Показатели
эффективности организации
Эффективность
организации определяется по ряду показателей.
Оценить эффективность работы фирмы
только по ее экономическим достижениям
- например, по прибыли, полученной в
результате деятельности, – недостаточно.
Огромную прибыль можно получить
и на основе жесточайшей эксплуатации
работников, и на основе современных
методов организации производства
с использованием социально-психологических
факторов. Для нас важно изучение
второго, гуманного пути достижения
эффективности. Эффективность организации
оценивается комплексно, по показателям
двух блоков.
Первый
блок включает в себя объективные (экономические)
показатели:
- Результативность.
По этому показателю оценивается, достигнуты
ли организацией поставленные цели.
- Производительность.
Этот показатель выявляет, достигнута
ли цель посредством минимальных трудовых
затрат.
- Продуктивность.
По этому показателю оценивается количество
и качество продукции.
- Рентабельность.
Это показатель прибыльности в процессе
всего товарооборота от приобретения
сырья и оборудования до продажи произведенного
товара.
- Экологичность.
К современному производству предъявляется
требование применения экологически чистых
технологий. Загрязнение окружающей среды
является одним из важных показателей
неэффективности промышленного предприятия.
- Энергоемкость.
Любое производство приближается к идеальному,
если потребляется минимум энергии. Поэтому
показатель энергозатрат, израсходованных
в технологическом процессе, говорит об
эффективности всего производства в целом.
Второй
блок включает в себя субъективные
(психологические, физиологические, социально-психологические)
показатели:
1. Трудовая,
духовная и общественная активность
сотрудников. Активность – это
деятельностный компонент психологии
людей. Трудовая активность отражается
на таких показателях, как производительность
труда, качество выпускаемой продукции
и т.д. Активность людей в духовной сфере
определяется не только уровнем их профессионального
мастерства, а прежде всего творческим
отношением к делу, участием в рационализаторской
деятельности. Общественная активность
проявляется в участии в общественно-политической
жизни страны, социальных движениях, освоении
новых экономических условий. Показатель
активности свидетельствует об уровнях
психофизической и социально-психологической
жизнедеятельности сотрудников. Уровень
психофизической активности оценивается
в основном по величине энергозатрат работника,
а социально-психологический уровень
по таким параметрам, как – факт трудовой,
духовной или общественной активности;
– время,
затраченное на эту деятельность;
– проявление
инициативы в труде, познании или
общественном поведении.
2. Удовлетворенность
трудовой деятельностью. Это показатель
личностного отношения человека
к своему труду и членам
группы.
3. Относительная
стабильность организации. В каждой
группе образуется ядро кадровых
работников, вокруг которого концентрируется
остальной кадровый состав. Показатель
стабильности связан с показателем
текучести кадров. Определенный
уровень текучести кадров - это
нормальное явление для каждой
организации. Если группа на
протяжении долгого времени абсолютно
стабильна, законсервирована, то
это негативно сказывается на
ее развитии, на взаимоотношениях
людей, выработке новых идей
и пр. Поэтому мы и говорим
об относительной стабильности
организации, имея в виду важность
и необходимость определенной
текучести кадров.
4. Сработанность
организации. Этот показатель
характеризует устойчивость и
прочность межличностных взаимодействий.
С его помощью оценивается
психологическое состояние системы
функционального взаимодействия
сотрудников. Сработанность людей в группе
говорит об отлаженных организационных
и психологических механизмах их деятельности
и является предпосылкой сплоченности
и совместимости членов организации.
Социальными
психологами установлено взаимовлияние
объективных и субъективных факторов.
