Финансовая политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 00:02, реферат

Описание работы

Формирование рыночных отношений, переход к многообразию форм собственности, приватизация предприятий требуют развития теории и практики анализа хозяйственной деятельности как одного из основных методов научного управления экономикой. В условиях рыночного механизма хозяйствования анализ должен не только давать объективную оценку производственной, торговой, финансово-хозяйственной деятельности предприятий торговли, но и выявлять, изучать и мобилизовывать резервы повышения эффективности использования экономического потенциала, помогать обоснованно разрабатывать и выполнять планы, стратегические и тактические управленческие решения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
ГЛАВА 1. Финансовое состояние предприятия и его анализ. . . . . . . . . . . . . .
Сущность и основные задачи финансового анализа. . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Система показателей оценки финансового состояния субъектов хозяйствования. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1.2.1. Ликвидность и платежеспособность предприятия. . . . . . . . . . . . . . . .
1.2.2. Показатели финансовой устойчивости. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1.2.3. Показатели рентабельности. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Анализ финансового состояния зарубежных предприятий. . . . . . . . . . .
ГЛАВА 2. Анализ хозяйственной деятельности предприятия в условиях
формирования рыночных отношений (на примере Речицкого хлебозавода)
2.1. Анализ имущества предприятия. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2.2. Анализ ликвидности и платежеспособности предприятия. . . . . . . . . . . . . .
2.3. Анализ финансовой устойчивости предприятия. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2.4. Анализ показателей рентабельности
ГЛАВА 3. Пути улучшения финансового состояния предприятий в современных условиях. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа содержит 1 файл

Курсач Шишковой по АХД.doc

— 305.00 Кб (Скачать)

       За  2003  год  Речицким  хлебозаводом  произведено товарной  продукции в действующих ценах на  3735,9  млн.  руб., что выше  товарной  продукции     2002 года  на  3,4%, который, в свою  очередь, выше  2001  года на 8,2%. Прибыль с торговли в 2003  году увеличилась более  чем  в  два  раза в  сравнении с  2002  годом:   она  составила  247,6 млн. руб., а в  2002 – 114,6 млн. руб., не  говоря  уже  об  убыточной  прибыли  2001 года.  Обеспечена  прибыль  от  производства  на  304  млн. руб., в  2002 – на 305,9 млн.  руб., то  есть, можно  сказать, что  прибыль  от  производства  уменьшилась, но  не   значительно. Уровень  рентабельности  8,6%, что  на  2,0  пункта  ниже  к  уровню  рентабельности  2002  года  и   на  0,3  выше  к  уровню  рентабельности  2001  года. В  2003  году  выработано  продукции  на  одного  работающего  в  сопоставимых  ценах     на  21,2  млн.  руб.,  что  на  0,9  ниже, чем  в  прошлом  году,  но  выше  2001  года.

    Производство  продукции  в  натуральном  выражении  составило:

    • Хлебобулочных  изделий 5970,4 тн,
    • Кондитерских 31,0

       Темпы  производства к уровню  2002 и  2001  гг.:

    • Хлебобулочные изделия 95% или -314,4 тн. и 95% или -298,7  тн,
    • Кондитерские 96%  или  -1,3  тн. и 72%  или  -11,8  тн. ниже уровня  прошлого  и  позапрошлого года  соответственно. 

           

    1. Анализ состава имущества предприятия
 

       Аналитическая характеристика имущества предприятия  осуществляется по данным актива баланса (разделы «Внеоборотные активы»  и «Оборотные активы») (приложение 3).

       За 2003 год валюта бухгалтерского баланса по Речицкому  хлебозаводу возросла   в  сравнении  с  2002  годом  на 632247  тыс. руб., или на 36,4 % (табл. 1),  а  в  2002  году  в сравнении  с  2001 годом – на  382350  тыс. руб.    или  на  44,7 %. Сумма внеоборотных   активов в  2003 году  увеличилась в текущих ценах в 1,4 раза и сумма оборотных активов – в 1,4 раза,  а  в  2002  году – в 1,4  и  1,8  раза  соответственно. Произошли незначительные структурные изменения в составе имущества предприятия в пользу увеличения доли оборотных активов  с 28,9 % до 29,0 % в общей стоимости имущества в 2003  году  и с 24,5 %  до  28,9  %  в 2002  году. Доля внеоборотных  активов соответственно  уменьшилась с 71,1 %  до  71,0 %  в 2003  году  и с 75,5  до  71,1  в 2002  году.

     Структурные соотношения между внеоборотными и оборотными активами предприятия являются не совсем  благоприятными, так как наибольший удельный вес в имуществе занимают внеоборотные средства. Следует отметить, что высокая доля внеоборотных активов снижает способность предприятия приспосабливаться к конъюнктурным колебаниям и изменениям спроса. Поэтому оснащённость основными средствами позволяет оценивать приспосабливаемость к изменениям рыночных отношений или гибкость предприятия. Значительный рост доли внеоборотных активов может привести к снижению платежеспособности предприятия. 

