Финансовый рынок в странах с развитой рыночной экономикой

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 23:44, курсовая работа

Описание работы

Процесс развития финансового рынка носит объективный и закономерный характер, связанный с интенсивностью и активностью совершенствования нашей современной жизни. Финансовый рынок, помимо этого, влияет на процессы производства, как на национальном, так и мировом уровнях.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Понятие «Финансовый рынок», его структура и роль…………………..4
1.1. Роль финансового рын-ка……………………………………………………….5
1.2. Функции финансового рын-ка………………………………………………...…8
1.3. Структура финансового рын-ка…………………………………………….…..9
Глава 2. Финансовый рынок в рамках финансового кризи-са………………..….13
2.1. Мыльные пузыри на финансовых рын-ках……………………………...……13
2.2. Ипотечный кризис в США, как доказательство единства системы финансовых институ-тов………………………………………………………………….…….15
Глава 3. Рынок ценных бумаг, как часть финансового рын-ка………..…………18
3.1. Основные понятия рынка ценных бумаг и его функ-ции………..…………..18
3.2.Структура рынка ценных бумаг…………………………………...………….22
3.3. Сущность и значение фондовой бир-жи…………………………..…………..29
Заключе-ние………………………………………………………………………….34
Список литерату-ры…………………………………………...…………………….35

Работа содержит 1 файл

Логинов А.В. гр715 МИК.doc

— 425.00 Кб (Скачать)

Согласно,  ИНТЕРФАКС-100. Банки России. Основные показатели деятельности (тыс. рублей) - III кв. 2010 г. 

  2. Финансовый рынок в рамках финансового кризиса

  2.1. Мыльные пузыри на финансовых  рынках

  Финансовый  пузырь – вариант финансового кризиса – возникает, когда цена актива неоправданно высока по сравнению с доходами, которые он принесет, когда игроки слишком оптимистично оценивают перспективы этого актива.

  Такая ситуация не может длиться вечно: рано или поздно пузырь лопнет.

    Стоимость активов снизится, их  владельцы станут беднее. Поскольку  в экономике развитых стран активы часто являются залогом или гарантией для привлечения других кредитов, внезапная потеря средств ведет за собой внезапную потерю рейтинга кредитоспособности и даже банкротства хозяев обесценившихся активов. Это может вызвать цепную реакцию: при массовых банкротствах кредиторы сами превращаются в банкротов. Лопнувший пузырь ипотечных закладных в США в 2008 году обанкротил многие компании, которые держали такие активы на счетах.

  Подобные  потрясения заставляют участников рынка  вести себя осторожнее: новые проекты откладываются, наем сотрудников приостанавливается, объемы производства снижаются. Все это может привезти к замедлению экономики - стагнации. По крайней мере, так оно и было, когда лопались известные в истории финансовые пузыри: на голландском рынке тюльпанов («тюльпаномания»), на японском рынке недвижимости в 1980-х годах и на американском рынке высокотехнологичных компаний (доткомов) в 2000 году. Упомянутый пузырь на рынке ипотечных кредитований запустил мировой финансовый кризис.

  С ноября 1636 года по февраль 1637 года луковицы тюльпанов в Голландии подорожали более чем в 100 раз, достигнув цены, эквивалентных нынешним десяткам тысяч долларов. А 3 февраля 1637 года выяснилось, что за такие деньги луковицы больше не покупают, и цены покатились вниз. К 1 мая они достигли уровня 1636 года, и падение продолжилось. С тех давних пор лопнуло много пузырей, но перед экономистами по-прежнему стоит задача их своевременного обнаружения. Способов предложено много, но все они имеют свои недостатки, а потому пузыри продолжают образовываться и лопаться.

  Разберем  способы обнаружения пузырей  и дадим определение. Пузырь –  это существенное отклонение рыночной стоимости актива (котировок ценных бумаг, цен на недвижимость и т.д.)от его внутренней стоимости. Внутренняя стоимость – это стоимость актива, рассчитанная из условия, что мы знаем, какие доходы он принесет в будущем, а так же то, какому риску они подвержены. Но, поскольку будущего не знает никто, выходит, что внутренняя стоимость – величина иллюзорная. Мы не можем утверждать и оценить ее верно. Чтобы обнаружить пузырь, необходимо знать внутреннюю стоимость актива, а точно рассчитать ее невозможно. В этом и заключается принципиальная проблема: нельзя сказать наверняка, есть ли пузырь, потому что точная внутренняя стоимость актива неизвестна.

