Дифференциация доходов населения в республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 21:41, курсовая работа

Описание работы

В Республике Беларусь, как ни в какой иной стране, активно использу
ются инструменты государственного ценового регулирования. Одной из важ-
нейших целей ценовой политики выступает обеспечение доступных для на-
селения цен на потребительские товары и услуги в соответствии с уровнем
получаемых гражданами доходов. Правительством республики постоянно
озвучивается мысль о том, что уровень жизни населения Беларуси защищен
государством путем недопущения роста цен без соответствующего роста
оплаты труда и иных денежных доходов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1.1 Понятие социальной политики и доходов. . . . . . . . . . . . .
1.2 Дифференциация доходов населения. . . . . . . . . . . . . . . . .


ГЛАВА 2. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2.1 Дифференциация доходов населения в Республике Беларусь. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2.2 Кривая Лоренца и её анализ по доходам Республики Беларусь. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2.3 Заработная плата как важнейшая часть доходов. . . . . . . . . .
2.4 Неравенство доходов населения, его причины.
Коэффициенты дифференциации доходов населения. . . . . . . . .


ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Работа содержит 1 файл

Курсовая готовая.docx

— 61.12 Кб (Скачать)

 

  

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

6

   

ГЛАВА 1.

ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

 

7

 

1.1 Понятие социальной политики и доходов. . . . . . . . . . . . .

1.2 Дифференциация доходов населения. . . . . . . . . . . . . . . . .

7

13

   
     

ГЛАВА 2.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ  В РЕСПУБЛИКЕ  БЕЛАРУСЬ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

 

20

 

2.1 Дифференциация доходов населения в Республике Беларусь. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .                                   

 

20

 

2.2 Кривая Лоренца и её анализ по доходам Республики Беларусь. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

 

23

2.3 Заработная плата как важнейшая часть доходов. . . . . . . . . .

24

                    2.4 Неравенство доходов населения, его причины.           

                    Коэффициенты дифференциации доходов  населения. . . . . . . . .

 

27

     
     

ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

34

   

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

36


 

ВВЕДЕНИЕ

 

В Республике Беларусь, как ни в  какой иной стране, активно использу

ются инструменты государственного ценового регулирования. Одной из важ-

нейших целей ценовой политики выступает обеспечение доступных  для на-

селения цен на потребительские  товары и услуги в соответствии с  уровнем

получаемых гражданами доходов. Правительством республики постоянно

озвучивается мысль о том, что  уровень жизни населения Беларуси защищен

государством путем недопущения  роста цен без соответствующего роста

оплаты труда и иных денежных доходов.

Несмотря, однако, на такое внимание к ценовой политике, вопросы об

уровне внутренних потребительских  цен в стране по сравнению с

аналогичными параметрами в  других государствах, о дифференциации цен

внутри республики, о взаимосвязи  с дифференциацией доходов населения  до

сих пор не находили должного освещения. Устанавливались целевые

показатели ограничения роста  цен, повышения оплаты труда и  реальных

денежных доходов населения  на год, пятилетку, но при этом не ставилась

задача достижения конкретного  ценового уровня, величины доходов

населения Беларуси по отношению к  показателям других государств.

Озвучивалось лишь, что благосостояние населения республики должно

постепенно приближаться к уровню экономически развитых стран мира.

В результате, сегодня сложно ответить на вопрос о том, насколько

ценовой уровень Беларуси близок к  уровню других стран, как это сказывается

на уровне покупательной способности  доходов населения, насколько

дифференцирована покупательная  способность денежных доходов внутри

республики с учетом внутренних различий цен, как это взаимосвязано  с

проводимой государственной экономической  политикой.

Целью настоящей работы является исследование дифференциации по

требительских цен, сложившихся в  Беларуси и соседних странах, внутри рес

публики во взаимосвязи с показателями доходов населения, а также с

проводимой государственной экономической  политикой.6

Задачами исследования выступали:

расчет показателей дифференциации потребительских цен на агрегиро-

ванном сводном уровне, в разрезе  важнейших групп продовольственных,

непродовольственных товаров и  потребительских услуг, по отдельным  това-

рам и услугам;

выявление влияния на дифференциацию цен проводимой государствен-

ной ценовой, внутренней и внешней  торговой политики, политики в области

регулирования деятельности предпринимателей;

количественная оценка влияния  дифференциации цен на различия поку-

пательной способности денежных доходов, на структуру потребительских

расходов населения.

Источниками информации выступали  цены на отдельные потребительс-

кие товары и услуги, регистрируемые в Беларуси и за рубежом в рамках рас-

четов индекса инфляции (индекса  потребительских цен); национальные ста-

тистические отчеты по показателям  доходов и расходов населения  на осно-

ве отчетности предприятий и  в рамках выборочных обследований домашних

хозяйств; законодательные акты.

Авторы благодарят начальника управления статистики цен Басову З.Б. и

начальника управления статистики уровня жизни и обследований домашних

хозяйств Новоселову С.В. Министерства статистики и анализа Республики

Беларусь за методическую помощь в  проведении исследования, а также  ди-

ректора Германовича Г.В. и первого  заместителя директора Якушкина Е.А.

Научно-исследовательского института  Белкоопсоюза за предоставленные

материалы по вопросам развития розничной  торговли в Республике Беларусь.

Вместе с тем считаем необходимым  отметить, что представленные в

настоящей работе выводы являются точкой зрения авторов на обсуждаемые

проблемы.

ГЛАВА 1

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА

 

1.1     Понятие социальной политики и доходов

 

   Государство берет на себя ответственность обеспечения права человека на определенный стандарт благополучия в данном обществе и социальную защиту каждого члена общества. В этом случае в обществе проводится социальная политика.

