Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 14:13, курсовая работа
Проблема научно-инновационного развития – одна из ключевых в экономике. От ее успешного решения во многом зависят как повышение эффективности производства, так и рост благосостояния людей, так как научные инновации, основанные на новых знаниях, не просто приносят большие доходы, а являются стержнем научно технического прогресса во всём мире.
Введение………………………………………………………………………….3
1 Теоретическая часть
Сущность инновационного потенциала – его состав и структура:
1.1.1 Понятие научно-инновационной сферы. Инновационный потенциала, его состав и структура……………….……..………………...4
Характеристика финансовой составляющей инновационного потенциала. Динамика ее развития в Республике Беларусь………………………………………………………………11
Основные формы и источники финансирования научно-инновационной сферы………………………………………………15
2 Аналитическая часть
2.1 Основные проблемы формирования и использования финансового потенциала научно-инновационной сферы и пути их решения:
2.1.1 Государственные приоритеты в области развития инновационной деятельности в Республике Беларусь и ее финансирования…………………………………………………..………..20
2.1.2 Проблемы повышения финансовой обеспеченности научно-инновационной сферы в современных условиях…………………..…21
2.1.3 Основные направления повышения эффективности формирования, использования и повышения финансовой обеспеченности научно-инновационной сферы Республики Беларусь……………………………………………………………………..24
3. Практическая часть «Определить наиболее приемлемый вариант инновационного развития промышленного предприятия»……………..26
Заключение……………………………………………………………………36
Список использованных источников………………………………
- маркетинг и организация рынков сбыта инновационной продукции;
- подготовка и переподготовка кадров для инновационной деятельности и др.
Инновационная деятельность, как правило, характеризуется достаточно высокой степенью неопределенности и риска, поэтому важными принципами системы финансирования инноваций являются множественность источников, гибкость и адаптивность к быстро меняющейся, турбулентной среде инновационных процессов.
Основными источниками финансирования инновационной деятельности являются:
- Бюджетные
средства (средства федерального
бюджета, бюджетов субъектов
- Внебюджетные
средства, включая: собственные средства
организаций, осуществляющих
Бюджетные средства. Финансирование инновационной деятельности за счет бюджетных средств осуществляется в соответствии с целями и приоритетами государственной инновационной политики и предназначается как для решения крупномасштабных научно-технических проблем, так и для поддержки малого и среднего инновационного предпринимательства.
Внебюджетное финансирование инновационной деятельности. Субъекты инновационной деятельности самостоятельно определяют источники, структуру и способы привлечения внебюджетных средств.
Инновационную деятельность организация может вести как за счет финансовых средств, привлекаемых со стороны, так и за счет собственных средств.
Важными внутренними источниками финансирования инновационной деятельности организаций являются:
- фонд амортизационных отчислений
- фонд развития производства.
Фонд амортизационных отчислений. В процессе производства стоимость основных фондов переносится по частям на производимую продукцию. При этом сами основные фонды обесцениваются в результате материального и морального износа. Стоимость этого износа в виде амортизационных отчислений аккумулируется в амортизационном фонде. Размеры амортизационных отчислений устанавливаются государственными органами в процентах к балансовой стоимости основных средств и называются нормами амортизационных отчислений.
Фонд
амортизационных отчислений часто
является основным внутренним источником
предприятия при приобретении нового
оборудования, техники и т.п., необходимых
для осуществления
С одной
стороны, государственные органы жестко
следят за тем, чтобы предприятия
соблюдали нормы
Фонд развития производства, как другие фонды специального назначения, образуется за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. Порядок формирования этого фонда, нормы отчисления самостоятельно устанавливаются предприятием.
Цели и направления использования фонда развития производства непосредственно определяются инновационной политикой организации, пакетом инновационных проектов, осуществляемой инновационной деятельностью. Во многих организациях проведение НИОКР, приобретение нового оборудования и приборов, финансирование затрат по техническому перевооружению, реконструкции действующего производства и строительству новых объектов осуществляется за счет средств фонда развития.
Средства инвесторов.
Финансирование инновационной деятельности за счет средств инвесторов реализуется в форме:
- кредитных инвестиций,
- инвестиций в ценные бумаги (акций, облигаций, векселей), эмитируемые субъектами инновационной деятельности;
- прямых
вложений в денежной форме,
в виде ценных бумаг, основных
фондов, промышленной и
- путем
использования лизинга и иных
способов привлечения
Одним из
основных признаков современной
системы кредитования деятельности
инновационных предприятий
Инвесторы
могут финансировать
При осуществлении технологических инноваций, требующих приобретения дорогостоящего оборудования, транспортных средств, энергетических установок, компьютерной и телекоммуникационной техники, часто прибегают к лизингу для привлечения дополнительных средств.
