Европейский Союз - наиболее развитая интеграционная группировка в мире

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 23:07, курсовая работа

Описание работы

История Европейского Союза началась в 1951 году, когда было создано Европейское объединение угля и стали (ЕОУС), в которое вошли Франция, Италия, Германия, Нидерланды, Бельгия, Люксембург (три последние страны часто называют в литературе "страны Бенилюкс"). Планировалось, что этот наднациональный орган будет осуществлять руководство угледобычей и черной металлургией Франции и Германии, а также международный контроль за ключевыми отраслями военной промышленности.

Работа содержит 1 файл

подготовка к экзамену.doc

— 492.50 Кб (Скачать)

Восьмой, "Уругвайский раунд" переговоров  ГАТТ открылся в 1986 г. Впервые в истории  ГАТТ в повестку дня переговоров  были включены вопросы регулирования  мировой торговли услугами (транспорт, страхование, банковские операции), торговые аспекты защиты интеллектуальной собственности. Также впервые в истории ГАТТ было признано необходимым увязать переговоры с урегулированием мировых валютно-финансовых конфликтов, включая внешнюю задолженность.

Первые  официальные шаги по сближению СССР с ГАТТ относятся к 1982 году. В этот период были установлены контакты с секретариатом ГАТТ и ведущими странами этого соглашения. В 1986 г. СССР направил заявку на участие в "Уругвайском раунде". Но она была отклонена из-за возражений США и других западных стран. В 1990 г. СССР удалось добиться статуса наблюдателя в ГАТТ. В настоящее время Россия готовится к вступлению is ГАТТ н вероятнее всего, этот вопрос будет решен положительно. По итогам "уругвайского раунда" была создана Всемирная торговая организация (ВТО). После официального начала функционирования ВТО с 1 января 1995 г. ГАТТ стало ее составной частью.

Конференция ООН по торговле и  развитию (ЮНКТАД).

Как отмечают многие экономисты, глобальные экономические  проблемы выдвигают перед мировым  сообществом новые и сложные задачи. Их успешное решение зависит от согласованных усилий всех стран. В этой связи роль ООН в решении глобальных экономических проблем возрастает.

Одна  из целей ООН - организация многостороннего  сотрудничества в решении международных проблем экономического характера (п. 3 ст.1 Устава). За пятьдесят лет механизм экономического сотрудничества в ООН претерпел определенные изменения. Одним из важнейших событий было создание в 1964 г. Конференции ООН но торговле н развитию (ЮНКТАД). Она получила статус постоянного органа Генеральной Ассамблеи ООН.

Главные задачи ЮНКТАД: формирование принципов  и политики международной торговли, разработка рекомендаций в этой области, подготовка многосторонних юридических  актов в области международной  торговли. В круг ведения ЮНКТАД входят проблемы торговли сырьем, готовыми изделиями и полуфабрикатами, морской транспорт и страхование, коммерческие аспекты передачи технологии, вопросы экономической интеграции между развивающимися странами.

Основными органами ЮНКТАД являются конференция (следует различать два понятия: "конференция" как наименование самой организации и как название ее высшего органа) и Совет по торговле и развитию. Конференция собирается на Сессии раз в 4 года (как правило, на уровне министров глав правительств). Членство в Совете открытое и устанавливается на основе пожелания каждого государства. В качестве вспомогательных органов Совета действуют 7 специализированных комитетов: по сырьевым товарам, промышленным товарам, невидимым статьям (услугам) и финансированию, но морским перевозкам, по преференциям, по экономическому сотрудничеству между развивающимися странами, по передаче технологии.

Сессии  ЮНКТАД можно рассматривать как  многосторонние экономические форумы под эгидой ООН. Большинство решений ЮНКТАД не имеют обязательной силы и носят рекомендательный характер. Но это не лишает их определенного правового значения, свойственного рекомендательным нормам международного нрава. В целом ЮНКТАД оказала определенное влияние на решение проблем мировой торговли. Под эгидой ЮНКТАД были продлены или обновлены международные товарные соглашения (МТС) но олову, сахару, кофе, какао, пшенице, по натуральному каучуку. В рамках ЮНКТАД было принято соглашение о создании "Общего фонда" для сырьевых товаров. Деятельность ЮНКТАД повлияла на принципы ГАТТ, в частности был введен более благоприятный торговый режим для развивающихся стран. ЮНКТАД была основоположником не дискриминационных льгот в системе международной торговли. Несомненен вклад ЮНКТАД в создание новой комплексной системы регулирования мировых товарных рынков. Сегодня нельзя представить системы международных экономических организации без ЮНКТАД, без ее вклада в концепцию мировой торговли и развития, без ее исследований и многочисленных совещаний экспертов. Сегодня ЮНКТАД объединяет 168 стран.

7.4. Международные валютно-кредитные  и финансовые организации.

Международный валютный фонд.