В результате серии исследований,
проведенных на ряде предприятий
нашей страны в 1970-1990-е годы сотрудниками
кафедры социальной психологии СПбГУ,
выявлены взаимосвязи объективных
и субъективных показателей эффективности
организаций. Так, трудовая, духовная и
общественная активность работников зависит
от:
– сбалансированности
материального и морального стимулирования
труда (оказалось, что ориентация исключительно
на материальное стимулирование труда
не приводит к значительному увеличению
трудовой активности работников);
– наличия
в организации инициативной группы
людей, выдвигающей цели, отражающей
интересы и потребности сотрудников,
умеющей убедительно доказывать
необходимость предлагаемых ими
инноваций;
– возраста
работников (молодые сотрудники проявляют
большую общественную активность, а
работники среднего возраста отличаются
высокой трудовой активностью).
В
свою очередь, трудовая активность сотрудников
благоприятно отражается на:
– результативности
и продуктивности труда;
– производительности
труда;
– социально-психологическом
климате;
– степени
сработанности членов трудового
коллектива. На удовлетворенность трудом
влияют следующие факторы:
– результативность
труда;
– санитарно-гигиенические
условия труда;
– система
организации труда;
– система
стимулирования труда;
– способы
выбора человеком профессии и
места работы;
– престиж
профессии;
– способы
принятия решений, сложившиеся в
организации. Сплоченность организации,
характеризующаяся прочностью, единством,
устойчивостью межличностных взаимоотношений,
влияет на:
– производительность
труда;
– продуктивность;
– уровень
трудовой и общественной активности;
– текучесть
кадров.
В
целом исследования социальных психологов
на промышленных предприятиях показывают,
что комплексная оценка эффективности
организаций может быть произведена
лишь в том случае, если учтены и
объективные, и субъективные факторы.
Ю.П. Платонов [1992] на основе анализа
специальной научной литературы
и результатов собственных многолетних
исследований в качестве социально-психологических
факторов эффективности организации
определяет следующие:
1. Целенаправленность.
Характеризует готовность организации
к достижению целей совместного
взаимодействия. Цель совместной
деятельности выражает потребности,
интересы, ценностные ориентации
членов трудового коллектива, их
идеальное представление будущего
результата, что, в свою очередь,
определяет средства и способы
взаимодействия.
2. Мотивированность.
Раскрывает причины трудовой, познавательной,
коммуникативной и прочей активности
членов группы. В конкретной ситуации
социального взаимодействия мотивация
выполняет три психологические функции:
побуждающую, направляющую и регулирующую.
Побуждающая функция состоит в осознании
человеком потребности в совместном с
другими людьми достижении целей группы
и является «пусковой кнопкой» деятельности.
Направляющая функция определяет цели
и способы совместной деятельности, согласованные
между всеми членами группы. Регулирующая
функция способствует выбору наиболее
оптимальных и законных средств достижения
групповых целей и удовлетворения потребностей.
Индивидуальные
мотивы совместной деятельности интегрируются
и представляют собой достаточно
широкий спектр мотивов, среди которых
мы выделяем:
- меркантильные
– мотивы заработка средств существования;
- коммуникативные
– мотивы общения с другими людьми;
- мериториальные
– мотивы заслужить положительную оценку,
похвалу, награду со стороны других людей;
- коллективистские
– мотивы трудиться совместно с другими
людьми;
- мотивы полезности
– желание трудиться на благо других,
приносить пользу, быть необходимым и
незаменимым в процессе совместной деятельности;
- мотивы достижения
– желание достигнуть цели, получить результат
совместного труда, стремление к успеху,
самоактуализации.
3. Эмоциональность.
Проявляется в эмоциональном
отношении людей к взаимодействию,
прежде всего в специфике эмоциональных,
неформальных отношений в организации.
Возникает при переживании людьми
близких по направленности и
интенсивности эмоциональных состояний.
Групповые эмоции выражаются
в сходных способах переживания
членами организации одних и
тех же событий, подобии настроений,
особенностях эмоциональных взаимоотношений
(симпатия, антипатия, дружба и
пр.). Интенсивность и направленность
эмоциональности группы может
оказывать стимулирующее или
подавляющее влияние на его
эффективность.