Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 11:04, курсовая работа
Цель работы: проанализировать динамику доходов и принципы распределения доходов населения Республики Беларусь и обосновать направления совершенствования данной системы.
Исходная цель обусловила необходимость постановки и решения следующих задач:
дать определение понятия «доход населения», изучить его структуру и показатели;
раскрыть принципы распределения и перераспределения доходов;
проанализировать причины современной дифференциации доходов населения;
проанализировать динамику доходов населения и определить задачи политики в переходный период, осложнившегося мировым финансовым кризисом.
Информационной базой исследований послужили труды отечественных и зарубежных ученых; материалы, предоставленные ГНУ «Научно-исслед
Введение ……………………………………………………………………………..5
1 Номинальный, располагаемый и реальный доход. Источники
доходов населения …………………………………………………………………..7
1.1 Значение и экономическая сущность доходов населения. Классификация
Доходов ………………………………………………………………………………7
1.2 Показатели доходов населения ………………………………………………...9
1.3 Источники доходов населения ………………………………………………..10
2 Распределение и перераспределение доходов. Факторы, влияющие
на доходы …………………………………………………………………………15
2.1 Экономическая сущность распределения доходов населения:
виды, принципы, неравномерность распределения и бедность ………………...15
2.2 Перераспределение доходов населения как форма государственного
Вмешательства в политику доходов населения ………………………………….22
2.3 Факторы, влияющие на величину доходов населения ......…………………..24
3 Дифференциация доходов населения. Кривая Лоренца, коэффициент
Джини ………………………………………………………………………………25
3.1 Сущность, показатели дифференциации доходов населения ………………25
3.2 Построение кривой Лоренца, расчет коэффициента Джини ………………..26
4 Динамика доходов населения в Республике Беларусь. Задачи
политики доходов в переходный период ………………………………………29
4.1 Анализ уровня и структуры доходов населения Республики Беларусь ……29
4.2 Политика доходов населения в Республике Беларусь. Направления
совершенствования ………………………………………………………………...33
Заключение …………………………………………………………………………38
Список использованных источников ……………………………………………
Для расчета конкретного уровня неравенства в распределении доходов поступают следующим образом. Площадь, образованную линиями равномерного и неравномерного распределения доходов (она на графике заштрихована), относят к площади треугольника ОАВ. Полученный результат и есть «коэффициент Джини».
Коэффициент Джини представляет собой величину отклонения фактического распределения доходов населения от линии их равномерного распределения. Величина коэффициента может варьировать от нуля до единицы или от нуля до 100%. При этом чем выше значение показателя, тем более неравномерно распределены доходы в обществе. Однако считается, что его значение, превышающее 0,4, отражает высокую степень расслоения общества.
В
современном мире наименьшая дифференциация
доходов наблюдается в
4
ДИНАМИКА ДОХОДОВ
НАСЕЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ
БЕЛАРУСЬ. ЗАДАЧИ
ПОЛИТИКИ ДОХОДОВ
В ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД
4.1 Анализ уровня и структуры доходов населения Республики
Беларусь
Содержание политики доходов населения в Республике Беларусь вытекает из социальной направленности развития государства.
Деятельность государства в социальной сфере, прежде всего, сориентирована на обеспечение роста реальных денежных доходов как основы улучшения жизни населения, предотвращение малообеспеченности, недопущение проявлений социальной несправедливости и социального напряжения в обществе.
Источниками формирования денежных доходов граждан страны являются: основные - оплата труда, пенсии, пособия, стипендии, а также – доходы от собственности, поступления от продажи сельскохозяйственной продукции, доходы от предпринимательской деятельности и др.
Удельный вес основных источников в общей сумме денежных доходов населения в 2008 году составил 75,9% (в 2007 году – 77,4%) [6]. Доходы от собственности, предпринимательской деятельности и личного подсобного хозяйства в настоящее время играют значительно меньшую роль в формировании денежных поступлений граждан. Однако, как показывает опыт других государств (прежде всего стран с рыночной экономикой), самозанятость, предпринимательская деятельность, аренда недвижимости, выгодное вложение собственных сбережений служат весомым источником доходов для многих граждан.
В данной связи в Беларуси принимаются меры по улучшению делового климата и условий предпринимательской деятельности, поддержке развития личных подсобных и фермерских хозяйств. Созданы центры поддержки предпринимательства для содействия субъектам малого предпринимательства в получении финансовых и материально-технических ресурсов, информационных и консультативных услуг, упрощена система регистрации и перерегистрации [12].
В нашей стране доходы 10% наиболее обеспеченного населения в 5,6 раза превышает доходы 10% наименее обеспеченного населения [12]. Это ниже критически допустимого уровня дифференциации доходов, используемого в мировой практике (10 раз).
Для сравнения в Германии, Австрии, Франции данный показатель составляет 5 – 7 раз, Казахстане – 7,4, Украине – 8,7, в России – 16,8 раза [6].
