Денежно-кредитная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 15:22, курсовая работа

Описание работы

Длительное время в нашей стране полностью отрицались любые экономические теории, которые не были основаны на трудах Маркса, Энгельса, Ленина. В результате это привело к серьезному застою в области теории денег, одной из самых динамичных и развивающихся составных частей экономической теории. С переходом к рыночной экономике мы поворачиваемся лицом к этой теории: это классическая теория денег, количественная теория денег, монетаризм, кейнсианство и т.д. Каждая из них предлагала свои связи и зависимости между деньгами, объемом производства, финансовыми рынками, рынками рабочей силы, товаров.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ЦЕЛИ И ИНСТРУМЕНТЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ 6
1.1 Понятие денежно-кредитной политики. Цели денежно-кредитной политики 6
1.2. Инструменты денежно-кредитной политики 11
1.2.1. Операции на открытом рынке 13
1.2.2. Изменение учетной ставки реферансирования 15
1.2.3. Изменение норм обязательных резервов 18
1.2.4. Ограничение кредитования 20
2.ТИПЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ 22
3. ОСОБЕННОСТИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУС 24
3.1. Режим монетарной политики в странах с переходной экономикой 24
3.2. Режим денежно-кредитной политики в РБ 26
3.2.1. Денежно-кредитная политика РБ по состоянию на 2009 34
3.2.2.Перспективы развития денежно-кредитной политики РБ 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 41

Работа содержит 1 файл

kursovaya1.docx

— 93.37 Кб (Скачать)

Последствия изменения норм обязательных резервов не однозначны. Многократные изменения  норм минимальных резервов центральным  банком бумерангом сказываются на ликвидности  коммерческих банков и могут привести к значительному нарушению денежного  и финансового равновесия экономики. Следовательно, при неумелом использовании  эта политика может стать своеобразным генератором нестабильности. Поэтому  изменения норм обязательных резервов, за исключением кризисных периодов, характеризуются невысокими амплитудами (как правило, повышение на один или  половину пункта), и, чтобы банкир не был застигнут врасплох, часто  об этих модификациях объявляют заранее. В конечном счете политика обязательных резервов усиливает роль центрального банка в рефинансировании системы.

Политика  норм обязательных резервов влияет на финансовый результат функционирования банков. Действительно, эти резервы, блокированные на текущих счетах в центральном банке, образуют невознаграждаемую  часть активов коммерческих банков и соответствуют, тем не менее, ресурсам, вкладам клиентов, порождающим издержки по управлению ими. Стерилизация в непроизводительной форме части потенциальных кредитных  ресурсов ссудного капитала в виде резервов, далеко не бесплатная, создает  определенную финансовую нагрузку для  коммерческих банков. Так, повышение  резервов не только снижает их ликвидность, но и уменьшает их рентабельность ( и наоборот, когда речь идет о понижении резервов). Стоимость, не приносящая прибыль (хозрасчетный доход), утрачивает характер капитала для банка, который ею располагает. В этом смысле рассматриваемый метод приобретает характер финансовой санкции.

Действенность политики обязательных резервов зависит  прежде всего от их уровня, который  не может фиксироваться раз и  навсегда. С этой точки зрения попытка  фиксировать такую норму инструктивным  письмом, которое, как правило, рассчитано на длительный период времени, лишает этот инструмент гибкости.

1.2.4. Ограничение  кредитования

Этот  метод кредитного регулирования  представляет собой количественное ограничение суммы выданных кредитов. В отличие от рассмотренных выше методов регулирования, контингентирование кредита является прямым методом  воздействия на деятельность банков. Также кредитные ограничения  приводят к тому, что предприятия  заемщики попадают в неодинаковое положение. Банки стремятся выдавать кредиты  в первую очередь своим традиционным клиентам, как правило, крупным предприятиям. Мелкие и средние фирмы оказываются  главными жертвами данной политики.

Нужно отметить, что, добиваясь при помощи указанной  политики сдерживания банковской деятельности и умеренного роста денежной массы, государство способствует снижению деловой активности. Поэтому метод  количественных ограничений стал использоваться не так активно, как раньше, а в  некоторых странах вообще отменён.

Также центральный  банк может устанавливать различные  нормативы (коэффициенты), которые коммерческие банки обязаны поддерживать на необходимом  уровне. К ним относятся нормативы  достаточности капитала коммерческого  банка, нормативы ликвидности баланса, нормативы максимального размера риска на одного заемщика и некоторые дополняющие нормативы. Перечисленные нормативы обязательны для выполнения коммерческими банками. Также центральный банк может устанавливать необязательные, так называемые оценочные нормативы, которые коммерческим банкам рекомендуется поддерживать на должном уровне.