   Социальная политика - это политика регулирования социально-экономических условий жизни общества, направленная на поддержание отношения справедливости в обществе, регулирование отношений между отдельными социальными группами, обеспечение условий повышения уровня жизни всех членов общества.


   Одной из главных составляющих социальной политики государства является доходы и их распределение.

   Доходы – ресурсы в денежном и натуральном выражении, которые могут быть использованы на удовлетворение личных потребностей, налоговые и другие платежи, сбережения.

   Под доходами населения понимается сумма денежных средств и материальных благ, полученных или произведённых домашними хозяйствами за определённый промежуток времени. Их роль в жизнедеятельности человека определяется тем, что уровень и структура потребления населения прямо зависит от размера дохода. Доходы отдельного домохозяйства, как правило, подразделяют на четыре группы:

1        доход, получаемый в виде оплаты  за труд, принимающий форму заработной  платы;

2        доход, получаемый за счет использования  иных факторов производства: доход  от  владения капиталом - процент,  доход от владения землёй - рента,  предпринимательский доход;

3        трансфертные  платежи: пенсия по возрасту, стипендия,  дополнительные пособия (сверх  заработной платы), пособие по  безработице, пособия на детей  и т.д.;


4        доходы, получаемые от занятости  в неформальном секторе экономики.

   Натуральные доходы населения – все поступления продуктов сельского хозяйства: продуктов земледелия, скотоводства, птицеводства; различных изделий, услуг и другой продукции в натуральной форме, получаемых с приусадебных, садово-огородных участков, домашнего хозяйства, самозаготовки даров природы. Соотношение между денежными и натуральными доходами периодически меняется, но всё-таки, более распространённой формой доходов является денежная форма. У бедных слоёв населения всегда высока доля натуральных доходов. В период ухудшения экономической обстановки в стране удельный вес натуральных доходов повышается.

   Важное значение, для характеристики благосостояния населения имеют совокупные доходы всего населения, семьи, отдельного человека. Рост совокупных доходов при неизменных ценах и налогах свидетельствует о повышении возможностей населения для удовлетворения своих потребностей.  Совокупными доходами называется весь объём жизненных средств, который поступает в распоряжение населения, включая бесплатные и льготные услуги из общественных фондов потребления. Частью совокупных доходов являются мобильные доходы, которые составляют совокупные доходы без учёта услуг из общественных фондов потребления.

   Денежные доходы населения подразделяются на первичные и располагаемые. Первичные доходы населения включают все поступления, полученные от собственности на факторы производства. Располагаемые доходы населения – результат перераспределительных процессов. Они рассчитываются с помощью добавленных к первичным доходам социальных трансфертов и вычитания обязательных платежей и сборов. Полученной в результате суммой средств население, семьи и отдельные граждане располагают, т.е. могут использовать по собственному усмотрению.

   Располагаемые доходы корректируются с учетом натуральных социальных трансфертов. Скорректированные располагаемые доходы населения включают располагаемые доходы и сальдо натуральных трансфертов.

   К доходам населения относятся также средства, взятые в долг. В связи с этим выделяют конечные и общие доходы населения. Конечные доходы населения – это располагаемые доходы плюс чистые долги населения. Среднедушевой денежный доход – сумма конечных доходов, деленная на численность населения страны. Общие доходы населения включают скорректированные располагаемые доходы и чистые долги. Чистые долги отражают изменение задолженностей по ссудам, выданным гражданам кредитными организациями и предприятиями на потребительские цели.

   На доходы населения оказывает воздействие уровень потребительских цен. Поэтому необходимо учитывать динамику номинальных и реальных располагаемых доходов. Номинальные доходы включают всю сумму конечных доходов. Для определения реальных располагаемых доходов населения номинальные доходы делятся на индекс потребительских цен.

   Индекс потребительских цен – это изменение стоимости основных потребительских товаров и услуг за определенный период, выраженное в процентах. Индекс потребительских цен влияет на покупательную способность номинальных доходов населения.

   Покупательная способность номинальных доходов населения отражает потенциальные возможности приобретения товаров и услуг населением, выраженные соотношением конечных доходов с величиной прожиточного минимума. Его стоимость растет с ростом индекса потребительских цен. Поэтому рост индекса потребительских цен свидетельствует о снижении покупательной способности конечных доходов населения.

   Реальный доход (RI) - представляет собой количество товаров и услуг, которое можно купить на располагаемый доход в течение определенного периода, т.е. с поправкой на изменение уровня цен.

   Доход есть денежная оценка результатов деятельности физического (или юридического) лица как субъекта рыночной экономики. В экономической теории доход - это денежная сумма, регулярно и законно поступающая в непосредственное распоряжение рыночного субъекта.

   Доход всегда представлен деньгами. Это значит, что условием его получения является эффективное участие в экономической жизни общества.

   Взаимодействие спроса и предложения - объективный механизм образования доходов в рыночной экономике, в том числе и доходов населения. Конечно, в таком механизме есть элементы случайного и потому несправедливого, но другого способа получения доходов в рыночной экономике не существует.

   Денежные доходы населения формируются из различных источников, основными из которых являются: факторные доходы; денежные поступления по линии государственных программ помощи в виде выплат и льгот поступления из финансовой системы (из банков, через сберкассы, из страховых учреждений и т.п.) и др.

   Денежные доходы населения, получаемые через финансово-кредитную систему, представляются в виде:

·         выплат государственному страхованию;

·         банковских ссуд на индивидуальное жилищное строительство, хозяйственное обзаведение  молодым семьям, членам потребительских  товариществ (например, на садовое строительство);

Информация о работе Дифференциация доходов населения в республике Беларусь