Доходы населения и принципы распределения в рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 11:04, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: проанализировать динамику доходов и принципы распределения доходов населения Республики Беларусь и обосновать направления совершенствования данной системы.
Исходная цель обусловила необходимость постановки и решения следующих задач:
дать определение понятия «доход населения», изучить его структуру и показатели;
раскрыть принципы распределения и перераспределения доходов;
проанализировать причины современной дифференциации доходов населения;
проанализировать динамику доходов населения и определить задачи политики в переходный период, осложнившегося мировым финансовым кризисом.
Информационной базой исследований послужили труды отечественных и зарубежных ученых; материалы, предоставленные ГНУ «Научно-исслед

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………..5
1 Номинальный, располагаемый и реальный доход. Источники
доходов населения …………………………………………………………………..7
1.1 Значение и экономическая сущность доходов населения. Классификация
Доходов ………………………………………………………………………………7
1.2 Показатели доходов населения ………………………………………………...9
1.3 Источники доходов населения ………………………………………………..10
2 Распределение и перераспределение доходов. Факторы, влияющие
на доходы …………………………………………………………………………15
2.1 Экономическая сущность распределения доходов населения:
виды, принципы, неравномерность распределения и бедность ………………...15
2.2 Перераспределение доходов населения как форма государственного
Вмешательства в политику доходов населения ………………………………….22
2.3 Факторы, влияющие на величину доходов населения ......…………………..24
3 Дифференциация доходов населения. Кривая Лоренца, коэффициент
Джини ………………………………………………………………………………25
3.1 Сущность, показатели дифференциации доходов населения ………………25
3.2 Построение кривой Лоренца, расчет коэффициента Джини ………………..26
4 Динамика доходов населения в Республике Беларусь. Задачи
политики доходов в переходный период ………………………………………29
4.1 Анализ уровня и структуры доходов населения Республики Беларусь ……29
4.2 Политика доходов населения в Республике Беларусь. Направления
совершенствования ………………………………………………………………...33
Заключение …………………………………………………………………………38
Список использованных источников ……………………………………………

Работа содержит 1 файл

готовая курсовая работа.doc

— 575.00 Кб (Скачать)

     Перераспределительная  деятельность в области доходов  населения, как в Республике Беларусь, так и в других государствах имеет конечной целью обеспечение социальной справедливости. Для этого в распоряжении государства находиться мощный арсенал средств. Первое место занимает налоговая политика, инструментами которой являются дифференциация налоговых ставок, изменение системы налогообложения и предоставление налоговых льгот. Следующим направлением является государственная ценовая политика, все мероприятия в этой области базируются на наблюдении  за динамикой цен для определения ее влияния на стоимость жизнь. В этих целях исчисляются ИПЦ и затем, по необходимости, осуществляется индексация ( это установленный государством механизм повышения доходов населения, позволяющий частично или полностью возместить удорожание потребительских товаров и услуг в результате инфляции ) и компенсации (это возмещение населению части дополнительных расходов, вызванных повышением цен на группы товаров массового спроса.

     Не  последнее место занимает социальная защита населения – это система  принципов, нормативов и мер, используемых государством при создании и регулировании условий, обеспечивающих неотъемлемые и общепризнанные социальные права человека в ситуациях социального риска.

     Под социальным риском понимается событие  в жизни человека, наступление  которого приводит к утрате его способности  к труду и, как следствие, заработка как источника средств к существованию. К числу социальных рисков относят: материнство, беременность и роды, содержание детей, болезнь, инвалидность, старость и др.

     Основными направлениями социальной защиты являются социальное страхование, социальная помощь, социальное обеспечение. Социальное страхование – это система компенсации населению последствий риска, связанных с  потерей трудоспособности и доходов. Социальная помощь – это финансирование потребностей отдельных индивидов или категорий населения, не имеющих других источников существования. Социальное обслуживание – это создание условий для социальной адаптации людей, находящихся в трудной жизненной ситуации, путем оказания социальной поддержки, предоставлением бытовых, медицинских, психолого-педагогических услуг.

     Образцом  успешного решения проблемы нахождения равновесия между социальной справедливостью  и экономической эффективностью стали социально-демократическая  модель социальной политики (скандинавская), консервативная модель социальной политики (институциональная или континентальная европейская), либеральная модель социальной политики, модель социальной политики в центрально-управляемых экономиках. Социал-демократическая модель социальной политики (в Швеции) основана на праве всех граждан на социальное обеспечение и получение широкого спектра социальных услуг. Консервативная модель социальной политики (в Германии) построена на принципе обязательного трудового участия и зависимости степени социального обеспечения от эффективности и продолжительности труда человека. Либеральная модель социальной  политики (в США и Великобритании) обеспечивает благополучие уязвимых слоев населения и максимально стимулирует создание негосударственных форм социального страхования и социальной поддержки. Кроме того, граждане получают помощь со стороны государства в виде трансфертов за счет бюджетов различного уровня. Для модели социальной политики в центрально-управляемых экономиках характерно сосредоточение государством в своих руках всю полноту социальной политики и является единственным ее субъектом.

