Фирма как экономический субъект и показатели эффективности ее деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 20:48, курсовая работа

Описание работы

Целью этой курсовой работы является рассмотрение фирмы, как основы рыночной экономической системы, объяснить существование фирмы и найти причины, предопределяющие ее деятельность. Таким образом, задачами курсовой работы будут:
определить понятия фирмы;
рассмотреть виды фирмы и их характеристики;
рассмотреть показатели эффективности деятельности фирмы;
проанализировать ОАО «РЭС» для закрепления полученных знаний.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………......3
Сущность фирмы и ее типы…………………………………………....4
Определение фирмы и ее происхождение…………………....4
Виды фирм и их характеристика……………………………....6
Цели деятельности фирмы…………………………………....14
Показатели эффективности работы фирмы…………………...……..17
Понятие и показатели эффективности работы фирмы……..17
Факторы, влияющие на эффективность работы фирмы…....23
Оценка эффективности работы предприятия ……….…………........26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….......31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………….33

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ в интернет.docx

— 95.93 Кб (Скачать)

Факторы внешней среды  – это потребители, поставщики, государственные  органы и население, проживающее  в непосредственной близости от предприятия, конкуренты, природа, финансовые инструменты, фискальная политика. Внешняя среда непосредственно обусловливает эффективность работы предприятия. Она состоит из рабочей и общей среды.

Рабочая среда — это  непосредственные элементы, с которыми предприятие соприкасается. Для  каждой фирмы рабочая среда может  быть более или менее одинакова  в зависимости от отраслевой принадлежности и общей деловой политики. Поставщики, потребители, конкуренты формируют  ближайшее окружение, т. е. рабочую  среду, остальное все входит в  дальнее окружение, которое формируется  из социальных, политических, экономических  и технологических факторов.

Общая среда формирует  стратегию фирмы и определяет направление ее развития. При этом фирма обязательно учитывает  влияние рабочей среды и свои внутренние возможности. Совокупность внутренней и внешней среды является организационной средой предприятия.

Важным элементом политики фирмы является миссия. Миссия –  это общая цель, которая вызывает у сотрудников организации общее устремление на ее достижение. Она является частью мотивационной политики. Миссия отвечает на вопрос, почему фирма делает то, что она делает.

 

 

2. Показатели эффективности работы фирмы

2.1 Понятие и показатели  работы фирмы

В условиях рыночных отношений  и высокой конкуренции фирме  для того, чтобы занимать лидирующие позиции на рынке, следует регулярно  проводить оценку своей деятельности и состояния ресурсов компании. Для  этого существуют различные показатели, например, рентабельность, оборачиваемость  капитала, производительность и другие. Все они нацелены на улучшение  качества работы организации, то есть ее эффективность.

Эффективность одно из важнейших  понятий в экономической теории и практике. Практическая значимость оценки эффективности огромна. Она  необходима при решении таких  вопросов, как:

  • целесообразность капиталовложений;
  • оценка доступа на рынки капитала;
  • оценка успешности менеджмента фирмы;
  • формирование имиджа фирмы.

 

Поскольку основной целью  предпринимательской деятельности в условиях рыночных отношений является прибыль, то в качестве критерия экономической  эффективности выступает максимизация прибыли на единицу затрат капитала (ресурсов).

Понятие эффективности имеет  множество определений. В буквальном смысле слова эффект  (от лат. effectus) – это результат, воздействие, таким  образом, эффективность   - это  результативность.

Экономическая эффективность  – это отдача в форме доходов  различных ресурсов фирмы, находящихся  в ее распоряжении.

Весь процесс эволюционирования  предприятия основывается на стремлении предпринимателей повысить эффективность  своей деятельности. Таким образом, предпринимательство связано с эффективным использованием всех факторов производства в целях экономического роста, удовлетворения потребностей потребителей и получения прибыли,  при наименьших возможных затратах.

Логика повышения эффективности  заключается в том, что качество продукта повышает уровень удовлетворенности  клиента, что ведет к росту  доли рынка. В свою очередь, увеличение доли рынка увеличивает рентабельность за счет повышения доходов и снижения удельных издержек производства; рентабельность ведет к росту цен на акции,  а это в свою очередь, приводит к более высокой преданности  сотрудников и новым инвестициям  и в результате сказывается на росте качества продукта.

В целом, эффективность производства – это индикатор того, насколько  слаженно на предприятии организовано производство. 

Показатели эффективности  подразделяются на абсолютные и относительные.

Абсолютные показатели представляют собой разность между результатом  и затратами. К ним относятся: чистая прибыль, валовая прибыль.

Чистая прибыль – это  часть балансовой прибыли фирмы, остающаяся в ее распоряжении после  уплаты налогов, сборов, отчислений и других обязательных платежей в бюджет. Чистая прибыль используется для увеличения оборотных средств фирмы, формирования фондов и резервов, и реинвестиций в производство.

Валовая прибыль - это разница  между выручкой и себестоимостью реализованной продукции или услуги.

К относительным показателям  относится отношение затрат и  результатов, например, производительность труда как соотношение между результатами труда и затратами труда и т. д.

Эффективность деятельности фирмы с позиции финансового  анализа рассматривается как  отношение финансовых результатов  к имуществу фирмы. Другими словами, показатели эффективности деятельности фирмы оцениваются рентабельностью  ее деятельности и доходностью вложений.

Рентабельность – это  отношение полученной прибыли к  использованному капиталу. Этот показатель дает возможность сопоставления  результата в стоимостном выражении  с затратами, обусловившими его  появление. Это позволяет оценить  деятельность фирмы с финансово-инвестиционной стороны. Показатели рентабельности анализируются  в динамике.