    1. Анализ  ликвидности и  платежеспособности предприятия
 

       Платежеспособность  предприятия означает возможность  имеющимися различными платёжными ресурсами  своевременно погасить свои краткосрочные  финансовые обязательства. Иными словами это возможность возращения долга. Анализ платежеспособности важен  как для предприятия в целях оценки и прогнозирования финансовой деятельности, так и для банков. Прежде чем выдать кредит, банк обязан убедиться в платежеспособности заёмщика. То же должно сделать и предприятие, собирающееся вступить в экономические отношения с другим предприятием. Особенно важно знать о финансовых возможностях партнёра, когда встаёт вопрос о предоставлении кредита или отсрочки платежа.

       Оценка  платежеспособности предприятия производится на основе характеристики ликвидности оборотных средств или времени, которое необходимо для превращения их в денежную наличность.

       Ликвидность определяется путём сравнения текущих  активов (оборотных средств) сгруппированных по срокам превращения их в денежные средства, с краткосрочными обязательствами по пассиву, которые группируются по степени срочности их погашения.

       Анализ  ликвидности баланса проведён в  соответствии с группировкой актива и пассива баланса (табл. 2). В актив включены следующие группы: А1 – денежные средства и краткосрочные финансовые обязательства; А2 – готовая продукция, товары отгруженные, дебиторская задолженность; А3 – запасы  и незавершенное производство  не включая расходы будущих периодов; А4 – основные средства, нематериальные активы и долгосрочные финансовые обязательства.  В пассив включены:  П1 – кредиторская задолженность, кредиты банков; П2 – краткосрочные кредиты банка;  П3 – долгосрочные кредиты банка;  П4 – собственный капитал.

       Проведенный анализ показывает, что наиболее ликвидная группа активов А1 в 2001 году  покрывала наиболее срочные обязательства  на  14,7 %  в  2002 году - лишь на 11,7 %, а к 2003  году коэффициент покрытия увеличился до 14,2 %. Быстро реализуемые активы А2  полностью  покрывают  краткосрочные  пассивы  П2  в  течение  трех  лет. В  2001  году  покрытие  составило  300,3 %,  к  2002  году  увеличилось  до  736,3 %,  а  в  2003  году  покрытие  составило  364,0 %.

       Расчет  коэффициентов ликвидности характеризует уровень ликвидности предприятия. Для анализа ликвидности рассчитываются следующие коэффициенты: коэффициент покрытия, коэффициент критической ликвидности и коэффициент абсолютной ликвидности.

       Как видно из таблицы 3 Речицкий  хлебозавод находится в неустойчивом финансовом положении. Только коэффициент покрытия соответствует нормативному значению (>=1-2)  за  три  года. Коэффициент критической ликвидности на 2001 год  0,42,  в 2002 году - 0,52, в  2003  году  незначительно уменьшился   до 0,51, тогда как нормативное значение должно быть >=1. Значение коэффициента абсолютной ликвидности также не соответствует нормативному значению (>=0.2-0.25). В   2001  году  0,14,  в  2002  году  - 0,12, а на конец исследуемого периода снизился до 0,14.

       Далее следует определить величину чистого оборотного капитала, расчет которого показан в таблице 4.                                              Таблица 4                 

                                Расчет чистого оборотного капитала

Показатель

2001 год, тыс.  руб. 2002 год, тыс.руб. 2003 год, тыс.руб. ТР, %

2001-2002 гг.

ТР,%

2002-2003 гг.

1. Оборотные  активы 276979 502822 687422 181,5 136,7
2.Краткосрочные  пассивы 225647 311782 424188 138,2 136,1
3. Чистый  оборотный капитал (стр.1-стр.2)  
51332
 
191040
 
263234
 
372,2
 
137,8

       Абсолютный  показатель  чистого  оборотного  капитала  составляет  величину,  которая  остается  после  погашения  всех  краткосрочных  обязательств   и   отражает  уровень  ликвидности  предприятия.  Мы  видим,  что  этот  показатель  увеличился,  но   при  этом,  если  в  2002  году рост оборотных  активов  превышал  рост  краткосрочных  пассивов,  то  в  2003  году  оборотные  активы  росли  практически  такими  же  темпами,  что  и  краткосрочные  пассивы.  По  балансовой  отчетности  рост  оборотных  активов  за  2002  год  составил  181,5 %,  краткосрочных  пассивов – 138,2 %, а  за  2003  год - 136,7 %  и  136,1 %  соответственно.

