Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 15:06, курсовая работа
Финансовый рынок представляет собой очень сложный механизм, который пока не описан ни одной теорией до конца. Их существует множество – фундаменталистские, технические, теория случайных блужданий и многие другие. И несмотря на некоторую неопределенность и множество методов анализа рынка, фондовые ценности – наиболее привлекательный на сегодня “товар” для множества инвесторов. Посредством финансовых рынков осуществляется межотраслевой, международный перелив капиталов. Механизмы этих рынков в этом отношении значительно эффективнее прямого инвестирования средств и позволяют оптимизировать структуру и динамику общественного воспроизводства. И хотя многие экономисты время от времени пытаются это опровергнуть, это утверждение уже прошло испытание временем.
Введение ……………………………………………………………………………………………3
Глава I. Общая характеристика финансового рынка
Понятие финансового рынка………………………………………………………………… 4
Функции финансового рынка………………………………………………………………… 4
Классификация финансового рынка…………………………………………………………. 5
Стратегия развития финансового рынка на десятилетие………………………………......11
Глава II. Кризисные явления в Российской экономике
2.1. Финансовый кризис – 1998………………………………………………………………….. 15
2.2. Финансовый кризис – 2008
2.2.1. Причины кризиса……………………………………………………………………………18
2.2.2. Особенности кризиса ………………………………………………………………………19
2.2.3. Угрозы и последствия кризиса……………………………………………………………..21
2.2.4. Борьба с кризисом…………………………………………………………………………..24
2.3. Кризисы образца 1998 и 2008 годов: 10 отличий…………………………………………...25
Заключение …………………………………………………………………………………...……31
Библиографический список ………………………………………………………………………32
Дисконтный рынок – обобщающая характеристика рынка, на котором продаются и покупаются векселя. Этот рынок играет особую роль в денежно-кредитном регулировании экономики, а его значение заключается в обеспечении равномерного притока денег в экономику. Операторами дисконтных рынков являются центральный банк и коммерческие банки.
Рынок межбанковских кредитов (МБК) на котором коммерческие банки кредитуют друг друга. Межбанковские кредиты предоставляются в форме продажи излишка средств коммерческого банка на резервном счете в центральном банке сверх определенной законом величины обязательных резервов и в форме сделок «РЕПО».
Сделка «РЕПО» - продажа ценных бумаг с условием обратного выкупа. Для проведения подобных сделок необходимыми предпосылками являются наличие развитого рынка государственных ценных бумаг и развитой системы бездокументарного оборота ценных бумаг, т.е. депозитарной формы. При осуществлении сделки «РЕПО» сторона, продающая ценные бумаги, получает денежные бумаги. При истечении срока соглашения должен быть осуществлен обратный выкуп ценных бумаг по цене, превышающей цену их продажи. Разница этих цен представляет процентный платеж за пользование денежными средствами. Выкуп должен быть осуществлен на фиксированную дату или в течение некоторого периода.
Рынок евровалют – часть денежного рынка, на котором осуществляется торговля краткосрочными финансовыми инструментами, номинированными в евровалютах. Евровалюта – общее понятие для обозначения валют, которые имеют хождение вне страны-эмитента, т.е. широко используются на международных рынках. К этим валютам относят доллар США, немецкую марку, фунт стерлингов и другие.
Рынок депозитных сертификатов. Депозитные сертификаты представляют собой свидетельства о крупных срочных вкладах в банках и являются ценной бумагой. Т.к. срок обращения депозитных сертификатов, как правило, не превышает один год, эти бумаги можно рассматривать как бумаги денежного рынка.
Рынок ценных бумаг – это рынок, который опосредует кредитные отношения и отношения совладения с помощью ценных бумаг. На этом рынке выпускаются, обращаются и поглощаются как собственно ценные бумаги, так и их заменители (сертификаты и т.п.).
Участников рынка ценных бумаг можно разделить на три группы:
В зависимости от сроков совершения операций с ценными бумагами рынок ценных бумаг подразделяется на спотовый и срочный.
Спотовый (кассовый) рынок – это рынок наличных сделок, происходит одновременная оплата и поставка ценных бумаг. Цена, возникающая на спотовом рынке, называется спотовой или кассовой.
