Доходы населения и принципы распределения в рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 11:04, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: проанализировать динамику доходов и принципы распределения доходов населения Республики Беларусь и обосновать направления совершенствования данной системы.
Исходная цель обусловила необходимость постановки и решения следующих задач:
дать определение понятия «доход населения», изучить его структуру и показатели;
раскрыть принципы распределения и перераспределения доходов;
проанализировать причины современной дифференциации доходов населения;
проанализировать динамику доходов населения и определить задачи политики в переходный период, осложнившегося мировым финансовым кризисом.
Информационной базой исследований послужили труды отечественных и зарубежных ученых; материалы, предоставленные ГНУ «Научно-исслед

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………..5
1 Номинальный, располагаемый и реальный доход. Источники
доходов населения …………………………………………………………………..7
1.1 Значение и экономическая сущность доходов населения. Классификация
Доходов ………………………………………………………………………………7
1.2 Показатели доходов населения ………………………………………………...9
1.3 Источники доходов населения ………………………………………………..10
2 Распределение и перераспределение доходов. Факторы, влияющие
на доходы …………………………………………………………………………15
2.1 Экономическая сущность распределения доходов населения:
виды, принципы, неравномерность распределения и бедность ………………...15
2.2 Перераспределение доходов населения как форма государственного
Вмешательства в политику доходов населения ………………………………….22
2.3 Факторы, влияющие на величину доходов населения ......…………………..24
3 Дифференциация доходов населения. Кривая Лоренца, коэффициент
Джини ………………………………………………………………………………25
3.1 Сущность, показатели дифференциации доходов населения ………………25
3.2 Построение кривой Лоренца, расчет коэффициента Джини ………………..26
4 Динамика доходов населения в Республике Беларусь. Задачи
политики доходов в переходный период ………………………………………29
4.1 Анализ уровня и структуры доходов населения Республики Беларусь ……29
4.2 Политика доходов населения в Республике Беларусь. Направления
совершенствования ………………………………………………………………...33
Заключение …………………………………………………………………………38
Список использованных источников ……………………………………………

Работа содержит 1 файл

готовая курсовая работа.doc

— 575.00 Кб (Скачать)

     4.2 Политика доходов населения в Республике Беларусь.

     Направления совершенствования 

     В области социальной политики (в частности, политики доходов населения) основными  задачами на сегодняшний день остаются сохранение рабочих мест и недопущение снижения достигнутого уровня заработной платы, пенсий, социальных пособий.

     С декабря прошлого года в связи  с мировым финансово-экономическим  кризисом ряд предприятий, прежде всего  экспортно-ориентированных, столкнулись  с определенными трудностями  в обеспечении бесперебойной работы: упал спрос на их продукцию, обострилась проблема неплатежей.

     В этой связи в республике разработан комплекс мер, направленный на преодоление  последствий вышеназванного кризиса, недопущение массовых увольнений работников. Ситуация с занятостью населения находится на постоянном контроле Главы государства, Правительства.

      С января 2009г. проводится еженедельный мониторинг ситуации на рынке труда (отслеживается численность обращающихся за помощью в трудоустройстве, зарегистрированных безработных, в т.ч. сокращенных, наличие свободных рабочих мест). В разрезе предприятий отслеживается использование рабочего времени – наличие простоев, неполной занятости, приостановка работы предприятий.

     Вместе  с тем, на ряде предприятий применяют  такие антикризисные меры как работа в режиме неполного рабочего времени.

     В этих случаях действующим законодательством  предусмотрены гарантии в части  оплаты труда, а именно, в случае простоя на предприятии оплата труда работников не может быть ниже двух третей установленной тарифной ставки (оклада). При временной приостановке работ или временного уменьшения их объема наниматель вправе с согласия работника представить ему отпуск без сохранения или частичным сохранением заработной платы, если иное не предусмотрено коллективным договором, соглашением.

     Кроме того, при такой вынужденной мере как ликвидация организации законодательством закреплен ряд гарантий предусмотренных для работников данных предприятий, организаций. В первую очередь удовлетворяются требования граждан, производятся расчеты по выплате выходных пособий, оплате труда лиц, работающих по трудовому договору.

     Так, статьей 48 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее ТК РБ) предусмотрено, что работнику при ликвидации юридического лица производиться выплата  выходного пособия в размере не менее трехкратного среднемесячного заработка. Причем наниматель обязан не менее чем за два месяца до увольнения, если более продолжительные сроки не предусмотрены в коллективном договоре, письменно предупредить работника, а также уведомить государственную службу занятости о предстоящем высвобождении работника с указанием его профессии, специальности, квалификации и размера оплаты труда. Все выплаты, причитающиеся работнику от нанимателя, должны производиться в день увольнения.

     В целях недопущения падения реальных доходов населения Правительством принято решение о ежемесячном мониторинге уровня заработной платы работников во всех сферах экономики.

