Денежно-кредитная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 15:22, курсовая работа

Описание работы

Длительное время в нашей стране полностью отрицались любые экономические теории, которые не были основаны на трудах Маркса, Энгельса, Ленина. В результате это привело к серьезному застою в области теории денег, одной из самых динамичных и развивающихся составных частей экономической теории. С переходом к рыночной экономике мы поворачиваемся лицом к этой теории: это классическая теория денег, количественная теория денег, монетаризм, кейнсианство и т.д. Каждая из них предлагала свои связи и зависимости между деньгами, объемом производства, финансовыми рынками, рынками рабочей силы, товаров.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ЦЕЛИ И ИНСТРУМЕНТЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ 6
1.1 Понятие денежно-кредитной политики. Цели денежно-кредитной политики 6
1.2. Инструменты денежно-кредитной политики 11
1.2.1. Операции на открытом рынке 13
1.2.2. Изменение учетной ставки реферансирования 15
1.2.3. Изменение норм обязательных резервов 18
1.2.4. Ограничение кредитования 20
2.ТИПЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ 22
3. ОСОБЕННОСТИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУС 24
3.1. Режим монетарной политики в странах с переходной экономикой 24
3.2. Режим денежно-кредитной политики в РБ 26
3.2.1. Денежно-кредитная политика РБ по состоянию на 2009 34
3.2.2.Перспективы развития денежно-кредитной политики РБ 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 41

Работа содержит 1 файл

kursovaya1.docx

— 93.37 Кб (Скачать)

Глава государства  поручил Нацбанку обеспечить выполнение Основных направлений денежно-кредитной  политики Беларуси в целом по году и потребовал уже в ближайшее  время вместе с правительством завершить  работу над проектом Прогноза социально-экономического развития Беларуси на 2010 год, а также  проектами бюджета и Основных направлений денежно-кредитной политики. Петр Прокопович отметил, что все  поручения Президента по этим документам выполнены и уже в ближайшее  время, не позднее 23 ноября, они будут  внесены на рассмотрение главе государства. Ожидается, что окончательное решение  по ним будет принято на следующей  неделе. "Нам очень важно уже  в этом месяце получить прогнозные показатели социально-экономического развития на 2010 год, а также по основным направлениям денежно-кредитной политики, чтобы как можно скорее начинать конкретную работу по их реализации", - подчеркнул руководитель Нацбанка.

Планируется, что в указанных документах будут  закреплены такие показатели, которые  обеспечат выполнение пятилетней программы  социально-экономического развития Беларуси на 2006-2010 годы. В частности, прирост  ВВП в 2010 году запланирован на уровне не менее 11%, инфляция в пределах 8-10%.

3.2.2.Перспективы развития денежно-кредитной политики РБ

Достижение  стратегических целей и задач  денежно-кредитной политики должно осуществляться поэтапно, путем постепенного расширения сферы действия рыночных подходов к государственному регулированию  денежно-кредитной сферы.

Ставка  рефинансирования в Беларуси на 2010 год запланирована на уровне 9-12% годовых. Такие данные заложены в  проекте Основных направлений денежно-кредитной  политики Беларуси на 2010 год, сообщил  председатель правления Национального  банка Беларуси Петр Прокопович. Этот документ наряду с проектами бюджета  и прогноза социально-экономического развития Беларуси на 2010 год рассмотрен 26 сентября на заседании Совета Министров  под председательством премьер-министра Сергея Сидорского.

Повторю что, в настоящее время ставка рефинансирования в Беларуси составляет 14% годовых.

Ожидается, что средняя ставка по кредитам на конец 2010 года составит 12-15% годовых.

Петр  Прокопович также сообщил, что требования банков к экономике возрастут  на 29-34%, что опережает запланированные  темпы роста ВВП.

Колебания стоимости корзины иностранных  валют запланированы в коридоре плюс/минус 5%. Напомним, в настоящее  время этот показатель ограничен  пределами плюс/минус 10%.

Рост  ресурсной базы банковской системы  ожидается более чем на 30%.

Кроме того, руководитель Нацбанка отметил, что  проектом Основных направлений денежно-кредитной  политики на 2010 год предусмотрено  ужесточение требований к банковской системе со стороны банковского  надзора, создание подушки безопасности в деятельности банков.

Основной вектор преобразований в  денежно-кредитной политике Республики Беларусь — переход к зрелым рыночным институтам и механизмам.

Одновременно будет совершенствоваться методологическая база регулирования  и надзора за банками, координация  деятельности Национального банка  с другими органами денежно-кредитного регулирования.

В целом денежно-кредитная политика будет проводиться и четком соответствии с макроэкономическими параметрами  социального и экономического развития страны и будет направлена на стабилизацию экономики Республики Беларусь и  повышение благосостояние населения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализ  применяемых методов денежно-кредитного регулирования позволяет сделать  вывод о той роли, которую оно  может играть в экономической  политике правительства. В данном случае критерием целесообразности приведения в действие механизмов денежно-кредитной  политики мог бы стать общепринятый в мировой практике подход; затраты  в связи с проведением определенных финансово-кредитных мероприятий  должны быть ниже ожидаемой выгоды от их применения. При этом принципы денежно-кредитного регулирования  на макроэкономическом уровне должны состоять в следующем:

  • - выстраивание иерархии целей денежно-кредитного регулирования в соответствии со складывающейся экономической конъюнктурой и пересмотр первой при изменяющейся хозяйственной обстановке;
  • - соответствие избранных средств воздействия на экономику республики поставленным целям на данном этапе развития;
  • - тесная увязка и взаимодополнение методов фискальной и денежно-кредитной политики;
  • - единство денежно-кредитной и валютной политики, означающее, что только банк может эффективно проводить денежно-кредитное регулирование.

