Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 21:41, курсовая работа
В Республике Беларусь, как ни в какой иной стране, активно использу
ются инструменты государственного ценового регулирования. Одной из важ-
нейших целей ценовой политики выступает обеспечение доступных для на-
селения цен на потребительские товары и услуги в соответствии с уровнем
получаемых гражданами доходов. Правительством республики постоянно
озвучивается мысль о том, что уровень жизни населения Беларуси защищен
государством путем недопущения роста цен без соответствующего роста
оплаты труда и иных денежных доходов.
ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1.1 Понятие социальной политики и доходов. . . . . . . . . . . . .
1.2 Дифференциация доходов населения. . . . . . . . . . . . . . . . .
ГЛАВА 2. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2.1 Дифференциация доходов населения в Республике Беларусь. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2.2 Кривая Лоренца и её анализ по доходам Республики Беларусь. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2.3 Заработная плата как важнейшая часть доходов. . . . . . . . . .
2.4 Неравенство доходов населения, его причины.
Коэффициенты дифференциации доходов населения. . . . . . . . .
ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
6 | |
ГЛАВА 1. |
ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
7 |
1.1 Понятие социальной политики и доходов. . . . . . . . . . . . . 1.2 Дифференциация доходов населения. . . . . . . . . . . . . . . . . |
7 13 | |
ГЛАВА 2. |
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ДОХОДОВ |
20 |
2.1 Дифференциация доходов населения в
Республике Беларусь. . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
20 | |
2.2 Кривая Лоренца и её анализ по доходам Республики Беларусь. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
23 | |
2.3 Заработная плата как важнейшая часть доходов. . . . . . . . . . |
24 | |
2.4 Неравенство доходов населения, его причины.
Коэффициенты дифференциации |
27 | |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
34 | |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
36 |
ВВЕДЕНИЕ
В Республике Беларусь, как ни в какой иной стране, активно использу
ются инструменты
нейших целей ценовой политики
выступает обеспечение
селения цен на потребительские товары и услуги в соответствии с уровнем
получаемых гражданами доходов. Правительством республики постоянно
озвучивается мысль о том, что
уровень жизни населения
государством путем
оплаты труда и иных денежных доходов.
Несмотря, однако, на такое внимание к ценовой политике, вопросы об
уровне внутренних потребительских цен в стране по сравнению с
аналогичными параметрами в других государствах, о дифференциации цен
внутри республики, о взаимосвязи
с дифференциацией доходов
сих пор не находили должного освещения. Устанавливались целевые
показатели ограничения роста цен, повышения оплаты труда и реальных
денежных доходов населения на год, пятилетку, но при этом не ставилась
задача достижения конкретного ценового уровня, величины доходов
населения Беларуси по отношению к показателям других государств.
Озвучивалось лишь, что благосостояние населения республики должно
постепенно приближаться к уровню экономически развитых стран мира.
В результате, сегодня сложно ответить на вопрос о том, насколько
ценовой уровень Беларуси близок к уровню других стран, как это сказывается
на уровне покупательной способности доходов населения, насколько
дифференцирована
республики с учетом внутренних различий цен, как это взаимосвязано с
проводимой государственной
Целью настоящей работы является исследование дифференциации по
требительских цен, сложившихся в Беларуси и соседних странах, внутри рес
публики во взаимосвязи с показателями доходов населения, а также с
проводимой государственной
Задачами исследования выступали:
расчет показателей
ванном сводном уровне, в разрезе
важнейших групп
непродовольственных товаров и потребительских услуг, по отдельным това-
рам и услугам;
выявление влияния на дифференциацию цен проводимой государствен-
ной ценовой, внутренней и внешней торговой политики, политики в области
регулирования деятельности предпринимателей;
количественная оценка влияния дифференциации цен на различия поку-
пательной способности денежных доходов, на структуру потребительских
расходов населения.
Источниками информации выступали цены на отдельные потребительс-
кие товары и услуги, регистрируемые в Беларуси и за рубежом в рамках рас-
четов индекса инфляции (индекса потребительских цен); национальные ста-
тистические отчеты по показателям доходов и расходов населения на осно-
ве отчетности предприятий и в рамках выборочных обследований домашних
хозяйств; законодательные акты.
Авторы благодарят начальника управления статистики цен Басову З.Б. и
начальника управления статистики уровня жизни и обследований домашних
хозяйств Новоселову С.В. Министерства статистики и анализа Республики
Беларусь за методическую помощь в проведении исследования, а также ди-
ректора Германовича Г.В. и первого заместителя директора Якушкина Е.А.
Научно-исследовательского института Белкоопсоюза за предоставленные
материалы по вопросам развития розничной торговли в Республике Беларусь.
Вместе с тем считаем
настоящей работе выводы являются точкой зрения авторов на обсуждаемые
проблемы.
ГЛАВА 1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА
1.1 Понятие социальной политики и доходов
Государство берет на себя ответственность обеспечения права человека на определенный стандарт благополучия в данном обществе и социальную защиту каждого члена общества. В этом случае в обществе проводится социальная политика.
Социальная политика - это политика регулирования социально-экономических условий жизни общества, направленная на поддержание отношения справедливости в обществе, регулирование отношений между отдельными социальными группами, обеспечение условий повышения уровня жизни всех членов общества.