  «Такое  положение напоминает ситуацию с  прогнозом погоды. Безусловно, прогноз на завтра существует и определяет наше поведение – на его основе мы надеваем шубы или продолжаем носить шорты. Однако, сегодня мы не знаем, на сколько прогноз точен, - это выяснится только завтра». [8, с.54]

  Методы  обнаружения финансовых пузырей  делятся на экономические и методы технического анализа. Логика экономических методов понятнее: с их помощью можно попытаться оценить внутреннюю стоимость актива и, сравнив ее с рыночной, обнаружить пузырь. Подозревая о наличие пузыря на рынке акций какой-либо компании, мы выстраиваем прогноз будущих дивидендов, которые она выплатит, и оцениваем будущие риски. Сопоставив прогнозы, можно определить внутреннюю стоимость акций. Если их рыночная цена намного больше рассчитанной внутренней, можно говорить о наличие пузыря. Вывод будет тем точнее, чем тщательнее составлен прогноз. Но проверить это удастся только постфактум.

  Сторонники  технического анализа не ищут в явном виде внутреннюю стоимость. Они считают. Что необходимая информация уже заложена в рыночной стоимости продукта, и обращают внимание на резкие падения его цены, считая, что этого достаточно для выявления пузыря.

  Допустим, замечено, что во время надувания пузыря динамика цен по виду очень напоминает экспоненту. Значит, что бы обнаружить пузырь, необходимо отыскать такую зависимость в динамике рыночных цен.

  Многие  экономисты скептически относятся  к таким методам, поскольку они  не опираются ни на одну экономическую теорию. Но это не мешает широкому применению технического анализа. Его сторонники утверждают, что главную роль в подъемах и падении цен играют участники рынка.

  Сейчас  пузыри активно исследуются. Сначала  создает виртуальный актив - актив, выплаты по которому подчинены известному закону. В таком случае его внутреннюю стоимость рассчитать не сложно. Затем несколько игроком (экономических агентов) приглашают принять участие в торгах по данному активу. Все это происходит в компьютерной среде, которая устроена по аналогии с биржей. Во время торгов определяется рыночная стоимость актива.

  Таким образом, я полагаю, что можно  увидеть отклонение рыночной стоимости  от фундаментальной и легко определить наличие пузыря на рынке. Подобные эксперименты позволяют лучше понять природу и особенности пузырей.

  Лопнувший пузырь – это лишь начало финансового  кризиса, а как скоро он закончится, зависит лишь от властей страны, породившей его и от мер, принятых для уменьшения потерь. Я приведу несколько пузырей:

  1634-1638 гг. Тюлпаномания. В Нидерландах луковицами модных цветов торговали даже на бирже с использованием фьючерсов и опционов. За три редкие луковицы отдавали дом. Когда в 1638 году это безумие закончилось, цены упали в сто раз;

  1720 г. Торговля. Британская «Компания Южных морей» объявила о  монопольной торговле с Южной Америкой. Повальная скупка и перепродажа акций закончилась банкротством. Случай считают первой финансовой пирамидой.

  1849-1855 гг. Золото. Золотая лихорадка в  Калифорнии увеличила добычу  золота в 6 раз, а цены на него лишь на 25-50%. Это привело к скачку цен во всем мире, то есть к обесцениванию золота.

  1879-1888 г. Строительство. Акции французской компании по строительству Панамского канала купили 800 тыс. человек. Истратив 300 млн. $ (вдвое больше сметы) и выполнив лишь треть работы, компания обанкротилась. Это вызвало скандал во всем мире, породив понятие «панамы» - аферы.

  1920-е  г. Радио. Бурному развитию  интернету и ТВ предшествовал  радиобум 1920-х. В США акции коммерческих  радиостанций за пять-семь лет подорожали в сотни раз – и рухнули с началом Великой депрессии.

