Фирма как субъект рыночной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 12:01, контрольная работа

Описание работы

Фирма — это юридически оформленная единица предпринимательской деятельности; хозяйственное звено, реализующее собственные интересы посредством изготовления и реализации товаров и услуг путем планомерного комбинирования факторов производства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Глава I Сущность, типы и виды фирм. 5
1.1 Фирма - как основное звено рыночной экономики……………………………5
1.2. Типы и виды фирм……………………………………………………………..13
2. Глава II Экономическая эффективность деятельности фирм 25
2.1 Издержки производства………………………………………………………..25
2.2 Валовый доход и прибыль……………………………………………………..33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40

Работа содержит 1 файл

-Дораб. Фирма как субъект рыночной экономики (доработка).doc

— 252.50 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

      Фирма – это самостоятельный экономический  субъект, занимающийся коммерческой и производственной деятельностью и обладающий обособленным имуществом.

      Фирма имеет следующие признаки:

      1) представляет собой экономически  обособленную, самостоятельную хозяйственную  единицу;

      2) юридически зарегистрирована и  в этом плане относительно независима: имеет собственный бюджет, устав и бизнес-план

      3) является своеобразным посредником  в производстве

      4) любая фирма самостоятельно принимает  все решения, связанные с ее  функционированием, поэтому можно  говорить о ее производственной и коммерческой независимости

      5) целями фирмы считаются получение прибыли и минимизация издержек.

      Но  существуют фирмы, которые ведут  неценовую конкуренцию и имеют  такие цели как:

      1) повышение объема продаж и  увеличение собственной доли  на рынке, а также максимальный контроль ценообразования и потребительского спроса;

      2) сохранение штата служащих. Стремясь  к этому руководство фирмы  повышает заработную плату, улучшает  условия труда осуществляет трансфертные  платежи, т. е. стимулирует индивидуальный  результат рабочего;

      3) выживание в кризисной экономике.  Инфляционные ожидания порождают  стремление к созданию новых  стратегических методов развития. В соответствии с этим в  современных организациях целесообразно  иметь отдел стратегического  планирования, который разрабатывает комплекс мер по достижению конечных целей фирмы;

      4) производство качественно новых  товаров и их продвижение на  рынок. Внедрение в производство  новейших технологий позволяет  изготавливать более качественный  и конкурентоспособный продукт  за более низкий объем времени.

      Фирма как самостоятельный экономический  субъект выполняет ряд важных функций.

      1. Производственная функция подразумевает  способность фирмы организовать  производство по изготовлению  товаров и услуг.

      2. Коммерческая функция обеспечивает материально-техническое снабжение, сбыт готовой продукции, а также маркетинг и рекламу.

      3. Финансовая функция: привлечение  инвестиций и получение кредитов, расчеты внутри фирмы и с  партнерами, выпуск ценных бумаг,  уплата налогов.

      4. Счетная функция: составление бизнес-плана, балансов и смет, проведение инвентаризации и отчетов в органы государственной статистики и налогов.

      5. Административная функция – функция  управления, включающая организацию,  планирование и контроль над  деятельностью в целом.

      6. Правовая функция осуществляется через соблюдение законов, норм и стандартов, а также через выполнение мер по охране факторов производства.

      Целью курсовой работы является рассмотрение понятия, типов и видов фирм, а также основных категорий экономической эффективности деятельности фирм - издержки производства, прибыль и валовой доход.

      Исходя  из цели курсовой работы, мы ставим перед  собой следующие задачи:

      - проанализировать сущность фирм, а также типы и виды;

      - оценить типы и виды фирм  в Российской Федерации;

      - охарактеризовать эффективность  типов и видов фирм.

 

Глава I. Сущность, типы и виды фирм

 

1.1 Фирма  – как основное звено рыночной  экономики 

      Фирма — это юридически оформленная  единица предпринимательской деятельности; хозяйственное звено, реализующее  собственные интересы посредством изготовления и реализации товаров и услуг путем планомерного комбинирования факторов производства.