Учреждение  МВФ связано с созданием Бреттон-Вудской  валютной системы в 1944 г. и он был  неотъемлемой частью этой системы. Но крах Бреттон-Вудского валютного порядка не привел к ликвидации МВФ. Этот факт показывает, что МВФ является необходимым институтом регулирования международных валютных отношений.

Цель  МВФ заключается в поддержании  стабильности в международных валютных отношениях. Это должно способствовать экономическому росту, развитию международной торговли и обеспечить высокий уровень занятости и доходов. Для достижения этой цели МВФ определил в Уставе "кодекс поведения", который, естественно, изменялся с течением времени. Правила МВФ касаются конвертируемости валют и валютного курса, свободы платежей по текущим операциям. Для выполнения своих задач МВФ регулярно анализирует экономическую, финансовую и валютную политику государств-участников.

МВФ имеет  значительные технические и финансовые возможности для помощи государствам, испытывающим трудности с урегулированием платежных балансов. Он может обеспечить займы в конвертируемой валюте. Эти займы предоставляются в поддержку экономических программ оздоровления, одобренных фондом. Таким образом, МВФ располагает финансовым рычагом, который позволяет отклонять в нужную сторону экономическую политику стран, Испытывающих трудности в урегулировании сальдо платежных балансов. Некоторые страны Европы прибегли к его помощи вследствие "нефтяных шоков". С начала 80-х годов помощь МВФ сосредоточена в странах, испытывающих проблемы структурной задолженности, то есть на большинстве развивающихся стран.

Высший  руководящий орган МВФ - Совет  управляющих, в котором каждая страна-участница  представлена управляющим и его заместителем, назначаемым на пять лет. Обычно это министры финансов или руководители центральных банков. В ведение Совета входит внедрение изменений в Статьи Устава, прием и исключение стран-членов, определение и пересмотр величины их долей в капитале, выборы исполнительных директоров. Управляющие собираются на сессии 1 раз в год.

МВФ учрежден по принципу акционерного предприятия. В соответствии с принципом "взвешенного" количества голосов каждое государство  имеет 250 "базисных голосов" независимо от величины взноса в капитал я дополнительно по 1 голосу на каждые 100 тыс. единиц СДР его киоты. Решения в Совете управляющих обычно принимаются простым большинством голосов, а по наиболее важным вопросам - "специальным большинством" 70% или 85% голосов. В современном уставе МВФ выделены 53 подобных вопроса. Наибольшим количеством голосов в МВФ обладают: США - 17,7%, Германия - 5,5%, Япония - 5,5%, Великобритания - 4,9%, Франция -4,9%, Саудовская Аравия - 3,4%, Италия - 3,1%, Россия - 2,9%, Доля стран ЕС-26, 2%. Несмотря на некоторое сокращение удельного веса голосов США и ЕС, они по-прежнему могут налагать вето на ключевые решения Фонда. В середине 1994 г. членами Фонда были 178 государств.

Международный банк реконструкции  и развития (МБРР).

МБРР  или Мировой Банк, как и МВФ - детище Бреттон-Вудса. Соглашение о  МБРР, являющееся одновременно его  уставом, официально вступило в силу в 1945 г. Банк начал функционировать  с 1946 г.

Цель  Мирового Банка - содействие экономическому развитию стран-участников путем предоставления им долгосрочных кредитов, гарантирования частных инвестиций. Мировой Банк предоставляет ссуды исключительно платежеспособным заемщикам в основном для того, чтобы финансировать потенциально высокорентабельные проекты. Он заимствует свои ресурсы на рынках развитых стран. Поэтому его кредиты предоставляются на рыночных условиях. Членами Мирового Банка могут быть только страны, вступившие в МВФ. В систему Мирового Банка входят его филиалы - Международная ассоциация развития (MAP) и Международная финансовая корпорация (МФК). MAP, созданная в 1960 г. нацелена на оказание помощи самым бедным странам на привилегированных условиях. МФК, учрежденное в 1956 г. занимается мобилизацией национальных и иностранных капиталов для развития частного сектора в странах третьего мира". Сегодня МФК также активно работает в России и бывших социалистических странах.

Руководящим органом Мирового Банка является Совет управляющих и Директорат (исполнительный орган). Совет, состоящий  из министров финансов или управляющих центральными банками стран-членов, собирается на сессии раз в год. Причем МВФ и МБРР проводят их совместно. Право голоса в органах МБРР определяется паем в уставном капитале (аналогично МВФ). Наибольшую долю голосов имеют США - 17%. Квота России - 1,8% голосов. В середине 1993 г. членами МБРР были 176 стран.

Большинство проектов с участием Банка в 80-годы осуществлялось в форме "совместного  финансирования" с тремя основными  категориями партнеров: государственными и международными организациями  развития, органами экспортного кредитования развитых капиталистических стран, коммерческими банками. Новым направлением работы Банка, непосредственно не связанным с кредитованием инвестиционных проектов, стало финансирование структурных реформ в развивающихся странах. Изменился и характер кредитования Банком некоторых секторов экономики, Сегодня Банк финансирует, прежде всего, структурные преобразования экономики в целом.

