Доходы населения и принципы распределения в рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 11:04, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: проанализировать динамику доходов и принципы распределения доходов населения Республики Беларусь и обосновать направления совершенствования данной системы.
Исходная цель обусловила необходимость постановки и решения следующих задач:
дать определение понятия «доход населения», изучить его структуру и показатели;
раскрыть принципы распределения и перераспределения доходов;
проанализировать причины современной дифференциации доходов населения;
проанализировать динамику доходов населения и определить задачи политики в переходный период, осложнившегося мировым финансовым кризисом.
Информационной базой исследований послужили труды отечественных и зарубежных ученых; материалы, предоставленные ГНУ «Научно-исслед

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………..5
1 Номинальный, располагаемый и реальный доход. Источники
доходов населения …………………………………………………………………..7
1.1 Значение и экономическая сущность доходов населения. Классификация
Доходов ………………………………………………………………………………7
1.2 Показатели доходов населения ………………………………………………...9
1.3 Источники доходов населения ………………………………………………..10
2 Распределение и перераспределение доходов. Факторы, влияющие
на доходы …………………………………………………………………………15
2.1 Экономическая сущность распределения доходов населения:
виды, принципы, неравномерность распределения и бедность ………………...15
2.2 Перераспределение доходов населения как форма государственного
Вмешательства в политику доходов населения ………………………………….22
2.3 Факторы, влияющие на величину доходов населения ......…………………..24
3 Дифференциация доходов населения. Кривая Лоренца, коэффициент
Джини ………………………………………………………………………………25
3.1 Сущность, показатели дифференциации доходов населения ………………25
3.2 Построение кривой Лоренца, расчет коэффициента Джини ………………..26
4 Динамика доходов населения в Республике Беларусь. Задачи
политики доходов в переходный период ………………………………………29
4.1 Анализ уровня и структуры доходов населения Республики Беларусь ……29
4.2 Политика доходов населения в Республике Беларусь. Направления
совершенствования ………………………………………………………………...33
Заключение …………………………………………………………………………38
Список использованных источников ……………………………………………

Работа содержит 1 файл

готовая курсовая работа.doc

— 575.00 Кб (Скачать)

     Согласно  марксизму, прибавочная стоимость  является результатом функционирования частной собственности на средства производства. Величина зарплаты зависит  от характеристик трудового процесса (продолжительности функционирования труда, интенсивности, производительности и сложности труда), по отношению к которым соотношение спроса и предложения на рабочую силу занимает подчиненное положение.

     Маржинализм - следующее направление экономической  школы возник в 70-х годах XIX в. Его  представителями были У. Джевонс, К. Менгер, Ф. Визер, Е. Бем-Баверг, Дж.Б. Кларк, В. Парето. Они рассматривали экономику в статике, анализировали не макро-, а микроэкономику, применили «закон убывающей предельной полезности» к анализу широкого круга экономических проблем.

     Представители маржинализма обосновали принцип максимизации: если определенное количество ресурсов или продукта распределяется между  несколькими конкурирующими способами  применения, то среди возможных распределений, по их мнению, существует некоторое «эффективное», когда каждая единица делимого распределена так, что выгода перемещения ее к одному из способов будет в точности равна потерям из-за отвлечения ее от другого способа. Более того, как они утверждали, в каждом случае проблема распределения имеет максимизирующее решение тогда, когда передача единицы делимой величины одному единственному способу употребления подвержена закону убывающей отдачи. В теории домашнего хозяйства оптимальное состояние достигается, когда потребитель распределяет данный доход так, чтобы уравнялись предельные полезности каждой денежной единицы или покупки. Лицо максимизирует свою полезность, когда распределяет имеющиеся у него денежные средства между различными благами.

     Теория  предельной полезности теоретически обосновала необходимость передачи части доходов от высокообеспеченных слоев населения к бедным, малообеспеченным. Для маржиналистов - доходы общества - это масса полезностей для всех индивидуумов, а их распределение должно быть всегда количественно просчитано и равно максимальной величине благосостояния.

     У маржиналистов предприниматель  не получает никакого дохода, и его  прибыль равна нулю. То, что ранние экономисты классической школы называли «прибылью», или то, что марксизм именует «прибавочной стоимостью», в маржинализме получает название «процента».

     Процент возникает как доход от капитала, и его источником является отказ  от текущего дохода в пользу будущего дохода. Теория предельной производительности рассматривала процесс распределения  доходов как нормативный принцип соблюдения справедливости, согласно ей, рыночный механизм обеспечивает производственному фактору доход, который отвечает требованиям не только «эффективности», но и «справедливости».