  1929 г. Биржа. Великая депрессия  1930-х годов началась с краха  Нью-Йоркской биржи. 24 октября 1929 года «бычий» рынок – многолетний рост акций в США – сменился падением цен на все бумаги и всеобщей паники.

  1986-1991гг. Японские ценные бумаги и недвижимость. Высокий курс иены и спекуляции  с ценными бумагами и недвижимостью  в 1989 году привели фондовый рынок Японии к краху. В короткие сроки его объемы уменьшились в 4 раза.

  1997-2000 гг. Доткомы. Всеобщее увеличение бумагами компании, предлагавших бизнес в Сети. Заставило лопнуть пузырь доткомов. Высокотехнологичный индекс NASDAQ упал на 80%.

  2003-2007 гг. Недвижимость США. Слишком  доступная ипотека превратила  покупку дома из консервативного вложения денег в инструмент спекуляций. Рынок недвижимости США рухнул, запустив механизм мирового кризиса.

  2008 Нефть. Почти пятикратное падение  цен с отметки 147 $ в июле 2008-го создало серьезные трудности для экономики России. 

  2.2. Ипотечный кризис в США, как доказательство единства системы финансовых институтов

  «Финансовый кризис разрушил уверенность эмитентов в том, что долги никогда не придется возвращать, их можно будет постоянно рефинансировать.  Даже среди крупнейших компаний немногие ранее задумывались о структуре своего долга. В результате власти вынуждены не только раздавать деньги налогоплательщиков олигархам, чтобы активы последних не ушли за рубеж, но и выступать в качестве судей между российскими миллиардерами, чтобы одни из них не банкротили других и не усугубляли тем самым и без того безрадостную картину. Но такие решения тоже имеют свою цену: объем просроченных кредитов может привести к резкому ухудшению положения ведущих финансовых институтов. В любом случае, должникам, в общем-то, не на кого рассчитывать, кроме как на госбанки.

  Заграница уже не помогает и, более того, даже следует с нами одним курсом —  президент США приказывает крупнейшим американским банкам, которые получили госсредства, расширить кредитование малого и среднего бизнеса. Попутно американское государство становится главным акционером Ситибанка – цитадели капитализма.

  Экономическая картина мира меняется на глазах. Маяки  гаснут один за другим. Похоже, что этот «идеальный шторм» придется пройти без  привычной системы навигации, создавая новую на ходу. Доплывшим после этого не будет страшно вообще ничего». [15, с.3]

  На  вопрос «Что произошло?» существует много ответов, но в основном они  сводятся к тому, что причиной кризиса  стала чрезвычайно мягкая политика в США, где кредиты, особенно ипотека, стали доступны сразу и всем. Это спровоцировало бешеный спрос и активное развитие производства, что в свою очередь вызвало рост спроса и цен на продовольственные и сырьевые товары. А это уже отрицательно сказалось на доходах обычных граждан и домохозяйств, многие из которых оказались не в силах расплатиться с кредиторами. По мнения экономиста Йельского университета Гэри Гортона, «Первые признаки надвигающейся бури появились в конце лета 2007 года, когда в США случилась банковская паника. Под банковской паникой обычно понимают массовый набег вкладчиков в банки с требованием вернуть вклады. Если речь идет о значительной доле клиентов банка, то сделать это для кредитной организации достаточно сложно, по крайней мере, в краткие сроки и без значительных убытков. Чтобы выполнить обязательства, банки вынуждены продавать часть активов. Уязвимость банков перед такого рода проявлениями стадного инстинкта среди вкладчиков фундаментальна и неустранима» [9, с. 19-20]. Таким образом, перед финансовым кризисом, рынок жилья на пике своей стоимости насытился, и спрос на недвижимость прекратился. Реакция экономики? Конечно, прогнозируемая реакция - цены упали. Другими словами, стоимость жилища стала в два раза дешевле, взятого простым американцем ипотечного кредита. И люди стали отказываться от взятых ранее обязательств. Банки соответственно не могут реализовать «свалившиеся» на них дорогие дома. Началась паника. Люди отказываются от ранее взятых кредитов, банки в свою очередь не могут вернуть свои кредиты другим банкам, страховщики разоряются на рисках населения и банкиров. И, как снежный ком, мировой финансовый кризис, обрушился на Еврозону, банки которой аккредитовывались в США. Банкиры крупных Европейских банков начали «тянуть одеяло на себя», прося помощи у Центробанков. Так продолжалось долгие месяцы, пока не улеглась паника, и Центробанки, снизившие свои процентные ставки, ни начали снабжать коммерческие банки ликвидностью. По мнению Британской газеты «The Telegraph», «Международный валютный фонд оценивает общую стоимость послекризисной уборки в 11,9 $ трлн.» [17, с.4]. По мнению «Российской Бизнес-газеты», «Как вытекает из материалов ЦБ, опубликованных на минувшей неделе, мировой финансовый кризис стоил России 206,9 миллиарда долларов утечки частного капитала. Такова сумма средств, выведенных из страны с начала августа прошлого года по 1 апреля нынешнего. Это намного больше, чем чистое привлечение капитала с начала 2006 по июль 2008-го (159,2 миллиарда) - единственный пока что период в истории постсоветской России, когда страна выступала чистым импортером капитала». [13, с.6].