В 1988 г. в рамках Мирового Банка было учреждено  многостороннее агентство по гарантированию инвестиций. Его цель - стимулирование иностранных капиталовложений в экономику развивающихся стран путем обеспечения долгосрочных гарантии некоммерческих рисков. В условиях кризиса задолженности развивающихся стран существенно возросла роль МБРР в регулировании задолженности н координации внешних займов.

Возрастание роли банка в мировой экономике  отразилось на его структуре. Появился; Экономический комитет, который  имеет право давать политическую оценку займам, одобрять или отклонять  их. Важное значение имеют ежегодные Отчеты Банка, публикуемые в печати и дающие уникальную экономическую информацию.

Парижский клуб.

Специфика парижского клуба - его неформальный характер. Эта организация создана  промышленно-развитыми капиталистическими странами для обсуждения проблем неплатежеспособности стран-должников. Столкнувшиеся с неплатежеспособностью страны-кредиторы встречаются в рамках Клуба. Совместно с должниками они ищут пути решения долговых проблем. Первоначально эти встречи проходили в столицах различных европейских стран. С 70-х годов эти встречи проходят только в Париже. Состав Клуба изменчив - каждая встреча посвящается одному государству-должнику. Кроме делегации страны-должники, во встрече принимают участие представители заинтересованных стран-кредиторов, МВФ и ЮНКТАД. Клуб определяет условия обеспечения государственных займов и займов, гарантированных государственными организациями. В настоящее время клуб превратился в очень активную организацию, эффективность его работы оценивается высоко. Клуб действует в тесной связи с МВФ и имеет большой авторитет у стран-кредиторов и стран-должников.

7.5. Организация экономического  сотрудничества и  развития (ОЭСР).

Расположенная в Париже и созданная в 1961 г. ОЭСР объединяет 24 промышленно развитые капиталистические страны. ОЭСР является преемницей организации европейского экономического сотрудничества (ОЕЭС), созданной в 1948 г. для реализации "плана Маршалла" по восстановлению после второй мировой войны экономики Западной Европы.

Целью деятельности ОЭСР является содействие социально-экономическому развитию стран-участниц, выработке наиболее эффективной экономической политики. Достижение этих целей строится на основе многосторонней координации макроэкономической политики стран-участниц.

ОЭСР  включает более 100 специализированных комитетов и рабочих групп - по экономической политике, торговле, рабочей силе, социальным проблемам, сельскому хозяйству и т.д. В рамках ОЭСР проходят дискуссии и обмен опытом по ключевым мировым проблемам. В этом смысле ОЭСР выступает как лаборатория и источник идей. Большинство ее предложений не имеет юридической силы и носит рекомендательный характер.

Высшим  органом ОЭСР является Совет, в который  входят постоянные представители в  ранге посла стран-участниц по одному от каждой страны. Возглавляет Совет генеральный секретарь. В работе Совета участвует представитель Комиссии Европейских сообществ. Совету подчинен Исполком, целью которого является общий контроль за деятельностью ОЭСР. В него входят 14 представителей, из которых 7 являются постоянными (США, ФРГ, Япония, Канада, Великобритания, Италия, Франция) и 7 остальных чередуются на основе ротации.

Постоянно действующим аппаратом ОЭСР, обеспечивающим работу его руководящих органов, является Секретариат. Его возглавляет  генеральный секретарь (он же - генеральный секретарь Совета), имеющий двух заместителей. Штат состоит из 530 оперативных (ответственных) и 1180 административно-технических работников. Финансирование ОЭСР осуществляется за счет вкладов членов Организации.

ОЭСР  работает в контакте с социальными партнерами: представителями предпринимателей и профсоюзов. Их организации (Консультативный экономический и промышленный комитет и Профсоюзная консультативная комиссия) имеют постоянные бюро при Секретариате ОЭСР.

Для достижения целей ОЭСР принципиальное значение имеет научная организация сбора, обработки и анализа данных, совершенствование статистических и экономических методов анализа информации. Это необходимо для составления прогнозов, которые принесли ОЭСР наибольшую известность. Они вырабатываются совместно национальными экспертами и специалистами Совета. Прогнозы охватывают бюджетную и' валютную политику, зарплату, цены, денежное обращение, торговлю и т.д. Два раза в год издается сборник "Экономические перспективы ОЭСР" - наиболее известный среди сотен других публикаций ОЭСР, широко используемый политическими, деловыми и научными кругами. Сборник дает прогноз на 2 года, а также содержит детальный анализ текущего социально-экономического положения стран.

Информация о работе Европейский Союз - наиболее развитая интеграционная группировка в мире