Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 21:41, курсовая работа
В Республике Беларусь, как ни в какой иной стране, активно использу
ются инструменты государственного ценового регулирования. Одной из важ-
нейших целей ценовой политики выступает обеспечение доступных для на-
селения цен на потребительские товары и услуги в соответствии с уровнем
получаемых гражданами доходов. Правительством республики постоянно
озвучивается мысль о том, что уровень жизни населения Беларуси защищен
государством путем недопущения роста цен без соответствующего роста
оплаты труда и иных денежных доходов.
ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1.1 Понятие социальной политики и доходов. . . . . . . . . . . . .
1.2 Дифференциация доходов населения. . . . . . . . . . . . . . . . .
ГЛАВА 2. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2.1 Дифференциация доходов населения в Республике Беларусь. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2.2 Кривая Лоренца и её анализ по доходам Республики Беларусь. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2.3 Заработная плата как важнейшая часть доходов. . . . . . . . . .
2.4 Неравенство доходов населения, его причины.
Коэффициенты дифференциации доходов населения. . . . . . . . .
ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
более низкого уровня оплаты на сельскохозяйственных предприятиях, а так-
же вследствие высокой доли теневых доходов населения, не регистрирую-
щего свою трудовую деятельность.
Негибкость потребительских
нием инструментов административного регулирования проводимой государ-
ственной ценовой политики. Под прямое регулирование подпадают жилищ-
но-коммунальные услуги; произведенные в Беларуси лекарственные сред-
ства; услуги здравоохранения; алкогольная продукция; табачные изделия;
услуги электрической и
пользования. В республике устанавливаются предельные отпускные цены на
социально значимые товары по перечню, определяемому Советом Министров Республики Беларусь. В настоящее время к ним относятся мука, хлебобулочные изделия, молочная продукция, продукты для детского питания, сахар, мясо (говядина, свинина), плодоовощная продукция, оказываемые населению бытовые услуги.
Дополнительно к этим инструментам государственные органы опреде-
ляют порядок формирования цен, предельные уровни рентабельности, пре-
дельные индексы повышения цен, предельный уровень оптовых и розничных
надбавок. Для сельскохозяйственных
организаций устанавливают
ные цены на сельскохозяйственную продукцию. В ведении облисполкомов и
Минского горисполкома находится установление местных налогов, что яв-
ляется фактором, повышающим ценовой уровень в ряде регионов.
Проводимая в республике ценовая политика дополняется мерами
внешней и внутренней торговой политики, регулирования деятельности
предпринимателей, которые определяют систему лицензий, квот, согла-
сований, сложного таможенного оформления при осуществлении импор-
та товаров; практику использования контрольных (идентификационных)
знаков и акцизных марок; обязательные ассортиментные перечни для тор-
говых организаций с привязкой к отечественному производителю одеж-
ды, тканей и обуви; ограничения на торговлю определенными товарами на
городских открытых рынках и в киосках; сложные и дорогостоящие про-
цедуры регистрации бизнеса.
В результате в Республике Беларусь сформировался низкий и негибкий
уровень цен и тарифов по сравнению с соседними странами на жилищно-коммунальные услуги, услуги здравоохранения и гигиенического характера, часть услуг общественного транспорта, ряд продуктов питания (хлеб, молочная продукция) и непродовольственных товаров (одежда, обувь, мебель, стройматериалы, моющие средства, телерадиотовары, бытовые электроприборы).
Административное
вых и цен соседних государств,
что ведет к системе
нансовых средств в масштабах всей экономики для покрытия себестоимос-
ти предоставляемых населению дешевых товаров и услуг. Применяются ме-
тоды перекрестного
дотирования цен и тарифов из государственного бюджета; установления спе-
циальных налогов и высоких сборов (арендная плата и др.) с организаций и
предпринимателей. Это сдерживает развитие экономики, так как увеличивает
издержки предприятий. Отдельно необходимо указать на напряженность в отношениях между Беларусью и соседними странами по вопросам доступа импортных товаров на внутренний рынок республики.
Для населения сложившаяся система, с одной стороны, приводит к обес-
печению низкой стоимости основных
потребительских товаров и
поддержанию покупательной способности доходов основной части населе-
ния на сравнительно высоком уровне.
С другой стороны, эта система страдает рядом недостатков, к которым
следует отнести:
• неэффективность оказываемой таким способом социальной помощи,
которую получает все население, а не только нуждающиеся в ней;
• более высокий, несмотря на государственное регулирование, ценовой
уровень на базовые товары (хлеб, мука, крупа и бобовые, сметана, расти-
тельное масло, животный жир, яйца, консервированные овощи, фруктовые
детские консервы, конфеты) в населенных пунктах меньшей величины, где
проживает население с низким уровнем доходов;
• ограничение выбора потребителем товаров и услуг, при котором в тор-
говой сети доминируют отечественные товары, а импортные необходимо
приобретать на городских рынках. Напряженность в отношениях между предпринимателями и органам госуправления из-за высокого уровня налогообложения и других обязательных сборов;
• уход большого количества населения в теневой сектор путем отказа
от регистрации своей
• перекладывание финансовой нагрузки на будущие поколения из-за по-
степенного накапливания износа инфраструктуры, необходимость решать эту
проблему в будущем.
Сложившаяся практика, несмотря на кажущуюся разноплановость от-
дельных вопросов, является взаимосвязанной системой. Упрощение одного
из элементов ведет к
ты для предпринимателей, которая
является источником покрытия затрат
предоставляемых населению
Соответственно данная система может быть изменена лишь в комплек-
се, путем проведения масштабных социально-экономических реформ, по-
скольку дешевые потребительские товары и услуги для населения имеют
свою цену для экономики, перспектив ее развития.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.
Азрилияна А.Н. Большой
2.
Головачев А.С., Головачева И.В.
Академия управления при
3. Деловые новости и блоги //www. slon. ru
4. Камаев В. Д. 2004. Экономическая теория: учебник. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС,– 592с.
5.
Минский областной
6.
Национальный статистический
7.
Никифоров .А., Лубков.А. Экономист
//Основные направления
8.
Новикова И.В. и Ясинский Ю.М.
Академия управления при
9. Суворов
А. В.Структура денежных
Информация о работе Дифференциация доходов населения в республике Беларусь