     Разграничение между ними показало направление, которое  изучало объективную полезность, одним из ярких представителей был В. Парето. Он определил критерий эффективного распределения: ресурсы можно считать эффективно, а значит, оптимально распределенными при заданном уровне возможностей, когда ни один участник рынка не сможет улучшить своего положения, не ухудшив тем самым положения других. Такое распределение называется эффективным по Парето, или Парето-оптимальным распределением. Отсюда следует, что необходимо устранить такие расходы, которые сопровождаются улучшением благосостояния одних за счет других. Эффективное распределение доходов по Парето может быть социально неоптимальным. Справедливым можно назвать распределение доходов, являющимся равноправным и эффективным по Парето. Поэтому справедливое социальное распределение доходов, т.е. получение нетрудоспособной частью населения дохода без соответствующих факторных затрат, требует вмешательства государства.

     Современная экономическая теория рассматривает формирование доходов в соответствии с функционирующими факторами производства: труд, земля, капитал, предпринимательство. Труд как фактор производства приносит его владельцу доход в виде заработной платы, земля в виде ренты, капитал в виде процента, а предпринимательская деятельность в форме прибыли.

     При функциональном распределении дохода определяющим является аспект вознаграждения за пользование факторами производства, представленными следующими видами:

     - зарплата наемных работников;

     - прибыль крупных предпринимателей и предприятий;

     - рента земельных собственников  и домовладельцев;

     - доходы мелких собственников  (комбинация зарплаты, прибыли, ренты,  процента и дивидендов).

     Таким образом, совокупные доходы распределяются в соответствии с функцией, выполняемой получателем дохода. Функциональное распределение формирует первичные доходы населения. В переходной экономике, как показывает практика развитых стран, основная часть общего дохода приходится на заработную плату.

     Первичное распределение:  валовой доход  индивидуальных домашних хозяйств (доход  от работы по найму, от собственности) + доход по перечислениям (например, на содержание детей) > Совокупный валовой доход.

     Иной  выглядит характеристика совокупного  дохода, когда речь идет о фактическом  распределении доходов по отдельным  группам населения. Оно уже не зависит от источников поступления доходов, объединяя, например прибыль предпринимателя и пособие по безработице. Поскольку фактический размер дохода устанавливает объективную имущественную иерархию социальных групп, то в этом случае принято говорить о «вертикальном» (или личном, индивидуальном) распределении доходов населения.

     Вторичное распределение:  прямые налоги (например, подоходный), взносы на социальное страхование, вносимые предпринимателями > Располагаемый доход (личное потребление и сбережение).

     Между «функциональной» и «вертикальной» характеристиками совокупного дохода имеется существенное отличие. Функциональное распределение сводит совокупный доход к доходам только собственников факторов производства, вертикальное же распределение есть результат перераспределительного вмешательства государства в сферу доходов, благодаря чему доходами располагаются даже такие группы (например, нетрудоспособные или безработные), которые не могли бы их иметь, если бы общество удовлетворялось только функциональным распределением.

          В разных странах и в разные периоды действуют различные системы основных принципа распределения:

          1. Уравнительное распределение имеет место, когда все члены общества (или его определённая часть) получают равные доходы или блага. Такой принцип характерен для первобытных социумов, а также для стран с режимом, который Маркс и Энгельс определили как «казарменный коммунизм». В литературе можно встретить и другое, книжное название этого принципа – эгалитарное распределение. Поскольку люди по своим способностям и энергии различаются, то уравниловка вознаграждении их труда неизбежно порождает ситуацию, когда «один сажает виноградник, а другой ест его плоды».

         2. Рыночное распределение предполагает, что каждый из владельцев того или иного фактора производства (рабочей силы, предпринимательских способностей, земли, капитала) получает разный доход - в соответствии с хозяйственной полезностью продуктивностью своего фактора. Так, по отношению к обладателям рабочей силы (то есть наёмным работникам) действует известный принцип распределения по труду. Он означает, что размер доходов каждого трудящегося зависит от конкретной рыночной оценки значимости данного вида труда, а также от его конечных результатов (сколько, чего, как и какого качества произведено).

         3. Распределение по накопленному имуществу проявляется в получении дополнительных доходов теми, кто накапливает и передаёт по наследству какую-либо собственность (землю, предприятия, дома, ценные бумаги и другое имущество).

        4. Привилегированное распределение особенно характерно для стран с неразвитой демократией и граждански пассивным обществом. Там правители самоуправно перераспределяют общественные блага в свою пользу, устраивая для себя повышенные оклады и пенсии, улучшенные условия жизни, труда, лечения, отдыха и другие льготы.

