Денежно-кредитная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 15:22, курсовая работа

Описание работы

Длительное время в нашей стране полностью отрицались любые экономические теории, которые не были основаны на трудах Маркса, Энгельса, Ленина. В результате это привело к серьезному застою в области теории денег, одной из самых динамичных и развивающихся составных частей экономической теории. С переходом к рыночной экономике мы поворачиваемся лицом к этой теории: это классическая теория денег, количественная теория денег, монетаризм, кейнсианство и т.д. Каждая из них предлагала свои связи и зависимости между деньгами, объемом производства, финансовыми рынками, рынками рабочей силы, товаров.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ЦЕЛИ И ИНСТРУМЕНТЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ 6
1.1 Понятие денежно-кредитной политики. Цели денежно-кредитной политики 6
1.2. Инструменты денежно-кредитной политики 11
1.2.1. Операции на открытом рынке 13
1.2.2. Изменение учетной ставки реферансирования 15
1.2.3. Изменение норм обязательных резервов 18
1.2.4. Ограничение кредитования 20
2.ТИПЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ 22
3. ОСОБЕННОСТИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУС 24
3.1. Режим монетарной политики в странах с переходной экономикой 24
3.2. Режим денежно-кредитной политики в РБ 26
3.2.1. Денежно-кредитная политика РБ по состоянию на 2009 34
3.2.2.Перспективы развития денежно-кредитной политики РБ 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 41

Работа содержит 1 файл

kursovaya1.docx

— 93.37 Кб (Скачать)

 

 

сОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ЦЕЛИ И ИНСТРУМЕНТЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ 6

1.1 Понятие денежно-кредитной политики. Цели денежно-кредитной политики 6

1.2. Инструменты денежно-кредитной политики 11

1.2.1. Операции на открытом рынке 13

1.2.2. Изменение учетной ставки реферансирования 15

1.2.3. Изменение норм обязательных резервов 18

1.2.4. Ограничение кредитования 20

2.ТИПЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ 22

3. ОСОБЕННОСТИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУС 24

3.1. Режим монетарной политики в странах с переходной экономикой 24

3.2. Режим денежно-кредитной политики в РБ 26

3.2.1. Денежно-кредитная политика РБ по состоянию на 2009 34

3.2.2.Перспективы развития денежно-кредитной политики РБ 36

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 41

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Длительное время в  нашей стране полностью отрицались любые экономические теории, которые  не были основаны на трудах Маркса, Энгельса, Ленина. В результате это привело  к серьезному застою в области  теории денег, одной из самых динамичных и развивающихся составных частей экономической теории. С переходом  к рыночной экономике мы поворачиваемся лицом к этой теории: это классическая теория денег, количественная теория денег, монетаризм, кейнсианство и т.д. Каждая из них предлагала свои связи и  зависимости между деньгами, объемом  производства, финансовыми рынками, рынками рабочей силы, товаров.

В настоящее время синтез теорий денег и денежного обращения  составляет методологическую основу практически  всех денежных школ современного мира, а также является базой для  фактической деятельности цивилизованных государств по экономическому регулированию  экономики на основе сочетания денежно - кредитной, налогово - бюджетной политики.

Под денежно-кредитной политикой  государства понимают совокупность экономических мер по регулированию  кредитно-денежного обращения, направленных на обеспечение устойчивого экономического роста, путем воздействия на уровень  и динамику производства, занятости, инфляции, инвестиционной активности и других макроэкономических показателей. Изменение таких макроэкономических показателей происходит потому, что посредством монетарных методов можно изменить предложение денег в экономической системе. Механизм воздействия денежно-кредитной политики на основные переменные народнохозяйственного комплекса, а также результат корреляции между приращением денежной массы и состоянием экономики по-разному расценивается в кейнсианской и монетаристской теориях, используемых для принятия денежными властями практических решений.

«Денежно  – кредитная политика (англ. Monetary policy) представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, предпринимаемых Центральным банком в целях регулирования совокупного спроса путем планируемого воздействия на состояние кредита и денежного обращения.

Центральный банк играет ключевую роль и занимает монопольное положение не только в сфере эмиссии банкнот, но и  в сфере проведения денежной политики государства, которая рассчитана на краткосрочные периоды и ведется косвенными методами. Целями кредитно-денежной политики являются: регулирование темпов экономического роста; смягчение циклических колебаний на рынке товаров, капитала и рабочей силы; сдерживание инфляции; достижение сбалансированности платежного баланса.»1

Для того чтобы народное хозяйство в рамках смешенной  экономики развивалось устойчиво необходимо существование четкого механизма денежно-кредитного регулирования. В идеале денежно-кредитная политика должна обеспечивать стабильность цен, полную занятость и экономический рост - таковы ее высшие и конечные цели.