       Для  определения  платежеспособности  предприятия  рассчитываются  следующие  коэффициенты:  коэффициент  текущей  ликвидности; коэффициент  обеспеченности  собственными  средствами  и  в  зависимости  от  значений, которые  примут   вышеназванные  коэффициенты,  коэффициент  восстановления  или  утраты  платежеспособности. Коэффициенты  текущей  ликвидности  и  обеспеченности  собственными  средствами  не  соответствуют  нормативному  значению (табл. 5).  Поэтому  был  произведен  расчет  коэффициента восстановления платежеспособности. Его  значение  равно  1,63  за  2001-2002  гг.  и 1,6 – за  2002-2003 гг.,  что  свидетельствует  о  реальной  возможности  у  предприятия  восстановить  свою  платежеспособность. 

    2.4. Анализ финансовой  устойчивости

предприятия 

       Проведем  анализ финансовой  устойчивости с  помощью  относительных  показателей. Их анализ проводится посредством расчета и сравнения полученных значений коэффициентов с установленными нормативными значениями, а так же изучения  динамики их изменений за определенный период. Для анализа финансовой устойчивости рассчитываются коэффициенты автономии, обеспеченности собственными средствами, маневренности, соотношения мобильных и иммобилизованных средств, имущества производственного назначения (табл.6.). Коэффициент автономии соответствует  нормативному значению  по  трем  годам и при  этом  каждый  год  наблюдается  его  повышение  (2001 г. – 0,8, 2002 г. – 0,82, 2003 г. – 0,821), что свидетельствует о повышении финансовой независимости предприятия и расширении возможностей привлечения средств со стороны.

       Коэффициент обеспеченности собственными средствами соответствует нормативному значению по  трем  годам  и  показывает насколько предприятие обеспечено  собственными  средствами. В 2001 г.  данный  коэффициент  составил  0,17, в 2002 г. -  0,378, на конец периода – 0,383.

       Значения  коэффициентов маневренности и  соотношения мобильных и иммобилизованных средств также повышались  в  течение  анализируемого  периода  (коэффициент  маневренности: 2001 г. – 0,05,  2002 г. – 0,13,  2003 г. – 0,14;  коэффициент  соотношения мобильных  и  иммобилизованных  средств:  0,324,  0,406,  0,408  по  годам соответственно), что указывает на стремление предприятия вкладывать больше средств в оборотные активы.

       Коэффициент имущества производственного назначения в  2002  по  сравнению  с  2001  годом  уменьшился  (с 0,869  на  0,855),  а в  2003  году  несколько увеличился, на  основании  чего  можно  сделать  вывод о улучшении  технической оснащенности  Речицкого  хлебозавода.

       Коэффициент соотношения заемных и собственных  средств показывает размер привлеченных заемных  средств на 1 рубль собственных и  за три  анализируемых  года  данный  коэффициент  соответствует  нормативу.  

    1. Анализ  показателей рентабельности
 

         Относительными характеристиками эффективности деятельности предприятия являются показатели рентабельности. Они измеряют доходность предприятия с различных позиций и группируются в соответствии с интересами участников экономического процесса и рыночного обмена. Показатели рентабельности являются важными характеристиками факторной среды формирования прибыли (дохода). Они являются обязательными при анализе и оценке финансового состояния предприятия.

       Показатели  рентабельности рассчитываются либо как  отношение прибыли к затраченным  средствам, либо как отношение прибыли  к объему реализованной продукции. Расчет проведен в таблице 7.

       Рентабельность всего капитала является наиболее обобщающим показателем прибыльности предприятия. Она показывает, сколько рублей прибыли отчетного периода от реализации продукции и товаров получает предприятие на рубль затраченного капитала (средств) независимо от источника привлечения этих средств. В 2003 г. по сравнению с предыдущим годом произошло значительное снижение рентабельности всего  капитала Речицкого  хлебозавода – на 6,2 % по  балансовой  прибыли,  на 6,1 % по  прибыли  от  реализации  и  на  4 %  по  чистой прибыли,  хотя  в 2002  г.  в сравнении с предыдущим наблюдалось их увеличение на 4,4 %,  4,4 %  и 3,4 % соответственно. Таким образом,  в 2002-2003 гг.,  в отличие от  2001-2002 гг.  произошло снижение  эффективности хозяйственной деятельности  на  предприятии.

       Рентабельность  собственного капитала позволяет определить эффективность использования собственных  средств и рассчитать размер прибыли, полученной предприятием на 1 рубль  затраченных собственных средств. В 2002 г.  в  сравнении с 2001 г.  рентабельности  собственного капитала по прибыли отчетного периода; прибыли от реализации товаров и чистой прибыли были выше  в  среднем  на  5,8 %,  а  в 2003 г. -  ниже, чем в предыдущем в среднем на 6,9 %, что свидетельствует о  снижении эффективности  использовании  собственного  капитала.

       Рентабельность  продаж в течении  анализируемого периода  сразу  повысилась  в  среднем на 2 %, а  затем снизилась  на 1,3 %.

Информация о работе Финансовая политика