     Декретом  Президента Республики Беларусь от 23 января 2009г. №2 «О стимулировании работников организаций отраслей экономики» устанавливается единый норматив отнесения на себестоимость стимулирующих выплат работникам организаций независимо от формы собственности в пределах 80% тарифной части заработной платы по организации в целом. Организации, которые по итогам предыдущего года выполнили установленные задания по уровню рентабельности реализованной продукции, смогут включать в себестоимость все 100% стимулирующих выплат.

     Учитывая  замедление темпов роста заработной платы, Совет Министров постановил осуществлять повышение тарифов на ЖКУ в 2009г. поэтапно: с 1января и с 1 мая 2009г. С 1 января нынешнего года тарифы на ЖКУ увеличены в среднем на 14,8%. Уровень возмещения за 2009г. прогнозируемых затрат на оказание ЖКУ составит около 29%.

     Указом  Президента Республики Беларусь от 19 февраля 2009г. №100 расширенны возможности для строительства жилья гражданами, состоящими на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий и ранее не имевших права на льготное кредитование. Организации застройщиков будут формироваться из числа состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в порядке очередности, без учета их права на государственную поддержку (льготные кредиты). При этом смягчен критерий для получения льготного жилищного кредита: если раньше среднедушевой доход не должен был превышать 2 МПБ, то сейчас – 3 МПБ (не более 1089 тыс. руб.).

     Отличительной чертой государственной социальной политики в нашей стране является справедливое распределение доходов, направленное на повышение благосостояния всех граждан, недопущение глубокого социального расслоения по уровню доходов, порождающего в обществе серьезные противоречия и создающего угрозу общественно-политической безопасности.

     Повышению уровня доходов малообеспеченных граждан способствует предоставление государственной адресной социальной помощи и безналичных жилищных субсидий. Сегодня в нашем государстве проведено реформирование ранее действующей системы льгот, кардинально пересмотрена законодательная база Республики Беларусь в части предоставления льгот гражданам. Социальная помощь оказывается только нуждающимся, социально уязвимым категориям граждан, остальным созданы условия для самореализации.

     Одним из видов социальной поддержки семей являются государственные пособия семьям, воспитывающим детей.

      Принят Указ Президента Республики Беларусь от 8 июня 2007 года № 268 «Об усилении государственной поддержки семей при рождении детей». Выплата пособия в увеличенном размере осуществляется на детей, родившихся с 1 июня 2007 года. Теперь при рождении первого ребенка семье выплачивается единовременное пособие в размере наибольшей пятикратной величины БПМ перед датой рождения ребенка (с 1 ноября 2008 года - 1 123 500 рублей, с 1 февраля 2009 года это 1 171 850 рублей), при рождении второго и последующих детей - в размере наибольшей семикратной величины БПМ перед датой рождения ребенка (с 1 ноября 2008 года - 1 572 900 рублей, с 1 февраля 2009 года - 1 640 590 рублей).

      С 1 февраля 2009 года в связи с изменением величины БПМ произошло увеличение всех видов назначаемых пособий (БПМ вырос с 224 700 до 234 700 рублей).

      Усовершенствованы условия бесплатного обеспечения продуктами питания детей первых двух лет жизни. Установлено, что семьи, у которых среднедушевой доход в месяц не превышает 100 % утвержденного БПМ в среднем на душу населения, имеют право на бесплатное питание детей первых лет жизни (ранее было 60 % БПМ).

     Государственной защитой наделены и уязвимые категории населения – пенсионеры, инвалиды.

     В настоящее время пенсионная система  функционирует стабильно: пенсии выплачиваются своевременно, периодически повышаются их размеры. Уровень пенсионного обеспечения в республике один из самых высоких среди стран СНГ. На данном этапе параметры пенсионной системы, как на национальном, так и на международном уровне, оцениваются положительно.

     В Беларуси повышение уровня пенсий осуществляется путем пересмотра их размеров с учетом роста средней заработной платы и изменения бюджета прожиточного минимума.

     Для противодействия возрастанию финансовой нагрузки на пенсионную систему в связи с увеличением численности пенсионеров и в целях оптимизации пенсионной системы разрабатывается комплекс мер по ее совершенствованию и изысканию внутренних резервов. Направления совершенствования пенсионной системы Республики Беларусь определены Программой социально-экономического развития  Республики Беларусь на 2006 - 2010 г., утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 12 июня 2006г. № 384. В целях выполнения Программы Советом Министров Республики Беларусь от 20 июля 2006 г. № 910 утверждены соответствующие мероприятия. Согласно Программе к концу пятилетки (2010г.) ожидается увеличение пенсий в два раза, а в реальном выражении – в полтора (по отношению к 2005г.).

