Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 14:13, курсовая работа
Проблема научно-инновационного развития – одна из ключевых в экономике. От ее успешного решения во многом зависят как повышение эффективности производства, так и рост благосостояния людей, так как научные инновации, основанные на новых знаниях, не просто приносят большие доходы, а являются стержнем научно технического прогресса во всём мире.
Введение………………………………………………………………………….3
1 Теоретическая часть
Сущность инновационного потенциала – его состав и структура:
1.1.1 Понятие научно-инновационной сферы. Инновационный потенциала, его состав и структура……………….……..………………...4
Характеристика финансовой составляющей инновационного потенциала. Динамика ее развития в Республике Беларусь………………………………………………………………11
Основные формы и источники финансирования научно-инновационной сферы………………………………………………15
2 Аналитическая часть
2.1 Основные проблемы формирования и использования финансового потенциала научно-инновационной сферы и пути их решения:
2.1.1 Государственные приоритеты в области развития инновационной деятельности в Республике Беларусь и ее финансирования…………………………………………………..………..20
2.1.2 Проблемы повышения финансовой обеспеченности научно-инновационной сферы в современных условиях…………………..…21
2.1.3 Основные направления повышения эффективности формирования, использования и повышения финансовой обеспеченности научно-инновационной сферы Республики Беларусь……………………………………………………………………..24
3. Практическая часть «Определить наиболее приемлемый вариант инновационного развития промышленного предприятия»……………..26
Заключение……………………………………………………………………36
Список использованных источников………………………………
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
БЕЛОРУССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Приборостроительный факультет
Кафедра
«Экономика и управления научными исследованиями,
проектированием и
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: «Экономика и планирование инновационной деятельности»
по теме: «Финансовая составляющая инновационного потенциала – состояние и основные направления повышения эффективности формирования и использования»
Вариант 11
Выполнила студентка ПСФ
Проверил
Минск
2012г
Содержание:
Введение…………………………………………………………
1 Теоретическая часть
1.1.1 Понятие научно-инновационной сферы. Инновационный потенциала, его состав и структура……………….……..………………...4
2 Аналитическая часть
2.1 Основные проблемы формирования и использования финансового потенциала научно-инновационной сферы и пути их решения:
2.1.1 Государственные приоритеты
в области развития инновационной деятельности
в Республике Беларусь и ее финансирования…………………………………………
2.1.2 Проблемы повышения финансовой обеспеченности научно-инновационной сферы в современных условиях…………………..…21
2.1.3 Основные направления повышения
эффективности формирования, использования
и повышения финансовой обеспеченности
научно-инновационной сферы Республики
Беларусь…………………………………………………………
3. Практическая часть «Определить наиболее приемлемый вариант инновационного развития промышленного предприятия»……………..26
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников……………………………………..37
Введение
Проблема научно-инновационного развития – одна из ключевых в экономике. От ее успешного решения во многом зависят как повышение эффективности производства, так и рост благосостояния людей, так как научные инновации, основанные на новых знаниях, не просто приносят большие доходы, а являются стержнем научно технического прогресса во всём мире.
Актуальность темы обусловлена тем, в эпоху научно-технической революции научная деятельность становится массовой, вследствие чего возникает потребность в инструментарии для ее соответствующего научно-экономического анализа.
Нахождение выгодного механизма реализации научно-инновационной сферы и инновационного потенциала для государства является одним из главных условий развития производства.
Цель настоящей работы - дать характеристику системам финансовой составляющей инновационного потенциала.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1 Теоретическая часть.
1.1 Сущность инновационного потенциала – его состав и структура.
Научно-инновационное развитие – одна из наиболее трудно решаемых проблем в странах с переходной экономикой т.к. требует солидной производственной базы, высококвалифицированных кадров, больших финансовых затрат. Однако мировая статистика свидетельствует, что деятельность по созданию и внедрению научных инноваций, несмотря на большой риск, высоко прибыльна - более чем в три раза, чем прибыль от инвестиций в экономических развитых странах. Производство интеллектуальной продукции (ноу-хау, изобретения, НИОКР и т.д.) и её коммерциализация, являются одним из главных источников пополнения национального бюджета высокоразвитых стран, а также формирования так называемого «человеческого капитала», т.е. высокопрофессиональных кадров. Это вектор экономики стал приоритетным для современного этапа развития мирового хозяйства.