     Однако, как и любой другой экономический процесс, перераспределение имеет свои минусы:

  • может повлечь за собой снижение производительности;
  • снижение стимулов к активной экономической деятельности у тех и других и общему уменьшению благосостоянию общества;
  • издержки,  связанные с реализацией перераспределительных программ, могут превысить выгоду от  их выполнения;
  • проблема искажения – в процессе борьбы с бедностью количество бедных возрастает, поскольку выгодно быть таковым и, не работая, получать пособие;
  • более состоятельные люди начинают уклоняться от уплаты доходов.

     Следовательно, выбор между равенством и неравенством доходов превращается в выбор  между социальной справедливостью  и экономической эффективностью.

     С одной стороны, рыночное распределение  несправедливо, но оно способно компенсировать данную несправедливость экономической  эффективностью производства, обеспечивающей совокупный продукт в размерах, достаточных  для поддержки уязвленных слоев населения в виде трансфертов и проведения крупных социальны программ.

     С другой, справедливое нерыночное распределение  доходов означает подрыв стимулов к  эффективной работе и завершается  отсутствием источников распределения  доходов населения.

     Таким образом, выбор той или иной модели – вопрос каждого государства в отдельности, однако в настоящее время наблюдается альтернативный процесс, объединяющий принципы социальной справедливости и экономической эффективности.  
 

     2.3Факторы, влияющие на величину доходов населения 
 

     На  величину доходов оказывает влияние  множество разнообразных факторов, зачастую имеющих разнонаправленный  характер воздействия. Выделяют:

  • социально-политические, определяющих силу действия и направленности других факторов формирования доходов;
  • демографические, рассматривающие зависимость доходов от пола, возраста, физической выносливости, интеллектуальных способностей; профессиональные, исследующие уровень образования, квалификацию и стаж работы;
  • статусные, детерминирующие размеры доходов в зависимости от места человека в обществе и должностной иерархии;
  • социально-экономические, относят род и вид деятельности, варианты занятости, вид производства, условия труда;
  • географические, в зависимости от региона и предполагает различные уровни доходов;
  • экологические, связанные с последствиями аварии на ЧАЭС и необходимостью в дополнительных средствах существования для жителей пострадавших районов.
 
 

            
 
 

     3ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ.

     КРИВАЯ  ЛОРЕНЦА, КОЭФФИЦИЕНТ  ДЖИННИ 
 

     3.1 Сущность, показатели дифференциации доходов населения 
 

     Дифференциация  дохода населения – это степень  неравномерного распределения доходов, получаемых разными группами населения  в зависимости от рода занятия, демографических  факторов, врожденных способностей людей, не последнее значение имеет работоспособность человека, его стремление добиваться высоких результатов в своей деятельности [5].

     Какие же причины дифференциации доходов? Одним из источников социальной напряженности в любой стране – это разница в уровнях благосостояния граждан, уровне их богатства, который определяется двумя факторами:

           - величиной имущества всех видов,  находящегося в собственности отдельных граждан;

           - величиной текущих доходов граждан.

     Люди  получают доходы в результате того, что создают собственный бизнес (становятся предпринимателями), либо предоставляют находящиеся в их собственности факторы производства (свой труд, землю, капитал) в пользование другим людям или фирмам. А те используют эту собственность для производства нужных людям благ. В таком механизме формирования доходов изначально заложена возможность их неравенства. Причины тому:

         - разная ценность принадлежащих людям факторов производства (капитал в форме компьютера, в принципе, способен принести больший доход, чем в форме лопаты);      

         - разная успешность использования факторов производства (например, работник в фирме, производящей дефицитный товар, может получать более высокий заработок, чем его коллега той же квалификации, работающий в фирме, товары которой продаются с трудом);

         - разный объем принадлежащих людям факторов производства (владелец двух нефтяных скважин получает при прочих равных условиях больший доход, чем владелец одной скважины).

      Также следует помнить о плюсах  и минусах неравенства доходов населения, рассмотренных в предыдущей главе.  
        
Дифференциация доходов, как правило, рассматривается по размеру среднедушевого совокупного дохода населения в целом, отдельных регионов и групп домохозяйств (проживающих в городской местности, в сельской местности, из них хозяйств пенсионеров, имеющих детей до 16 лет т.д.). Среди работающих за основу берется среднемесячная начисленная заработная плата рабочих и служащих по отраслям экономики (без работников, занятых неполные рабочий день или неделю, и учеников).  Для изучения дифференциации доходов и потребления населения проводятся перегруппировки домохозяйств:

         - по децильным группам - выделяются десять групп, в каждой группе по 10% домохозяйств;

         - по квинтильным группам - пять групп, в каждой группе по 20%населения;

         - по покупательной способности населения - по группам, кратным величине прожиточного минимума или стоимости набора из 25 (или из 31) наименований продуктов питания.

