Дифференциация доходов населения в республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 21:41, курсовая работа

Описание работы

В Республике Беларусь, как ни в какой иной стране, активно использу
ются инструменты государственного ценового регулирования. Одной из важ-
нейших целей ценовой политики выступает обеспечение доступных для на-
селения цен на потребительские товары и услуги в соответствии с уровнем
получаемых гражданами доходов. Правительством республики постоянно
озвучивается мысль о том, что уровень жизни населения Беларуси защищен
государством путем недопущения роста цен без соответствующего роста
оплаты труда и иных денежных доходов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1.1 Понятие социальной политики и доходов. . . . . . . . . . . . .
1.2 Дифференциация доходов населения. . . . . . . . . . . . . . . . .


ГЛАВА 2. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2.1 Дифференциация доходов населения в Республике Беларусь. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2.2 Кривая Лоренца и её анализ по доходам Республики Беларусь. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2.3 Заработная плата как важнейшая часть доходов. . . . . . . . . .
2.4 Неравенство доходов населения, его причины.
Коэффициенты дифференциации доходов населения. . . . . . . . .


ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Работа содержит 1 файл

Курсовая готовая.docx

— 61.12 Кб (Скачать)

·         процентов по вкладам в сберегательных кассах, начисляемых по итогам года;

·         доходов от увеличения стоимости  акций, облигаций, выигрышей и погашении  по займам;

·         выигрышей по лотереям;

·         временно свободных средств, образующихся в результате покупки товаров  в кредит;

·         выплат различного рода компенсаций (увечья, ущерб и пр.).

   Доходы населения и их распределение имеют не только социальное значение – как слагаемые уровня жизни, но и как факторы, определяющие продолжительность самой жизни.

   Распределение доходов строятся на том, что каждый собственник факторов производства получает свой доход в зависимости от спроса на предлагаемый ресурс и предложения этого ресурса на рынке.

      Распределение доходов в рыночной  экономике происходит при непосредственном  участии государства, которое  практически во всех экономически  развитых странах осуществляет  государственное регулирование  этими процессами.

   Несмотря на разнообразие источников поступления доходов все же главными составляющими денежных доходов населения являются оплата труда, доходы от предпринимательской деятельности и собственности, а также социальные трансферты.

   Функциональное распределение характеризует распределение между факторами производства, прежде всего между трудом и капиталом. Под доходом каждого фактора понимается доля его участия в произведенном продукте и произведенной прибыли.

   Для оценки уровня и динамики получаемого дохода используют показатели номинального и реального дохода. Номинальный доход - это количество денег, полученное в определенный период отдельным лицом. Если из этого дохода вычесть налоги и обязательные платежи, то мы получим располагаемый доход, который будет использован на потребление и накопление. Номинальный доход формируется в основном из трудовых доходов, доходов от капитала и трансфертных платежей, то есть различных выплат из общественных фондов потребления. К ним относятся пенсионный фонд, фонды социального страхования и социальной защиты, выплаты по безработице, выплаты пособий и пр.

   Полученный доход определяет уровень благосостояния, или уровень жизни отдельного индивида. Для сравнения уровня жизни отдельных групп населения используют такие показатели, как средний доход и прожиточный минимум. Неравенство в распределении доходов ведет к неравенству в уровне жизни.

   Решение комплекса вопросов по социальной защите населения рассматривается в рамках реализации следующих принципов.

   Во-первых, государственная социальная защита должна быть гарантирована любому гражданину страны во всех принимаемых юридических законах социально-экономической направленности.

    Во-вторых, социальная защита предполагает дифференцированный подход к различным категориям граждан. Меры по социальной защите инвалидов и здоровых трудоспособных людей не могут быть одними и теми же, они должны быть различны.

   В-третьих, в целях своевременной реакции на изменения экономической конъюнктуры в стране необходимы меры предупреждающего характера. Особенно это относится к индексации доходов населения в периоды роста инфляции. Источниками средств социальной защиты предусматривается использование государственного бюджета, средств работодателя и других средств из благотворительных фондов.