В качестве проводника денежно-кредитной  политики выступает Центральный  Эмиссионный Банк государства. Такими банками, например, являются центральный  банк Российской Федерации, Банк Англии, Банк Японии, национальный банк Республики Беларусь. В некоторых странах  функции центрального денежно-кредитного учреждения выполняет целая группа банков (в США, например - Федеральная  Резервная Система). Влияя на основной объект монетарной политики - денежную массу, центральный финансовый орган  играет одну из ведущих ролей в  государственном регулировании  рыночной экономики. Наделенный государством эмиссионным правом, Центральный  Банк реализует политику стабилизации экономики, достижения товарно-денежной сбалансированности.

В данной работе будут рассмотрены принципы и цели кредитной политики, ее инструменты  и проблемы ее реализации в трансформационной  экономике. В качестве наглядного примера  будет изучена монетарная политика Беларуси.

 

  1. Цели и инструменты денежно-кредитной политики

    1. Понятие денежно-кредитной политики. Цели денежно-кредитной политики

 

Денежно-кредитная  политика в промышленно развитых странах рассматривается как  инструмент «тонкой настройки» экономической  конъюнктуры, как оперативное и  гибкое дополнение бюджетной политики. Сложившаяся мировая практика показывает, что через денежно-кредитную политику государство воздействует на денежную массу и процентные ставки, а они, в свою очередь – на потребительский  и инвестиционный спрос.

Денежно-кредитная политика базируется на принципах монетаризма и имеет  ряд преимуществ перед фискальной политикой. Прежде всего, она обладает быстротой и гибкостью, а поскольку  проводится Центральным Банком, а  не парламентом страны, то в значительной мере изолирована от политического  лоббизма.

Уже упоминалось что, денежно-кредитная политика представляет собой меры по регулированию денежного рынка с целью стабилизации экономики. Поэтому монетарная политика является разновидностью антициклической (стабилизационной) политики. Она направлена на сглаживание циклических колебаний макроэкономики и используется для воздействия на экономику прежде всего в краткосрочном периоде.

Кредитно-денежная политика в самом общем виде может быть определена как действие,  проводимое  в сфере денежного обращения  и кредита специальными органами. Структура кредитно-денежной системы  представлена на схеме (рис. 1.1)

Рис. 1.1. Структура кредитно-денежной системы

 

Объектом  монетарной политики в самом общем  виде выступают спрос и предложение  денег.

Денежная политика сама по себе имеет ряд конечных целей, ориентиров, которых должен придерживаться ЦБ для достижения запланированных  результатов. Прежде всего это обеспечение экономического роста, что позволит в дальнейшем решить проблему снижения благосостояния нации и недостаточно развитой национальной безопасности. Кроме того, экономический рост подразумевает количественное совершенствование, рост основных макроэкономических показателей главным образом ВВП, снижение уровней инфляции и безработицы, достижение равновесного состояния экономики. Следующей целью кредитно-денежной политики следует назвать формирование полной занятости всех ресурсов: рабочей силы, земли, капитала, инвестиций и т. д. Благодаря этому станет возможным добиться относительной стабильности цен. Сегодня на рынке труда, недвижимости и иных типах рынков мы наблюдаем дисбаланс в спросе и предложении, что является первопричиной скачкообразной динамики ценообразования. Наконец, последней целью кредитно-денежной политики ЦБ можно назвать достижение устойчивого платежного баланса.

Разработка  стратегии денежно-кредитной политики предполагает два этапа: определение  её основной конечной цели; определение  промежуточной цели и полномочий, которые могут быть делегированы монетарным властям. Цели денежно-кредитной  политики, воспринимаемые как её стратегия, поддаются классификации: по границам действия -внутренние и внешние, по времени действия - промежуточные  и конечные. Разграничение внутренних и внешних, промежуточных и конечных целей не должно восприниматься как  абсолютное их противопоставление. На самом деле существует лишь общая  денежно-кредитная политика, предполагающая наличие тесных связей между ними, в значительной степени взаимообуславливаемых  и взаимозависимых.

Для того чтобы денежно-кредитная политика была эффективной, должны быть сформулированы два аспекта её функции: сама промежуточная  цель; признак, показывающий, что проводимая политика соответствует преследуемой цели. Стратегия денежно-кредитной  политики может выражаться в двух категориях количественных целей: количестве денег и объеме кредитов. В различных  странах отмечается многообразие промежуточных  целей. Большинство развитых стран  обращаются к целям количественных изменений денежной массы. Круг составляющих понятие "денежная масса" чрезвычайно  широк: от непосредственных платежных  средств до более широких агрегатов, включающих ликвидные или краткосрочные  размещения денег. Целесообразнее принять  кредитную цель или иногда денежную цель совмещать с нею. Реализация кредитных целей оказывается  тем проще, чем значительнее задолженность  экономических агентов перед банками как основным источником финансирования экономики.

