Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 23:44, курсовая работа
Процесс развития финансового рынка носит объективный и закономерный характер, связанный с интенсивностью и активностью совершенствования нашей современной жизни. Финансовый рынок, помимо этого, влияет на процессы производства, как на национальном, так и мировом уровнях.
Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Понятие «Финансовый рынок», его структура и роль…………………..4
1.1. Роль финансового рын-ка……………………………………………………….5
1.2. Функции финансового рын-ка………………………………………………...…8
1.3. Структура финансового рын-ка…………………………………………….…..9
Глава 2. Финансовый рынок в рамках финансового кризи-са………………..….13
2.1. Мыльные пузыри на финансовых рын-ках……………………………...……13
2.2. Ипотечный кризис в США, как доказательство единства системы финансовых институ-тов………………………………………………………………….…….15
Глава 3. Рынок ценных бумаг, как часть финансового рын-ка………..…………18
3.1. Основные понятия рынка ценных бумаг и его функ-ции………..…………..18
3.2.Структура рынка ценных бумаг…………………………………...………….22
3.3. Сущность и значение фондовой бир-жи…………………………..…………..29
Заключе-ние………………………………………………………………………….34
Список литерату-ры…………………………………………...…………………….35
2.Финансовые рынки вводят механизм выкупа у инвесторов надлежащих им финансовых активов и тем самым повышают ликвидность этих активов. Выкуп у инвесторов финансовых активов обеспечивают финансовые посредники - дилеры рынка, которые в любой момент, если это нужно инвесторам, готовы выкупить финансовые активы, которыми они владеют. Чем эффективнее функционирует финансовый рынок, тем выше ликвидность он обеспечивает финансовым активам, которые находятся в обороте на нем, поскольку любой инвестор может быстро и практически без потерь в любой момент превратить финансовые активы на денежную наличность.
Финансовые посредники всегда готовые не только выкупить финансовые активы, но и продать их инвесторам в случае необходимости. Осуществляя на постоянной основе выкуп и продажу финансовых активов, финансовые посредники не только обеспечивают ликвидность финансовых активов, которые находится в обращении на рынке, а и стабилизируют рынок, противодействуют значительным колебаниям цен, которые не связаны с изменениями в реальной стоимости финансовых активов и изменениями в деятельности эмитентов этих активов.
3.Финансовые
рынки оказывают содействие
Финансовые посредники, осуществляя большие объемы операций по инвестированию и привлечению средства, уменьшают для участников рынка затраты и соответствующие риски от проведения операций с финансовыми активами. Как на рынке акций и облигаций, так и на кредитном рынке именно посредники играют решающую роль в перемещении капиталов. В особенности заметная эта роль при финансировании посредниками корпораций, которые имеют не высочайший кредитный рейтинг, и количество которых есть значительной во всех странах мира. Финансовые посредники уменьшают затраты через осуществление экономии на масштабе операций и усовершенствования процедур оценивания ценных бумаг, эмитентов и заемщиков на кредитном рынке.
В
странах с развитой рыночной экономикой
функционируют
Говоря
о финансовых рынках, нельзя ни сказать
о банковской системе, которая является
совокупностью различных видов национальных
банков и кредитных учреждений, действующих
в рамках общего денежно-кредитного механизма,
она включает Центральный банк, сеть коммерческих
банков и других кредитно-расчетных центров.
Центральный банк проводит государственную
эмиссионную и валютную политику, является
ядром резервной системы. Коммерческие
банки осуществляют все виды банковских
операций. А что касается, по моему мнению,
локомотивом, всего мирового финансового
рынка – США, то органом, выполняющим роль
Центробанка, является ФРС (Федеральная
резервная система, от англ. Federal Reserve System),
которая создана специально в 1913 году
законом о Федеральном Резерве. В управлении
ФРС весомую роль играет государство,
хотя форма собственности капитала является
частной.
Структура финансового рынка до сих пор является предметом обсуждения специалистов. Выделяют рынки по региональному признаку, по срочности реализации сделок, по условиям обращения финансовых инструментов, по организационным формам функционирования и т.д.
В своей работе я решил рассмотреть структуру финансового рынка, структурированного согласно используемым финансовым инструментам:
Не будет преувеличением сказать, что финансовые институты в России в силу специфики их деятельности оказались наиболее динамичным и рыночным сегментом финансового рынка. В тоже время и именно в силу этого обстоятельства финансовый сектор страны за менее чем двадцатилетний период пережил ряд крупных кризисов и несколько раз поменял свою конфигурацию.
Эволюция российской банковской системы может служить наглядной иллюстрацией формирования и развития новых институтов в результате взаимодействия множества сторон, интересы и нормы которых не имели устойчивого характера, менялись в зависимости от позиций и состава участников. Общим вектором происходящих трансформация является упрощение общей структуры рынка при увеличении сложности отдельных его участников, концентрация рыночной власти при сокращении числа участников.