   Перераспределение доходов  - изъятие части доходов у одних лиц с целью их передачи другим лицам или добровольная передача доходов одними лицами другим, более в них нуждающимся. Перераспределение доходов может иметь место в масштабе государства и регионов посредством налогов, в масштабе регионов — посредством перераспределения средств через бюджет, в масштабе семей — путем распределения общего дохода семьи между ее членами.

 

Политика  перераспределения доходов включает:

  1. аккумуляцию денежных средств в руках государства для проведения социальной политики путем взимания с населения прямых и косвенных налогов; высказываются мнения разных экономистов, что следует регулировать размеры фондов потребления или регулировать систему индивидуального налогообложения.
  2.   предоставление населению социальных гарантий путем финансирования систем образования, искусства и пр.
  3.      финансирование системы социальной защиты, включающей:

·        систему социального страхования;

·        систему государственной помощи лицам, не способным обеспечить себе доход.

 

1.2 Дифференциация доходов населения.

 

   Различия в уровне доходов на душу населения или на одного занятого называются дифференциацией доходов. Неравенство доходов характерно для всех экономических систем.

   Изучение социальной дифференциации населения составляет одну из актуальных задач статистики, тем более что становление рыночных отношений в экономике объективно углубляет социальное расслоение общества.

   Доходы населения изменяются под воздействием множества факторов, сила действия которых неодинакова, различна их направленность (рост или снижение доходов).

   Факторы динамики доходов тесно взаимосвязаны с факторами динамики уровня жизни, формированием бюджета семьи. На реальное наполнение номинальных доходов влияют также факторы, связанные с изменением цен и налогообложения.

   Номинальные доходы обусловлены источниками формирования, зависят от размера, структуры, динамики, от социальных, политических, экономических и других факторов.

 Остановимся  на краткой характеристике их.

   Размеры доходов и их различия обусловлены воздействием следующих факторов:

     социально-политических;

     социально-демографических (пол,  возраст, выносливость, наличие таланта  и способностей и т. д.);

     социально-профессиональных (профессия,  специальность, образование, квалификация, опыт и т. п.);

     социально-статусных (занятый или  незанятый общественно полезной  деятельностью; ребенок, учащийся, наемный работник, владелец собственности,  предприниматель, фермер, свободный  художник, пенсионер, инвалид и  т. д.);

     социально-экономических (род занятий  или деятельности, вид производства, условия труда и т.д.);

     социально-географических (природно-климатические  особенности места жительства, плотность  и характер расселения, национальные  особенности).

   Используемая терминология носит принципиальный характер, так как все факторы прямо или косвенно связаны с социальной политикой, социальной ориентацией общества и отдельных социумов.

   Социально-политические факторы. Переход к рыночной экономике предполагает социальную переориентацию общества, что влечет за собой большие изменения в трудовой, финансово-кредитной, правовой, инвестиционной, технической, социально-бытовой областях жизнедеятельности общества и индивидов.

   В рыночной экономике важную роль играет конкуренция на рынке товаров (услуг), которая влияет на формирование доходов предприятий, а значит, и отдельных работников. На первоначальной стадии перехода к рынку происходит некоторое выравнивание трудовых доходов предприятий (фирм) с примерно равными технико-экономическими показателями (это обеспечивает примерно равные потребительские качества товаров, услуг и затраты труда).

   В настоящее время занятость зависит не столько от личных трудовых усилий и инициативы, сколько от социальной политики государства, в частности в области регулирования рынка труда (через регулирование занятости, рабочего времени, изменение структуры производства, его развитие, формирование системы социальных гарантий и т. п.). Определенную роль здесь могут сыграть снятие ограничений в подвижности рабочей силы, свобода выбора места жительства (через развитие, например, рынка жилья), повышение роли коллективных договоров, расширение контрактной формы найма рабочей силы.

   Таким образом, социально-политические факторы в значительной мере определяют направленность и силу действия других факторов формирования доходов различных групп населения.

   Социально-демографические факторы. Формирование доходов у отдельных групп населения в силу различий возраста, пола существенно отличается, так как здесь действуют разные источники формирования доходов и неодинаковые возможности участия в общественно полезной деятельности. Кроме того, высокая физическая выносливость позволяет человеку, наделенному таким качеством, получить больший доход в силу более высокой выработки. Наличие таланта, больших способностей способствует интеллектуальному росту в более короткие сроки, выработке новых идей, изобретений и открытий, на базе которых осуществляется развитие НТП, духовное развитие нации и т.п.