Одной из главных составляющих социальной политики государства является доходы и их распределение.
Доходы – ресурсы в денежном и натуральном выражении, которые могут быть использованы на удовлетворение личных потребностей, налоговые и другие платежи, сбережения.
Под доходами населения понимается сумма денежных средств и материальных благ, полученных или произведённых домашними хозяйствами за определённый промежуток времени. Их роль в жизнедеятельности человека определяется тем, что уровень и структура потребления населения прямо зависит от размера дохода. Доходы отдельного домохозяйства, как правило, подразделяют на четыре группы:
1
доход, получаемый в виде
2
доход, получаемый за счет
3 трансфертные платежи: пенсия по возрасту, стипендия, дополнительные пособия (сверх заработной платы), пособие по безработице, пособия на детей и т.д.;
4
доходы, получаемые от занятости
в неформальном секторе
Натуральные доходы населения – все поступления продуктов сельского хозяйства: продуктов земледелия, скотоводства, птицеводства; различных изделий, услуг и другой продукции в натуральной форме, получаемых с приусадебных, садово-огородных участков, домашнего хозяйства, самозаготовки даров природы. Соотношение между денежными и натуральными доходами периодически меняется, но всё-таки, более распространённой формой доходов является денежная форма. У бедных слоёв населения всегда высока доля натуральных доходов. В период ухудшения экономической обстановки в стране удельный вес натуральных доходов повышается.
Важное значение, для характеристики благосостояния населения имеют совокупные доходы всего населения, семьи, отдельного человека. Рост совокупных доходов при неизменных ценах и налогах свидетельствует о повышении возможностей населения для удовлетворения своих потребностей. Совокупными доходами называется весь объём жизненных средств, который поступает в распоряжение населения, включая бесплатные и льготные услуги из общественных фондов потребления. Частью совокупных доходов являются мобильные доходы, которые составляют совокупные доходы без учёта услуг из общественных фондов потребления.
Денежные доходы населения подразделяются на первичные и располагаемые. Первичные доходы населения включают все поступления, полученные от собственности на факторы производства. Располагаемые доходы населения – результат перераспределительных процессов. Они рассчитываются с помощью добавленных к первичным доходам социальных трансфертов и вычитания обязательных платежей и сборов. Полученной в результате суммой средств население, семьи и отдельные граждане располагают, т.е. могут использовать по собственному усмотрению.
Располагаемые доходы корректируются с учетом натуральных социальных трансфертов. Скорректированные располагаемые доходы населения включают располагаемые доходы и сальдо натуральных трансфертов.
К доходам населения относятся также средства, взятые в долг. В связи с этим выделяют конечные и общие доходы населения. Конечные доходы населения – это располагаемые доходы плюс чистые долги населения. Среднедушевой денежный доход – сумма конечных доходов, деленная на численность населения страны. Общие доходы населения включают скорректированные располагаемые доходы и чистые долги. Чистые долги отражают изменение задолженностей по ссудам, выданным гражданам кредитными организациями и предприятиями на потребительские цели.
На доходы населения оказывает воздействие уровень потребительских цен. Поэтому необходимо учитывать динамику номинальных и реальных располагаемых доходов. Номинальные доходы включают всю сумму конечных доходов. Для определения реальных располагаемых доходов населения номинальные доходы делятся на индекс потребительских цен.
Индекс потребительских цен – это изменение стоимости основных потребительских товаров и услуг за определенный период, выраженное в процентах. Индекс потребительских цен влияет на покупательную способность номинальных доходов населения.
Покупательная способность номинальных доходов населения отражает потенциальные возможности приобретения товаров и услуг населением, выраженные соотношением конечных доходов с величиной прожиточного минимума. Его стоимость растет с ростом индекса потребительских цен. Поэтому рост индекса потребительских цен свидетельствует о снижении покупательной способности конечных доходов населения.
Реальный доход (RI) - представляет собой количество товаров и услуг, которое можно купить на располагаемый доход в течение определенного периода, т.е. с поправкой на изменение уровня цен.
Доход есть денежная оценка результатов деятельности физического (или юридического) лица как субъекта рыночной экономики. В экономической теории доход - это денежная сумма, регулярно и законно поступающая в непосредственное распоряжение рыночного субъекта.
Доход всегда представлен деньгами. Это значит, что условием его получения является эффективное участие в экономической жизни общества.
Взаимодействие спроса и предложения - объективный механизм образования доходов в рыночной экономике, в том числе и доходов населения. Конечно, в таком механизме есть элементы случайного и потому несправедливого, но другого способа получения доходов в рыночной экономике не существует.
Денежные доходы населения формируются из различных источников, основными из которых являются: факторные доходы; денежные поступления по линии государственных программ помощи в виде выплат и льгот поступления из финансовой системы (из банков, через сберкассы, из страховых учреждений и т.п.) и др.
Денежные доходы населения, получаемые через финансово-кредитную систему, представляются в виде:
· выплат государственному страхованию;
· банковских ссуд на индивидуальное жилищное строительство, хозяйственное обзаведение молодым семьям, членам потребительских товариществ (например, на садовое строительство);
Информация о работе Дифференциация доходов населения в республике Беларусь