Общая экономическая  стабильность невозможна без стабильности денежной среды, следовательно достижение денежно-кредитной стабильности является главной функцией центрального банка, осуществляющего монетарную политику. Полная экономическая стабильность является идеальной, но утопической  целью, что же касается выбора долгосрочной цели, то он чрезвычайно желателен, поскольку намного сложнее бороться с продолжительными колебаниями  экономики.4 Стремясь их сдерживать, власти часто благоприятствуют ускорению неустойчивости, нежели её ослаблению. Относительная экономическая стабильность может быть достигнута, если, государственные органы которые избрали данную цель, используют для этого наиболее приемлемую тактику с учетом реальных условий.

Выбор, применение и воздействие денежно-кредитной  политики не являются явлениями мгновенного  действия. Три этапа её прохождения  представляют собой значительный период времени внутри каждого цикла. В  связи с этим даже правильно принятое направление чаще всего оказывает  нужное влияние слишком поздно. Денежно-кредитной  политике часто приписывают неэффективное  влияние: оно проявляется лишь через  продолжительный срок. Именно поэтому  фактор времени в принятии решения  действовать, в определении направлений  принимаемой политики и выборе методов денежно-кредитного воздействия имеет чрезвычайно большое значение с точки зрения результативности последнего.

Выбор инструментов денежно-кредитной политики в значительной мере определяется составом и структурными характеристиками денежно-кредитной  системы, которую они призваны регулировать.

1. Денежно-кредитная  политика является составной частью экономической политики Республики Беларусь и ориентирована на реализацию её основных целей и задач.

2. Основные  задачи денежно-кредитной политики  определяются приоритетами, предусмотренными  проектом прогноза социально-экономического  развития Республики Беларусь.

3. Национальный  банк в своей деятельности  исходит из необходимости поддержки  предусмотренных на 1998 год и последующие  годы Президентом и Правительством  Республики Беларусь подходов  к ускорению рыночных реформ, сужению государственного вмешательства  в экономику, освобождению цен  от государственного регулирования  (кроме цен естественных монополий), уменьшению дефицита государственного  бюджета и расширению покрытия  его на основе государственных  ценных бумаг, либерализации внешнеэкономической  деятельности, развитию приватизационных  процессов с целью финансового  оздоровления экономики, стабилизации  и создания базы для поступательного  её развития.

4. Главная  стратегическая цель денежно-кредитной  политики - обеспечение снижения  инфляции до уровня, не превышающего 2,5% в среднем за месяц, а к концу года - до 1-1,5% в месяц.

5. Целевыми  ориентирами денежно-кредитной политики  являются:

- поддержание  макроэкономической стабилизации;

- недопущение  падения курса национальной валюты - белорусского рубля свыше 80% от уровня инфляции;

- обеспечение  положительных процентных ставок  по кредитам и срочным депозитам;

- повышение  роли денежных сбережений и  долгосрочных кредитов в активизации  инвестиционных процессов;

- увеличение  резервов международной ликвидности;

-укрепление  и повышение эффективности банковской  системы, содействие становлению  специализированных кредитно-финансовых  учреждений;

- защита  экономических интересов участников  денежно-кредитных отношений;

- развитие  рынка ценных бумаг как   одного из важнейших средств  регулирования денежно-кредитных  отношений.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Государственное и муниципальное управление: справочник. – М.: «Издательство Магистр», 1997, с.150
  2. К.Р. Макконнелл С.Л. Брю Экономикс. 14 издание,  Москва 2002 с. 487
  3. Долан Э. Дж. Линдсей Д. Макроэкономика с-45
  4. И. М. Лемешевский Макроэкономика (экономическая теория часть 3), Минск, 2004
  5. Экономическая теория под общей редакцией Давыденко Л.Н., Минск,2007
  6. Экономическая теория Учебник для вузов, Питер1997
  7. Бобрович, .В. Выбор режима денежно-кредитной политики в современных условиях Республики Беларусь //   веснiк БДЭУ.- 2009.- № 2.- с. 72 -78.ББК 65.26(4Беи)
  8. Бобко, А. Фискальная и монетарная политики: необходимость и предпосылки координации //   Банкаусм веснiк.- 2009.- № 10 (красавiк). -С. 48-52.ББК 65.26
  9. Богданкевич, С.А. монетарные и валютные аспекты экономической политики //   экономика. Финансы.Управление.- 2006.- №3.- С. 75-82.
  10. Рыкова, Л.М. роль банковского надзора в обеспечении монетарных целей //   Веснтк БДЭУ.- 2008.- № 4.- С. 67-71.ББК 65.262.10
  11. Бриштелев, А.С. теоретические подходы к моделированию процентного канала трансмиссионного механизма монетарной политики // Белорусский экономический журнал.- 2006.- №4.- С. 63-70.
  12. Интернет ресурс: http://alleng.ru/

1 Государственное и муниципальное управление: справочник. – М.: «Издательство Магистр», 1997, с.150

2 К.Р. Макконнелл С.Л. Брю Экономикс. 14 издание,  Москва 2002 с. 487

3 Иришев Б.К. Денежно-кредитная политика: концепция и механизм Чалым 1990 с-31

4 Долан Э. Дж. Линдсей Д. Макроэкономика с-45


Информация о работе Денежно-кредитная политика