Финансовая составляющая инновационного потенциала – состояние и основные направления повышения эффективности формирования и использов

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 14:13, курсовая работа

Описание работы

Проблема научно-инновационного развития – одна из ключевых в экономике. От ее успешного решения во многом зависят как повышение эффективности производства, так и рост благосостояния людей, так как научные инновации, основанные на новых знаниях, не просто приносят большие доходы, а являются стержнем научно технического прогресса во всём мире.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1 Теоретическая часть
Сущность инновационного потенциала – его состав и структура:
1.1.1 Понятие научно-инновационной сферы. Инновационный потенциала, его состав и структура……………….……..………………...4

Характеристика финансовой составляющей инновационного потенциала. Динамика ее развития в Республике Беларусь………………………………………………………………11

Основные формы и источники финансирования научно-инновационной сферы………………………………………………15


2 Аналитическая часть
2.1 Основные проблемы формирования и использования финансового потенциала научно-инновационной сферы и пути их решения:
2.1.1 Государственные приоритеты в области развития инновационной деятельности в Республике Беларусь и ее финансирования…………………………………………………..………..20

2.1.2 Проблемы повышения финансовой обеспеченности научно-инновационной сферы в современных условиях…………………..…21

2.1.3 Основные направления повышения эффективности формирования, использования и повышения финансовой обеспеченности научно-инновационной сферы Республики Беларусь……………………………………………………………………..24

3. Практическая часть «Определить наиболее приемлемый вариант инновационного развития промышленного предприятия»……………..26

Заключение……………………………………………………………………36

Список использованных источников………………………………

Работа содержит 1 файл

она 1 2.docx

— 96.07 Кб (Скачать)

 

В современной  экономической науке категория  «инновационный потенциал» и «научно-технический  потенциал» (НТП) находятся на одном  уровне. Однако в инновационном потенциале содержится реализация научно-технического прогресса.

 

В самом  общем виде НТП отождествляется  с экономическими ресурсами, которыми располагает общество для научно-технической  деятельности, обеспечивающей создание новой и совершенствование выпускаемой  продукции, интенсивное развитие производства, изменение характера труда, повышение  эффективности общественного воспроизводства. Главная мысль этого определения - неразрывная связь научно-технического потенциала с развитием производительных сил общества.

 

Инновационный потенциал организации включает предполагаемые или уже мобилизованные ресурсы и организационный механизм (организационная структура и  т.д.) для достижения поставленной цели в области наукоемких технологических  процессов, новых видов продуктов  или их модификации, а также новых  услуг.

 

Инновационный потенциал организации - это мера готовности организации выполнять  поставленные инновационные задачи.

 

В узком  смысле инновационный потенциал  предприятия - это совокупность имеющихся  у предприятия средств, возможностей для использования нововведений в производственной, финансовой, управленческой и коммерческой деятельности в соответствии с базовыми целями его развития.

 

В широком  смысле под инновационным потенциалом  предприятия следует понимать отношения, которые возникают на микро-уровне между работниками по поводу достижения базовых целей предприятия, заложенных в стратегии его развития, при  условии наличия инновационных  возможностей, которые создаются  за счет других компонентов потенциала.

 

Для осуществления инновационной деятельности необходимо наличие инновационного потенциала предприятия, который характеризуется как совокупность различных ресурсов, включая:

- интеллектуальные (технологическая документация, патенты,  лицензии, бизнес-планы по освоению  новшеств, инновационная программа  предприятия);

- материальные (опытно-приборная база, технологическое оборудование, ресурс площадей);

- финансовые (собственные, заемные, инвестиционные, федеральные, грантовые);

- кадровые (лидер-новатор; персонал, заинтересованный  в инновациях; партнерские и личные  связи сотрудников с НИИ и  вузами; опыт проведения НИР и  ОКР; опыт управления проектами);

- инфраструктурные (собственные подразделения НИОКР,  отдел главного технолога, отдел  маркетинга новой продукции, патентно-правовой  отдел, информационный отдел,  отдел конкурентной разведки);

- иные  ресурсы, необходимые для осуществления  инновационной деятельности.

