Европейский Союз - наиболее развитая интеграционная группировка в мире

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 23:07, курсовая работа

Описание работы

История Европейского Союза началась в 1951 году, когда было создано Европейское объединение угля и стали (ЕОУС), в которое вошли Франция, Италия, Германия, Нидерланды, Бельгия, Люксембург (три последние страны часто называют в литературе "страны Бенилюкс"). Планировалось, что этот наднациональный орган будет осуществлять руководство угледобычей и черной металлургией Франции и Германии, а также международный контроль за ключевыми отраслями военной промышленности.

Работа содержит 1 файл

подготовка к экзамену.doc

— 492.50 Кб (Скачать)

Для создания предпосылок успешного развития СЭЗ государство должно произвести определенные затраты на обустройство зоны в соответствии с этими требованиями. Практика показывает, что государству  необходимо вложить приблизительно 4 доллара на каждый доллар первоначальных иностранных инвестиций в СЭЗ.

Однако  правительства, создающие СЭЗ, идут на эти затраты исходя из того, что  положительный эффект функционирования таких зон вполне их окупит. Привлеченный иностранный капитал создаст новые рабочие места, организует производство по наиболее современным технологиям, будет способствовать повышению квалификационного уровня работников. В стране будет создан крупный экспортный сектор экономики, за счет которого увеличатся валютные поступления в страну. Опыт таких стран, как Южная Корея, Малайзия, Филиппины показывает, что примерно половина всех валютных поступлений от СЭЗ составляют суммы, выплаченные работникам в виде заработной платы. Вторым по значимости источником валютных поступлений являются поставки электроэнергии предприятиями принимающей стороны для предприятий, работающих в зоне.

Следует отметить, что крупные затраты  могут окупиться лишь в том  случае, когда СЭЗ будут функционировать  длительный период с неизменно высокой отдачей.

Свободные экономические зоны можно подразделить на несколько видов.

  1. Свободные торговые зоны, свободные порты, транзитные зоны, беспошлинные склады и таможенные зоны на отдельных предприятиях. Они базируются на отмене или снижении таможенных пошлин и экспортно-импортного контроля над товарами, поступающими в зону и реэкспортируемыми из нее. Организация таких зон нацелена на удешевление перевалки и хранения грузов для предпринимателей.

    Один  из примеров подобных зон - распространенные в США "зоны внешней торговли". Они были созданы в 30-е годы "0-го века для активизации внешней торговли США. Товары, поступающие в эти зоны, не являются объектами таможенного контроля. Но если они перемещаются из зоны на территорию США, то подлежат прохождению всех предусмотренных таможенных процедур.

  1. Экспортные промышленные зоны. Они основываются не только на применении льготного торгового и таможенного режима, но и на льготном финансовом и налоговом режиме, в т.ч. для иностранного капитала; ориентированы преимущественно на производства экспортной и импортозамещающей продукции.

    Первоначально такая зона была создана в ирландском аэропорту Шеннон, которому в конце 50-х годов грозило значительное сокращение рабочих мест в связи  с открытием трансатлантических линий и отменой промежуточной посадки самолетов в этом аэропорту. Позже ирландский опыт стал основой создания СЭЗ во многих развивающихся странах, особенно в новых индустриальных странах.

    Функционирование  таких зон основывается та том, что  на их территорию, расположенную вблизи международных портов, оборудование и материалы импортируются без таможенных формальностей. Здесь организуются производства по переработке определенной продукции, которая затем экспортируется в другие страны также без вмешательства таможенных властей принимающей территории.

  1. Комплексные экономические зоны, которые сочетают в себе черты, как свободных торговых зон, так и экспортных промышленных зон. Один из примеров такой зоны - зона Манаус в Бразилии. С момента образования в 1967 году здесь постепенно складывается хозяйственный комплекс, который характеризуется быстрыми темпами экономического развития. При этом только 3-5% произведенной здесь продукции направляется на экспорт, остальное - потребляется внутри страны.
  2. Банковские и страховые зоны с льготным режимом осуществления этих операций (так называемые оффшорные центры и налоговые гавани). Это территории, на которых значительно упрощены процедуры регистрации новых предприятий, предоставлены широкие налоговые и другие льготы для иностранных предприятий. Например, на островах Олдерни и Джерси (в Ла-Манше) существует только подоходный налог в размере 20 процентов. Иностранные компании, которые только зарегистрированы на острове, но не ведут там хозяйственную деятельность, платят только ежегодный сбор в размере 500 фунтов и ежегодный сбор на финансовую отчетность в размере 100 фунтов стерлингов.

