа:
- доминирующая фирма,
которая оказывает существенное (нередко решающее) влияние на формирование рыночной цены, объемов выпуска и качества товара, предлагаемого на рынке, что делает ее лидером рынка, обладающим значительной монопольной властью;
- фирма-аутсайдер,
которая в силу своего подчиненного положения на рынке вынуждена ориентироваться в своей деятельности - выборе цены и объемов производства - на поведение других фирм, в первую очередь фирмы-лидера, доминирующей фирмы.
Виды фирм, которые разрешено создавать на территории России, перечислены в Гражданском кодексе РФ. Закон именует их организационно-правовыми формами.
Присущие фирмам гибкость и высокая приспособляемость к изменчивости рыночной конъюнктуры способствуют стабилизации макроэкономических процессов в стране. Однако этому сектору свойственны относительно низкая доходность, высокая интенсивность труда, сложности с внедрением новых технологий, ограниченность собственных ресурсов и повышенный риск в острой конкурентной борьбе. Это приводит к постоянному обновлению в секторе фирм вследствие массовых банкротств или переспециализации деятельности. Приведенные данные — при их сопоставлении с относительной стабильностью общей численности фирм и объёмами производства (табл.1)- указывают на высокую интенсивность внутренних реорганизационных процессов внутри фирмы, способствующую оптимизации использования их потенциала в условиях рыночной экономики.
Таблица 1
Количество зарегистрированных фирм в РФ
Федеральные округа | Количество
зарегистрированных
фирм на 1.01.10 в расчёте на 100 тыс. человек населения |
Прирост/сокращение
(-) количества зарегестрированных фирм на 100 тыс. человек населения за 2010 год |
РФ
Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный |
611,7
905,9 928,5 397,7 469,3 452,1 448,3 498,7 |
29,7
63,2 76,2 18,1 56,6 4,0 -38,7 -74,0 |
За 2010 г. число зарегистрированных фирм увеличилось на 5,1%, составив на последнюю дату 880,6 тыс. По всем показателям в 2008 г. относительно аналогичного периода предыдущего года зафиксирован рост, что позволяет надеяться на продолжение данной тенденции на протяжении и 2009 г.
Таблица 2
Распределение численности занятых на фирмах по отраслям экономики и формам собственности в 2010 г.
Показатель | Среднесписочная численность | Распределение
по формам
собственности, % |
Доля
в общей
численности занятых в отрасли, % | ||
Тыс./чел. | % | Госуд-ая и муниципальная | Негосудар-ственная | ||
Всего
в том числе по отраслям:
Промышленность С/хозяйство Строительство Транспорт, связь Торговля, общественное питание, материально- техническое снабжение Общая коммерческая деятельность по обеспечению функциониров-я рынка Жилищно-коммунальное хозяйство, непроизводит-е виды бытового обслуживания Наука и научное обслуживание Др.отрасли |
8479,9 2382,0 105,2 2631,9 156,2 2235,0 303,0 99,1 198,9 368,6 |
100 28,1 0,9 31 2 26 4 1 2 5 |
12 18 28 13 13 6 1 14 19 11 |
88 82 72 87 87 94 99 86 81 89 |
14 14,1 3 43 3 40 96 4 12 - |
Фирмы
без поддержки государства и без собственного
внутригруппового взаимодействия не всегда
способны успешно противостоять в конкурентной
борьбе крупному капиталу, отстаивать
свои экономические, политические и социальные
интересы. К определению целей и задач
государственной политики в отношении
предпринимательства преобладает чисто
прикладной фискальный подход, который
обусловлен таким же утилитарным пониманием
места и значения предпринимательского
сектора в экономике. Фирма рассматривается
лишь как один из возможных дополнительных
факторов, влияющих на сокращение безработицы,
активизацию инновационных процессов,
развитие конкуренции, насыщение определенных
сегментов рынка товарами и услугами и
т.п., т.е. как инструмент решения
тех или иных социально-экономических
задач, использование, которого зависит
от множества объективных факторов и не
является обязательным. В России прослеживается
опасная тенденция. Экономическая
политика продолжает ориентироваться
на поддержку крупных государственных
и пост государственных хозяйственных
структур и их объединений, в первую очередь
финансово-промышленных групп. В формирующейся
государственно-
Наличие
и значимость такого потенциально мощного
и динамичного социально-
Фирма в силу своей специфики имеет ярко выраженную региональную ориентацию. Фирмы обычно строят свою деятельность, исходя из потребностей и возможностей насыщения местного рынка, объема и структуры локального спроса. Они предоставляют новые рабочие места местному населению. В условиях развития хозяйственной самостоятельности регионов фирма может рассматриваться как важное средство оптимизации структуры региональной экономики.
Государственная
политика в отношении и
С точки зрения предпринимателя государство должно создать условия, в которых он сможет эффективно достигатьсвоих целей, прежде всего экономических (максимизация прибыли, эффективность инвестиций, собственное благополучие, победа над конкурентами, минимизация риска).
С точки зрения государства предприниматель призван обеспечить реализацию целей и интересов более высокого порядка. Именно в области пересечения целей и интересов государства и бизнеса может осуществляться эффективная государственная политика. Главным принципом государственной поддержки предпринимательства должно стать создание преимущественно экономических и правовых условий нормального ведения рыночного хозяйствования. Государственная поддержка должна выражаться в формировании экономических и правовых условий, стимулов для саморазвития и конкурентоспособности малых предприятий с учетом отраслевых, географических, национальных, исторических особенностей и традиций, а также зарубежного опыта. Важнейшие задачи государственной поддержки фирм заключаются в том, чтобы обеспечить фирмам равные права, минимизировать разрыв в условиях хозяйственных возможностей между малыми и более крупными предприятиями в конкурентном рыночном соревновании, создать равные возможности ведения предпринимательской деятельности в условиях свободы выбора ее форм и методов проявления самостоятельности и предприимчивости.