      Предприятие - это хозяйственное звено, в рамках которого осуществляется соединение факторов производства для создания товаров и услуг. Если предприятие имеет собственные интересы и является юридическим лицом, оно — фирма. Если нет, значит, оно — часть фирмы.

      Создавая  фирму, важно прежде всего определить, кто будет нести риск и материальную ответственность, т. е. кто финансирует  предпринимательскую деятельность, является юридическим собственником фирмы.

      По  формам собственности фирмы разделяются  на частные, частно-государственные  и государственные

      Частные фирмы подразделяются на единоличные, товарищества и акционерные общества в зависимости от того, один, несколько или много человек являются собственниками и разделяют риск и ответственность за результаты деятельности фирмы1.

      Единоличные (индивидуальные) фирмы — это  фирмы, где все предпринимательские  функции выполняет один человек (или семья).

      Акционерное общество (корпорация) — тип фирмы, объединяющей мелкие капиталы, где  доля каждого подтверждена ценной бумагой  — акцией, дающей право участвовать  в управлении фирмой и получать часть  ее прибыли в виде дивиденда.

      Если  акции свободно продаются всем желающим, то это акционерное общество открытого типа. Если акции продаются только определенному кругу лиц (например, трудовому коллективу), то это акционерное общество закрытого типа. Если же акционеры доверяют собственные капиталы фирме и не претендуют на участие в ее управлении, то это общество с ограниченной ответственностью.

      В индивидуальной фирме собственник  и управляющий — это одно лицо, тогда как в акционерных обществах  формальными собственниками являются акционеры, управление осуществляется наемными менеджерами, а экономические решения принимаются, как правило, владельцами значительного пакета акций.

      Современное государство активно вмешивается  в экономику, в том числе и  в предпринимательскую деятельность. Если какая-то область предпринимательства нуждается в общественном контроле, государство может осуществлять его различными способами:

      - экономическими и административными методами (налоги, правовые ограничения и т. д.);

      - путем приобретения контрольного пакета акций, позволяющим влиять на экономические решения. В этом случае фирма становится частно-государственной;

      - в результате национализации предприятий, т. е. полного превращения частных предприятии в государственные.

      Каждый  тип внутренней структуры сформирован  на основе базисных U- и М-форм при разной комбинации трансакционных издержек и издержек контроля, как отражение процесса поиска оптимального соотношения издержек с видом технологии, типом рынка, стадией развития самой фирмы и ее вида по другим критериям.

      Линейная  форма 

      Линейная  форма представляет собой последовательное управление всеми стадиями производственного процесса вплоть до сбыта. Такая форма характерна для однопродуктового и однозаводского производства, так как она позволяет минимизировать издержки контроля только в условиях последовательного управления всеми стадиями производственного процесса, что эффективно можно осуществить исключительно при однородной продукции; рост масштабов выпуска при линейной форме ведет к неоправданному увеличению издержек управления.

      Данная  форма была господствующей на ранних стадиях развития рыночных экономик с низким уровнем технологии конвейерного типа. В настоящее время линейная форма встречается в отраслях с простым производственным циклом типа жесткого конвейера, выпускающих однородный продукт: табачная, мукомольная, стекольная, кожевенная промышленность.

      Функциональная  форма 

      В условиях функциональной формы происходит разделение производственного процесса по отдельным функциям (закупки сырья, производство, сбыт, исследовательские  работы, бухгалтерия), для каждой из которых характерно обособленное управление. Функциональная форма позволяет сократить издержки управления при выпуске разнородной продукции, не увеличивая существенно и трансакционные издержки, поэтому она встречается в фирмах, выпускающих небольшой набор товаров, и характерна для мелких и средних производств. Так как функциональная форма жестко контролирует все стадии выпуска продукции вне зависимости от числа производимых товарных марок, она не позволяет использовать положительный эффект масштаба в производстве и сбыте и положительный эффект разнообразия, что ограничивает ее распространенность при переходе к крупному производству. Функциональная форма в промышленно развитых странах преобладала в 1930-1940 годы.