При нарушении  коммерческими банками банковского  законодательства, правил совершения банковских операций, других серьезных  недостатках в работе, что ведет  к ущемлению прав их акционеров, вкладчиков, клиентов центральный банк может применять к ним самые  жесткие меры административного  воздействия, вплоть до ликвидации банков.

Очевидно, что использование административного  воздействия со стороны центрального банка по отношению к коммерческим банкам не должно носить систематического характера, а применяться в порядке  исключительно вынужденных мер.

 

2.Типы денежно-кредитной политики

 

В зависимости  от состояния хозяйственной конъюнктуры  Центральный банк делает выбор между  двумя основными типами  монетарной политики,  для каждого из которых  характерен свой набор инструментов и определенное сочетание экономических  и административных методов регулирования.

Рестрикционная (рестриктивная)  денежно-кредитная  политика (так называемая политика "дорогих денег") направлена на ужесточение условий и ограничение объема кредитных операций коммерческих банков и повышение уровня процентных ставок. Ее проведение обычно также  предполагает и сопровождается увеличением налогов, сокращением государственных расходов, а также другими мероприятиями, направленными на преодоление инфляции. Рестрикционная денежно-кредитная политика может быть использована не только в целях борьбы с инфляцией, но и для сглаживания циклических колебаний деловой активности.

Экспансионистская денежно-кредитная политика сопровождается расширением масштабов  кредитования, ослаблением  контроля  над приростом количества  денег в обращении, понижением уровня процента. Иначе эту систему методов называют еще политикой дешевых денег.

 Денежно-кредитная  политика как  экспансионистского,  так  и рестрикционного   типа может иметь тотальный  либо селективный характер.  При  тотальной монетарной политике  мероприятия Центрального  банка  распространяются на все учреждения  банковской системы,  при селективной  - на отдельные кредитные институты  либо  их группы или же на  определенные виды банковской  деятельности.  Селективная денежно-кредитная  политика позволяет Центральному  банку  оказывать выборочное  воздействие в определенном направлении.  При ее проведении практикуется  использование  следующих   инструментов  или их разнообразных  сочетаний:  лимитирование отдельных  видов операций банков (или их  групп,  например по регионам), установление размеров вознаграждения  коммерческих банков при проведении различных финансово-кредитных операций,  регламентация условий выдачи отдельных видов ссуд различным категориям заемщиков, установление кредитных потолков.

Выбор типа проводимой монетарной политики, а  соответственно и набора инструментов  регулирования  деятельности  коммерческих банков  осуществляется  Центральным  банком  в каждом конкретном случае исходя из состояния хозяйственной  конъюнктуры.  Разработанные на основе такого выбора основные направления  денежно-кредитной политики утверждаются законодательным органом. При  этом необходимо  учитывать  временной  лаг между проведением того или  иного мероприятия монетарного  регулирования и проявлением  эффекта от его реализации.

 

3. Особенности денежно-кредитной  политики Республики беларусь

3.1. Режим монетарной политики в странах с переходной экономикой

 

Область денежно-кредитных отношений  стала активно исследоваться  еще и конце 50-х — начале 60-х  гг. XX в. Позже, в 80-х годах, пристальное внимание исследователей обратилось на возможность использования промежуточных целей монетарной политики в виде определенного денежно-кредитного режима таргетирования. Особый интерес в последние двадцать лет представляет специфика использования монетарных режимов таргетирования в странах с переход ной экономикой на различных стадиях трансформации. Основополагающие в сфере денежно-кредитных отношений — труды зарубежных экономистов Э. Долана, Дж. Кейнса, П. Самуэльсона, Дж. Стиглица, П. Роуза, Дж. Сакса, М. Фридмена, Ф. Хайека, Й. Фишера. Продолжили их исследования С. Фишер, Ф. Мишкин. М. Кинг, Л. Свенсон, Е. Труман. В научных работах представителей постсоветского пространства (Л.И. Абалкин, Е.Ф. Жуков, A.M. Илларионов, АЛО. Казак, Л.Н. Красавина, В.И. Колесников, О.И. Лаврушин и др.) рассматривались проблемы преимущественно государственного регулирования национальных денежно-кредитных сфер, концептуальным же аспектам функционирования трансмиссионного механизма монетарной политики и трансформации денежно-кредитного режима на разных стадиях развития переходной экономики уделено меньше внимания.