 

Инновационная деятельность носит альтернативный характер. Она может осуществляться не только на любом из этапов инновационного процесса (исследования - разработки - производство - распространение (использование на практике), но и вне его, в процессе приобретения патентов, лицензий, раскрытия ноу-хау, полезных идей.

Научно-техническая  деятельность, как и остальные  виды человеческой деятельности, основаны на использовании и потреблении  определенных видов ресурсов.

 

Наиболее  признанной и распространенной в  настоящее время является структуризация потенциала по видам научно-технических  ресурсов, соответствующим составным  элементам процесса научно-технической  деятельности, а именно - учет таких  составляющих как:

- кадровая;

- материально-техническая;

- информационная;

- организационная;

- финансовая.

Следует учитывать, что границы между  различными составляющими НТПл достаточно условны. Так, владение информацией можно считать компонентом квалификации кадров, некоторые материально-вещественные элементы НТПл (например, ЭВМ) могут использоваться как для создания новых знаний, так и для хранения информации об уже имеющихся знаниях и т.п.

 

Кроме того, составляющие НТПл в какой-то мере взаимозаменяемы. Так, недостаточные уровни квалификации кадров, организации или управления до некоторой степени могут быть компенсированы избыточным расходованием кадровых и материальных ресурсов.

 

Каждая  из выделенных основных составляющих НТПл представляет собой крупную подсистему науки и техники со своими закономерностями функционирования и развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      1. Характеристика финансовой составляющей инновационного потенциала. Динамика ее развития в Республике Беларусь.

 

Важнейшее значение в условиях рыночной экономики  имеют финансовые ресурсы, которые  обеспечивают условия реализации остальных  составляющих стратегической карты  при прогнозировании инновационного потенциала и выполняют роль их количественной оценки. Финансовые ресурсы инновационного потенциала обеспечивают поступление средств для реализации инновационных процессов, создают стимулы и условия для разработки инновации, воздействуют на выбор тематики инновационных проектов в соответствии с потребностями функционирования и развития инновационной деятельности. Показатели финансовой составляющей при определении состава и структуры сбалансированных показателей для развития инновационного потенциала характеризуют величину затрат на проведение НИОКР, приобретение новых технологий и нематериальных активов.

Финансовое  обеспечение научно-технической  деятельности отражает возможности, создаваемые  экономическими факторами развития, и способствует росту инновационного потенциала и его отдельных элементов. Практика подтверждает наличие зависимости  между темпами экономического развития  и размерами финансирования научных  исследований, поэтому расходы на НИОКР можно рассматривать как  прямые инвестиции в развитие инновационного потенциала.

Финансовые ресурсы входят в состав ресурсной составляющей инновационного потенциала как тандем наличных ресурсов и возможностей их альтернативного вложения. Таким образом, они характеризуются теми запасами финансовых возможностей, которые есть в наличии и могут быть использованы для реализации конкретных целей и заданий. При этом объём финансовых ресурсов отображает финансовую мощь, способность системы принимать участие в создании материальных благ и предоставлении услуг. Помимо обеспечивающей функции финансовые ресурсы выполняют страховую функцию, дублируя и измеряя в денежных единицах материально-технические, информационные, человеческие и другие ресурсы, входящие в состав инновационного потенциала.

Развитие финансовой инфраструктуры в Республике Беларусь.

Для создания целостной системы бюджетных, внебюджетных, венчурных и др. фондов, улучшения  их координации для устранения разрывов в цепи "наука – технология – производство – рынок", развития инновационного капитала предусматриваются  следующие меры:

  • Внесение дополнений и изменений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 10 июля 1998 г. №1084 "Положение о порядке финансирования научной, научно-технической и инновационной деятельности за счет средств республиканского бюджета". Разрешение министерствам, иным республиканским органам государственного управления, НАН Беларуси и другим заказчикам выделять средства на создание и поддержку развития подведомственных им организаций инновационной инфраструктуры, включая следующие направления расходования средств:

- финансирование  расходов, связанных с учреждением  организаций инновационной инфраструктуры;

- укрепление  материально-технической базы организаций  инновационной инфраструктуры;

- поддержка  и развитие информационного обеспечения  организаций инновационной инфраструктуры, включая содержание маркетингово-информационных центров, подготовку и издание литературы (в том числе периодических изданий), проведение мероприятий (конференций, семинаров, симпозиумов, выставок и т.п.), обеспечение функционирования коммуникационных и информационно-аналитических компьютерных баз данных и иных сетевых ресурсов;

- подготовка, переподготовка и повышение квалификации  кадров для организаций инновационной  инфраструктуры;

- финансирование  расходов, связанных с международным  сотрудничеством организаций инновационной  инфраструктуры.