      Штабная (линейно-функциональная) форма

      производственного процесса и по продуктам посредством  формирования особого органа управления - штаба. Штаб централизованно регулирует как стадии производственного процесса, так и производство отдельных  видов продуктов, что позволяет  фирме более гибко реагировать на изменения спроса и на изменения производства. Штабная форма ведет к сокращению издержек контроля многопродуктового производства (что позволяет здесь реализовать положительный эффект разнообразия), но только за счет усиления централизации внутренней структуры. Относительная жесткость управления внутренними процессами продолжает действовать, что ограничивает возможности использования эффекта масштаба и в производстве и в сбыте. Поэтому такая форма характерна для средних многопродуктовых фирм, действующих преимущественно на рынках потребительских товаров и продуктов питания. Многие оптовые и посреднические фирмы сравнительно небольшого размера также выбирают эту форму. В развитых странах штабная форма преобладала в 1940-1950 годы2.

      Многодивизиональная (матричная) форма 

      При матричной форме в организации  фирмы наблюдается выделение  продуктовых подразделений в  отдельные управленческие объекты. Хотя и сохраняется принцип управления одновременно по продукту и по стадии производства, происходит углубление самостоятельности продуктовых отделений. Продуктовые подразделения принимают самостоятельные решения относительно выбора качества товара, места сбыта, услуг, предоставляемых потребителю в процессе сбыта и после. Это позволяет расширить возможности использования эффекта разнообразия и в полной мере применить положительный эффект масштаба: жесткое ограничение маневренности управления при выпуске отдельных продуктов отпадает (или, по крайней мере, существенно сокращается). За центральным руководством остается решение всех финансовых и стратегических вопросов поведения как фирмы в целом, так и ее отдельных подразделений. Многодивизиональная форма становится характерной для крупных фирм типа концерна. Будучи крупным производством, матричная форма способствует сокращению трансакционных издержек, но издержки по контролю продолжают нарастать. Данная форма являлась господствующей преимущественно в 1960-1970 годах в связи с бурным развитием производства и новыми открытиями в технологии. Однако ускорение НТП, быстрое изменение спроса и насыщенность информационных потоков как внутри, так и вне фирмы показали ограниченность данной формы при сверхкрупных масштабах выпуска, невозможность матричной фирмы в полной мере гибко реагировать на резкие скачки спроса и возросшую неопределенность окружающей среды. Поэтому она постепенно уступает лидерство другой организационной структуре и остается доминирующей в странах среднего уровня развития, а также в России.

      Самостоятельные центры прибыли 

      В условиях самостоятельных центров прибыли происходит предоставление полной производственной, сбытовой, исследовательской и маркетинговой самостоятельности отдельным подразделениям фирмы с целью более быстрого и адекватного реагирования на непредсказуемые изменения спроса и технологические нововведения. Регулирование подразделений центром осуществляется через финансовые показатели их деятельности (установление целевой нормы прибыли, нормативных объемов продаж и т.д.). Каждый центр прибыли является самоокупаемым и может быть как многопродуктовым, так и многофункциональным. Общее стратегическое руководство (общая политика фирмы в экономической системе, ее экспансия на зарубежных рынках и основные способы вытеснения или сотрудничества с конкурентами) также остается за центральным управлением. Центральное управление отслеживает и предупреждает случаи взаимного конкурирования подразделений, излишнего дублирования исследовательских работ, способствует распространению внутри подразделений наиболее эффективных методов сбыта, производства, управления. Подразделения, обладая самостоятельным и свободным выходом на рынок, в меньшей степени, чем отдельные фирмы, оказываются подверженными рыночной стихии, что в свою очередь укрепляет и положение всей фирмы в экономической системе.

Информация о работе Фирма как субъект рыночной экономики