Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 15:22, курсовая работа
Длительное время в нашей стране полностью отрицались любые экономические теории, которые не были основаны на трудах Маркса, Энгельса, Ленина. В результате это привело к серьезному застою в области теории денег, одной из самых динамичных и развивающихся составных частей экономической теории. С переходом к рыночной экономике мы поворачиваемся лицом к этой теории: это классическая теория денег, количественная теория денег, монетаризм, кейнсианство и т.д. Каждая из них предлагала свои связи и зависимости между деньгами, объемом производства, финансовыми рынками, рынками рабочей силы, товаров.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ЦЕЛИ И ИНСТРУМЕНТЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ 6
1.1 Понятие денежно-кредитной политики. Цели денежно-кредитной политики 6
1.2. Инструменты денежно-кредитной политики 11
1.2.1. Операции на открытом рынке 13
1.2.2. Изменение учетной ставки реферансирования 15
1.2.3. Изменение норм обязательных резервов 18
1.2.4. Ограничение кредитования 20
2.ТИПЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ 22
3. ОСОБЕННОСТИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУС 24
3.1. Режим монетарной политики в странах с переходной экономикой 24
3.2. Режим денежно-кредитной политики в РБ 26
3.2.1. Денежно-кредитная политика РБ по состоянию на 2009 34
3.2.2.Перспективы развития денежно-кредитной политики РБ 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 41
Таблица 1.1. Институты кредитно-денежной политики
Инструменты политики |
Общая характеристика |
Денежная эмиссия |
Рост наличных денег в обращении |
Резервная политика |
Установление ЦБ нормативов обязательного отчисления в резервы части средств, поступающих на депозитные счета коммерческих банков (и других финансовых институтов). |
Валютная политика |
Оказание непосредственного |
Политика открытого рынка |
Продажа и покупка ЦБ ценных бумаг |
Учетная политика |
Установление ЦБ учетной ставки или ставки рефинансирования за предоставление ссуды коммерческому банку |
При осуществлении
кредитно-денежной политики возможно
использование инструментов как
прямого (лимиты кредитования, регулирование
ставки процента), так и косвенного
регулирования (изменение нормы
обязательных резервов, изменение ставки
рефинансирования, операции на открытом
рынке). Эффективность использования
косвенных инструментов регулирования
тесно связана со степенью развития
денежного рынка. Как показывает
мировая практика и российский опыт
реформирования, в переходных экономиках
особенно на первых этапах преобразований,
используются и прямые, и косвенные
инструменты с постепенным
При реализации кредитно-денежной политики центральный банк воздействует прежде всего на денежную массу – полный объем выпущенных в обращение наличных и безналичных денег. В соответствии с уравнением обмена И. Фишера (уравнением количественной теории денег) обращающаяся в стране денежная масса должна соответствовать сумме цен выпущенных товаров и услуг, с учетом того, что одни и те же денежные знаки могут обслуживать товарообмен несколько раз в году. Таким образом:
, или
где M – количество денег;
V – скорость обращения 1 денежной единицы (сколько раз за определенный промежуток времени банкнота переходит из рук в руки);
P – цена;
Q– количество товаров и услуг.
Этот инструмент монетарной политики является наиболее важным и самым оперативным средством конроля за денежной массой в разных странах. Операции на открытом ранке представляют собой покупку и продажу центральным банком государственных ценных бумаг на вторичных рынках ценных бумаг (деятельность ЦБ на первичных ранках, как правило, запрещена законом.) Объектом операций на открытом рынке служат преимущественно казначейские векселя и краткосрочные государственные облигации.
Центральный банк покупает и продает государственные ценные бумаги коммерческим банкам (банковскому сектору), а также населению – домохозяйствам и фирмам (небанковскому сектору).
Покупка
центральным банком государственных
облигаций и в первом и во втором
случае увеличивает резервы
Если центральный банк покупает ценные бумаги у коммерческого банка, он увеличивает сумму его резервов, что повышает кредитные возможности банка и ведет к депозитному (мультипликативному) расширению.
Если центральный банк покупает ценные бумаги у населения (домохозяйств и фирм) и если продавец вкладывает полученную у центрального банка сумму на свой счет в коммерческом банке, резервы коммерческого банка увеличатся и предложение денег возрастет на ту же величину, как в случае, когда центральный банк покупает государственные ценные бумаги у коммерческого банка.
Таким образом, операции на открытом рынке, как и изменение учетной ставки процента, влияют на изменение предложения денег, воздействуя лишь на величину резервов и поэтому кредитных возможностей коммерческих банков. Изменения величины банковского мультипликатора не происходит.
Покупка ценных бумаг центральным банком используется как средство оперативного воздействия на экономическую ситуацию в период спада. Если же экономика «перегрета», то в целях борьбы с инфляцией центральный банк должен продавать государственные ценные бумаги на открытом рынке. Это существенно ограничевает кредитные возможности коммерческих банков, сокращая их резервы, что ведет к мультипликативному сжатию денежной массы и в том случае, когда центральный банк продает государственные ценные бумаги коммерческим банкам, и тогда, когда покупателями выступают домашние хозяйства и фирмы, и оказывает сдерживающие влияние на экономическую модель.
