Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 23:07, курсовая работа
История Европейского Союза началась в 1951 году, когда было создано Европейское объединение угля и стали (ЕОУС), в которое вошли Франция, Италия, Германия, Нидерланды, Бельгия, Люксембург (три последние страны часто называют в литературе "страны Бенилюкс"). Планировалось, что этот наднациональный орган будет осуществлять руководство угледобычей и черной металлургией Франции и Германии, а также международный контроль за ключевыми отраслями военной промышленности.
Иностранные инвестиции регулируются как в национальном, так и в международном масштабе, и способы их регулирования можно подразделить на два уровня: национально-правовой и международно-правовой.
Национально-правовое регулирование основано, прежде всего, на использовании в каждой стране норм и институтов традиционных отраслей права (административное, гражданское и др.). Но в связи с интенсивным развитием международного инвестиционного процесса, сегодня во многих странах имеется специальное законодательство в виде инвестиционных законов и кодексов. Основу такого законодательства составляют условия инвестирования, а также правовые гарантии для иностранных инвесторов в принимающей стране. В рамках этих гарантий происходит учет взаимных интересов принимающей страны и иностранного инвестора.
В большинстве развитых стран законодательство включает положения, которые предоставляют иностранным инвесторам (юридическим и физическим лицам) национальный режим принимающей страны, т.е. закрепляется отсутствие дискриминации иностранных инвесторов по сравнению с местными.
Однако законодательство, как правило, вводит определенные ограничения исходя из необходимости обеспечения национальной безопасности. По этой причине многие страны закрепили в своих законах определенные отрасли исключительно или предпочтительно за национальным капиталом.
С другой
стороны, если государство заинтересовано
в привлечении иностранного капитала,
то законодательство учитывает, что
для инвесторов зарубежные инвестиции
связаны с повышенными
Международно-правовой режим включает в себя специальные межгосударственные соглашения по поводу регулирования отношений, возникающих в связи с прямыми инвестициями частного капитала. Международно-правовой режим может действовать на двусторонней и многосторонней основах.
Двусторонние международные соглашения определяют принципиальные положения о статусе иностранных инвестиций, согласно которым стороны соглашения взаимно предоставляют национальный режим инвестициям друг друга. Кроме того, эти соглашения содержат положения о защите инвестиций и о порядке разрешения споров между иностранными инвесторами и принимающим государством.
Государства, между которыми происходит интенсивное движение предпринимательского капитала, нередко подписывают специальные соглашения об исключении двойного налогообложения прибыли предприятий. Такие соглашения исключают обложение прибыли на иностранный капитал в двух странах (стране базирования и принимающей стране) одновременно в полном размере.
Многосторонний
международно-правовой режим основан
на многосторонних универсальных договорах-
В настоящее время приняты и действуют следующие многосторонние универсальные конвенции.
На протяжении последних десятилетий в мире происходил рост прямых иностранных инвестиций. В 1998 году они достигли 430-440 млрд. долларов.При этом можно выделить черты, характерные для международного движения капитала в конце 20 века.
Осуществление
прямых зарубежных инвестиций непосредственно
связано с деятельностью
В зарубежной литературе понятие "многонациональная фирма" подразумевает следующие признаки:
Если реально действующая фирма отвечает хотя бы одному из перечисленных признаков, в зарубежной литературе она будет отнесена к многонациональным фирмам.
В отечественной литературе фирмы, действующие в различных странах, называют международными корпорациями. Выделяют два вида международных корпораций: многонациональные (МНК) и транснациональные (ТНК).
Многонациональная корпорация - это, как правило, акционерное общество, уставный капитал которого не имеет определенной национальной принадлежности, то есть владельцами компании являются резиденты разных стран. В связи с существованием международного рынка ценных бумаг, акции фирмы может приобрести гражданин любой страны.
Примером
многонациональных корпораций могут
служить англо-голландский
Транснациональные корпорации - это корпорации, которые являются международными по характеру своей деятельности. Они имеют достаточно определенную национальную принадлежность, но их филиалы и дочерние предприятия расположены в разных странах.
В настоящее время практически все крупные компании - транснациональные. Причем некоторые компании почти 100% деятельности ведут в своих зарубежных филиалах. Например, швейцарская компания "Нестле" 98% объема производства имеет за пределами Швейцарии.
Деление
на МНК и ТНК весьма условно, так
как в настоящее время
По данным ООН в 1992 году объем продаж ТНК равнялся 5,5 триллиона долларов, что не на много меньше, чем стоимость ВНП США. Эти корпорации контролируют треть производства частного сектора в мире. Общая сумма их иностранных инвестиций равна 2 триллионам долларов.
Именно транснациональные корпорации формируют в настоящее время новые тенденции в вывозе капитала. Их деятельность активно способствует укреплению интеграционных связей в масштабах всего мирового хозяйства.
В их руках сосредоточено около 95% мировых патентов и лицензий. Именно эти компании способствуют распространению достижений НТР в развивающиеся страны. Если первоначально туда перемещали только трудоемкие сборочные производства, то в последние десятилетия на своих филиалах ТНК стали широко использовать квалифицированные научно-технические кадры этих стран.
Как правило, ТНК представляет собой головную компанию, вокруг которой сосредоточены различные хозяйственно самостоятельные производственно-финансовые, торгово-транспортные и другие подразделения. Эта структура непрерывно совершенствуется с целью повышения ее эффективности на базе широкого использования достижений НТР и диверсификации.
Свободная
экономическая зона - это часть
территории государства, на которой
устанавливается режим
При создании
специальных экономических зон
могут быть использованы два концептуальных
подхода: территориальный и
Выбор одного из этих двух подходов зависит от конкретных задач, которые государство хочет решить при образовании свободной экономической зоны. Территориальный подход позволяет в большей мере решить проблему развития какого-либо региона, а функциональный - проблему развития определенных отраслей. На практике преобладает территориальный подход к образованию СЭЗ.
Льготы,
предоставляемые иностранным
Льготы
различных видов могут
Создание свободных экономических зон может преследовать различные цели. Прежде всего, привлеченные иностранные инвестиции используются для расширения производства товаров на экспорт, либо импортозамещающих товаров. Такие производства развиваются, как правило, на основе новейших технологий. Некоторые СЭЗ создаются с ориентацией на развитие иностранного туризма на территории зоны.
И в первом, и во втором случае создание СЭЗ способствует ускоренному развитию экономики, созданию современной инфраструктуры, повышению квалификации местных работников, и, в конечном итоге, увеличению притока валютных средств в страну.
Однако для привлечения иностранных инвесторов недостаточно только провозглашения определенных льгот. Практика показывает, что создание СЭЗ будет эффективным с экономической точки зрения только тогда, когда имеются следующие условия:
Информация о работе Европейский Союз - наиболее развитая интеграционная группировка в мире