В 1990-е – 2000-х годов первостепенной задачей политики доходов было преодоление малообеспеченности в стране. Для ее решения государство пошло на форсированный рост основных доходов населения по сравнению с ростом производства.
Так, при росте в 2001 - 2008гг. ВВП в 1,9 раза реальные денежные доходы населения возросли в 2,7 раза, в т.ч. реальная заработная плата – в 2,9, реальный размер пенсии – в 2,7 раза [6].
Данная
тенденция позволила
В 2008г. объем денежных доходов населения составил 76,3 трлн. руб. по сравнению с 2007г. увеличился на 29,4% при росте потребительских цен на товары и услуги за этот период на 14,8%. В январе - апреле 2009г. данный объем составил 27 трлн. руб. и по сравнению с январем-апрелем 2008г. увеличился на 21,3% приросте потребительских цен на товары и услуги за этот период на 15,2%. В результате реальные денежные доходы (с учетом индекса потребительских цен) увеличились на 5,3%, реальные располагаемые денежные доходы (за вычетом налогов и взносов) – на 5,5% [6].
Динамика денежных доходов населения на период 2007 – апрель 2009гг. представлена в таблице 4.1.1.
Таблица 4.1.1 - Динамика денежных доходов населения
Объем денежных
доходов,
млрд.руб. |
Реальные денежные доходы в % к | |||
Соответствующему периоду предыдущего года | Предыдущему году | |||
2007г. | ||||
1 квартал | 12929,9 | 117,1 | 92,0 | |
2 квартал | 14313,7 | 117,2 | 109,9 | |
3 квартал | 15011,9 | 113,6 | 103,4 | |
4 квартал | 16731,3 | 111,4 | 106,6 | |
Январь-декабрь | 58986,8 | 114,7 | - | |
2008г. | ||||
1 квартал | 16435,9 | 110,7 | 91,4 | |
Январь-апрель | 22244,5 | 110,6 | - | |
2 квартал | 18704,2 | 111,9 | 111,1 | |
3 квартал | 20294,0 | 112,4 | 103,9 | |
4 квартал | 20272,6 | 115,0 | 108,9 | |
Январь-декабрь | 75706,7 | 112,7 | - | |
2009г. | ||||
1 квартал | 19878,6 | 104,8 | 92,1 | |
Апрель | 7115,1 | 106,8 | 106,4 | |
Январь-апрель | 26993,7 | 105,3 | - |
Примечание – Источник: [6].
Денежные доходы в расчете на душу населения в 2008г. составили 657,2 тыс. руб. в месяц и увеличились по сравнению с 2007г. в реальном выражении на 13%. Денежные доходы в расчете на душу населения в январе - апреле 2009г. составили 698 тыс. руб. в месяц и увеличились по сравнению с январем - апрелем 2008г. в реальном выражении на 5,5% [6].
Данные об изменении уровня среднедушевых денежных доходов населения и отношении денежных доходов к минимальному прожиточному бюджету и бюджету прожиточного минимума представлены в таблице 4.1.2.
Таблица 4.1.2 - Среднедушевой денежный доход, отношение денежных доходов к минимальному прожиточному бюджету и бюджету прожиточного минимума
Денежные доходы на душу населения, тыс.руб. в месяц | Изменение среднедушевых реальных денежных доходов в % к | Отношение среднедушевых денежных доходов в % к | |||
Соответствующему периоду предыдущего года | Предыдущему периоду | Минимальному потребительскому бюджету | Бюджету прожиточного минимума | ||
2007г. | |||||
1 кв. | 443,9 | 117,5 | 92,1 | 162,9 | 252,4 |
2кв. | 492,0 | 117,6 | 110,1 | 177,0 | 271,5 |
3кв. | 516,2 | 113,9 | 103,5 | 180,5 | 277,1 |
4кв. | 575,4 | 111,7 | 106,6 | 190,9 | 297,0 |
Янв.-дек. | 506,7 | 115,1 | - | 178,1 | 275,0 |
2008г. | |||||
1 кв. | 565,7 | 111,0 | 91,5 | 176,0 | 273,1 |
2кв. | 644,2 | 112,1 | 111,2 | 192,1 | 296,5 |
3кв. | 699,1 | 112,7 | 103,9 | 200,9 | 309,8 |
4кв. | 698,5 | 115,2 | 108,9 | 196,3 | 304,0 |
Янв.-дек. | 651,7 | 113,0 | - | 191,6 | 296,3 |
2009г. | |||||
1кв. | 685,3 | 105,0 | 92,1 | 180,7 | 279,9 |
Янв.-апр. | 698,0 | 105,5 | - | 184,2 | 285,2 |
Примечание – Источник: [6].
Основными источниками формирования денежных доходов населения являются оплата труда и трансферты населению (пенсии, пособия и стипендии), удельный вес которых в общей сумме доходов населения в 2008г. составил 75,9%, в январе – апреле 2009г. – 76,7%.
Структура денежных доходов населения представлена на диаграмме 4.1.1.