Срочный рынок – это рынок, на котором заключаются срочные сделки. Срочная сделка – это договор между контрагентами о будущей поставке предмета контракта на условиях, которые оговариваются в момент заключения сделки. Срочный рынок делится на:
— Форвардный рынок – это рынок, на котором стороны договариваются о поставке имеющихся у них в действительности ценных бумаг с окончательным расчетом к определенной дате в будущем.
— Фьючерсный рынок – это рынок, на котором производится торговля контрактами на поставку в определенный срок в будущем ценных бумаг или других финансовых инструментов, реально продаваемых на финансовом рынке.
— Опционный рынок – это рынок, на котором производится купля-продажа контрактов с правом покупки или продажи определенных финансовых инструментов по заранее установленной цене до окончания его срока действия. Заранее установленная цена называется ценой исполнения опциона.
— Рынок свопов – это рынок прямых обменов контрактами между участниками сделки с ценными бумагами. Он гарантирует им взаимный обмен двумя финансовыми обязательствами в определенный момент в будущем. Своп подразумевает перевод только чистой разницы между суммами по каждому обязательству.
В зависимости от форм организации совершения сделок рынок ценных бумаг подразделяется на биржевой и внебиржевой.
Биржевой рынок представляет собой сферу обращения бумаг в специально созданных финансовых институтах для организованной и систематической продажи и перепродажи ценных бумаг. Эти институты называются фондовыми биржами. Торговлю на бирже осуществляют только члены биржи, причем торговля может осуществляться только теми ценными бумагами, которые включены в котировочный список, т.е. прошли процедуру допуска ценных бумаг к продаже на барже (листинг).
Внебиржевой рынок ценных бумаг представляет собой систему крупных торговых площадок, осуществляющих торговлю многими видами ценных бумаг. Деятельность этих торговых площадок подчиняется строгим правилам, обязательным для исполнения всеми участниками сделок. Объемы операций, совершаемых на внебиржевой торговле, зачастую превышают объемы операций на фондовом рынке. Дилеров внебиржевого рынка иногда называют «создателями, делателями рынка».
По организационной структуре рынок ценных бумаг делится на первичный и вторичный рынки.
Первичный рынок – рынок, на котором происходит первичное размещение ценной бумаги. В результате продажи бумаг на первичном рынке эмитент получает необходимые ему финансовые ресурсы, а бумаги поступают в руки первоначальных держателей. Таким образом, функция первичного рынка состоит в мобилизации новых активов.
После того как первоначальный инвестор купил ценную бумагу, он вправе ее перепродать.
Вторичный рынок – это рынок, на котором происходит обращение ценных бумаг. На этом рынке перераспределяются ресурсы среди последующих инвесторов. Он позволяет инвесторам свободно покупать или продавать бумаги.
1.3. Стратегия развития финансового рынка на десятилетие
В Собрании законодательства РФ №3 от 19 января 2009 г. опубликована Стратегия развития финансового рынка РФ на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29 декабря 2008 г. № 2043-р.
В настоящее время к долгосрочному стратегическому планированию переходят практически все отрасли экономики. Существовала общая заинтересованность в скорейшей выработке основных направлений государственной политики в области развития финансового рынка. 29 декабря 2008 г. Правительство РФ Стратегию утвердило. Органы исполнительной и законодательной власти продолжили разработку законопроектов, направленных на:
Целью Стратегии является формирование конкурентоспособного самостоятельного финансового центра. Для достижения этой цели предполагается не только решить ряд задач: повысить емкость и прозрачность финансового рынка; обеспечит эффективность рыночной инфраструктуры, сформировать благоприятный налоговый климат для его участников, усовершенствовать правовое регулирование на финансовом рынке, но и достичь целевых показателей его развития, которые должны быть выше существующих сейчас, резко изменившихся с учетом финансового кризиса.
Каждая задача, содержащаяся в Стратегии, предполагает реализацию ряда конкретных мер, основными из которых являются:
1. Внедрение механизмов, обеспечивающих участие многочисленных розничных инвесторов на финансовом рынке и защиту их инвестиций. Предполагается создание компенсационных фондов для граждан, инвестирующих средства на финансовом рынке. Фонды будут формироваться за счет взносов участников рынка ценных бумаг; рассмотрение вопроса о наделении ФСФР России полномочиями по контролю и надзору за рекламой на финансовом рынке; определение условий и правовых рамок для формирования института инвестиционных советников для помощи инвесторам.
