Европейский Союз - наиболее развитая интеграционная группировка в мире

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 23:07, курсовая работа

Описание работы

История Европейского Союза началась в 1951 году, когда было создано Европейское объединение угля и стали (ЕОУС), в которое вошли Франция, Италия, Германия, Нидерланды, Бельгия, Люксембург (три последние страны часто называют в литературе "страны Бенилюкс"). Планировалось, что этот наднациональный орган будет осуществлять руководство угледобычей и черной металлургией Франции и Германии, а также международный контроль за ключевыми отраслями военной промышленности.

Работа содержит 1 файл

подготовка к экзамену.doc

— 492.50 Кб (Скачать)

Существенным  направлением деятельности КЕС является приведение в необходимое соответствие законодательных норм и стандартов, действующих в разных странах  ЕС.

Местонахождение КЕС - г. Брюссель.

Европейский парламент (Европарламент) формируется путем всеобщих прямых выборов парламентариев из всех стран ЕС. Депутаты Европарламента избираются сроком на 5 лет. Члены Европарламента объединяются во фракции не по принципу гражданства, а по принципу политической (партийной) принадлежности, что является шагом по пути формирования международных политических движений.

Европарламент - консультативный и рекомендательный орган. Но бюджет ЕС утверждается именно Европарламентом. В соответствии с  Единым европейским актом в настоящее время требуется одобрение со стороны Европарламента при вступлении в ЕС новых членов, при заключении договоров об ассоциированном членстве, а также соглашений с третьими странами.

Местонахождение Европарламента - г. Страсбург.

Суд ЕС (Европейский суд) - международный правовой орган стран ЕС. Он обеспечивает единообразное толкование принятых в ЕС правил и норм, и урегулирует связанные с их применением споры и претензии, в том числе и от иностранных юридических лиц.

Местонахождение Европейского суда г. Страсбург.

Большое значение для развития ЕС имеет тот  факт, что там сформировалось единое правовое пространство, т.е. правовые документы  ЕС являются неотъемлемой частью национального  права стран-участниц и обладает преимущественной силой при возникновении разногласий с национальным правом. Комиссия ЕС следит за тем, чтобы принимаемые национальные нормативные акты не противоречили праву ЕС.

С 1993 года действует Соглашение между ЕС и  ЕАСТ о едином европейском экономическом  пространстве, которое предполагает свободное перемещение товаров, услуг, рабочей силы и капиталов. Таким образом, сформировался крупнейший в мире общий рынок, объединяющий 19 европейских стран.

7.2. Классификация международных  экономических организаций.

Систематизация международных экономических организаций представляет научную проблему, привлекающую внимание многих экономистов. При всем многообразии подходов к классификации следует признать, что необходимо применение различных критериев. Один критерий классификации вряд ли приемлем, поскольку международные экономические организации многочисленны, имеют различные функции и сферы действия.

В публикациях  западных экономистов и политологов  международные экономические организации  рассматриваются как самая распространенная форма международных экономических отношений.

Одним из первых теоретиков международных  экономических организаций был  Дж. Най (США). Он избрал для своей  типологической схемы 2 фактора: 1) географический, 2) характер деятельности. Соответственно он разделил все международные организации по географическому признаку на региональные и квазирстиональные (расположенные за пределами определенного географического региона). А по характеру деятельности - на военные, политические и экономические. Согласно этой типологии, ЕЭС, бывший СЭВ, Латиноамериканская ассоциация свободной торговли относятся к региональным организациям. А МВФ - к квазирегиональным.

О роли региональной организации легче  судить но тому. чего она достигает  на пути интеграции. Дж. Най анализирует  различные уровни интеграции. Самый низкий уровень - это "некое подобие интеграции". Оно характеризуется чисто символическим согласованием экономической политики, обилием деклараций и необязательностью решений для участников процедур согласования. Второй уровень - это создание "сообщества безопасности", которое уже обладает региональными структурами. Эти структуры реально препятствуют возникновению силовых конфликтов между странами-участниками.