Рисунок 4.1.1 - Структура денежных доходов населения (в процентах к итогу)
Примечание – Источник: [6].
По данным диаграммы видно, что структура денежных средств населения Республики Беларусь за последние десятилетия особо не изменилась: также больший удельный вес в общей сумме денежных доходов населения занимает оплата труда, на втором месте – трансферты населению, на третьем – прочие доходы. Незначительна доля доходов от собственности в общем объеме денежных доходов населения, колеблется в пределах 1,5 – 4%.
Поскольку наибольший удельный вес в структуре денежных доходов населения занимает оплата труда, рассмотрим ее изменения поподробнее.
Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников республики в 2008г. составила 885,6 тыс.руб. (по прогнозу – 832 тыс.руб.), в том числе в декабре – 1000,2 тыс.руб., или 455 долларов США и увеличилась на 4,7% по сравнению с ноябрем 2008г., или на 45,3 тыс.руб. В январе-апреле 2009г. составила 937,3 тыс.руб., в том числе в апреле – 965,7 тыс.руб. и увеличилась по сравнению с мартом текущего года на 0,9%, или на 8,5 тыс. руб. [6].
Реальная начисленная заработная плата (заработная плата с учетом роста потребительских цен на товары и услуги) в 2008г. по сравнению с 2007г. увеличилась на 9,9%, в апреле 2009г. по сравнению с апрелем 2008г. увеличилась на 0,4%, по сравнению с мартом 2009г. – на 0,5% [6].
В отраслях бюджетной сферы среднемесячная заработная плата в 2008 г. составила 719,1 тыс. руб., в апреле 2009г. составила 765,3 тыс. руб. и увеличилась по сравнению с мартом 2009г. на 0,6%; реальная начисленная заработная плата за аналогичный период увеличилась на 0,2% [12].
По данным государственной статистики отчетности просроченная задолженности по заработной плате в Республике Беларусь на 31 января 2009г. по обследуемому перечню организаций составила 1025,5 млн. руб., или 0,1% от фонда заработной платы этих организаций, на 1 июня 2009г. – 1814,7 млн. руб., или 0,1% от фонда заработной платы по республике за апрель [6].
Второй, немаловажный элемент в структуре денежных доходов населения – социальный трансферт, а именно пенсия.
В январе 2009г. средний размер пенсии, назначенный органами по труду, занятости и социальной защите, составил 389,4 тыс. руб. (128% от величины среднедушевого минимального потребительского бюджета семьи пенсионеров). Однако, в мае данный показатель повысился до 391 тыс. руб. Средний размер пенсии по возрасту в мае 2009г. составил 409,3 тыс. руб., по инвалидности – 361,4 тыс. руб., по случаю потери кормильца – 244,4 тыс. руб., социальная пенсия – 182 тыс. руб. Аналогичные показатели на январь 2009г. составляли 408,3 тыс. руб., 359 тыс. руб., 242,2 тыс. руб., 169,3 тыс. руб., что несколько ниже майского уровня [6].
Реальный размер пенсии (скорректированной на ИПЦ) в январе 2009г. по сравнению с январем 2008г. увеличился на 3,1%, по сравнению с декабрем 2008г. уменьшился на 3,9%, в мае 2009г. по сравнению с маем 2008г. уменьшился на 1,4%, по сравнению с апрелем 2009г. – на 0,2%, т.е. наблюдается тенденция к снижению, что в первую очередь связано со сложившейся ситуацией на рынке и ростом цен на товары и платные услуги [6].
Также следует отметить еще одну отрицательную тенденцию. Так, в 1 квартале 2009г. на покупку товаров и оплату услуг население потратило 76,2% от общей суммы денежных доходов, что само по себе можно охарактеризовать как изъян проводимой государством политики доходов. А с другой стороны, данная тенденция по сравнению с 2008г. только усугубилась. Так, за 1 квартал 2009г. в расчете на душу населения расходы на покупку товаров составили 402,1 тыс. руб. в месяц, на оплату услуг – 117,2 тыс. руб. За аналогичный период 2008г. среднедушевые расходы населения на покупку товаров составляли 364,2 тыс. руб. в месяц, на оплату услуг – 95,3 тыс. руб. [6].
Следовательно, расходы на покупку товаров возросли за 1 квартал 2009г. на 37,9 тыс. руб. в месяц, на оплату услуг – на 21,9 тыс. руб. В то время как на покупку товаров и платных услуг население должно тратить не более 50% общей суммы денежных доходов.
Таким образом, анализ уровня и структуры доходов населения Республики Беларусь выявил как положительные, так и отрицательные стороны проводимой политики доходов населения.
Учитывая
последствия мирового финансового кризиса,
оказывающего влияние на социально-экономическое
развитие страны, необходимо обеспечить
сохранение достигнутого уровня доходов
населения и, исходя из возможностей государства,
оптимизировать данную систему.
Информация о работе Доходы населения и принципы распределения в рыночной экономике