Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 21:41, курсовая работа
В Республике Беларусь, как ни в какой иной стране, активно использу
ются инструменты государственного ценового регулирования. Одной из важ-
нейших целей ценовой политики выступает обеспечение доступных для на-
селения цен на потребительские товары и услуги в соответствии с уровнем
получаемых гражданами доходов. Правительством республики постоянно
озвучивается мысль о том, что уровень жизни населения Беларуси защищен
государством путем недопущения роста цен без соответствующего роста
оплаты труда и иных денежных доходов.
ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1.1 Понятие социальной политики и доходов. . . . . . . . . . . . .
1.2 Дифференциация доходов населения. . . . . . . . . . . . . . . . .
ГЛАВА 2. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2.1 Дифференциация доходов населения в Республике Беларусь. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2.2 Кривая Лоренца и её анализ по доходам Республики Беларусь. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2.3 Заработная плата как важнейшая часть доходов. . . . . . . . . .
2.4 Неравенство доходов населения, его причины.
Коэффициенты дифференциации доходов населения. . . . . . . . .
ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
С учетом большого разнообразия доходов и соответственно налогов влияние последних на располагаемые доходы у отдельных групп населения существенно различается.
Таким образом, дифференциация доходов определяется многочисленными и разнообразными факторами. Управление ими на различных уровнях позволяет более обоснованно регулировать доходы, а значит, и уровень жизни.
Учитывая важное место в совокупных доходах населения денежной оплаты труда, их дифференциация близка к дифференциации заработной платы и во многом зависит от нее. Дифференциация доходов фактически вызывает различия в потреблении населением товаров и услуг, т. е. в его уровне жизни.
Дифференциация доходов, как правило, рассматривается по размеру среднедушевого совокупного дохода населения в целом, отдельных регионов и групп домохозяйств (проживающих в городской местности, в сельской местности, из них хозяйств пенсионеров, имеющих детей до 16 лет т.д.). В статистике бюджетов домашних хозяйств используются среднемесячный совокупный доход и средний доход на члена домохозяйства. Среди работающих за основу берется среднемесячная начисленная заработная плата рабочих и служащих по отраслям экономики (без работников, занятых неполные рабочий день или неделю, и учеников).
На основании распределения населения по размеру доходов рассчитываются следующие статистические характеристики:
1. Обобщающие
показатели распределения:
2. Показатели
структуры распределения
3. Коэффициенты
дифференциации доходов
К показателям дифференциации денежных доходов относятся: децильный коэффициент дифференциации; коэффициент фондов; кривая Лоренца и коэффициент Джини.
Децильный коэффициент (коэффициент дифференциации доходов) характеризует степень социального расслоения и показывает во сколько раз минимальные доходы 10% наиболее обеспеченного населения превышают максимальные доходы 10% наименее обеспеченного населения.
Коэффициент фондов (коэффициент дифференциации доходов) характеризует степень социального расслоения и определяется как соотношение между средними уровнями денежных доходов 10% населения с самыми высокими доходами и 10% населения с самыми низкими доходами.
ГЛАВА 2
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
2.1 Дифференциация доходов населения в Республике Беларусь.
Социальное самочувствие предопределяется развитием тех сфер, которые формируют среду жизнедеятельности человека, – трудовая занятость, уровень оплаты труда, иные социальные гарантии. Они затрагивают каждого человека и все общество в целом, поэтому именно в этих сферах граждане ожидают активной роли государства, более энергичных подвижек к лучшему.
Деятельность государства в социальной сфере направлена на обеспечение роста реальных денежных доходов как основы улучшения жизни населения, предотвращение малообеспеченности, недопущение проявлений социальной несправедливости социального напряжения в обществе. Основными источниками формирования денежных доходов граждан страны являются оплата труда, пенсии, пособия, стипендии.
Доходы от собственности, предпринимательской деятельности и личного подсобного хозяйства в настоящее время играют значительно меньшую роль в формировании денежных поступлений граждан.
В данной связи в Беларуси принимаются меры по улучшению делового климата и условий предпринимательской деятельности, поддержке развития личных подсобных и фермерских хозяйств.
Главная составляющая доходов населения – заработная плата. Она призвана служить надежным источником доходов, выступая в то же время важнейшим экономическим фактором стимулирования трудовой активности работников. Исходя из критерия социальной справедливости, важнейшим принципом организации системы оплаты труда в Республике Беларусь является обеспечение равной платы за равный труд. Это достигается на основе использования тарифной системы, включающей нормирование труда и единую тарифную сетку. Тем самым обеспечивается одинаковый подход при формировании тарифных заработков работников с учетом их квалификации, профессионального уровня, сложности и общественной значимости их труда.