     Однако какая бы система распределения ни была, в любом современном обществе неизбежно неравенство доходов людей и это характерно для всех стран мира. Данное явление известно как закон Парето (между уровнем дохода и числом их получателей существует обратная зависимость). С проблемой неравномерного распределения доходов связана проблема бедности.

     Согласно  концепции  ООН, она определяется как состояние длительного вынужденного отсутствия необходимых ресурсов для обеспечения удовлетворительного образа жизни. Сегодня в это понятие включается не только недостаток денег, но и ограничение возможностей человека, которое вызвано отсутствием высокооплачиваемой работы, комфортабельного жилья, доступа к качественному образованию и здравоохранению.  Бедность имеет различные формы.

     В зависимости от основания для  сравнения выделяют абсолютную и  относительную бедность. Критерием  первой служит минимальный набор  жизненных средств, в соотношении  с которым к бедным относят  тех, кто испытывает недостаток элементарных средств к существованию. При определении относительной бедности показатели благосостояния соотносятся со средним уровнем материальной обеспеченности, преобладающим в той или иной стране. Объективная бедность – состояние, оцененное по принятым в данной стране критериям дохода и степени доступности материальных и духовных благ или на основании рекомендаций экспертов. Субъективная бедность определяется на основе самооценки: человек является бедным, если считает себя таковым.

     Основным инструментом численности бедных в стране является черта, или граница, бедности - минимально допустимый критический уровень жизни, который правительства стран должны гарантировать своим гражданам. Данный показатель зависит и от экономических показателей страны: состояния экономики, среднего уровня жизни населения, его менталитета. То, что является бедностью в одной стране, не является таковой в другой стране. Вследствие этого черта бедности в мире неодинакова: в развитых государствах она выше, чем в развивающихся.

     В Беларуси в качестве границы бедности выступает бюджет прожиточного минимума, который наряду с минимальным потребительским бюджетом используется также для количественной оценки бедности.

     Прожиточный минимум – это минимальный  набор материальных благ и услуг, необходимых для обеспечения жизнедеятельности человека и сохранения его здоровья. Он ориентирован на физиологический уровень потребления, что находит отражение в ограниченном количестве товаров и услуг в каждой товарной группе.

     Бюджет  прожиточного минимума – стоимостная величина прожиточного минимума плюс обязательные платежи и взносы. Минимальный потребительский бюджет представляет собой расходы на приобретение набора потребительских товаров и услуг для удовлетворения основных физиологических и социально-культурных потребностей человека. Основой минимальных потребительских бюджетов является система потребительских корзин. Потребительская корзина – это научно обоснованный сбалансированный набор товаров и услуг, удовлетворяющих конкретные функциональные потребности человека в определенные отрезки времени, исходя из конкретных условий, сложившихся в стране. Он включает блага и услуги, представляющие все потребительские комплексы, необходимые для нормальной жизнедеятельности человека. Минимальный потребительский бюджет пересматривается по мере необходимости с учетом роста потребительских цен, но не реже одного раза в квартал, при этом используются средние цены последнего месяца каждого квартала.

     Вопрос  борьбы с бедностью связан с проблемой  перераспределения доходов и обеспечения социальной справедливости. Чем больше неравенство в обществе, тем ниже уровень его экономического благосостояния. Для его повышения необходимо перераспределение доходов в пользу малообеспеченных слоев населения.  
 
 
 
 
 

     2.2 Перераспределение доходов населения как форма

     государственного вмешательства в политику доходов населения 
 

     Само  устройство рыночной экономики делает неизбежным вмешательство государства  в сферу доходов с целью  их перераспределения, благодаря чему правительство получает средства, необходимые для удовлетворения общих потребностей (оборона, экология, развитие социальной инфраструктуры и т.п.), материальной поддержки временно незанятых в производстве, нетрудоспособных (престарелых и молодежи), а также малообеспеченных слоев населения. Кроме того, общество ответственно за уровень доходов работников, занятых в бюджетных отраслях, чьи доходы носят фиксированный характер.

     Перераспределение доходов правительством осуществляется прямым и косвенным способами, включающими:

  • «трансфертные платежи», т.е. пособия, выплачиваемые малообеспеченным группам, иждивенцам, престарелым и безработным;
  • «регулирование цен» на социально важную продукцию;
  • «индексацию» фиксированных доходов и трансфертных платежей при определенном законном проценте инфляции;
  • «прогрессивное налогообложение», при котором налоговая ставка увеличивается по мере роста размеров номинального дохода.

Информация о работе Доходы населения и принципы распределения в рыночной экономике