     По  каждой выделенной группе вычисляются: средний денежный доход, его состав; средний потребительский расход и его структура; средний размер потребления на душу населения продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг (в расчете на 100 домохозяйств); показатель покупательной способности денежных доходов (денежный доход, деленный на среднюю цену покупки данного товара).

     Степень социального расслоения определяется посредством расчета ряда коэффициентов.

     Коэффициент дифференциации доходов (коэффициент фондов (Кg)) – это соотношение между средними доходами 10% наиболее богатого населения (d 10) и 10% наименее обеспеченного (d 1) [5]. Чем выше коэффициент фондов, тем больше неравенства в доходах и выше степень дифференциации населения. В Республике Беларусь коэффициент фондов составляет 6,9, тогда как в соседних странах – Россия 20,3; Украина 6,9; Литва 7,9; Польша 7,8.

     Децильный коэффициент дифференциации доходов, который определяется отношением минимальных  доходов 10% самого богатого населения  к максимальным доходам 10%  самого бедного.

     Квинтильный коэффициент дифференциации доходов – определяется отношением минимальных доходов 20% самого богатого населения к максимальным доходам 20% самого бедного.

     Квартильный коэффициент дифференциации доходов - определяется отношением 25% самого богатого населения к максимальным доходам 25% самого бедного [5].

     Наиболее  распространёнными индикаторами дифференциации доходов являются коэффициент концентрации доходов (индекс Джини) и кривая Лоренца, позволяющие судить о степени удаления от состояния равенства в распределении доходов.  
 

     3.2 Построение кривой Лоренца, расчет коэффициента Джини 
 

     Неравенство доходов и богатства может  достигать огромных масштабов и  создавать угрозу для политической и экономической стабильности в  стране. Поэтому практически все  развитые страны мира постоянно осуществляют меры по сокращению такого неравенства. Но разработка этих мер возможна лишь при умении точно измерять степень дифференциации доходов и богатства, а также результаты воздействия на нее с помощью государственной политики.

     Для решения этой задачи познакомимся с методом, используемым для оценки масштабов первого из факторов возникновения неравенства – различия доходов. Этот метод назван в честь его создателя – «методом построения кривой Лоренца».

     «Кривая Лоренца» - это метод графического изображения уровня концентрации явления. Для ее построения на обе оси координат наносят процентную масштабную шкалу (от 0 до 100%). Для точек кривой абсциссами служат единицы совокупности, а ординатами – значения признака. Равномерное распределение признака будет представлено в таком случае диагональю, называемой «линией равномерного распределения», а неравномерное – «линией Лоренца», отклонение которой от диагонали и характеризует степень неравномерности.

     Эта кривая позволяет увидеть, насколько  реальное распределение доходов страны между семьями отличается от абсолютного неравенства и абсолютного неравенства. Для ее построения нужны данные о том, какая часть семей получила ту или иную долю общего дохода страны.

     «Доля семей» расположена на оси абсцисс, а «доля дохода» – на оси ординат. Теоретическая возможность абсолютного равного распределения дохода представлена биссектрисой, она указывается на то, что любой данный процент семей получает соответствующий процент дохода. Это значит, что если 20% всех семей получают 20% от всего дохода, 40% - 40%, а 60% - 60% и т.д., то соответствующие точки будут расположены на биссектрисе. 

        

Рисунок 3.2.1 – Кривая Лоренца

Примечание  – Источник: [5].

     Итак, кривая Лоренца демонстрирует фактическое  распределение дохода. Эта кривая несколько напоминает лук, где прямая линия – как бы тетива, а лежащая ниже кривая (кривая Лоренца) – это слегка согнутый корпус.

     Если  бы корпус лука был прямым, прикреплен к тетиве только с одной стороны  и свисал вертикально вниз, то это  соответствовало бы ситуации абсолютного неравенства в распределении доходов. Так выглядела бы кривая Лоренца в стране, где 1% богатейших семей получал бы 100% всех доходов. В этом случае кривая Лоренца совпадает с осями системы координат, образуя прямой угол с вершиной в точке Е на графике. Треугольник, образуемый диагональю и осями координат, характеризирует эту крайнюю степень неравенства.

     Реально общество всегда живет в области  между абсолютным равенством и абсолютным неравенством. По кривой Лоренца хорошо видно, к чему ближе фактическое распределение доходов – к абсолютному равенству или неравенству. И чем больше в данной стране неравенство семей по уровню доходов, тем сильнее изгибается корпус «лука Лоренца».

Информация о работе Доходы населения и принципы распределения в рыночной экономике