  • Создание специального Инновационного банка (Инновационно-инвестиционного банка, Банка развития), работающего в особом правовом режиме. К его основным функциям должны быть отнесены долгосрочное кредитование под низкую процентную ставку инновационных проектов и программ, страхование (гарантии) инвестиционных проектов.
  • Расширение практики льготного кредитования инновационной деятельности. Для стимулирования банковско-кредитных учреждений следует предусмотреть освобождение от налогообложения части прибыли банков, получаемой ими в результате предоставления долгосрочных кредитов под конкретные инновационные проекты. Целесообразно разрешить коммерческим банкам не производить отчисления в резерв Национального банка Республики Беларусь на сумму привлеченных ресурсов в объеме предоставленных банком инвестиционных кредитов под освоение в производстве результатов отечественных научно-технических разработок. С целью обеспечения доступными кредитно-инвестиционными ресурсами рекомендовать Национальному банку в качестве контрольного показателя устанавливать показатель долгосрочных кредитов экономике (кредитно-инвестиционное таргетирование).
  • Увеличение доли внебюджетных ресурсов по мере выполнения этапов инновационных проектов, включая создание институтов финансирования малых высокотехнологичных предприятий на начальном этапе создания ими инновационной продукции.
  • Дополнить основные цели и задачи деятельности Белинфонда следующими положениями:

- создание венчурных фондов совместно с отечественными и иностранными инвесторами, участие в формировании механизмов и инфраструктуры венчурного финансирования инновационных проектов;

- финансирование  прикладных научных исследований и опытно-конструкторских работ, направленных на создание новых технологий, товаров, работ, услуг, являющихся перспективными с точки зрения потенциального коммерческого эффекта и высокотехнологичного развития экономики путем предоставления грантов;

  • участие в создании элементов национальной инновационной инфраструктуры;

- развитие международного сотрудничества в области использования стратегий "переноса", "заимствования" и "наращивания" инновационных технологий.

  • Создание республиканского Фонда специального назначения с ниже перечисленными основными функциями (либо придание этих функций Белорусскому инновационному фонду):
    • проведение государственной политики развития и поддержки малых предприятий в научно-технической сфере;
    • оказание прямой финансовой, информационной и иной помощи малым предприятиям научно-технической сферы, реализующим проекты по разработке и освоению новых видов наукоемкой продукции и технологий на основе принадлежащей этим предприятиям интеллектуальной собственности;
    • создание и развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства в инновационной сфере.
  • Для снижения рисков следует развивать систему страхования инновационной деятельности на основе развития специализированных страховых и перестраховочных компаний.
  • Создать правовые и организационные условия для развития венчурного финансирования (в т.ч. вторичного рынка ценных бумаг, систем оценки стоимости акций и рыночной капитализации высокотехнологичных компаний, коммерческих структур по связи науки с производством при поддержке государства).
  • Совершенствование механизма прямой финансовой поддержки венчурного финансирования через инновационные фонды.
  • Расширение источников внебюджетного финансирования за счет увеличения инновационных, венчурных и других фондов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      1. Основные  формы и источники финансирования научно-инновационной сферы

 

Инновационная деятельность представляет собой взаимосвязанную совокупность видов работ по созданию и распространению инноваций.

Основными видами инновационной деятельности являются:

- научно-исследовательские   опытно-конструкторские работы (НИОКР);

 - технологические работы, подготовка производства и проведение промышленных испытаний;

- приобретение  патентов, лицензий и ноу-хау;

- инвестиционная  деятельность, необходимая для реализации  инновационных проектов;

- сертификация  и стандартизация инновационных  продуктов и изделий, необходимых  для их изготовления;

Информация о работе Финансовая составляющая инновационного потенциала – состояние и основные направления повышения эффективности формирования и использов