Денежно-кредитная политика независимого государства — это совокупность проводимых регулирующим институтом страны мер в области денежного обращения и кредитных отношений для придания макроэкономическим пронес сам вектора развития, обусловленного общегосударственными целями. При этом целесообразно, чтобы деятельность регулирующего института страны, направленная на оптимизацию функционирования денежно кредитного механизма, была основана на анализе динамики макроэкономических показателей предшествующих периодов и характера стратегических общегосударственных целей.

В последнее время подходы к  выбору режима денежно-кредитной политики основаны на рассмотрении эффектов воздействия  большого числа шоков на экономику  страны. В соответствии с таким  подходом оптимальным режимом будет тот, при котором минимизируются колебания в производстве, потреблении, внутреннем ценовом уровне и других макроэкономических переменных. Соответственно выбор зависит от характера и источников шоков для экономики, предпочтений общенациональных экономических целей и структурных особенностей экономики.

Для стран, чьи экономики развиваются в  условиях переходного периода, вопросы  определения конечных, промежуточных, операционных целей денежно-кредитной  политики и выбора инструментов их реализации характеризуются сложностью и неоднозначностью решений ввиду  того, что рыночная составляющая механизмов экономического регулирования в  таких странах не обладает высокой  степенью эффективности, а инфраструктура финансового рынка и финансовые институты недостаточно развиты  для передачи необходимых импульсов  экономике.

Кроме того, выбранная конкретная монетарная цель в государствах с переходной экономикой должна тесно коррелировать с конкретным этапом транзитивного процесса. Другими словами, вслед за развитием финансового рынка страны, изменениями в активности трансмиссионных каналов монетарной политики, улучшением индикативных показателей экономики должен видоизменяться и характер используемого денежно-кредитного режима.

На  начальном этапе развития экономики  переходного периода экономический рост возможен при условии роста денежного предложения и развития финансовых рынков. Залогом стабильности в этот период может выступать денежно-кредитная политика, основанная на таргетировании валютного курса, обусловливающая первоначальные темпы экономического роста и темны снижения инфляции.

Вместе  с тем для применяемого в государстве промежуточного таргетирования обменного курса характерны сложности, связанные с косвенной реализацией конечных целей. С ростом многогранности экономических отношений начинает проявляться проблема противоречивости индикативных и контрольных показателей в основных направлениях развития монетарной политики в рамках единственного целевого ориентира.

В Республики Беларусь экономика переходного  типа. Поэтому, мы можем рассмотреть  монетарную политику в трансформационной  экономике на примере экономики  нашей страны.

3.2. Режим денежно-кредитной политики в РБ

 

Режим таргетировании валютного курса достаточно эффективно функционировал на первых этапах переходного периода экономики Беларуси, повышая доверие к национальной валюте и действиям Национального банка. Однако на современном этапе развития переходной экономики данный режим, выполнив промежуточную функцию, эволюционно требует замены на более гибкий. В пользу такого решения говорят следующие тенденции:

  1. Существующее в настоящий момент отрицательное сальдо платежного баланса постоянно влияет на уровень валютных резервов Национального банка, необходимых для дальнейшего поддержания режима таргетирования валютного курса.
  2. Белорусская экономика, функционируя в условиях открытости и зависимости от импорта энергоносителей, используя режим курсового таргетировании, чрезвычайно чувствительна к внешним токам.
  3. Повышение цен на энергоносители и невысокая конкурентоспособность белорусских товаров но качественному признаку требуют модернизации экономики, которая невозможна без иностранных инвестиций. Правительство и финансовые институты в последнее время стали активно прибегать к заимствованию финансовых ресурсов за рубежом, а режим таргетирования инфляции может быть для внешних инвесторов сигналом для развертывания таких долгосрочных экономических контрактов.
  4. В условиях растущей мобильности капиталов Национальному банку станет довольно сложно поддерживать режим фиксированного курса и одновременно ограничивать инфляцию.

Главный недостаток режима таргетирования валютного  курса состоит в его неспособности  завершить процесс перехода к  низкоинфляционной политике и ценовой  стабильности.

Процентная политика в Республике Беларусь ориентирована на снижение процентных ставок по кредитам и депозитам  при обеспечении их положительного уровня в реальном выражении, создание всем агентам экономических отношений  равных условий в размещении средств  в банках, государственных ценных бумагах и других активах, в пользовании  банковскими услугами. Политика процентных ставок по инструментам Национального  банка проводится прежде всего для  сглаживания колебаний ставок на краткосрочном денежном рынке. Операционным инструментом является ставка однодневного межбанковского рынка кредитов в  национальной валюте, на котором осуществляется основной объем операций.

Информация о работе Денежно-кредитная политика