Денежно-кредитная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 15:22, курсовая работа

Описание работы

Длительное время в нашей стране полностью отрицались любые экономические теории, которые не были основаны на трудах Маркса, Энгельса, Ленина. В результате это привело к серьезному застою в области теории денег, одной из самых динамичных и развивающихся составных частей экономической теории. С переходом к рыночной экономике мы поворачиваемся лицом к этой теории: это классическая теория денег, количественная теория денег, монетаризм, кейнсианство и т.д. Каждая из них предлагала свои связи и зависимости между деньгами, объемом производства, финансовыми рынками, рынками рабочей силы, товаров.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ЦЕЛИ И ИНСТРУМЕНТЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ 6
1.1 Понятие денежно-кредитной политики. Цели денежно-кредитной политики 6
1.2. Инструменты денежно-кредитной политики 11
1.2.1. Операции на открытом рынке 13
1.2.2. Изменение учетной ставки реферансирования 15
1.2.3. Изменение норм обязательных резервов 18
1.2.4. Ограничение кредитования 20
2.ТИПЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ 22
3. ОСОБЕННОСТИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУС 24
3.1. Режим монетарной политики в странах с переходной экономикой 24
3.2. Режим денежно-кредитной политики в РБ 26
3.2.1. Денежно-кредитная политика РБ по состоянию на 2009 34
3.2.2.Перспективы развития денежно-кредитной политики РБ 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 41

Работа содержит 1 файл

kursovaya1.docx

— 93.37 Кб (Скачать)

В предыдущие годы основной индикатор канала процентных ставок — уровень ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь - отражал уже произошедшие в состоянии экономики изменения. Национальному банку необходимо стремиться воздействовать с помощью ставки рефинансирования на уровень ликвидности банковской системы, объем денежного предложения и, соответственно, инфляцию. Это позволит развивать управление ценой денег в экономике и тем повысить роль ставки рефинансирования в качестве средства и сигнала проводимой монетарной политики. Проблема в том, что в условиях избыточной ликвидности коммерческие банки не испытывают существенной потребности в заимствованиях у Национального банка и ставки по инструментам рефинансирования не оказывают значимого влияния на денежные показатели.

Процентный  канал тесно связан с каналом  активов, так как изменение процентных ставок влияет на цены различных активов. При понижении процентных ставок денежного рынка цены на актины должны, при прочих равных условиях, расти, поскольку снижение процентных ставок уменьшает доходность денег как актива, и экономические агенты начинают искать альтернативные пути вложения капитала .

Канал цены активов определяет влияние монетарной политики на цены облигаций, акций, недвижимости и других внутренних активов, обусловливающих финансовое состояние участников фондового рынка и их решения относительно сбережений, потребления и инвестиций. Изменения цен на активы определяют объем ресурсов и ликвидных средств, которые могут быть направлены в инвестиции и на обслуживание задолженностей.

Особенности передачи монетарных импульсов через  цены па активы и реакции субъектов  рынка на эти импульсы в условиях переходной экономики характеризуются  степенью развитости финансового рынка  страны в целом и наличием альтернатив  инструментам денежного рынка. Ввиду  того, что в данный момент в Беларуси отмечаются неразвитость фондового  рынка и высокий удельный вес  государственных ценных бумаг, то эффективность  канала активов очень низкая.

Канал обменного курса действует посредством эффекта изменения относительных цен и балансового эффекта. Эффект изменения относительных цеп проявляется в динамике спроса на отечественные товары и услуги, которые становятся дороже или дешевле в сравнении с импортными, что изменяет совокупный спрос в экономике. Балансовый эффект связан с наличием в балансах предприятий и финансовых организаций обязательств в иностранной валюте. Если эти обязательства не покрываются на сто процентов активами в иностранной валюте, то изменение курса национальной валюты может привести к изменению уровня собственного капитала и величины риска неисполнения

обязательств  в иностранной валюте, что, в свою очередь, отражается па динамике общегосударственных  расходов и заимствований.

Изменение курса национальной валюты по отношению  к иностранной ведет к удорожанию или удешевлению импорта в  пересчете на национальную валюту и, соответственно, вынуждает предприятия, использующие импортные материалы, сырье, комплектующие, соответствующим  образом реагировать на изменение  себестоимости продукции, регулируя  отпускные цены даже при отсутствии изменений в совокупном спросе экономики.