На таких  территориях отсутствуют валютные ограничения, упрощена финансовая отчетность, гарантируется тайна личности владельца.

К оффшорным  территориям относятся Кипр, Лихтенштейн, Мальта, Монако и др.

К началу 90-х годов в мире насчитывалось  более 400 свободных экономических зон.

В России предпринимались попытки создания свободных экономических зон. Было принято постановление правительства "О создании зон свободного предпринимательства". Принимались документы о создании таких зон как СЭЗ "Сахалин", СЭЗ "Янтарь" (в Калининградской области), "Кузбасс" и другие. Однако на практике эти зоны не получили должного развития, т.к. не было четких программ, определяющих необходимый объем инвестиций для создания производственной и финансово-экономической инфраструктуры, не были определены источники получения этих инвестиций,местным органам власти не был предоставлен достаточный объем полномочий для решения вопросов, связанных с организацией такой зоны. По существу ни одна из зон не получила необходимого импульса для развития.

Положительные и отрицательные  последствия иностранных  инвестиций предпринимательского капитала для экономики  стран базирования  и принимающих  стран.

Международное движение предпринимательского капитала оказывает влияние, как на страны базирования, так и на принимающие страны.

В современных  условиях принимающие страны (как  развитые, так и развивающиеся) как  правило, одобряют приток иностранных  инвестиций на свою территорию. Главная  выгода принимающей стороны состоит  в получении в свое распоряжение дополнительных ресурсов, причем не только в виде капитала, но и в виде внедрения новых технологий, передачи управленческого опыта и повышении квалификации отечественных кадров, которые происходят в результате иностранных инвестиций.

Однако  принимающие страны опасаются политического давления со стороны крупных инвесторов иностранного капитала, а также их проникновения в отрасли, связанные с национальной безопасностью. Кроме того, иностранные инвесторы нередко стремятся переместить в принимающую страну производства, наиболее неблагополучные с экологической точки зрения. В этой связи принимающие страны издают законы, ограничивающие или же прямо запрещающие иностранные инвестиции в определенные отрасли.

Основными противниками иностранных инвестиций в принимающих странах становятся местные производители аналогичных товаров. Они оказываются не в состоянии выдержать иностранную конкуренцию и требуют от правительства протекционистских мер.

Однако  практика показывает, что страна, принимающая  зарубежные инвестиции предпринимательского капитала, в целом выигрывает от их притока. Трудящиеся и поставщики, обслуживающие новые предприятия, а также местные и федеральные органы управления, получающие налоги, выигрывают больше, чем теряют местные фирмы. Возможность положительных технологических и кадровых изменений вызывать у правительств стремление стимулировать приток предпринимательского капитала из-за рубежа, а не вводить протекционистские меры.

В конечном счете, международная миграция предпринимательского капитала способствует росту мирового продукта.

 

4.5. Мировой рынок  ссудных капиталов:  сущность, особенности  институциональной  структуры.

Мировой рынок ссудных капиталов выступает  как совокупность спроса и предложения  на ссудный капитал заемщиков  и кредитов разных стран. Его функция заключается в аккумуляции и перераспределении финансовых ресурсов во всемирном масштабе. На этом рынке обращаются долговые обязательства, которые подтверждают право кредитора на взыскание долга с должника.

Долговые  обязательства можно классифицировать исходя из степени их гарантированности, что, в свою очередь, связано с тем, кто является должником по данным обязательствам.

  1. Государственный долг – долг, который приобретают правительство или автономные правительственные учреждения. Государственный долг возникает в результате получения кредитов от других правительств, центральных банков, правительственных и государственных учреждений. Государственным также считается долг, возникший в результате получения кредитов от международных организаций.
  2. Гарантированный государством долг - долг частных фирм, платежи по которому гарантируются государством.
  3. Частный негарантированный долг – долг частных фирм, платежи по которому не гарантируются государством. Частный долг возникает в результате получения фирмами кредитов в иностранных банках, размещения фирмами корпоративных облигаций на мировом рынке.

