Европейский Союз - наиболее развитая интеграционная группировка в мире

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 23:07, курсовая работа

Описание работы

История Европейского Союза началась в 1951 году, когда было создано Европейское объединение угля и стали (ЕОУС), в которое вошли Франция, Италия, Германия, Нидерланды, Бельгия, Люксембург (три последние страны часто называют в литературе "страны Бенилюкс"). Планировалось, что этот наднациональный орган будет осуществлять руководство угледобычей и черной металлургией Франции и Германии, а также международный контроль за ключевыми отраслями военной промышленности.

Работа содержит 1 файл

подготовка к экзамену.doc

— 492.50 Кб (Скачать)

4.2. Особенности прямых  зарубежных инвестиций. Регулирование международного  движения предпринимательского  капитала.

Иностранные инвестиции регулируются как в национальном, так и в международном масштабе, и способы их регулирования можно подразделить на два уровня: национально-правовой и международно-правовой.

Национально-правовое регулирование основано, прежде всего, на использовании в каждой стране норм и институтов традиционных отраслей права (административное, гражданское и др.). Но в связи с интенсивным развитием международного инвестиционного процесса, сегодня во многих странах имеется специальное законодательство в виде инвестиционных законов и кодексов. Основу такого законодательства составляют условия инвестирования, а также правовые гарантии для иностранных инвесторов в принимающей стране. В рамках этих гарантий происходит учет взаимных интересов принимающей страны и иностранного инвестора.

В большинстве  развитых стран законодательство включает положения, которые предоставляют иностранным инвесторам (юридическим и физическим лицам) национальный режим принимающей страны, т.е. закрепляется отсутствие дискриминации иностранных инвесторов по сравнению с местными.

Однако  законодательство, как правило, вводит определенные ограничения исходя из необходимости обеспечения национальной безопасности. По этой причине многие страны закрепили в своих законах определенные отрасли исключительно или предпочтительно за национальным капиталом.

С другой стороны, если государство заинтересовано в привлечении иностранного капитала, то законодательство учитывает, что  для инвесторов зарубежные инвестиции связаны с повышенными политическими  и коммерческими рисками, дополнительными  затратами на транспорт, связь и т.п. Чтобы компенсировать эти факторы, национальное законодательство ряда стран предусматривает дополнительные льготы и привилегии для иностранного капитала в налогообложении, взимании таможенных пошлин с ввозимого оборудования, сырья и материалов, которые отсутствуют на внутреннем рынке, и т.п.

Международно-правовой режим включает в себя специальные  межгосударственные соглашения по поводу регулирования отношений, возникающих  в связи с прямыми инвестициями частного капитала. Международно-правовой режим может действовать на двусторонней и многосторонней основах.

Двусторонние  международные соглашения определяют принципиальные положения о статусе  иностранных инвестиций, согласно которым  стороны соглашения взаимно предоставляют  национальный режим инвестициям друг друга. Кроме того, эти соглашения содержат положения о защите инвестиций и о порядке разрешения споров между иностранными инвесторами и принимающим государством.

Государства, между которыми происходит интенсивное  движение предпринимательского капитала, нередко подписывают специальные соглашения об исключении двойного налогообложения прибыли предприятий. Такие соглашения исключают обложение прибыли на иностранный капитал в двух странах (стране базирования и принимающей стране) одновременно в полном размере.

Многосторонний  международно-правовой режим основан  на многосторонних универсальных договорах-соглашениях, заключенных в рамках международных  организаций - МВФ, МБРР, ЮНКТАД и др.

В настоящее  время приняты и действуют  следующие многосторонние универсальные конвенции.

  1. Вашингтонская конвенция 1965 г. "О разрешении инвестиционных споров между принимающими государствами и иностранными частными инвесторами". Она предусматривает разрешение этих споров в Международном центре по урегулированию инвестиционных споров при Международном банке реконструкции и развития.
  2. Сеульская конвенция 1985 г. о создании Международного агентства по страхованию иностранных частных инвестиций (МАСИЧИ) при МБРР.

На протяжении последних десятилетий в мире происходил рост прямых иностранных инвестиций. В 1998 году они достигли 430-440 млрд. долларов.При этом можно выделить черты, характерные для международного движения капитала в конце 20 века.

