Дифференциация доходов населения в республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 21:41, курсовая работа

Описание работы

В Республике Беларусь, как ни в какой иной стране, активно использу
ются инструменты государственного ценового регулирования. Одной из важ-
нейших целей ценовой политики выступает обеспечение доступных для на-
селения цен на потребительские товары и услуги в соответствии с уровнем
получаемых гражданами доходов. Правительством республики постоянно
озвучивается мысль о том, что уровень жизни населения Беларуси защищен
государством путем недопущения роста цен без соответствующего роста
оплаты труда и иных денежных доходов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1.1 Понятие социальной политики и доходов. . . . . . . . . . . . .
1.2 Дифференциация доходов населения. . . . . . . . . . . . . . . . .


ГЛАВА 2. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2.1 Дифференциация доходов населения в Республике Беларусь. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2.2 Кривая Лоренца и её анализ по доходам Республики Беларусь. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2.3 Заработная плата как важнейшая часть доходов. . . . . . . . . .
2.4 Неравенство доходов населения, его причины.
Коэффициенты дифференциации доходов населения. . . . . . . . .


ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Работа содержит 1 файл

Курсовая готовая.docx

— 61.12 Кб (Скачать)

более низкого уровня оплаты на сельскохозяйственных предприятиях, а так-

же вследствие высокой доли теневых  доходов населения, не регистрирую-

щего свою трудовую деятельность.

Негибкость потребительских цен  в Беларуси объясняется доминирова-

нием инструментов административного  регулирования проводимой государ-

ственной ценовой политики. Под  прямое регулирование подпадают  жилищ-

но-коммунальные услуги; произведенные  в Беларуси лекарственные сред-

ства; услуги здравоохранения; алкогольная  продукция; табачные изделия;

услуги электрической и почтовой связи; пассажирский транспорт общего110

пользования. В республике устанавливаются  предельные отпускные цены на

социально значимые товары по перечню, определяемому Советом Министров Республики Беларусь. В настоящее время к ним относятся мука, хлебобулочные изделия, молочная продукция, продукты для детского питания, сахар, мясо (говядина, свинина), плодоовощная продукция, оказываемые населению бытовые услуги.

Дополнительно к этим инструментам государственные органы опреде-

ляют порядок формирования цен, предельные уровни рентабельности, пре-

дельные индексы повышения цен, предельный уровень оптовых и  розничных

надбавок. Для сельскохозяйственных организаций устанавливают закупоч-

ные цены на сельскохозяйственную продукцию. В ведении облисполкомов и

Минского горисполкома находится  установление местных налогов, что  яв-

ляется фактором, повышающим ценовой  уровень в ряде регионов.

Проводимая в республике ценовая  политика дополняется мерами

внешней и внутренней торговой политики, регулирования деятельности

предпринимателей, которые определяют систему лицензий, квот, согла-

сований, сложного таможенного оформления при осуществлении импор-

та товаров; практику использования  контрольных (идентификационных)

знаков и акцизных марок; обязательные ассортиментные перечни для тор-

говых организаций с привязкой  к отечественному производителю  одеж-

ды, тканей и обуви; ограничения  на торговлю определенными товарами на

городских открытых рынках и в киосках; сложные и дорогостоящие про-

цедуры регистрации бизнеса.

В результате в Республике Беларусь сформировался низкий и негибкий

уровень цен и тарифов по сравнению  с соседними странами на жилищно-коммунальные услуги, услуги здравоохранения и  гигиенического характера, часть услуг общественного транспорта, ряд продуктов питания (хлеб, молочная продукция) и непродовольственных товаров (одежда, обувь, мебель, стройматериалы, моющие средства, телерадиотовары, бытовые электроприборы).

Административное регулирование  отрывает внутренние цены от миро-

вых и цен соседних государств, что ведет к системе перераспределения  фи-

нансовых средств в масштабах  всей экономики для покрытия себестоимос-

ти предоставляемых населению  дешевых товаров и услуг. Применяются  ме-

тоды перекрестного субсидирования тарифов для разных групп потребителей;

дотирования цен и тарифов из государственного бюджета; установления спе-

циальных налогов и высоких  сборов (арендная плата и др.) с  организаций и

предпринимателей. Это сдерживает развитие экономики, так как увеличивает

издержки предприятий. Отдельно необходимо указать на напряженность в отношениях между Беларусью и соседними  странами по вопросам доступа импортных  товаров на внутренний рынок республики.

Для населения сложившаяся система, с одной стороны, приводит к обес-

печению низкой стоимости основных потребительских товаров и услуг, к

поддержанию покупательной способности  доходов основной части населе-

ния на сравнительно высоком уровне.

С другой стороны, эта система страдает рядом недостатков, к которым

следует отнести:

• неэффективность оказываемой  таким способом социальной помощи,

которую получает все население, а  не только нуждающиеся в ней;

• более высокий, несмотря на государственное  регулирование, ценовой

уровень на базовые товары (хлеб, мука, крупа и бобовые, сметана, расти-

тельное масло, животный жир, яйца, консервированные овощи, фруктовые

детские консервы, конфеты) в населенных пунктах меньшей величины, где

проживает население с низким уровнем  доходов;

• ограничение выбора потребителем товаров и услуг, при котором  в тор-

говой сети доминируют отечественные  товары, а импортные необходимо

приобретать на городских рынках. Напряженность в отношениях между  предпринимателями и органам  госуправления из-за высокого уровня налогообложения и других обязательных сборов;

• уход большого количества населения  в теневой сектор путем отказа

от регистрации своей деятельности;

• перекладывание финансовой нагрузки на будущие поколения из-за по-

степенного накапливания износа инфраструктуры, необходимость решать эту

проблему в будущем.

Сложившаяся практика, несмотря на кажущуюся  разноплановость от-

дельных вопросов, является взаимосвязанной  системой. Упрощение одного

из элементов ведет к пересмотру других. Например, снижение арендной пла-

ты для предпринимателей, которая  является источником покрытия затрат предоставляемых населению жилищно-коммунальных услуг, ведет к необходимости  изыскания иных источников, усложнению других элементов системы.

Соответственно данная система  может быть изменена лишь в комплек-

се, путем проведения масштабных социально-экономических  реформ, по-

скольку дешевые потребительские  товары и услуги для населения  имеют

свою цену для экономики, перспектив ее развития.

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1.     Азрилияна А.Н. Большой экономический  словарь 5-е изд., доп. и перераб.: М., 2002

2.     Головачев А.С., Головачева И.В.  Академия управления при Президенте  Республики Беларусь: Учебное пособие  по макроэкономике /– 2-е стер. изд. – Мн.:, 2005. – 256 с.

3.     Деловые новости и блоги //www. slon. ru

4.     Камаев В. Д. 2004. Экономическая  теория: учебник. – М.: Гуманитар.  изд. центр ВЛАДОС,– 592с.

5.     Минский областной исполнительный  комитет //  www.minsk-region.gov.by/index.aspx

6.     Национальный статистический комитет  Республики Беларусь //  belstat.gov.by

7.     Никифоров .А., Лубков.А. Экономист  //Основные направления реформирования  заработной платы.//экономический  журнал. 1999. № 4 . с.38 – 45.

8.     Новикова И.В. и Ясинский Ю.М.  Академия управления при Президенте  Республики Беларусь :Учебное пособие  по макроэкономике  Мн.:, 2006. –  343с. 

9. Суворов  А. В.Структура денежных доходов  и расходов населения в современной  экономике.// Проблемы прогнозирования. //экономический журнал.2004. №5.с.63-75

 


Информация о работе Дифференциация доходов населения в республике Беларусь