Государственное регулирование роста заработной платы осуществляется путем увязки параметров ее повышения с увеличением объемов производства, реализации продукции (работ, услуг), эффективностью финансово-хозяйственной деятельности. Этим достигается дифференциация размера тарифной ставки первого разряда и заработков работников одинаковой квалификации, работающих на разных предприятиях и в отраслях экономики, в зависимости от результативности функционирования субъекта хозяйствования.
Отличительной особенностью государственного регулирования оплаты труда в нашей стране является ее прогнозирование путем установления заданий по росту заработной платы. Их выполнение находится под постоянным контролем республиканских и местных органов власти. Накопленный опыт в этой области показывает, что прогнозирование является ключевым инструментом, обеспечивающим высокие темпы и поступательность повышения заработной платы, опережающие темпы ее роста в отраслях и конкретных организациях, где она значительно ниже среднего уровня (сельское хозяйство, социальное обеспечение, культура, легкая промышленность).
В настоящее время на социально-экономическое развитие страны влияют последствия мирового финансово-экономического кризиса. Вместе с тем в начале 2009 г. в Беларуси в отличие от других государств не допущено заметного снижения денежных доходов населения, хотя их рост временно замедлился.
В январе
2009 г. в республике номинальная заработная
плата работников увеличилась по сравнению
с январем 2008 г. на 21% и составила 920 тыс.
руб. По сравнению с декабрем она уменьшилась
на 8%. Реальная начисленная заработная
плата в январе 2009 г. по сравнению с январем
2008г. возросла на 5,5%. На промышленных предприятиях
средняя заработная плата в январе 2009
г. составила 1 млн. 40 тыс. руб., в строительных
организациях – 1 млн. 161 тыс. руб., на предприятиях
транспорта – 1 млн. 49 тыс. руб., в организациях
сельского хозяйства – 583 тыс. руб., торговли
и общественного питания – 816 тыс. руб.
В учреждениях здравоохранения она была
701 тыс. руб., в том числе врачей – 1 млн.
203 тыс. руб., среднего медицинского персонала
– 680 тыс. руб., младшего медицинского персонала
– 425 тыс. руб. В учреждениях образования
зарплата составила 638 тыс. руб., в том
числе педагогических работников – 707
тыс. руб., учителей – 753 тыс. руб., профессорско-
В сложившихся условиях ощутимое влияние на доходы населения оказывает инфляция. В январе 2009 г. в Беларуси она составила 4,1%. Министерством экономики Республики Беларусь при участии Комитета государственного контроля проведены проверки экономической обоснованности значительного повышения цен у 375 субъектов хозяйствования и индивидуальных предпринимателей. В 214 случаях установлены факты завышения цен от 5% до 95% – на продовольственные товары (рыбу, подсолнечное масло, цитрусовые, чай, кофе, детское питание и др.) и непродовольственные (обои, паркет, газовые плиты, электротехника). Принятые меры позволили сбить волну спекулятивного роста цен, пресечь массовые случаи ценового беспредела.
В целях недопущения падения реальных доходов населения Правительством принято решение о ежемесячном мониторинге уровня зарплаты работников всех сфер экономики.
В области социальной политики (в частности, политики доходов населения) основными задачами на сегодняшний день остаются сохранение рабочих мест и недопущение снижения достигнутого уровня заработной платы, пенсий, социальных пособий.
Стабилизации экономической ситуации в республике как основы поддержания доходов населения будет способствовать либерализация условий хозяйственной деятельности, включая либерализацию политики оплаты труда. Целью данной меры является прежде всего снятие ограничений для поощрения работников и специалистов за эффективную работу.
По оценке специалистов, за 2009 год заработная плата в долларовом эквиваленте в реальном секторе экономики возросла на 5%. Несмотря на негативные влияния последствий мирового финансово-экономического кризиса, государство не отказалось от социальной поддержки своих граждан. В стране принимаются целенаправленные меры по созданию условий для бесперебойной работы предприятий и сохранению занятости, обеспечению сбалансированного роста доходов, социальной защите наиболее уязвимых категорий населения.
2.2 Кривая Лоренца и её анализ по доходам Республики Беларусь.
