Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 15:22, курсовая работа
Длительное время в нашей стране полностью отрицались любые экономические теории, которые не были основаны на трудах Маркса, Энгельса, Ленина. В результате это привело к серьезному застою в области теории денег, одной из самых динамичных и развивающихся составных частей экономической теории. С переходом к рыночной экономике мы поворачиваемся лицом к этой теории: это классическая теория денег, количественная теория денег, монетаризм, кейнсианство и т.д. Каждая из них предлагала свои связи и зависимости между деньгами, объемом производства, финансовыми рынками, рынками рабочей силы, товаров.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ЦЕЛИ И ИНСТРУМЕНТЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ 6
1.1 Понятие денежно-кредитной политики. Цели денежно-кредитной политики 6
1.2. Инструменты денежно-кредитной политики 11
1.2.1. Операции на открытом рынке 13
1.2.2. Изменение учетной ставки реферансирования 15
1.2.3. Изменение норм обязательных резервов 18
1.2.4. Ограничение кредитования 20
2.ТИПЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ 22
3. ОСОБЕННОСТИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУС 24
3.1. Режим монетарной политики в странах с переходной экономикой 24
3.2. Режим денежно-кредитной политики в РБ 26
3.2.1. Денежно-кредитная политика РБ по состоянию на 2009 34
3.2.2.Перспективы развития денежно-кредитной политики РБ 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 41
Последствия
изменения норм обязательных резервов
не однозначны. Многократные изменения
норм минимальных резервов центральным
банком бумерангом сказываются на ликвидности
коммерческих банков и могут привести
к значительному нарушению
Политика
норм обязательных резервов влияет на
финансовый результат функционирования
банков. Действительно, эти резервы,
блокированные на текущих счетах
в центральном банке, образуют невознаграждаемую
часть активов коммерческих банков
и соответствуют, тем не менее, ресурсам,
вкладам клиентов, порождающим издержки
по управлению ими. Стерилизация в непроизводительной
форме части потенциальных
Действенность
политики обязательных резервов зависит
прежде всего от их уровня, который
не может фиксироваться раз и
навсегда. С этой точки зрения попытка
фиксировать такую норму
Этот метод кредитного регулирования представляет собой количественное ограничение суммы выданных кредитов. В отличие от рассмотренных выше методов регулирования, контингентирование кредита является прямым методом воздействия на деятельность банков. Также кредитные ограничения приводят к тому, что предприятия заемщики попадают в неодинаковое положение. Банки стремятся выдавать кредиты в первую очередь своим традиционным клиентам, как правило, крупным предприятиям. Мелкие и средние фирмы оказываются главными жертвами данной политики.
Нужно отметить, что, добиваясь при помощи указанной политики сдерживания банковской деятельности и умеренного роста денежной массы, государство способствует снижению деловой активности. Поэтому метод количественных ограничений стал использоваться не так активно, как раньше, а в некоторых странах вообще отменён.
Также центральный банк может устанавливать различные нормативы (коэффициенты), которые коммерческие банки обязаны поддерживать на необходимом уровне. К ним относятся нормативы достаточности капитала коммерческого банка, нормативы ликвидности баланса, нормативы максимального размера риска на одного заемщика и некоторые дополняющие нормативы. Перечисленные нормативы обязательны для выполнения коммерческими банками. Также центральный банк может устанавливать необязательные, так называемые оценочные нормативы, которые коммерческим банкам рекомендуется поддерживать на должном уровне.
При нарушении
коммерческими банками
Очевидно,
что использование
В зависимости
от состояния хозяйственной
Рестрикционная (рестриктивная) денежно-кредитная политика (так называемая политика "дорогих денег") направлена на ужесточение условий и ограничение объема кредитных операций коммерческих банков и повышение уровня процентных ставок. Ее проведение обычно также предполагает и сопровождается увеличением налогов, сокращением государственных расходов, а также другими мероприятиями, направленными на преодоление инфляции. Рестрикционная денежно-кредитная политика может быть использована не только в целях борьбы с инфляцией, но и для сглаживания циклических колебаний деловой активности.
Экспансионистская денежно-кредитная политика сопровождается расширением масштабов кредитования, ослаблением контроля над приростом количества денег в обращении, понижением уровня процента. Иначе эту систему методов называют еще политикой дешевых денег.
