Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 14:13, курсовая работа
Проблема научно-инновационного развития – одна из ключевых в экономике. От ее успешного решения во многом зависят как повышение эффективности производства, так и рост благосостояния людей, так как научные инновации, основанные на новых знаниях, не просто приносят большие доходы, а являются стержнем научно технического прогресса во всём мире.
Введение………………………………………………………………………….3
1 Теоретическая часть
Сущность инновационного потенциала – его состав и структура:
1.1.1 Понятие научно-инновационной сферы. Инновационный потенциала, его состав и структура……………….……..………………...4
Характеристика финансовой составляющей инновационного потенциала. Динамика ее развития в Республике Беларусь………………………………………………………………11
Основные формы и источники финансирования научно-инновационной сферы………………………………………………15
2 Аналитическая часть
2.1 Основные проблемы формирования и использования финансового потенциала научно-инновационной сферы и пути их решения:
2.1.1 Государственные приоритеты в области развития инновационной деятельности в Республике Беларусь и ее финансирования…………………………………………………..………..20
2.1.2 Проблемы повышения финансовой обеспеченности научно-инновационной сферы в современных условиях…………………..…21
2.1.3 Основные направления повышения эффективности формирования, использования и повышения финансовой обеспеченности научно-инновационной сферы Республики Беларусь……………………………………………………………………..24
3. Практическая часть «Определить наиболее приемлемый вариант инновационного развития промышленного предприятия»……………..26
Заключение……………………………………………………………………36
Список использованных источников………………………………
- поддержка производства новшеств и регулирование отношений на рынках инвестиционных товаров.
Государство
может выступить
Методы финансирования государством инновационной деятельности:
- Прямое финансирование (выделение бюджетных средств);
- Косвенное финансирование (создание благоприятных условий для выполнения НИОКР: налоговые льготы, ускоренная амортизация, льготное кредитование).
Рис.1. Методы государственного финансирования инновационной деятельности.
Предоставление государством средств осуществляется на основе конкурсности, возвратности, срочности, платности и обеспеченности, причем в конкурсном отборе участвуют бизнес-планы проектов с полученными на них заключениями государственной экспертизы.
Косвенное государственное финансирование инновационной деятельности заключается в создании государственными органами выгодных условий для финансирования НИОКР и инноваций заинтересованными в их результатах инвесторами на рыночных условиях.
Косвенные формы государственной поддержки инновационной деятельности:
- предоставление индивидуальным изобретателям и малым внедренческим предприятиям беспроцентных банковских ссуд;
- создание венчурных инновационных фондов, пользующихся налоговыми льготами;
- снижение государственных патентных пошлин по ресурсосберегающим изобретениям;
- создание сети технополисов, технопарков;
- возможно создание специализированных государственных холдинговых и инновационных компаний в целях диверсификации инвестиционных вложений государства.
Финансовое обеспечение научно-технической деятельности основывается на его целевой ориентации и множественности источников финансирования. Правительство РФ организует разработку и исполнение бюджета в части расходов на научные исследования и экспериментальные разработки, определяет порядок создания государственных фондов поддержки научно-технической деятельности. В порядке долевого участия могут финансироваться научно-технические программы, сформированные и реализуемые на основе международных и межотраслевых научно-технических соглашений, научно-технические программы создания новых техники и технологии двойного применения.
Обеспечение
конкурентоспособности
Для решения поставленных задач необходимы:
- модернизация важнейших секторов экономики на основе технологического обновления производства;
- формирование эффективной национальной инновационной системы;
- развитие материально–технической базы науки;
- формирование рынка научно–технической продукции и объектов прав интеллектуальной собственности, развитие инновационной инфраструктуры;
- расширение международного научно–технического и инновационного сотрудничества;
- создание действенной системы защиты прав интеллектуальной собственности;
- расширение подготовки высококвалифицированных специалистов и научных кадров высшей квалификации, способных успешно работать в условиях наукоемкой экономики, в том числе привлечение специалистов из–за рубежа.
Особое внимание будет уделено развитию инновационных производств, использующих наукоемкие технологии: телекоммуникации, информационные технологии, приборостроение, производства микроэлектроники, высокоточного машиностроения, измерительных приборов, светодиодной техники, техники на основе лазерных технологий, нанотехники и наноматериалов, систем искусственного интеллекта.
Планируется
поднять Парк высоких технологий
на качественно новый уровень. Он
должен стать центром создания и
вовлечения передовых технологий во
все сферы отечественной
Инвестиционная политика в предстоящем пятилетии будет нацелена на модернизацию существующих и создание более одного миллиона новых рабочих мест.
Основными задачами инвестиционной деятельности являются:
- совершенствование инвестиционного климата и благоприятного имиджа страны;
- повышение эффективности инвестиционных проектов и сокращение сроков их реализации;
- создание «зеленого» коридора для привлечения инвестиций в высокотехнологичные производства и секторы экономики.