Влияние валютного курса на экономику  страны зависит от степени воздействия  изменений валютного курса на цены товаров и от потоков капитала. Эти факторы могут существенно  ограничить возможности проведения гибкой курсовой политики, что прямо  воздействует на цены импортируемых  товаров и услуг в национальной валюте. Размер эффекта изменений  курса на общий уровень инфляции зависит от удельного веса импорта, масштабов и сроков волатильности  валютного курса. При значительных потоках капитала для центрального банка может оказаться затруднительным  и дорогостоящим управлять ликвидностью в условиях, когда банки используют внешние активы в ответ на повышение внутренних процентных ставок по долларовым инструментам.

Для экономики Республики Беларусь при недостаточно развитых финансовых рынках, высоком уровне долларизации и пассивной процентной политики основной капал трансмиссии —  канал валютного курса.

В условиях перехода к режиму инфляционного  таргетирования важным вопросом в отношении структуры активности трансмиссионного механизма является способ планомерного отхода от курсовой привязки. Этот процесс требует заблаговременной подготовки, правильного выбора сроков и надежной основы экономической политики, создания необходимых институциональных и макроэкономических условий.

Для успешного  перехода к более гибким режимам  валютного курса рекомендуется обеспечить следующие компоненты: развитый и ликвидный внутренний валютный рынок; последовательное снижение роли интервенционной политики и наличие адекватных систем нивелирования валютного риска.

Предполагается  уменьшение роли Национального банка  в регулировании внутреннего  валютного рынка, увеличение скорости и объемов потоков информации, улучшение микроструктуры рынка. На рынке должна существовать развитая структура управления рисками и  минимизации дестабилизационных торговых действий. Жесткость валютного курса  препятствует развитию валютного рынка, так как его участники имеют меньше стимулов к изучению тенденций динамики валютного курса, открытию больших валютных позиций или управлению рисками.

Стратегия интервенций и вмешательства государства в валютно-экономические отношения рынка должны носить опосредованную роль и снижать влияние в ходе структурных реформ, Национальный банк должен иметь инструменты стимулирования развития рынка, сократив до минимума собственные операции с банками и принимая сформировавшиеся рыночные цены. Должны быть отменены правила, ограничивающие рыночную деятельность: требование обязательной продажи иностранной валюты центральному банку, различного рода ограничения: на межбанковские сделки, на текущие операции, на отдельные операции с капиталом. Также необходимо упрощение валютного законодательства и недопущение частых и специальных изменений.

В ряде стран в качестве промежуточного режима при переходе к другому  номинальному «якорю» использовался (постепенно расширяющийся) скользящий коридор, причем иногда в течение достаточно длительного времени (например, в Венгрии, Израиле, Польше, Чили).

Реальный  сектор экономики следует подготовить к повышению влияния валютного риска на их деятельность. Соответственно, должна быть построенаразвитая система страхования валютного риска путем определения оптимальных правил ведения открытых валютных позиций и установления благоприятных условий использования производных ценных бумаг.

При переходе от режима таргетирования валютного  курса к режиму таргетирования инфляции первой фазой может быть экономическая  программа достижения определенных инфляционных ориентиров, в трансмиссионном  механизме которой валютный капал  будет играть преимущественную роль. Последующие этапы перехода должны активизировать канал процентной ставки, валютный же канал должен впоследствии играть второстепенную роль.

Таким образом, режим таргетирования валютного курса эффективно функционировал на первых этапах переходного периода экономики Республики Беларусь. В экономических условиях современного этапа транзитивного периода целесообразен эволюционный переход к монетарному режиму таргетирования инфляции, который по сути является таргетированием синтеза целого набора показателей финансового и реального секторов экономики, обусловливающих инфляционные процессы.

Применение  нового денежно-кредитного режима видоизменит  и структуру трансмиссионного механизма, отражающего характер и степень  активности каналов передачи регулирующих импульсов между финансовым и  реальным секторами экономики. В этой связи важно недопущение искажений сигналов передаточного механизма монетарной политики, снижающих эффективность проводимых мероприятий.С учетом современных условий функционирования трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики Республики Беларусь переход к режиму инфляционного таргетирования требует:

  • формирования полноценного, ликвидного, эффективного и безопасного финансового рынка:
  • развития всех сегментов рынка ценных бумаг;
  • организации и активизации деятельности страховых, ипотечных, пенсионных, инвестиционных, венчурных и других фондов;
  • повышения роли процентного канала в трансмиссионном механизме мо нгтарной политики;
  • перехода к более гибкой системе курсообразования;
  • снижения степени долларизации экономики:
  • устранения фискальных причин инфляции;
  • сокращения административного регулирования цен;
  • совершенствования инструментов воздействия и системы моделирования инфляционных процессов.