Денежно-кредитная
политика как
Выбор типа проводимой монетарной политики, а соответственно и набора инструментов регулирования деятельности коммерческих банков осуществляется Центральным банком в каждом конкретном случае исходя из состояния хозяйственной конъюнктуры. Разработанные на основе такого выбора основные направления денежно-кредитной политики утверждаются законодательным органом. При этом необходимо учитывать временной лаг между проведением того или иного мероприятия монетарного регулирования и проявлением эффекта от его реализации.
Область денежно-кредитных отношений стала активно исследоваться еще и конце 50-х — начале 60-х гг. XX в. Позже, в 80-х годах, пристальное внимание исследователей обратилось на возможность использования промежуточных целей монетарной политики в виде определенного денежно-кредитного режима таргетирования. Особый интерес в последние двадцать лет представляет специфика использования монетарных режимов таргетирования в странах с переход ной экономикой на различных стадиях трансформации. Основополагающие в сфере денежно-кредитных отношений — труды зарубежных экономистов Э. Долана, Дж. Кейнса, П. Самуэльсона, Дж. Стиглица, П. Роуза, Дж. Сакса, М. Фридмена, Ф. Хайека, Й. Фишера. Продолжили их исследования С. Фишер, Ф. Мишкин. М. Кинг, Л. Свенсон, Е. Труман. В научных работах представителей постсоветского пространства (Л.И. Абалкин, Е.Ф. Жуков, A.M. Илларионов, АЛО. Казак, Л.Н. Красавина, В.И. Колесников, О.И. Лаврушин и др.) рассматривались проблемы преимущественно государственного регулирования национальных денежно-кредитных сфер, концептуальным же аспектам функционирования трансмиссионного механизма монетарной политики и трансформации денежно-кредитного режима на разных стадиях развития переходной экономики уделено меньше внимания.
Денежно-кредитная политика независимого государства — это совокупность проводимых регулирующим институтом страны мер в области денежного обращения и кредитных отношений для придания макроэкономическим пронес сам вектора развития, обусловленного общегосударственными целями. При этом целесообразно, чтобы деятельность регулирующего института страны, направленная на оптимизацию функционирования денежно кредитного механизма, была основана на анализе динамики макроэкономических показателей предшествующих периодов и характера стратегических общегосударственных целей.
В последнее время подходы к выбору режима денежно-кредитной политики основаны на рассмотрении эффектов воздействия большого числа шоков на экономику страны. В соответствии с таким подходом оптимальным режимом будет тот, при котором минимизируются колебания в производстве, потреблении, внутреннем ценовом уровне и других макроэкономических переменных. Соответственно выбор зависит от характера и источников шоков для экономики, предпочтений общенациональных экономических целей и структурных особенностей экономики.
Для стран, чьи экономики развиваются в условиях переходного периода, вопросы определения конечных, промежуточных, операционных целей денежно-кредитной политики и выбора инструментов их реализации характеризуются сложностью и неоднозначностью решений ввиду того, что рыночная составляющая механизмов экономического регулирования в таких странах не обладает высокой степенью эффективности, а инфраструктура финансового рынка и финансовые институты недостаточно развиты для передачи необходимых импульсов экономике.
Кроме того, выбранная конкретная монетарная цель в государствах с переходной экономикой должна тесно коррелировать с конкретным этапом транзитивного процесса. Другими словами, вслед за развитием финансового рынка страны, изменениями в активности трансмиссионных каналов монетарной политики, улучшением индикативных показателей экономики должен видоизменяться и характер используемого денежно-кредитного режима.
На
начальном этапе развития экономики
переходного периода
Вместе с тем для применяемого в государстве промежуточного таргетирования обменного курса характерны сложности, связанные с косвенной реализацией конечных целей. С ростом многогранности экономических отношений начинает проявляться проблема противоречивости индикативных и контрольных показателей в основных направлениях развития монетарной политики в рамках единственного целевого ориентира.
В Республики Беларусь экономика переходного типа. Поэтому, мы можем рассмотреть монетарную политику в трансформационной экономике на примере экономики нашей страны.
Режим таргетировании валютного курса достаточно эффективно функционировал на первых этапах переходного периода экономики Беларуси, повышая доверие к национальной валюте и действиям Национального банка. Однако на современном этапе развития переходной экономики данный режим, выполнив промежуточную функцию, эволюционно требует замены на более гибкий. В пользу такого решения говорят следующие тенденции:
Главный
недостаток режима таргетирования валютного
курса состоит в его
Процентная политика в Республике
Беларусь ориентирована на снижение
процентных ставок по кредитам и депозитам
при обеспечении их положительного
уровня в реальном выражении, создание
всем агентам экономических