Наряду  с конечными и промежуточными целями денежно-кредитная политика может преследовать также и селективные  цели, заключающиеся в ориентации кредитного процесса на приоритетные направления. Эти цели в равной степени  могут касаться: экономического сектора (жилищное строительство, сельское хозяйство  и т.д.); экономической функции (производительные капиталовложения, экспорт и т.д.); экономического агента (мелкие и средние  предприятия, кооперативы, предприятия, находящиеся в затруднительных  ситуациях); конкретной продукции (автомобили, бытовая техника, зерновые культуры и т.д.); видов кредитов (инвалютные авансы).

Либерализация внешнеэкономической деятельности, валютных обменов и движения капиталов, значительное увеличение доли внешней  торговли в экономическом балансе  страны, развитие международных банковских операций обусловливает все более  важную роль внешних аспектов денежно-кредитной  политики.

Внешнее равновесие ассоциируется с равновесием  основного (платежного) баланса, которое  в значительной степени может  автономно влиять на уровень валютного  курса независимо от движения долгосрочных капиталов и текущих платежей. Однако равновесие платежного баланса  не обеспечивает автоматически краткосрочную  стабильность валютного курса, хотя в отношении среднесрочного курса  оно часто оказывается единственным эффективным средством.

В ситуации неуравновешенности платежного баланса, обусловленной слишком интенсивной  экономической экспансией в стране, возможны различные схемы возврата к равновесию: изменение цен, прямое регулирование с помощью денег  или изменение процентной ставки.

В регулировании  платежного баланса с помощью  цен особая значимость придается  изменениям денежной массы и их влиянию  на внутренние цены. Внешний дефицит  выражается оттоком денег, что вызывает торможение экономической активности и понижение цен, тогда как  страны, имеющие положительное сальдо, переживают расширение производства и  рост цен.

Прямое  регулирование с помощью денег  рассматривает платежный баланс во всей его глобальности и выявляет роль внутренней денежно-кредитной  политики, в частности, кредитной  политики во внешнем равновесии.

Ставка  на фактор запасов денег, связанная  с внешним дефицитом, выражается напряжением на рынке капиталов  стран с дефицитом; напротив, денежная экспансия имеет место в странах  с избытком. Норма процента имеет  тенденцию к повышению в первых странах, тогда как во-вторых она  ориентирована на понижение. Повышение  стоимости денежных займов приводит к частичному снижению спроса на кредиты, что тормозит внутренний спрос и  импорт. Кроме того, совокупность движений капиталов в зависимости от разнообразия нормы процента может способствовать быстрому восстановлению равновесия, даже раньше установления равновесия баланса текущих сделок.

В реализации денежно-кредитной политики выделяются следующие этапы:

    1. критическая оценка ситуации, конкретизация задач социально-экономического развития на предстоящий период;
    2. подбор конкретных инструментов денежно-кредитной политики с учетом доминирующих теоретических конструкций;
    3. приведение в движение избранных монетарных факторов воздействия, контроль за ситуацией в денежно-кредитной сфере;
    4. передача воздействия мобилизованных средств воздействия или монетарных факторов (кредитование, инвестирование, изменение процентной ставки и т. д.) на экономические процессы.

1.2. Инструменты  денежно-кредитной политики

 

Кредитно-денежная политика проводится в жизнь совместными усилиями правительства и центрального банка. При этом основным субъектом кредитно-денежной политики является именно центральный банк, который строит свою деятельность по двум важнейшим направлениям. Первое обеспечивает нормальную работу валютной системы страны в целом, т. к. устойчивая национальная валюта – важнейший элемент инфраструктуры рынка. Второе направление – влияние на кредитную деятельность частных (коммерческих) банков, причем строящееся так, чтобы должным образом обеспечивались интересы государства.  Центральный банк, таким образом, призван, с одной стороны, управлять, корректировать, регулировать все денежные потоки внутри страны и на мировой арене, с другой стороны, на основе денежных инструментов и потоков регулировать макропропорции в экономике и отчасти во всем обществе исходя из его потребностей и места в мировом хозяйстве. Для реализации кредитно-денежной политики государства центральный банк использует соответствующий набор инструментов (Таблица 1. 1.).

Информация о работе Денежно-кредитная политика