Третий  уровень интеграции - "функциональное сотрудничество". Его главным признаком является создание региональных банков и координация валютной политики. Четвертый уровень означает создание разнообразных экономический ассоциации - зон свободной торговли, таможенных союзов, общего рынка и экономического союза. И пятый уровень интеграции - "прямое политическое объединение". По сути, это означает слияние участников в единое государство с общей валютой.

Представляют  интерес исследования в области  классификации международных организаций  экономистов США: Лини X. Миллер, А. Лерой  Беннет.

Миллер  разделил все региональные организации  на 3 группы: организации сотрудничества, союзы или альянсы (военно-политические) и функциональные организации. Беннет выделил дна основных класса международных  организаций: глобальные (универсальные) и региональные. К глобальным организациям Беннст отнес ООН. Интересно, что к региональным организациям Беннет отнес региональные комиссии ООН, которые являются связующим звеном между ООН и региональными системами.

При анализе  целей и структур существующих глобальных и региональных организаций можно обнаружить, что при всех их разнообразии они однотипны по своей сути, имеют сходную структуру и цели. Едва ли не самый существенный признак организации обеспечение глобальной либо региональной "безопасности". "Безопасность" в широкой трактовке распространяется не только на военно-политические, но и на экономические аспекты региональных и межрегиональных отношений. При анализе основополагающих документов межгосударственных организаций (как глобальных, так и региональных) обнаруживается сходство целей и задач их сотрудничества. На первый план выдвигаются задачи экономического сотрудничества во имя прогресса и процветания каждой отдельной страны, целого региона или всего мирового сообщества.

Структурно-организационные  механизмы международных организаций обладают значительным сходством. Чаще всего в качестве высшего органа выступает совещание глав правительств, созываемое с регулярной периодичностью. Действуют ежегодные совещания министров иностранных дел, экономики, финансов и других ведомств. Учреждены органы, работающие в промежутках между совещаниями на постоянной основе. По различным направлениям сотрудничества создаются комитеты и комиссии в составе представителей всех стран-участниц. Обычно при решении главных проблем действует принцип консенсуса (согласия).

Несмотря  на сходство структур, механизмов функционирования, влияние международных экономических  организаций неодинаково. Даже если ежегодные встречи на высшем уровне для той или иной организации - обычное дело, то по значимости решаемых вопросов, результатам они несопоставимы. Например, решения "семерки" по экономическим проблемам, бесспорно, окажут большее влияние на мировую экономику, чем обсуждение этих вопросов на региональной экономической комиссии ООН.

Успех деятельности международной экономической организации зависит от комплекса условий. Важными факторами являются экономическая и политическая ориентация стран-участниц, а также сходство национально-государственных приоритетов внутренней и внешней политики. Кроме того, эффективность объединения зависит от уровня экономического развития стран. Контрасты на уровне экономического потенциала, как правило, ведут к обострению внутренних противоречий экономической организации. При этом, чем выше уровень интеграции стран, тем острее "могут быть противоречия между богатыми и бедными странами-участницами. В совокупности взаимодействие указанных факторов определяет соотношение центростремительных и центробежных тенденций в организации, уровень интеграционных процессов, их жизнеспособность.

Страны  Запада, особенно США, придают большое  значение регулированию международных  экономических отношении через  международные структуры. США как  мировая сверхдержава не упускает из внимания ни один из регионов мира. США  первые оценили значение такого явления, как "регионализм".

Одно  из первых заявлений в поддержку "регионального партнерства" принадлежит  бывшему президенту США Л. Джонсону. Он указал на "небескорыстность" интересов США к "регионализму". С тех пор, как утверждал английский журнал "Экономист", слово "регионализм" регулярно используется. Оно обозначает" достаточно неопределенные принципы, с помощью которых целые континенты могут быть приведены в больший порядок". Все последующие американские администрации в общей форме высказывались в поддержку региональных интеграционных процессов. Однако эта поддержка затрагивает лишь те организации, которые не противоречат стратегическим интересам США.