Кривая Лоренца по данным Республики Беларусь
Примечание. Источник: собственная разработка
Беларусь занимает 13 место в мировом рейтинге по индексу Джинни, который составляет 27,9[1]
Отличительной чертой государственной социальной политики в нашей стране является справедливое распределение доходов, направленное на повышение благосостояния всех граждан, недопущение глубокого социального расслоения по уровню доходов, порождающего в обществе серьезные противоречия и создающего угрозу общественно-политической безопасности.
В нашей стране доходы 10% наиболее обеспеченного населения в 5,6 раза превышают доходы 10% наименее обеспеченного населения. Это ниже критически допустимого уровня дифференциации доходов, используемого в мировой практике (10 раз).
В 2009г. Беларусь оставалась страной имущественной уравниловки. 20% самых бедных семей имели денежный доход $388 или чуть меньше $150 на члена семьи. В 20% самых богатых семей этот показатель составляет $844 в месяц или $325 на человека. Удивительно, что доходы от предпринимательской деятельности в 20% самых богатых семей лишь в 2,8 раза больше, чем в 20% самых бедных, и составляют в месяц $26,6.
Белорусские богатые занимаются продажей с/х продукции и имеют от этой деятельности такой же доход, как 20% самых бедных. Аналогичная ситуация складывается по работе на личных подсобных хозяйствах. В 20% самых обеспеченных семей ежемесячный доход в 2009г. составил $29, а в 20% самых бедных – лишь на 12% больше ($32,5). Оказывается, белорусские богатые сохраняют устойчивую связь с землей.
Зарплата для 20% самых бедных дает 55,4% денежного дохода, а для 20% самых состоятельных – 65,7%. Это значит, что в условиях остановки предприятий белорусский средний класс будет сжиматься очень быстро, ведь альтернативных источников поддержания относительно высокого уровня дохода у них практически нет.
2.3 Заработная плата как важнейшая часть доходов.
Заработная плата - это регулярно получаемое вознаграждение за произведенную продукцию или оказанные услуги, за отработанное время, включая оплату ежегодных отпусков, праздничных дней и другого неотработанного времени, оплачиваемого в соответствии с трудовым законодательством и коллективными трудовыми договорами. Ее источником выступает фонд заработной платы. [3]
Эта статья денежных доходов населения включает начисленные предприятием, учреждением, организацией любой формы собственности все виды оплаты труда в денежной и натуральной формах за отработанное и неотработанное время, стимулирующие доплаты и надбавки, компенсационные выплаты, связанные с режимом работы и условиями труда, премии и единовременные поощрительные выплаты, а также выплаты на питание, жилье, топливо, носящие регулярный характер.
Согласно договора о найме человек обязан в течение оговоренного времени работать на предприятии (учреждении), а предприниматель в обмен на его труд выплачивает ему определенную сумму денег. В результате совершается сделка по купле-продаже определенного товара - труда. Таким образом, заработная плата воспринимается как цена труда-товара.
В производстве человек создает новую стоимость, равную стоимости его рабочей силы, за необходимое рабочее время. Поэтому его рабочий день делится на оплаченное (необходимое) и неоплаченное (прибавочное) время. Если бы бизнесмен стал оплачивать весь труд работников, он потерял бы источник своего обогащения.
Частично оплаченный труд воспринимается всеми как полностью оплаченный, а заработная плата на поверхности экономической жизни выглядит как цена труда, не существующего в действительности товара.
Таким образом, заработную плату нельзя сводить к вещественной связи типа «товар (труд) - деньги (заработная плата)».
Сущность дохода работника выражается законом заработной платы. Этот закон отражает объективную экономическую зависимость - заработная плата определяется стоимостью, или ценой рабочей силы. Ее размер зависит от величины стоимости, или цены, фонда жизненных средств, созданных работником за необходимое рабочее время. Если стоимость рабочей силы повышается, должна расти и заработная плата, и наоборот.
В силу этих обстоятельств закон заработной платы является эластичным экономическим законом, так как уровень дохода работника может изменяться. Размеры заработка работников зависят также от уровня их квалификации. Размер дохода работника во многом зависит от степени развитости экономических и социальных условий, имеющихся в той или иной стране. Национальные различия в величине заработной платы работников зависят от научно-технического уровня производительных сил и эффективности общественного труда, степени развитости рабочей силы, достигнутого общественно-нормального качества жизни и иных факторов.
Информация о работе Дифференциация доходов населения в республике Беларусь