  По  мнению Комиссии экспертов Генеральной  Ассамблеи ООН по реформированию международной валютно-финансовой системы: «Не только страны с развитой экономикой, но и страны с развивающейся экономикой и наименее развитые страны страдают от последствий глобального финансового кризиса]… [Финансовые рынки рухнули, кредитование и инвестиционные возможности снижаются, и падает экспорт, поскольку уменьшился спрос» [1, Введение].

  Подводя промежуточные итоги, «В докладе Росстата сообщается, что накопления россиян за период с сентября 2008 года по март 2009 года сократились с 8,559 до 7,1045 трлн. руб., то есть уменьшились на 17%. Изменилась структура накоплений граждан: доля вкладов сократилась с 59,9% до 56,6%, доля наличных денег увеличилась с 31,4% до 32,1%, а доля ценных бумаг – с 8,7% до 11,3%. За время мирового финансового кризиса остатки вкладов населения снизились на 6% – до 4,019 трлн. руб., остатки наличных денег – на 15,2%, до 2,279 трлн. руб., вложения в ценные бумаги выросли на 8,5% – до 806,4 млрд. руб.» [10, Общество].

  Помимо кризиса государственных долгов, над банками нависла еще одна угроза: в ближайшие два года они должны вернуть или продлить краткосрочные кредиты, общая сумма которых исчисляется триллионами долларов. По сообщению «The New York Times», "Европейский Центральный Банк, «Bank of England» и МВФ недавно предостерегли о грядущем кризисе, особенно в Европе, где банкам и без того трудно привлечь деньги", - пишет корреспондент Джек Юинг, - «Существуют опасения, что банки, жаждущие рефинансирования, будут конкурировать с государствами за внимание кредитного рынка. В результате кредиты для бизнеса и потребителей могут подорожать и оказаться в дефиците, что негативно скажется на экономическом росте", - заметил экономист Royal Bank of Scotland Ричард Баррелл, - «Перед трудным выбором окажется Европейский Центробанк, сейчас старающийся отучить банки от дешевых денег, которые предоставлял в разгар глобального кризиса. Если институтам не удастся привлечь необходимые средства на открытом рынке, ЕЦБ придется решать, оказывать ли им дальнейшую поддержку. Со своей стороны, банки утверждают, что пользуются доверием рынков и смогут привлечь необходимые средства. И все же банки ожидает переход к повышенным процентным ставкам, который скажется на доходах, считает издание». [16, с.6]

  По  оценкам Bank for International Settlements, «Общая задолженность  банков перед держателями облигаций  и другими кредиторами, которую  надо погасить в 2012 году, составляет без  малого 5 трлн. долларов, причем 2,6 трлн. приходятся на Европу, а американским банкам следует до конца 2012 года рефинансировать около 1,3 трлн.»

Информация о работе Финансовый рынок в странах с развитой рыночной экономикой