  1. Основными участниками международного движения капитала продолжают оставаться страны с развитой рыночной экономикой, причем их доля в объеме мировых инвестиций постоянно увеличивается. За 1998 году удельный вес развитых стран в общем объеме экспорта прямых зарубежных инвестиций увеличился с 67 до 82%. Но наряду с развитыми странами крупными реципиентами (то есть, странами, принимающими капитал) стали Бразилия, Мексика, Аргентина, Китай, возрастает роль стран с переходной экономикой как импортеров капитала.
  2. Ужесточается конкуренция за привлечение иностранных инвестиций. Для этого иностранным инвесторам не только предоставляется благоприятный национальный режим, но и разрабатываются специальные меры по привлечению иностранного капитала. В 1997 году особый режим по отношению к иностранным инвесторам имели уже 143 страны и территории.
  3. Происходит переоценка факторов, которые являются привлекательными для иностранного капитала. Традиционно таковыми были емкий внутренний рынок, наличие природных и производственных ресурсов, наличие дешевой рабочей силы. Эти обстоятельства сохраняют свою привлекательность. Но в настоящее время возрастает значение таких обстоятельств, как наличие в принимающей стране развитой инфраструктуры связи, профессиональные навыки рабочей силы, технологические, инновационных, менеджерские способности работников, отношение к созданию богатства, культура бизнеса.
  4. В последние годы преобладают инвестиции на приобретение или поглощение иностранных предприятий и фирм, а не в создание новых. Это во многом объясняется процессами приватизации, которые были широко распространены во многих странах.
  5. Мировой финансовый кризис 1997-1998 гг. выявил негативные последствия использования иностранных кредитов и портфельных инвестиций. В отличие от этих форм вложения капитала, прямые иностранные инвестиции не создают для страны дополнительной внешней задолженности, а, напротив, способствуют появлению источников ее покрытия. Это обстоятельство усилило внимание многих стран к ПИИ.

4.3. Транснациональные  корпорации - наиболее  активные участники  международного движения  предпринимательского  капитала.

Осуществление прямых зарубежных инвестиций непосредственно  связано с деятельностью многонациональных  фирм. В настоящее время в литературе можно встретить различные трактовки  этого термина.

В зарубежной литературе понятие "многонациональная  фирма" подразумевает следующие признаки:

  1. фирма реализует выпускаемую продукцию более, чем в одной стране;
  2. предприятия или филиалы фирмы расположены в двух и более странах;
  3. собственниками фирмы являются резиденты различных стран.

Если  реально действующая фирма отвечает хотя бы одному из перечисленных признаков, в зарубежной литературе она будет отнесена к многонациональным фирмам.

В отечественной  литературе фирмы, действующие в  различных странах, называют международными корпорациями. Выделяют два вида международных корпораций: многонациональные (МНК) и транснациональные (ТНК).

Многонациональная корпорация - это, как правило, акционерное  общество, уставный капитал которого не имеет определенной национальной принадлежности, то есть владельцами  компании являются резиденты разных стран. В связи с существованием международного рынка ценных бумаг, акции фирмы может приобрести гражданин любой страны.

Примером  многонациональных корпораций могут  служить англо-голландский химико-пищевой  концерн "Юнилевер", англо-голландский нефтяной концерн "Ройял Датч Шелл", англо-франко-итало-бельгийская компания по производству сахара "Компани эропеен д`индустри сюкр" и другие.

Транснациональные корпорации - это корпорации, которые  являются международными по характеру  своей деятельности. Они имеют достаточно определенную национальную принадлежность, но их филиалы и дочерние предприятия расположены в разных странах.

В настоящее  время практически все крупные  компании - транснациональные. Причем некоторые компании почти 100% деятельности ведут в своих зарубежных филиалах. Например, швейцарская компания "Нестле" 98% объема производства имеет за пределами Швейцарии.

Деление на МНК и ТНК весьма условно, так  как в настоящее время наибольшее значение имеет не национальная принадлежность капитала фирмы, а глобальный характер ее деятельности (то есть реализации товара, инвестирования и извлечения прибыли). Поэтому в современной отечественной литературе термин транснациональная корпорация (ТНК) часто употребляется как для транснациональных, так и для многонациональных корпораций. Под ТНК понимают крупное финансово-производственное, научно-технологическое, торгово-сервисное объединение, которое осуществляет свои операции во многих зарубежных странах. Ее отличает сложная организационно-управленческая структура, включающая в себя собственно производственную, банковскую, инвестиционную, торгово-рекламную деятельность, проведение научно-исследовательских разработок, подготовку кадров.