Лизинг - вид инвестиционной деятельности по приобретению имущества и передаче его на основании договора лизинга физическим или юридическим лицам за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях, обусловленных договором, с правом выкупа имущества лизингополучателем.
По экономическому содержанию лизинг представляет собой прямые инвестиции, при которых лизингополучатель (арендополучатель) обязан возместить лизингодателю (инвестору) инвестиционные издержки (связанные с приобретением и использованием предмета лизинга) и выплатить вознаграждение (денежную сумму, предусмотренную договором лизинга сверх возмещения инвестиционных затрат).
Следовательно,
существенной особенностью лизинга
как экономической категории
является разделение функций собственности
– отделение использования
Основными формами лизинга являются:
- внутренний лизинг (обе стороны договора лизинга являются резидентами РБ),
- международный лизинг (одна из сторон – нерезидент).
Необходимо отметить, что международный лизинг может представлять собой эффективную форму сотрудничества для инновационного предприятия, т.к. при этом для реорганизации производства и перевода его на более эффективную технологию и выпуск новой продукции, отвечающей требованиям международного рынка, не требуется изначального выделения крупных средств в иностранной валюте. Все расходы по приобретению необходимых основных фондов на первом этапе внедрения новой технологии покрывает лизинговая компания (арендодатель).
К основным типам лизинга относятся:
- долгосрочный лизинг (лизинг, осуществляемый в течение 3 и более лет);
- среднесрочный лизинг (лизинг, осуществляемый в течение от полутора до 3 лет);
- краткосрочный лизинг (лизинг, осуществляемый в течение менее полутора лет).
Инновационные фонды. Важную роль в создании инновационного климата в нашей стране играют инновационные фонды, которые, по сути, основаны на смешанной форме финансирования.
Инновационные
фонды формируются за счет средств
организаций и предприятий, осуществляющих
инновационную деятельность, средств
банков, страховых компаний и иных
финансовых институтов. В создании
и деятельности инновационных фондов
могут принимать участие
Основной целью инновационных фондов обычно является концентрация средств на приоритетных направлениях инновационной деятельности для финансовой поддержки перспективных инноваций. Как правило, инновационные фонды предоставляют прошедшим независимую экспертизу и конкурсный отбор инновационным проектам финансовые средства на возвратной или безвозвратной основе. Кроме этого, инновационные фонды часто выполняют функции поручителей и гарантов по обязательствам инновационных предприятий.
При финансировании
инновационных проектов, реализация
которых связана с высоким
уровнем финансового риска и
неопределенностью
2.1 Основные проблемы формирования и использования финансового потенциала научно-инновационной сферы и пути их решения
Целью государственной политики в области формирования и развития национальной инновационной системы является формирование экономических условий для вывода на рынок конкурентоспособной инновационной продукции в интересах реализации стратегических национальных приоритетов Республики Беларусь, повышение качества жизни населения, достижение экономического роста, развитие фундаментальной пауки, образования, культуры, обеспечение обороны и безопасности страны путем объединения усилий государства и предпринимательского сектора экономики на основе взаимовыгодного партнерства.
Основные
направления государственной
Для реализации
указанных направлений
Государственное регулирование экономических и инновационных процессов, как отмечают многие учёные, является одним из главных условий перевода функционирования экономики на рыночные рельсы.
Инструментами государственного регулирования должны стать:
- социально-экономические и научно-технические прогнозы государственной политики в области финансов, цен, денежного обращения, воспроизводственной, структурной политики и др.;
- государственно-
- региональные программы, балансы и модели оптимизации экономических процессов;
- государственные заказы и современные контрактные системы;
- индикативные механизмы и регуляторы деятельности государственных предприятий и организаций и других форм собственности.
Основными направлениями государственной
поддержки инновационной
- содействие повышению инновационной активности, обеспечивающей рост конкурентоспособности отечественной продукции на основе освоения научно-технических достижений и обновления производства;
- ориентация на всемерную поддержку базисных и улучшающих инноваций, составляющих основу современного технологического уклада;
- сочетание государственного регулирования инновационной деятельности с эффективным функционированием конкурентного рыночного инновационного механизма, защитой интеллектуальной собственности;
- содействие развитию инновационной деятельности в регионах России, межрегиональному и международному трансферту технологий, международному инновационному сотрудничеству, защита интересов национального инновационного предпринимательства.
Для целенаправленных действий по стимулированию и регулированию производственных инноваций у государства есть различные рычаги:
- стимулирующая кредитно-финансовая, налоговая и амортизационная политика;
- система экономических льгот субъектам инноваций и инвесторам, включая иностранных;