2. Расширение спектра производных финансовых инструментов и укрепление нормативной правовой базы срочного рынка. Предполагается решить налоговые проблемы на срочном рынке; наделить биржи правом квалифицировать производные финансовые инструменты, установить требования обязательного мониторинга биржами нестандартных срочных сделок, усовершенствовать ценообразование на товарных рынках.
3.Создание возможности для секьюритизации широкого круга активов. Предполагается ввести залоговые и номинальные банковские счета, институт общего собрания владельцев облигаций, расширить возможности использования субординации выпускаемых ценных бумаг, стимулировать инвестирование в инфраструктурные облигации, выпускаемые для привлечения инвестиций в долгосрочные проекты по развитию транспортной, энергетической, жилищно-коммунальной и социальной инфраструктуры.
4.Повышение уровня информированности граждан о возможностях инвестирования сбережений на финансовом рынке. Планируется проведение анализа для выявления причин недоверия населения к инструментам финансового рынка, подготовка и реализация мер, направленных на информирование граждан об их правах и возможностях на рынке для инвестирования сбережений.
5.Унификация регулирования всех сегментов организованного финансового рынка.
Предполагается унификация стандартов раскрытия информации о заключаемых сделках, обеспечение защиты интересов участников.
6.Создание нормативно-правовых и организационных условий для возможности консолидации биржевой и расчетно-депозитарной инфраструктуры. Рассмотрена возможная вертикально-интегрированная модель объединения путем создания биржевого холдинга с широким представительством в его капитале банков, небанковских институтов, возможно, государства и иностранных институтов.
7.Создание четких правовых рамок осуществления клиринга обязательств, формирования и капитализации клиринговых организаций финансового рынка, а также функционирования института центрального контрагента. ФСФР ведет работу по подготовке федерального закона «О клиринге и клиринговой деятельности». В нем планируется отобразить правовые условия эффективного функционирования института центрального контрагента и повышения эффективности клиринга.
8.Повышение уровня предоставления услуг по учету прав собственности на ценные бумаги и иные финансовые инструменты. Планируется расширить добровольную практику страхования регистраторами и депозитариями своей профессиональной ответственности. Необходимость урегулирования вопросов ответственности регистраторов и депозитариев при несанкционированном списании ценных бумаг со счета владельца.
9.Повышение эффективности регулирования финансового рынка. Путем развития системы принудительного надзора в отношении участников финансового рынка, унификации принципов и стандартов деятельности участников финансового рынка.
10.Снижение административных барьеров и упрощение процедур государственной регистрации выпусков ценных бумаг. Запланирован отказ от проведения технических эмиссий ценных бумаг, направленных на изменение номинальной стоимости ранее размещенных ценных бумаг. Предусмотрено упрощение процедуры эмиссии ценных бумаг, если ценные бумаги эмитента того же вида уже включены в котировальный список; сокращение объема информации, содержащейся в проспекте ценных бумаг; решение проблем правовой регламентации процедуры выпуска ценных бумаг в ходе реорганизации юридических лиц; определение единого федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять государственную регистрацию выпусков ценных бумаг.
11.Обеспечение эффективной системы раскрытия информации на финансовом рынке.
Предполагается установить требования к раскрытию информации о лицах, являющихся реальными собственниками российских компаний.
12.Развитие и совершенствование корпоративного управления. Установление требований к корпоративному управлению профессиональный участников рынка ценных бумаг, управляющих компаний инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов путем формулирования соответствующих рекомендаций и их закрепления в нормативных правовых актах, усовершенствование порядка приобретения крупных пакетов акций открытых акционерных обществ (ОАО) путем установления предварительного государственного контроля за публичным предложением ценных бумаг ОАО, повышение роли независимых директоров в публичных компаниях.
13.Принятие действенных мер по предупреждению и пресечению недобросовестной деятельности на финансовом рынке. Предусмотрено принятие федерального законодательства о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком; внесений изменений в Кодекс об административных правонарушениях, касающихся введения случаев снижения штрафов в отношении участников финансового рынка, когда ими самостоятельно выявляются нарушения законодательства РФ в сфере их деятельности.