По данным ООН в 1992 году объем продаж ТНК  равнялся 5,5 триллиона долларов, что не на много меньше, чем стоимость ВНП США. Эти корпорации контролируют треть производства частного сектора в мире. Общая сумма их иностранных инвестиций равна 2 триллионам долларов.

Именно  транснациональные корпорации формируют  в настоящее время новые тенденции в вывозе капитала. Их деятельность активно способствует укреплению интеграционных связей в масштабах всего мирового хозяйства.

В их руках  сосредоточено около 95% мировых патентов и лицензий. Именно эти компании способствуют распространению достижений НТР в развивающиеся страны. Если первоначально туда перемещали только трудоемкие сборочные производства, то в последние десятилетия на своих филиалах ТНК стали широко использовать квалифицированные научно-технические кадры этих стран.

Как правило, ТНК представляет собой головную компанию, вокруг которой сосредоточены различные хозяйственно самостоятельные производственно-финансовые, торгово-транспортные и другие подразделения. Эта структура непрерывно совершенствуется с целью повышения ее эффективности на базе широкого использования достижений НТР и диверсификации.

 

4.4. Свободные (специальные)  экономические зоны.

Свободная экономическая зона - это часть  территории государства, на которой  устанавливается режим хозяйственной  деятельности более льготный, чем на остальной территории данного государства.

При создании специальных экономических зон  могут быть использованы два концептуальных подхода: территориальный и функциональный. Согласно первому подходу льготным режимом пользуются предприятия  и организации, расположенные на определенной, специально оговоренной территории. Во втором случае льготы устанавливаются для определенных видов предпринимательской деятельности вне зависимости от места размещения фирм и предприятий, занимающихся этой деятельностью.

Выбор одного из этих двух подходов зависит от конкретных задач, которые государство хочет решить при образовании свободной экономической зоны. Территориальный подход позволяет в большей мере решить проблему развития какого-либо региона, а функциональный - проблему развития определенных отраслей. На практике преобладает территориальный подход к образованию СЭЗ.

Льготы, предоставляемые иностранным инвесторам на территории специальных экономических  зон, можно подразделить на четыре основные группы.

  1. Внешнеторговые льготы, предусматривающие упрощенный порядок осуществления внешнеторговых операций, а также снижение или полную отмену экспортно-импортных пошлин.
  2. Финансовые льготы, то есть установление низких цен на коммунальные услуги, снижение арендной платы за землю и производственные помещения, получение преференциальных государственных кредитов.
  3. Фискальные льготы предусматривают стимулирование притока иностранного капитала за счет снижения или отмены налогов на прибыль, доход, имущество.
  4. Административные льготы, которые предусматривают упрощенный порядок регистрации фирм, режима въезда и выезда граждан, оказание различных услуг, связанных с регистрацией фирм.

Льготы  различных видов могут применяться  в свободных экономических зонах  в различных комбинациях, в зависимости от приоритетных целей образования СЭЗ.

Создание  свободных экономических зон  может преследовать различные цели. Прежде всего, привлеченные иностранные  инвестиции используются для расширения производства товаров на экспорт, либо импортозамещающих товаров. Такие производства развиваются, как правило, на основе новейших технологий. Некоторые СЭЗ создаются с ориентацией на развитие иностранного туризма на территории зоны.

И в  первом, и во втором случае создание СЭЗ способствует ускоренному развитию экономики, созданию современной инфраструктуры, повышению квалификации местных работников, и, в конечном итоге, увеличению притока валютных средств в страну.

Однако  для привлечения иностранных  инвесторов недостаточно только провозглашения определенных льгот. Практика показывает, что создание СЭЗ будет эффективным с экономической точки зрения только тогда, когда имеются следующие условия:

  1. благоприятные географические условия, то есть близость к государственной границе, к основным международным транспортным магистралям;
  2. наличие на территории зоны современной инфраструктуры (электроснабжение, водоснабжение, телекоммуникации и т.п.).
  3. наличие благоприятной социальной инфраструктуры (жилья, соответствующего необходимым стандартам, детских садов, школ, больниц и т.п.).
  4. наличие относительно дешевой, но квалифицированной рабочей силы.
  5. достаточно высокий уровень обеспечения финансовыми услугами, связь с международными финансовыми рынками.
  6. ясность в законодательстве, широкие полномочия местной власти в сфере управления СЭЗ.
  7. общая политическая стабильность.

Информация о работе Европейский Союз - наиболее развитая интеграционная группировка в мире