Рентабельность активов (капитала)- это наиболее обобщающий показатель, который отражает прибыль предприятия на 1 рубль средств (всех видов ресурсов предприятия в денежном выражении независимо от их источника). Также этот показатель называют показателем окупаемости средств:

 

  2,                                                                                                (1)

 

где Ра – рентабельность активов (капитала),

ЧП –  чистая прибыль,

А - активы (капитал) предприятия.

Рентабельность производства – это показатель, характеризующий  экономическую эффективность бизнеса  или его подразделения, выражающийся соотношением прибыли к затратам на производство данной продукции. Если доходы превышают расходы, то можно  говорить о рентабельности фирмы.

Рентабельность производства  может рассчитываться как в целом  по предприятию, так и по его отдельным  подразделениям или видам продукции.

 

  3,                                                                                          (2)

 

где Р - рентабельность производства,

Пб - балансовая прибыль,

Фо - среднегодовая стоимость основных фондов,

Фоб - величина оборотных  средств.

 

Рентабельность продукции  – это отношение полученной прибыли к затратам на производство. Эта величина показывает, насколько эффективным является производство и реализация производимых товаров (услуг).

 

 4,                                                                                              (3)

 

где Рп - рентабельность реализуемой  продукции (%),

Пп - прибыль от реализации продукции,

Сп - себестоимость реализуемой  продукции.

 

Рентабельность продаж –  это отношение прибыли от реализации продукции к сумме полученной выручки. Рентабельность продаж показывает, какую сумму прибыли получает предприятие с каждого рубля проданной продукции.

 

5 ,                                                                                                                                  (4)

где Рпр - рентабельность продаж (%),

Пп - прибыль от реализации продукции,

В - выручка.

 

Рентабельность инвестиций – это отношение полученной прибыли  к стоимость инвестиций. Для расчета  рентабельности инвестиций (ROI) существует несколько способов:

Простая рентабельность инвестиций («простая ROI») рассчитывается в виде пошаговых прибылей после определенного  действия, деленных на стоимость данного  действия. Простая ROI используется в  ситуациях, когда поступления от инвестиций и затраты на них легко определяются, и когда они являются прямым результатом определенного действия.

 

6 ,                                                         (5)

 

Сложная рентабельность инвестиций или по-другому метод Дюпона представляет собой процентное отношение среднего значения годовых прибылей к размеру  первоначальных инвестиций, включая  не амортизируемые позиции, такие как  оборотный капитал:

 

 7, (6)

 

В общем случае экономическая  эффективность – это отдача в  форме доходов различных ресурсов фирмы, находящихся в ее распоряжении. Эффективная деятельность предполагает получение максимального результата из имеющихся ресурсов или получение  максимального результата с минимальными расходами ресурсов. Если сопоставить  готовую продукцию с величиной  затраченных факторов производства, то получим уровень эффективности  с точки зрения производительности,  этот подход называется ресурсным.

Ресурсный подход позволяет  оценивать деятельность фирмы с  двух сторон. Если требуется оценить  процесс производства независимо от стоимостной оценки результата и  затраченных на его достижения средств  производства, тогда речь пойдет о  производительности. Такой подход используется для оценки технической эффективности  производства. Производительность отражает эффективность использования ресурсов в процессе создания стоимости на рынке.

 

  8,                                                                                                      (7)

 

где ω – производительность фактора производства,

 – факторы труда,  основных фондов и оборотных  активов.

Если необходимо оценить  экономическую эффективность производства, то используют соотношение доходы/расходы  или продукция/издержки.

Эффективность использования  живого труда, то есть рабочей силы, тоже очень влияет на общий уровень  эффективности предприятия. Здесь, как и с другими ресурсами, о большей эффективности можно  говорить при большей отдаче на единицу  ресурсов.

Производительность труда, средняя выработка одного работника  за анализируемый период отражает объем  продукции в стоимостном выражении,  приходящийся в среднем на одного работника:

 

  9,                                                                                                              (8)

 

где W – производительность труда;

q - объем произведенной продукции (работ, услуг) в стоимостном выражении;

T - среднесписочная численность работников, то есть производственного персонала (человек).

Средняя трудоемкость продукции  характеризует затраты трудовых ресурсов на один рубль стоимости  продукции:

 

 10,                                                                                                              (9)

 

где t – трудоемкость.

 

 

 

2.2 Факторы, влияющие на  эффективность работы фирмы

В условиях рыночной экономики  на эффективность работы предприятия влияют различные факторы, которые классифицируются по определенным признакам (Рисунок 1).

Значение комплексной  классификации факторов состоит  в том, что на ее основе можно моделировать хозяйственную деятельность, осуществлять комплексный поиск внутрихозяйственных  резервов с целью повышения эффективности  производства. Математическое моделирование  факторной системы хозяйственной  деятельности основывается на определенных экономических критериях выделения  факторов как элементов факторной  системы причинности, достаточной  специфичности, самостоятельности  существования, возможности учета  и количественного измерения.

В зависимости от направленности действия их можно объединить в две  группы: позитивные и негативные. Позитивные — это такие факторы, которые благотворно влияют на деятельность предприятия, негативные — наоборот.

ФАКТОРЫ


Внутренние

Внешние

Позитивные 

Негативные

Субъективные

Объективные

Рисунок 1. Классификация  факторов, влияющих на эффективность  фирмы


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Также выделяют факторы внутренние и внешние. Внутренние факторы - это  факторы, которые зависят от деятельности самого предприятия и характеризуют  работу коллектива.

  • К внутренним факторам относятся:
  • материально-технические;
  • организационно-управленческие;
  • экономические факторы;
  • социальные факторы;

Информация о работе Фирма как экономический субъект и показатели эффективности ее деятельности