Главными направлениями их реализации станут:
- вложение инвестиций в создание новых предприятий, наукоемких и экспортно - ориентированных производств;
- модернизация действующих предприятий на основе новейших технологий;
- создание условий и механизмов привлечения средств населения для инвестирования в основной капитал;
- поддержание благоприятного инвестиционного климата в целях максимального привлечения инвестиций, особенно прямых иностранных, обеспечение защиты интересов отечественных и иностранных инвесторов и создание для них равных условий;
- развитие перспективных форм привлечения инвестиций (проектное и венчурное финансирование, концессии, лизинг) с учетом внедрения государственно–частного партнерства.
Для обеспечения благоприятного инвестиционного климата наряду с либерализацией и приватизацией необходимы оптимизация налоговой системы и отчетности, изменения в сфере требований при осуществлении административного контроля; обеспечение и соблюдение прав собственности, в том числе интеллектуальной; защита миноритарных акционеров; судебное обеспечение неприкосновенности договоров; дальнейшее упрощение доступа инвесторов к рынку недвижимости и земельным участкам; развитие информационной поддержки инвесторов с созданием специализированных инвестиционных структур.
Осуществление указанных направлений позволит повысить инновационную и инвестиционную активность организаций, обеспечить развитие национальной инновационной системы и структурные преобразования экономики, снижение энерго– и импортоемкости, что, в свою очередь, повысит конкурентоспособность продукции и услуг на внутреннем и внешних рынках.
Доля
инновационной продукции в
Объем прямых иностранных инвестиций на душу населения составит 700 — 745 долларов США, или возрастет в 1,7 раза, доля инвестиций в основной капитал в ВВП — 37,5 процента против 32 процентов в 2010 году.
Беларусь к 2015 году войдет в тридцатку ведущих стран мира, наиболее привлекательных для зарубежных инвестиций.
3.
Практическое задание «
Задание: определить наиболее приемлемый вариант инновационного развития промышленного предприятия на основе представленных исходных данных.
Этап 1. Оценка инновационного поведения предприятия.
На этапе формирования стратегического поведения предприятия определяется, как изменится положение предприятия во внешнем окружении, если оно изберет инновационный путь развития. Для этого в таблице 1.1 представим прогнозные результаты оценки инновационной политики при благоприятных условиях развития ситуации на рынке.
Таблица
1.1 – Изменения в системе
Показатели |
Рост показателей при выборе: | ||
базисных инноваций |
улучшающих инноваций |
нетехнологических подходов | |
1 Патентный портфель |
30 |
9 |
0 |
2 Доля рынка |
15 |
8 |
7 |
3 Доходы от продажи лицензий |
5 |
0 |
0 |
4 Номенклатура в торговом |
20 |
11 |
0 |
5 Стоимость компании |
10 |
2 |
1 |
6 Стоимость акций |
10 |
2 |
1 |
Также приведем
расчеты и по нетехнологическому
пути развития предприятия, если оно
в ближайшей перспективе
Как показывают данные таблицы 1.1, выбор предприятием инновационного пути развития может во многом позитивно повлиять на его экономический рост. Однако, приведенные показатели не учитывают ни степень риска такого пути развития, ни возможности предприятия эффективно достигнуть поставленных стратегических целей и задач, ни влияние вложения денежных средств в инновационные проекты на финансовую устойчивость предприятия. Для оценки эффективности инновационных стратегий и выбора соответствующего пути экономического развития следует провести оценку инновационной активности предприятия.
При этом
исходим из того, что каждое предприятие
отслеживает состояние и
Этап 2. Оценка инновационной активности предприятия.
Оценка
инновационной активности проводится
вместе с анализом внутренней среды
предприятия при формировании его
стратегического поведения на рынке.
Это позволяет оценить
Оценка инновационной активности предприятия проводится по следующим показателям:
1) коэффициент
обеспеченности
, (1)
где: Си – стоимостная оценка интеллектуально собственности предприятия (стр. «Нематериальные активы» Ι раздела бухгалтерского баланса), руб.;
Авн – внеоборотные активы предприятия, руб.
Если Кис > 0,1, то предприятие выбирает освоение базисных инноваций, если Кис ≤ 0,1, то выбор в пользу освоения улучшающих инноваций.
Кис = 760 / 6756740 = 0,0001 < 0,1
Следовательно необходимо делать выбор в пользу освоения улучшающих инноваций.
2) удельный вес персонала, занятого НИР и ОКР:
, (2)
где: Пн – число занятых в сфере НИР и ОКР, чел.;
Ч – среднесписочная
Если Кпр > 0,2, то предприятие выбирает освоение базисных инноваций, если Кпр ≤ 0,2, то выбор в пользу освоения улучшающих инноваций.
Кпр = 11 / 55 = 0,2 = 0,2
Исходя из равенства необходимо делать выбор в пользу освоения улучшающих инноваций.
3) Удельный
вес имущества,
, (3)
где: Ооп – стоимостная оборудования опытно-приборного назначения, руб.;
Опн – стоимость оборудования производственно-
Если Кни > 0,25, то предприятие выбирает освоение базисных инноваций, если Кни ≤ 0,25, то выбор в пользу освоения улучшающих инноваций.
Кни = 1256780 / 8109700 = 0,16 < 0,25