В Республике Беларусь стабильное и  устойчивое функционирование платежной  системы связывается с недопущением системного риска, определяется условиями  на денежном рынке и зависит от способности банков отвечать по своим  текущим обязательствам. Системный  риск - ситуация в системе межбанковских  расчетов, когда неспособность одного участника выполнить денежные обязательства  приводит к невозможности выполнения обязательств другими участниками. На схеме 3.4 отражена положительная обратная связь между различными факторами в процессе возникновения системного риска. [15, с.14].

 



 


 

   





 

Рис. 3.4. Положительная обратная связь между различными областями системного риска

 

Так, результатом увеличивающего спроса на депозитные деньги в банковской системе является необходимость  повышения банками своей ликвидности  путем продажи удерживаемых ими  активов на рынке капиталов, что  в итоге приводит к снижению их стоимости и в значительной степени  может повлиять на стоимость залога, принимаемого в качестве обеспечения  под выдаваемые кредиты. К таким  же последствиям нередко приводит избыточное кредитование экономических субъектов  в случае их неспособности отвечать по своим обязательствам, что создает  потенциальные проблемы для банков и снижает их способность по кредитованию платежеспособных субъектов хозяйствования. Каждый из указанных факторов способен привести к системному риску. Если они  проявляются одновременно, то возможен полноценный финансовый кризис.

Формирование  безопасной платежной системы позволяет  в случае возникновения системного риска осуществлять финансирование платежеспособных субъектов хозяйствования, связанное с выполнением текущих  обязательств, что предотвращает  передачу системного риска через  платежную систему. Таким образом, платежная система является основным каналом передачи системного риска, и с целью его недопущения  должна обеспечивать надежную взаимосвязь  между банками, а также иметь  соответствующие процедуры выявления  и предотвращения различных факторов риска.

3.2.1. Денежно-кредитная политика РБ по состоянию на 2009

Все показатели основных направлений денежно-кредитной политики Беларуси в январе-октябре 2009 года выполнены. Об этом доложил 20.11.09 Президенту Беларуси Александру Лукашенко председатель правления Национального банка Беларуси Петр Прокопович.

На сегодняшний  день стабильным остается курс национальной валюты, который по отношению к корзине иностранных валют колеблется объявленного коридора +/-10%.

За последнее  время Национальный банк Беларуси значительно  нарастил золотовалютные резервы. За 10 месяцев текущего года международные  резервные активы Беларуси, рассчитанные в соответствии с методологией МВФ, увеличились более чем в 1,4 раза - с $3,1 млрд. на 1 января до $4,43 млрд. на 1 ноября. Национальный банк и в дальнейшем будет наращивать золотовалютные резервы. Ожидается, что на 1 января 2010 года они  составят не менее $5 млрд., что будет  хорошей основой для обеспечения  дальнейшей стабильности национальной валюты.

Президенту  также было доложено, что в Беларуси закончила работу очередная миссия МВФ по программе "стэнд-бай". По состоянию на 1 октября 2009 года Национальный банк выполнил все показатели по ней. Итоги работы миссии в ближайшее время будут рассмотрены на заседании Совета директоров МВФ. "Мы уверены в том, что очередной транш кредита МВФ будет получен в декабре", - отметил Петр Прокопович. Это также улучшит ситуацию в стране, в том числе с золотовалютными резервами.

Банковская  система в текущем году обеспечивает необходимое кредитование экономики. Этот показатель по сравнению с 1 ноября 2008 года увеличился более чем в 1,4 раза, льготное кредитование жилья - в 1,7 раза.

Нацбанком проводится работа по совершенствованию  процентной политики. "Достигнуто соглашение с МВФ о том, что мы можем  начинать процесс снижения процентных ставок. Мы планируем, что уже с 1 декабря 2009 года ставка рефинансирования будет уменьшена на 0,5 процентного  пункта - с нынешних 14% годовых до 13,5% годовых", - сказал руководитель Нацбанка. Он заверил, что уже в  первом полугодии 2010 года процентные ставки на белорусском рынке выйдут на докризисный  уровень.

Информация о работе Денежно-кредитная политика