Последние 6 лет финансовый сектор страны и банковская система, как его главная и ведущая часть развивались достаточно стабильно, хотя наблюдались периоды стагнации, спады и, по мнению некоторых аналитиков, даже кризисы. В частности банковская система пережила нечто подобное кризису летом 2004 г. Наблюдается высокая адаптивность банковского сектора к меняющимся макроэкономическим и институциональным условиям. В частности, банковская система неожиданно легко преодолела последствия кризиса 1998 г., перевод бюджетных средств в федеральное казначейство и т.д. Что касается кризиса 1998 г., то банковская система в целом пережила его без масштабной национализации и широкомасштабной помощи со стороны Банка России (стабилизационные кредиты ЦБ РФ коммерческим банкам были незначительны в сравнении с масштабами кризиса) в значительной степени из-за слабости контроля со стороны надзорных органов и низкой степени защиты прав кредиторов и миноритарных акционеров. Так называемые «системообразующие» банки успели создать параллельные финансовые структуры и перевести в них наиболее ценные активы. Потому последствия финансового кризиса оплатили предприятия нефинансового сектора (в основном средние и мелкие) и население. Перевод средств из коммерческих банков на счета Федерального казначейства шел на фоне постоянного улучшения экономической ситуации и был достаточно растянут во времени для того, чтобы банки смогли адаптироваться и изменить структуру пассивов.
Правительственные программы по реформированию и развитию финансового сектора в основном адекватно оценивают современное состояние и проблемы развития финансового, в частности, банковского сектора. Например, констатируется недостаточная способность банков аккумулировать и размещать ресурсы в соответствии с потребностями национальной экономики, трансформировать сбережения в инвестиции, удовлетворять потребности предприятий и семейных хозяйств в заемных средствах.
В то же время, как государственные программы реформирования финансового сектора, так и частично альтернативные им программы ассоциаций финансовых институтов, игнорируют, или не придают должного значения генетическим особенностям российской финансовой системы, а также политике государства в нефинансовом секторе.
По моему мнению, определяющим фактором развития финансовой (более узко – банковской) системы является промышленная политика государства или политика по отношению к предприятиям нефинансового сектора. Такие действия государства как поощрение экспансии государственных корпораций, фактическое содействие монополизации экономики путем поощрения сделок по слиянию и поглощению (что очень странно в период благоприятной конъюнктуры и далеко не всегда эффективно), прямо противоречат программным установкам и тормозит развитие банковской системы.
Так, политика, направленная на формирование «локомотивов национальной экономики» и превращение их в транснациональные корпорации приводит к тому, что финансовые возможности отечественных банков оказываются просто несопоставимы с потребностями крупных корпораций. Поэтому последние привлекают ресурсы с международных рынков, что существенно тормозит развитие отечественных финансовых институтов. Кроме того, для финансирования текущей деятельности и внутрикорпоративного трансферта капитала крупные корпорации имеют собственные «карманные банки», которые являются скорее рассчетно-кассовыми центрами, нежели банками и фактически выпадают из банковской системы.
Другой особенностью отечественной банковской системы является высокая степень участия государства в капитале банков. Не смотря, на неоднократные заявления, обещанного сокращения участия государства (включая региональные органы власти) не происходит. Более того, озвучено большое количество инициатив по созданию всякого рода инновационных банков и фондов, банков развития, специализированных финансовых институтов. Все это приведет лишь к усилению роли бюджетов в кредитовании предприятии и населения со всеми вытекающими из этого рисками для бюджетной системы страны. Поскольку в настоящее время доходная база федерального и большинства региональных бюджетов растет, а действующее законодательство и политика Минфина РФ сдерживают рост непроцентных расходов региональных бюджетов, ситуация в целом находится под контролем. В то же время при изменении макроэкономической ситуации риски для бюджетной системы могут существенно возрасти.
Описанная выше конкуренция между старыми и новыми институтами дополняется влиянием внешних факторов, в качестве которых выступают международные и транснациональные финансовые институты и ожидания, связанные со вступлением России в ВТО. Хотя присутствие иностранного капитала в банковской системе РФ незначительно (менее 12%), в последние 1,5-2 года оно удвоилось на фоне быстрого роста капитализации отечественной банковской системы. Более того, последние сделки по приобретению миноритарных пакетов акций региональных баков ЕБРР и слияний в банковском секторе с участием транснациональных банков, подготовка и проведение IPO, привели к определенным качественным изменениям. Во-первых, многие региональные банки стали раскрывать структуру собственности, вывели владельцев крупных пакетов акций из состава исполнительных органов банков, разработали внутренние нормативные документы в соответствии с международными правилами. Принятие системы стратегического планирования, кодексов внутрикорпоративного поведения и изменение системы внутренней и внешней отчетности не могли не сказаться на качестве управления и расширении доли рыночного поведения в банковских операциях.
Этому же способствовала политика федеральных надзорных органов, прежде всего ЦБ РФ и Федеральной службы по финансовому мониторингу по «расчистке» банковской системы.
С
другой стороны, в преддверии ожидаемого
вступления России в ВТО идет быстрый
процесс не только усиления государственного
контроля над системой коммерческих
банков (что можно только приветствовать),
но и расширение доли непосредственного
и, особенно, опосредованного участия
государства в капитале коммерческих
банков. Если тенденция сохранится, то
через 10-15 лет российская банковская система
будет представлена в основном двумя группами
банков: государственными и иностранными
или с иностранным участием (и скорее всего
– с контрольным пакетом акций). В этом
случае наиболее важным окажется вопрос
о том, будут ли эти группы субъектов финансового
рынка играть по одним или по разным правилам.
Крупнейшими банками России по СЧА являются:
|
Информация о работе Финансовый рынок в странах с развитой рыночной экономикой