Облигация - это долговая ценная бумага. Та организация, которая выпускает ценные бумаги, называется эмитентом. Эмитенты облигаций  как бы берут в долг у того, кто приобретает эти облигации (его называют инвестором). Эмитент своей облигацией удостоверяет, что он погасит долг в течение определенного времени и, кроме того, выплатит определенный процент за пользование денежными средствами.

Эмитентом облигаций может быть государство, органы местного самоуправления, предприятия, фонды и другие организации.

Облигации, как и другие ценные бумаги, после  своего выпуска попадают на так называемый первичный рынок ценных бумаг. Он характеризуется размещением вновь  выпущенных ценных бумаг.

Когда ценная бумага оказывается в руках  первичного инвестора (т.е. физического  или юридического лица, купившего  ее сразу после выпуска), он может  продать ее другому лицу. Таким  образом, путем последующей перепродажи  складывается вторичный рынок ценных бумаг. На нем не происходит привлечение новых финансовых средств, у эмитента лишь меняются инвесторы, т.е. владельцы заемных денежных сумм.

Первичный и вторичный рынки тесно взаимосвязаны  между собой. Первичный рынок  насыщает вторичный различными ценными  бумагами. В свою очередь, движение ценных бумаг на вторичном рынке вовлекает все новые лица в круг инвесторов.

Первоначально ссудный капитал перемещался  в пределах национальных границ, но по мере исторического развития и  расширения международных экономических отношений происходило вовлечение стран в международные кредитные отношения и соединение обособленных национальных рынков ссудных капиталов.

Мировой рынок ссудных капиталов имеет  особую институциональную структуру. Его основу образуют профессиональные посредники между заемщиками и кредиторами разных стран. В качестве таких посредников выступают транснациональные банки, финансовые компании, фондовые биржи и другие финансово-кредитные учреждения, действующие на международном уровне.

Фондовая  биржа - это учреждение, функционирующее систематически и регулярно, где осуществляется купля-продажа с зарегистрированными (т.е. котируемыми) на ней ценными бумагами.

Внебиржевой рынок - одновременно и соперник фондовых бирж, и их органическое дополнение. Он возник как альтернатива биржевого оборота, т.к. многие новые компании не могли выходить на биржи с эмитированными ими ценными бумагами, из-за того, что их параметры не соответствовали критериям, предъявлявшимся на бирже для их котировки.

Мировой рынок капиталов имеет определенную географическую локализацию. Существует ряд международных финансовых центров, в которых сосредоточены многочисленные кредитно-финансовые учреждения, обслуживающие международное движение капиталов.

Для функционирования международного финансового центра необходимы высокий уровень экономического развития данной страны, ее активное участие в мировой торговле, наличие национального рынка капиталов и развитой банковской системы, либеральное валютное и налоговое законодательство, относительная политическая стабильность. В настоящее время к мировым финансовым центрам относятся Нью-Йорк, Лондон, Цюрих, Франкфурт-на-Майне, Токио, Сингапур, Гонконг и некоторые другие.

4.6. Евровалюта. Еврорынок.

Для формирования мировых финансовых центров важным является степень развития международных денежных форм. В 60-х -70-х годах национальные валюты, выполнявшие функции мировых денег, постепенно превратились в той части, которая обращалась на мировом рынке, в так называемые "евровалюты". Это денежные единицы, вышедшие из под контроля национальных правительственных органов, свободно перемещающиеся по миру и имеющие целый ряд налоговых и других преимуществ по сравнению с теми национальными валютами, из которых образовались евровалюты.

Прежде  всего, такие превращения коснулись доллара США, на мировом рынке появились евродоллары. Со второй половины 60-х годов аналогичные процессы произошли с немецкой маркой, голландским гульденом, французским франком и т.д. Наряду с евродолларом, появились евромарки, еврогульдены, еврофранки и др.

Информация о работе Европейский Союз - наиболее развитая интеграционная группировка в мире