7.3. Основные международные  экономические организации.  Организации, регулирующие  международную торговлю.

К числу  основных международных экономических  организаций следует отнести  те структуры, которые оказывают  существенное влияние на "правила  игры" в мировой экономике.

Генеральное соглашение по тарифам  и торговле (ГАТТ).

Возникновение ГАТТ связано с попытками создать Международную торговую организацию (МТО). Это было связано со стремлением многих стран после второй мировой войны искоренить протекционизм во внешней торговле. Новый внешнеторговый режим должен был основываться на либерализации и сотрудничестве между странами.

30 октября  1947 г. в Женеве 23 страны подписали  предварительное соглашение под  названием "General Agreement Tariff and Trade" (ГАТТ). В нем были определены  принципы действия этой международной  торговой организации. 24 марта 1948 г. был подписан заключительный акт - Гаванский устав Международной торговой организации. Этот документ должен был вступить в силу через 2 месяца после ратификации большинством (более половины) стран, подписавших заключительный акт. Но этот устав в силу не вступил. Большинство стран, подписавших Гаванский устав, выжидали, какую позицию займут США. В США взяли верх сторонники протекционизма, и устав МТО так и не был ими ратифицирован. Так как МТО не появилась на свет, страны, подписавшие ГАТТ, решили применять его принципы.

Таким образом, ГАТТ - это порожденная текущим  ходом событий организация. Аппарат  ГАТТ ограничен - он включает в секретариат  в Женеве, совет, состоящий из представителей стран-участниц. Механизм выработки  и принятия решении в рамках ГАТТ представляет периодические длительные переговоры-раунды, которые длятся несколько лет.

ГАТТ  исходит из следующих основных принципов:

  1. Многосторонность внешней торговли.
  2. Применение общего режима наибольшего благоприятствования
  3. Снижение таможенных тарифов и других (нетарифных) препятствий.
  4. Взаимность уступок.
  5. Ведение внешней торговли на основе частного права.

В ГАТТ установилась практика, в соответствии с которой все ограничения  разбиты на "допустимые", попадающие под исключения, и "остаточные", подлежащие отмене. Эти особенности исходят из того факта, что ГАТТ п строго юридическом смысле является международным соглашением, а не организацией. На примере ГАТТ хорошо видно, что международные организации вырастают из многосторонних конференций. В случае ГАТТ этот процесс не доведен до конца с формальной точки зрения, то есть в системе ООН ГАТТ рассматривается как специализированное агентство де-факто.

В настоящее  время в деятельности ГАТТ в тех  или иных формах участвуют более 150 стран, в том числе и Россия. За время действия ГАТТ было проведено 8 многосторонних торговых переговоров-раундов (МТП). На первых пяти конференциях-раундах  согласовывалось снижение тарифов по принципу "уступка за уступку". Было согласовано 67 тысяч взаимных уступок, затрагивающих более 21 миллиарда долл. годового экспорта в мировой торговле. В 1964-1967 годах был проведен шестой раунд, известный под названием "Кеннеди-раунд". В результате сложных переговоров было достигнуто соглашение о снижении таможенных пошлин до конца 1971 года в среднем на 35%.

В 1973 г. на совещании министров стран-участниц ГАТТ в Токио был открыт 7-й  раунд. Его особенность - более широкий  и разнообразный перечень обсуждаемых проблем. Результатом "Токио-раунда" стала существенная модернизация ГАТТ. Принципиально важно, что по условиям достигнутых нетарифных соглашений страны-участницы должны привести национальное законодательство и полное соответствие с ними. В результате внешнеторговая политика стран-участниц стала принимать форму "управляемого протекционизма". Произошло усиление функций ГАТТ в сфере многостороннего урегулирования мировой торговли. Были снижены таможенные пошлины, ослабли другие протекционистские барьеры в мировом торговле.

Информация о работе Европейский Союз - наиболее развитая интеграционная группировка в мире