Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 13:49, курсовая работа
Центральное место в системе государственных финансов занимает
государственный бюджет – имеющий силу закона финансовый план государства на
текущий финансовый год. Бюджетный кодекс Российской Федерации определяет
бюджет как «форму образования и расходования фонда денежных средств,
предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и
местного самоуправления»
е.. 3
2. Доходы государственного бюджета. 9
3. Расходы государственного бюджета. 12
4. Бюджетный дефицит. 22
5. Анализ состояния федерального бюджета РФ в текущем году. 32
6. Федеральный бюджет 2005г. 37
7. Заключение. 39
Список литературы. 40
распорядителями бюджетных средств. Бюджет определяет только размеры
бюджетных расходов по статьям затрат, а непосредственные расходы
осуществляют бюджетополучатели. Кроме того, за счет бюджета происходит
перераспределение бюджетных средств по уровням бюджетной системы через
дотации, субвенции, субсидии и бюджетные ссуды. Расходы бюджета носят в
основном безвозвратный характер. На возвратной основе могут предоставляться
только бюджетные кредиты и ссуды. Основные статьи расходов бюджета РФ:
управление, оборона, поддерживание правопорядка, социальное обеспечение,
здравоохранение, культура, образование, а также обслуживание внешнего
государственного долга.
Организация государственных
1.
Принцип целевого
Целевой характер использования расходов предполагает использование
ассигнаций по утвержденным направлениям. Если получатель бюджетных средств
не выполняет условий, определенных законом (решением) о бюджете, министр
финансов Российской Федерации, руководитель соответствующего органа
исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного
самоуправления на любом этапе исполнения бюджета обязан осуществить
блокировку расходов, связанных с выполнением определенных условий, впредь
до выполнения указанных условий в соответствии с порядком, установленным
Кодексом.
Нецелевое использование
уже использованных средств.
2. Соблюдение режима экономии;
Одной из важнейших задач
максимального
эффекта при минимальных
эффективности использования средств. Эффективность и экономность
использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении
бюджетов органы власти и получатели бюджетных средств должны исходить из
необходимости достижения заданных результатов с использованием
определенного бюджетом объема средств. В случае необходимости
дополнительного финансирования бюджетополучатель должен ориентироваться на
собственные средства или искать дополнительные источники финансирования.
3.
Безвозвратность
Экономическая сущность
расходов. Каждый вид расходов обладает качественной и количественной
характеристикой. При этом качественная характеристика, отражая
экономическую природу явления, позволяет установить назначение бюджетных
расходов, количественная – их величину. Структура бюджетных расходов
ежегодно
устанавливается
экономической ситуации и общественных приоритетах. Многообразие конкретных
видов бюджетных расходов обусловлено целым рядом факторов: природой и
функциями государства, уровнем социально-экономического развития страны,
разветвленностью связей бюджета с народным хозяйством, административно-
территориальным устройством государства, формами предоставления бюджетных
средств и т.п.
Сочетание этих факторов
любого государства на определенном этапе социально-экономического развития.
Для выяснения роли и значения бюджетных расходов в экономической жизни
общества их классифицируют по определенным признакам. В теории и практике
финансов
существуют несколько признаков
классификации расходов бюджета.
Для уяснения роли и значения
многообразных бюджетных
классифицируют по определенным признакам:
1. По роли в общественном
2. Общественному назначению;
3. Отраслям производства;
4. Целевому назначению.
По роли в общественном
производстве расходы бюджета
делят на:
. Расходы на содержание и
(расходы на расширенное воспроизводство и реконструкцию,
новые технологии и т.п.);
. Расходы на содержание и дальнейшее развитие
непроизводственной сферы (
расходы на управление, военные расходы, расходы на пенсии
и пособия и т.п.);
. Расходы на создание государственных резервов (затраты на
формирование и обслуживание страховых и резервных фондов).
С помощью этих расходов
распределением денежных средств между материальным производством и
непроизводственной сферой в соответствии с экономическими и социальными
потребностями общества, и, кроме того, государство как субъект экономики
при помощи данного инструмента может воздействовать на стоимостную
структуру общественного производства, достигать прогрессивных сдвигов в
народнохозяйственных пропорциях, стимулировать развитие принципиально новых
отраслей экономики, влиять на ускорение научно-технического прогресса.
Таким образом, бюджетные расходы, в силу своего перераспределительного
характера, способны играть важную роль в государственном регулировании
экономики
и социальных процессов.
В соответствии с общественным назначением (экономическая группировка
бюджетных расходов по экономическому назначению отражает выполняемые
государством функции – экономическую, социальную, оборонную и т.п.) все
расходы федерального бюджета подразделяются на четыре большие группы:
. Расходы на народное хозяйство и поддержку экономики;
. Расходы на социально-
. Военные расходы;
. Расходы на управление.
Структура бюджетных расходов по данным группам в течение многих лет
была в нашей стране относительно стабильной, демонстрируя давно
установившиеся приоритеты в распределении средств бюджета. Основная масса
ресурсов (около половины всех бюджетных средств) направлялась на народное
хозяйство и поддержку экономики, что обеспечивало выполнение экономической
функции государства; и только около трети бюджетных средств расходовалось
на социально-культурные
мероприятия.
Основой отраслевой
общепринятое деление экономики на отрасли и виды деятельности:
. В производственной сфере подразделяются по отраслям народного
хозяйства: на развитие промышленности, сельского хозяйства,
транспорта, связи и др.;
. В непроизводственной по
на образование, культуру, здравоохранение, социальное обеспечение,
государственное управление и т.п.
Такое деление
воспроизводстве) помогает выявлять пропорции в распределении бюджетных
средств, но уже по отраслям. Изменяя эти пропорции, государство может
добиваться нужных сдвигов в отраслевой структуре общественного
производства.
Классификация расходов по целевому назначению (экономическому
содержанию) является необходимой базой для осуществления финансового
контроля за использованием бюджетных средств. В федеральном бюджете
сохраняется пока целевое назначение выделяемых ассигнований, отражающее
конкретные виды затрат, финансируемых государством. Так, в составе расходов
на народное хозяйство принято выделять: затраты на капитальные вложения,
дотации, операционные расходы и др. По учреждениям и организациям
непроизводственной сферы – затраты на заработную плату, стипендии,
медикаменты,
питание, текущий и капитальный
ремонт и т.д.
Одновременно с экономической классификацией расходов бюджета
используются и другие группировки, в том числе и организационная, в основе
которой
лежит распределение
управления. Группировка расходов по целевым программам указывает на
конкретных получателей бюджетных средств, ответственных за эффективное
использование выделяемых бюджетных ресурсов. Также в экономической
литературе можно встретить классификацию государственных расходов по
источникам на бюджетные ассигнования, расходы за счет резервных и страховых
фондов, кредитные источники финансирования (в государственном секторе
экономики
может быть использован и такой
источник, как самофинансирование).
Перечисленные группы расходов определены по предметному признаку. Но,
Информация о работе Доходы и расходы государственного бюджета РФ