   Социально-профессиональные факторы. Они оказывают большое влияние на размеры доходов и их дифференциацию. Каждая профессия (специальность) требует определенного уровня образования, опыта, профессионализма (чаще всего требуется стаж работы). Для большей же части работников различных профессий размер заработка зависит при прочих равных условиях от квалификации.

   Социально-статусные факторы. Они тесно взаимосвязаны с перечисленными выше факторами и во многом определяются ими. Социальный статус каждого человека характеризуется его местом в обществе на различных стадиях жизнедеятельности и возможностями получения доходов из различных источников. Владелец собственности (капитала) не позволит, например, наемному работнику получать доход больше, чем имеет он сам.

   От социально-экономического статуса, уровня образования зависит также социальное и экономическое поведение людей. Социальное поведение выражается в культуре поведения, формах досуга, общении, образе жизни. Экономическое поведение выражается в выборе вида деятельности, в действиях в случае потери работы.

   Социально-экономические факторы. Эти факторы в наибольшей степени влияют на размер и структуру доходов Их реализация немыслима без учета перечисленных факторов. Здесь, прежде всего, значима зависимость от рода и вида деятельности (наемный труд, предпринимательская и индивидуально-трудовая деятельность, работа в личном подсобном и домашнем хозяйствах, посредничество и консультирование и др.), вариантов занятости (сочетание различных видов, форм, времени и характера занятости), вида производства (отрасли экономики и т. п.), форм собственности, условий труда и др.

   Социально-географические факторы. Эти факторы определяются территориальным пространством, природно-климатическими условиями, характером расселения. В Республике Беларусь довольно малая обеспеченность своими природными ресурсами.

   Следует учитывать, что доходы формируются под влиянием факторов трех уровней:

Первый уровень - это факторы, зависящие от самого работника, личности.

Второй уровень (микроуровень) - это факторы, связанные  с предприятием (фирмой), где занят  работник.

Третий уровень (макроуровень) - это факторы, связанные  с экономикой в целом (или регионов) - экономический потенциал, состояние  научно-технического прогресса, социально-бытовой  сферы, социального партнерства.

   На реальные доходы, так же как и на номинальные, помимо перечисленных факторов воздействуют факторы, связанные с изменением цен и налогов.

   Изменение цен зависит от роста объемов производства (рыночная экономика характеризуется нестабильностью производства), его структурной перестройки, состояния рынков товаров (услуг) и труда, дефицита государственного бюджета, наличия (отсутствия) контроля за ценами, противоречий интересов различных групп населения и власти, необоснованности роста социальных гарантий без учета реальных экономических возможностей и т. д.

   Для расчета степени влияния на доходы изменения цен и тарифов определяется общий индекс потребительских цен, называемый также индексом стоимости жизни. Он показывает, насколько больше средств население стало тратить на покупку продуктов питания, товаров и услуг (т. е. насколько возрастают потребительские расходы) в текущем периоде по сравнению с базисным, если принять, что при изменении цен уровень потребления остался прежним. Рост цен сопровождается изменением структуры потребления (повышение затрат на питание, снижение расходов на покупку дорогостоящих предметов, товаров длительного пользования и т.д.), что приводит к обеднению населения.

   Налоги и обязательные отчисления показывают наличие доходов у населения после их уплаты. И значит, чем меньше налоги, тем больше денег остается у населения и больше возможностей для удовлетворения разнообразных потребностей (в том числе духовных), приобретения предметов длительного социально-бытового назначения, роста сбережений. Действующая система налогообложения в Республике Беларусь строится по принципу преимущественного обложения юридических, а не физических лиц.

   Размеры и структура налогов на разные виды доходов существенно различаются. Если, например, доход в виде заработной платы облагается прогрессивным подоходным налогом плюс один процент обязательных отчислений в Пенсионный фонд, то пенсия, социальные пособия подоходным налогом не облагаются. Помимо подоходного налога используется система налогов на землю, транспорт, наследство, имущество и т.д.

Информация о работе Дифференциация доходов населения в республике Беларусь