Итак, инъекции в банковские резервы, как результат покупки, и изъятия из них, как результат продажи центральным банком государственных ценных бумаг, приводят к быстрой реакции банковской системы, действуют более тонко, чем другие инструменты монетарной политики, поэтому операции на открытом рынке представляют собой наиболее эффективный, оперативный и гибкий способ воздействия на величину предложения денег.
Учетная ставка процента – это ставка процента, по которой центральный банк предоставляе кредиты коммерческим банкам. Коммерческие банки прибегают к займам у центрального банка, если они неожиданно сталкиваются с необходимого пополнения резервов или для выхода из сложного финансового положения. В последнем случае центральный банк выступает в качестве кредитора последней инстанции (рис. 1.2.)
Центральный Увеличение денежной резервов коммерческих
банк
базы
Кредитование
коммерческих банков
(рефинансирование)
Увеличение
денежной
Рис.1.2.
Устанавливая учетную ставку, ломбардную ставку или ставку рефинансирования, ЦБ страны определяет коммерческим банкам лишь общие экономические условия доступа к централизованным кредитам, стремится повлиять на степень доходности и прибыльности банковских операций.
На практике, чтобы повысить эффективность воздействия ЦБ страны на денежно-кредитную сферу, процентная политика дополняется специальными условиями и административными мерами воздействия.
В итоге формируется «порядок рефинансирования» национальной банковской системы (рис. 1.3.).
На рисунке 1.3. в обобщенной форме представлены основные итоги предыдущего анализа выполнения ЦБ страны функции «кредитора последней инстанции». Видно, что сочетание конкретной процентной политики и условий проведения соответствующей операции формирует разновидность политики ЦБ страны.
Чистое кредитование
(рефинансирование)
Операция ЦБ
Учетная ставка Ломбардный процент Ставка рефинансирования Процентная ставка
Условия проведения операций по учету векселей, их залогу; по залогу ценных бумаг
правительства с правом выкупа; предоставление платежных кредитов
Денежно- кредитная политика РБ
Дисконтная Ломбардная Рефинансирования Кредитования Другие виды
Система рефинансирования
Рис. 1.3. Основные элементы современной системы рефинансирования коммерческих банков
Политика предоставления ЦБ коммерческих кредитов по учетной ставке называется политикой дисконтного окна(дисконтная политика).
Действительно,
коммерческий банк имеет возможность
переучесть в ЦБ имеющиеся у него
векселя хозяйствующих
надежных (в его понимании) векселедателей, кроме того — ввести
соответствующий лимит на проведение таких операций коммерческими банками.
Подобные ограничения могут быть введены и для ломбардных кредитов под залог ценных бумаг правительства.
Для стабилизации
национальной системы платежей и
поддержания ликвидности
Осуществляя мероприятия по поддержке проблемных коммерческих банков, ЦБ может принять решение о предоставлении особых стабилизационных кредитов.
Пример. В США кредиты по учетной ставке ФРС для коммерческих банков бывают трех типов. Корректирующий кредит — наиболее общий вид кредитования, к которому прибегают американские банки для разрешения проблемы ликвидности в краткосрочном периоде. Такой кредит может быть получен по телефонному звонку руководства банка, предоставляется на 1-2 дня. Сезонный кредит предоставляется по сезонной схеме в определенное время года том банкам, которые сотрудничают с сельскохозяйственными производителями. Расширительный кредит выдается коммерческим банкам, которые испытывают серьезные проблемы с ликвидностью из-за нехватки депозитов. Банки, рассчитывающие получить такой кредит, должны представить план восстановления ликвидности.2
Следует признать, что ЦБ страны не может повлиять на весь объем рефинансирования. Поэтому есть смысл денежную базу разделить на две части: первая полностью контролируется ЦБ, вторая менее всего подвержена такому контролю.
Первая часть (незаимствованная денежная база) преимущественно зависит от осуществления операций на открытом рынке ценных бумаг. Вторая часть порождается выдачей ЦБ расчетных кредитов коммерческим банкам.
Обязательные
резервы — установленная
Рефинансирование центральным банком происходит только тогда, когда банки второго уровня нуждаются в нем. Это условие требует, чтобы банки второго уровня не были чрезмерно ликвидными, что обеспечивается политикой обязательных резервов.
Цель
политики обязательных резервов - усилить
зависимость кредитных
Рост резервной нормы увеличивает количество необходимых резервов, которые должны держать банки. Либо банки потеряют избыточные резервы, понизив свою способность создавать деньги путем кредитования, либо же они сочтут свои резервы недостаточными и будут вынуждены уменьшить свои чековые счета и тем самым денежное предложение. Понижение резервной нормы переводит обязательные резервы в избыточные и тем самым увеличивает возможность банков создавать новые деньги путем кредитования.3
Изменение норм обязательных резервов позволяет центральному банку влиять на ситуацию в желаемом для него направлении. По интенсивности применения политика норм обязательных резервов уступает операциям на открытом рынке, однако её воздействие на банки наиболее ощутимо.