Научные инновации, основанные на новых знаниях, не просто приносят большие доходы, а являются стержнем научно технического прогресса во всём мире. Поэтому доля их в общем объеме инноваций достаточно велика.
Инновации, основанные на новых научных знаниях, отличаются:
Отсюда вытекает один очень важный вывод: научные инновации должны быть простыми, целенаправленными и предельно элементарными, должны подчинятся выполнению конкретной задачи – иначе (по мнению авторитетных специалистов) их трудно коммерциализировать.
За вторую половину двадцатого века западная наука сделала колоссальный прорыв в исследовании научных инноваций (П.Друккер, фон Хиппель, А.Тоффлер, Д.Риск и др.), доказав, что инновации это – процесс создания, распространения и применения продукции или технологии, которые обладают научно технической новизной и удовлетворяют структуру общественных потребностей.
В условиях
рыночной системы отношений в
научно-инновационный процесс
Фундаментальные исследования - прикладные исследования – разработки – маркетинг – конструирование – рыночное планирование – опытное производство – рыночные испытания – коммерческое производство. |
Такой доход к толкованию понятия «научная инновация» даёт основания:
«Потенциал (лат. potentia -- сила) в широком смысле -- средства, запасы, источники, которые могут быть использованы для решения какой- либо задачи, достижения, определенной цели, возможности отдельного лица, общества, государства в определенной области».
Понятия "научный потенциал" (НПл) и "научно-технический потенциал" (НТПл) используются с конца 60-х годов и сразу стали одними из центральных в изучении науки как сложной, относительно обособленной социально-экономической системы.
Объективная
необходимость появления и
- увеличение
масштабов научной
- нарастающая
индустриализация сферы НИОКР,
что потребовало
Исходя из общего определения понятия "потенциал (от латинского слова "potentia") как источники, возможности, средства, запасы, которые могут быть приведены в действие, использованы для решения какой-либо задачи, достижения определенной цели" в понятие НПл и НТПл какой-либо системы вкладывается смысл интегральных характеристик научных и научно-технических возможностей этой системы.
Исходя из вышеизложенного, в дальнейшем из большого количества различных определений НПл и НТПл будут использоваться следующие:
Научный потенциал (НПл) - способность научной системы вырабатывать научные и прикладные знания и определять основные направления их применения в производственной и социальной практике.
Научно-технический потенциал НТПл - способность научно-технической системы решать текущие и перспективные проблемы научно-технического прогресса. Необходимо учитывать, что способность системы обеспечить получение научного результата понимается, в том числе, и как получение указанного результата в определенные сроки.
Однако существует и другое определение понятия научно-технический потенциала.
Научно-технический потенциал представляет собой совокупность трудовых, материально-технических, финансовых, информационных и организационных ресурсов для осуществления комплекса научных исследований и разработок, а также внедрения их результатов в производство, т.е. научно-технический потенциал - это наличные ресурсы цикла "исследование - производство", звенья которого - фундаментальное и прикладное исследование, опытно-конструкторские разработки и внедрение научно-технической продукции в производственную сферу.
К научным исследованиям и разработкам относятся работы, направленные на получение новых научных знаний и определение путей их практического применения. Они включают фундаментальные, прикладные исследования и разработки во всех областях науки - естественных, технических, медицинских, общественных, гуманитарных, сельскохозяйственных.
К научно-технической
продукции относятся
В последнее время появилось и широко используется понятие «научно- технологический потенциал». Процессы внедрения новой техники стали все чаще приобретать характер комплексной смены технологий, отражающих логику развития технологических кластеров -- блоков технологического оборудования -- в рамках целостных функционально связанных участков производства или бытовой сферы. Поэтому понятие «технология» более широкое и включает не только инженерное содержание, но и организационные, и управленческие аспекты функционирования производства. С учетом этого под научно - технологическим потенциалом понимается совокупность кадровых, материальных, финансовых и информационных ресурсов, а также организационных, территориально-организационных и управленческих структур, обеспечивающих функционирование научно-технической сферы.