Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 19:32, реферат
Однако еще в древности Платон с замечательной ясностью установил неделимость целого на его отдельные части [1], а Аристотель установил, что целое больше простой суммы своих частей [2]. Крупный русский философ С.Л.Франк (1887-1950) утверждал, что «изучая целое только в его частях, мы не познаем его, даже изучив все его части, ибо целое есть не простая сумма частей, а их единство, т.е. система отношений между частями» [3].Во всеобщей организационной науке Богданова организованный комплекс определяется на основе принципа несводимости целого к сумме всех его частей, при этом, чем больше отличие целого от суммы самих частей, тем более это целое организованно
Эффективность деятельности предприятия
А.М. Жемчугов, к.т.н. М.К. Жемчугов
Журнал "Российское предпринимательство"*,
июль 2010 г. Вып.2.
Любой собственник стремится
повысить эффективность деятельности
предприятия. Как решить эту задачу?
С чего начать? Каков план действий?
Можно заняться оптимизацией бизнес-процессов,
оптимизацией организационной структуры
предприятия, вводить бюджетирование,
и т.д., и т.п., так?
Однако еще в древности Платон
с замечательной ясностью установил
неделимость целого на его отдельные
части [1], а Аристотель установил, что
целое больше простой суммы своих
частей [2]. Крупный русский философ
С.Л.Франк (1887-1950) утверждал, что «изучая
целое только в его частях, мы
не познаем его, даже изучив все его
части, ибо целое есть не простая
сумма частей, а их единство, т.е.
система отношений между
Таким образом, только если предприятие
организовано очень слабо, можно
еще получить некоторый эффект от
фрагментарной оптимизации, эффект,
далекий от потенциальных возможностей.
По-хорошему же, необходимо познать
сущность целого, и, исходя из этого, выстраивать
связи между различными элементами.
Решение задачи повышения эффективности
деятельности необходимо начинать с
решения вопроса о сущности целого:
сущности предприятия, сущности бизнеса.
Причем, это вопрос далеко не академический,
каждый конкретный бизнес имеет свою
собственную сущность, не поняв которую
невозможно надеяться на хороший
результат.
К сожалению лишь некоторые руководители
и собственники понимают эту проблему.
Многие ставят задачу так: «Мы хотим
внедрить систему планирования ресурсов
предприятия (ERP)», или «Систему управления
взаимоотношениями с клиентами (CRM)»,
и т.д. Но, обращая внимание только
на одну часть, невозможно серьезно улучшить
работу целого, наоборот можно даже
расстроить уже сложившуюся организованную
систему.
Да и как понять полезность достигнутого
повышения эффективности какой-
Следовательно, перед собственником
предприятия встает всего один основной
и первоочередный вопрос: в чем
заключается сущность его бизнеса.
Как ее определить, измерить, оценить…
Ни для кого не секрет, что цель
любого бизнеса - финансовый результат.
Но достигнутый предприятием финансовый
результат дает довольно мало информации
о самом бизнесе, он ничего не говорит
о том, что будет завтра, в следующем квартале,
в следующем году. Сущность бизнеса не
только в получении сиюминутного результата,
а в стабильном и увеличивающемся финансовом
результате предприятия в долгосрочной
перспективе.
Какое предприятие можно назвать
эффективным:
Если убрать любой из приведенных показателей, то предприятие не может быть названо эффективным, они все являются необходимыми.
На наш взгляд, эти условия тогда являются также и достаточными.
Данные положения позволяют определить также метрики бизнеса:
Далее встает вопрос о переходе от бизнеса в целом к его частям, об оценке эффективности каждого структурного подразделения предприятия, ведь если подразделения работают неэффективно, то неэффективно и все предприятие.
Основой любого предприятия являются человеческие ресурсы персонал предприятия: управляющие, работники. Известно, что один человек может эффективно управлять примерно пятью-семью подчиненными. Так, предприятие делится на части. Пять-семь частей верхнего уровня, каждая часть верхнего уровня делится еще на части, и так до тех пор, пока на нижнем уровне не останется пять-семь работников. Только предприятие из одного единственного человека является неделимым. Все остальные предприятия, хотим мы того или нет, делятся на части (структурные подразделения).
Основная задача правильно
определить эти части и наполнить
их реальным содержимым, установить отношения
между частями, определить показатели
эффективности каждого
Но в отличие от предприятия в целом, структурные подразделения не имеют своих финансовых результатов, даже если они занимаются реализацией и получают выручку от реализации. Поскольку эта выручка определяется не только их трудом, а трудом всего предприятия: трудом проектных, технологических, производственных и других подразделений.
Поэтому вопрос эффективности деятельности отдельного структурного подразделения (показателей эффективности и их метрик) много сложнее вопроса деятельности предприятия в целом. Организационная структура предприятия может быть сформирована по самым разным признакам[5,6]:
Из всех перечисленных
структур только для продуктовых
структур возможно разделение показателей
предприятия в целом по отдельным
подразделениям (продуктам). Причём только
на верхнем уровне. На нижних уровнях
иерархии продуктовые структуры
реализовать практически
Таким образом, исходя из сущности предприятия, необходимо по показателям предприятия в целом создать показатели (и их метрики) отдельных структурных подразделений (декомпозиция) [7], выполняющих только отдельные бизнес-процессы, причем, как основные, так и вспомогательные. Эти показатели должны отражать, какой вклад привносит каждое структурное подразделение в финансовый результат предприятия (пусть это подразделение и не продает продукцию на рынке или даже является вспомогательным), как влияет на показатели предприятия в ближней и дальней перспективах.
Возникает и еще один вопрос,
вопрос эффективности выпуска каждого
из продуктов, какой вклад каждый
из выпускаемых продуктов
Таким образом, мы получаем матрицу продукты структурные подразделения, оптимизируя эту матрицу можно получить и оптимальную организационную структуру предприятия, и оптимальные бизнес-процессы.
Каждый продукт, от инновационной
идеи до выпуска на рынок, проходит
через целый ряд структурных
подразделений. Но каждый продукт, запускаемый
в производство, должен иметь определенное
время окупаемости и приносить,
в перспективе, определенный финансовый
результат. То есть еще до запуска
нового продукта в производство мы
должны разработать все планы
мероприятий и рассчитать все
затраты на его создание, производство
и вывод на рынок по всем структурным
подразделениям, спрогнозировать будущую
выручку, и только после этого
принять решение о его
При этом матрица продукты-структурные подразделения наполняется конкретным содержанием. Она определяет и части, из которых состоит предприятие, и отношения между этими частями, и именно она может быть фундаментом при формировании показателей эффективности, определении их метрик и конкретных значений для всех структурных подразделений предприятия.
[1] Лосев А.Ф. История античной эстетики (т. II). Софисты. Сократ. Платон. М.: "Искусство", 1969.
[2] Философский словарь М.: Политиздат, 1980.
[3] Франк С.Л. Введение
в философию в сжатом
[4] Богданов А. Тектология. Финансы, Москва. 2003
[5] Фролов С.С. Социология организаций: Учеб. М.: Гардарики, 2001.
[6] Акулов В.Б., Рудаков
М.Н. Теория организации /
[7] "The Balanced Scorecard: Measures That Drive Performance" in Harvard Business Review by Robert S. Kaplan and David P. Norton, January 1992