     Анализ  показывает, что политика доходов  населения Республики Беларусь характеризуется следующим:

  • распределение социальной составляющей между основными экономическими субъектами: государством, нанимателями и населением;
  • поддержание минимальной дифференциации доходов между работниками различных отраслей экономики;
  • отказ от социальных льгот и переход к адресному назначению социальной помощи на основе единых критериев и ужесточения критерия оценки нуждаемости (проведение обследования материально-бытовых условий жизни заявителя с целью оценки нуждаемости);
  • поддержание минимума социальных гарантий для населения через систему государственных минимальных социальных стандартов.

     Несмотря  на негативные влияния последствий  мирового финансового кризиса, государство  не отказалось от социальной поддержки  своих граждан. В стране принимаются  целенаправленные меры по созданию условий для бесперебойной работы предприятий и сохранению занятости, обеспечению сбалансированного роста доходов, социальной защите наиболее уязвимых категорий населения.

     В качестве мер совершенствования  политики доходов Республики Беларусь можно назвать следующие:

  • в кризисный и послекризисный периоды обеспечить рациональную занятость населения;
  • реформировать систему оплаты труда, исходя из складывающихся условий в период кризиса (инфляция, рост цен на продукцию и платные услуги);
  • стимулировать использование доходов от трудовой и предпринимательской деятельности, доходов от собственности для инвестирования и кредитования социально-значимых программ;
  • повысить роль социального страхования как важнейшего механизма защиты граждан при утрате заработка в случае безработицы, болезни, других рисков;
  • создать систему добровольного медицинского страхования. 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
 

     В условиях трансформации экономики, осложненной мировым финансовым кризисом, одной из первостепенных задач государства является обеспечить социальную защищенность своего народа (в частности в области политики доходов).

     Доходы  населения представляют собой сумму  денежных средств имматериальных благ, получаемых или произведенных домашними  хозяйствами за определенный период времени. Доходы можно классифицировать в зависимости от формы получения, от стадии процесса распределения доходов, от циклов жизнедеятельности человека и др.

     Основными показателями доходов населения  являются номинальный, располагаемый  и реальный доходы.

     Основные  источники доходов – заработная плата, денежные и натуральные доходы от личного подсобного хозяйства, выплаты из общественных фондов потребления, доходы от собственности, от выигрышей в лотереи и др.

     Анализ  теоретических концепций и подходов населения показал, что вопросу распределения и перераспределения доходов населения уделяется пристальное внимание отечественными и зарубежными учеными и специалистами.

     В настоящее время существует несколько  систем принципов распределения  доходов: уравнительного распределения, рыночного распределения, распределения по накопленному имуществу, привилегированное распределение. В отдельных страна мира функционируют свои системы распределения доходов.

     В работе рассмотрены два важнейших  инструмента системы распределения  доходов – кривая Лоренца, позволяющая увидеть реальное распределение доходов страны между семьями, и коэффициент Джини, показывающий величину отклонения фактического распределения доходов от их равномерного распределения.

     Анализ  динамики доходов белорусского населения показал следующее:

  • основные источники доходов белорусского населения – заработная плата и социальные трансферты (в структуре дохода занимали 75,9% в 2008г.);
  • доход 10% наиболее обеспеченного населения в 5,6 раза превышает доход 10% наименее обеспеченного населения (при допустимом уровне показателя – 10 раз);
  • реальные денежные доходы населения (с учетом ИПЦ) увеличились на 5,3%, а располагаемые денежные доходы (за вычетом налогов и взносов) – на 5,5%. в апреле – январе 2009г. по сравнению с аналогичным периодом 2008г.;
  • номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников республики в 2008г. составила 885,6 тыс. руб. (по прогнозу – 832 тыс. руб.). В январе - апреле 2009г. составила 937,3 тыс. руб., в том числе в апреле – 965,7 тыс. руб. и увеличилась по сравнению с мартом текущего года на 0,9%, или на 8,5 тыс. руб.;
  • реальная начисленная заработная плата (заработная плата с учетом ИПЦ) в 2008г. по сравнению с 2007г. увеличилась на 9,9%, в апреле 2009г. по сравнению с апрелем 2008г. увеличилась на 0,4%;
  • реальный размер пенсии (скорректированной на ИПЦ) в январе 2009г. по сравнению с январем 2008г. увеличился на 3,1%, по сравнению с декабрем 2008г. уменьшился на 3,9%, в мае 2009г. по сравнению с маем 2008г. уменьшился на 1,4%, по сравнению с апрелем 2009г. – на 0,2%, т.е. наблюдается тенденция к снижению, что в первую очередь связано со сложившейся ситуацией на рынке и ростом цен на товары и платные услуги;
  • велика доля расходов населения на покупку товаров и оплату услуг (в январе 2009г. составила 76,2% от общей суммы полученных доходов), причем расходы на покупку товаров возросли за 1 квартал 2009г. по сравнению с аналогичным периодом 2008г. на 37,9 тыс. руб. в месяц, на оплату услуг – на 21,9 тыс. руб. В то время как на покупку товаров и платных услуг население должно тратить не более 50% общей суммы денежных доходов.

Информация о работе Доходы населения и принципы распределения в рыночной экономике