Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 18:13, курсовая работа
Предмет исследования – особенности денежно-кредитной политики в Беларуси, организация её банковской системы, основные показатели денежно-кредитных параметров Беларуси, направления и цели будущего развития денежно-кредитной политики.
Цель работы состоит в анализе основных параметров денежно-кредитной политики, кейнсианской и монетаристской теорий, в выявлении основных показателей действия денежно-кредитной политики в Беларуси, особенностей политики на современном этапе, и определении направлений её дальнейшего развития.
Введение…………………………………………………………………………..3
Общие теоретические сведения…………………………………………………4
Понятие денежно-кредитной политики………………………………………...4
Цели……………………………………………………………………………….5
Центральный банк………………………………………………………………..6
Инструменты денежно-кредитной политики в современной экономике…….8
Теории денежно-кредитной политики…………………………………………13
Особенности кейнсианской денежно-кредитной политики…………………..13
Особенности монетаристской денежно-кредитной политики………………..17
Особенности денежно-кредитной политики Республики Беларусь…………………………………………………………………………..21
Банковская система Республики Беларусь…………………………………………………………………………..21
Развитие денежно-кредитной политики в Беларуси, параметры 2009 года 25
Денежно-кредитная политика в 2010 году……………………………………..29
Заключение……………………………………………………………………….32
Список использованных источников……………………………………
Вместе с тем, если принять во внимание, что в истекшем году мировой ВВП сократился на 2,2%, а ВВП развивающихся стран Европы и Центральной Азии — на 6,2%, то полученный Беларусью результат объективно можно считать условно положительным. Это особенно заметно на фоне ситуации, складывающейся у стран-соседей, где снижение ВВП оценивается в следующих размерах: в России — на 10%, Украине — на 16, Латвии — на 18, Литве — на 18,1%. Только в Польше имеет место экономический рост на 1,2%.
Самый главный положительный
Что касается курсовой политики, то время показало, что решение о разовой девальвации национальной валюты было правильным и единственно возможным.
Без него невозможно было бы решить вопросы финансовой поддержки со стороны Международного валютного фонда, обеспечить стабильность финансовой системы и экономики в целом. Со 2 января 2009 г. по 1 января 2010 г. параметры изменения курса белорусского рубля к стоимости корзины иностранных валют находились в обозначенном и согласованном в установленном порядке коридоре. За указанный период стоимость корзины валют увеличилась на 7,94% и на 31 декабря 2009 г. составила около 1036 руб.
За 2009 год была не только обеспечена относительная стабильность национальной валюты, но параллельно проведена большая работа по увеличению золотовалютных резервов. В национальном определении они достигли почти 6 млрд. долл. США, увеличившись за год на 2,3 млрд. долл. США, или на 63,2%. Золотовалютные резервы в международном измерении возросли почти до 5,7 млрд. долл. США, их прирост равен 2,6 млрд. долл. США, или 84,7%. Выполнение прогнозных параметров по данному показателю создало хорошую базу для работы в 2010 г.
В 2009 г. в республике успешно проводилась работа по обеспечению стабильности цен. Прирост индекса потребительских цен за отчетный период составил 10,1%. Это ниже соответствующего показателя за 2008 г. (13,3%) и 2007 г. (12,1%).
Большая работа в 2009 г. проведена по кредитованию реального сектора экономики. Требования банков к экономике на 1 января 2010 г. составили 66,4 трлн. руб. За истекший год они выросли на 19,3 трлн. руб., или на 40,9%, что соответствует прогнозному параметру, определённому главой государства в Основных направлениях денежно-кредитной политики РБ на 2009 год по кредитованию экономики.
В 2009 году динамика краткосрочных, долгосрочных и инвестиционных кредитов имела положительный характер. Задолженность по долгосрочным кредитам на начало 2010 г. достигла 44,8 трлн. руб. Прирост данного показателя за 2009 г. составил 13,2 трлн. руб., или 40,5% (т.е. рост в 1,4 раза). Доля долгосрочных кредитов в общей кредитной задолженности банков на 1 января 2010 г. составила 72% .
В 2009 году значительное внимание уделялось кредитованию жилищного строительства. К началу 2010 г. задолженность физических лиц по всем жилищным кредитам достигла почти 10,3 трлн. руб. За 2009г. данный показатель вырос в 1,53 раза, а за 2008—2009 гг. — в 2,36 раза. Ускоренное строительство жилья в условиях кризиса, прежде всего за счет льготного кредитования и для менее обеспеченных слоев населения, стало важным вкладом в экономику страны.
В течение 2009 года работа по потребительскому кредитованию проводилась банками неудовлетворительно. Главная причина — высокие процентные ставки по кредитам, замедление темпов роста доходов населения относительно прошлых лет. На 1 января 2010 г. задолженность физических лиц по потребительским кредитам составила 5,56 трлн. руб., что на 3,4% меньше, чем на начало 2009 г. В наступившем году банки в сфере потребительского кредитования должны работать гораздо более эффективно» здесь имеется еще много неиспользованных резервов.
Следующее по актуальности направление
работы — процентная политика имела
целью поддержать
реальные ставки по депозитам и кредитам
на положи-
тельном уровне. Эта цель достигнута. Во
взаимодействии с курсовой политикой
процентная политика обеспечила стабильную
работу финансовой системы, содействовала
росту сбережений в национальной валюте.
В целях снижения инфляционного и девальвационного давления, поддержания стабильности обменного курса белорусского рубля, стимулирования привлечения вкладов физических и юридических лиц в банки Национальный банк в январе 2009 г. повысил на 2 процентных пункта ставку рефинансирования (до 14% годовых). С учетом замедления инфляции, в целях повышения доступности кредитов субъектам экономики с 1 декабря 2009 г. ставка рефинансирования снижена на 0,5 процентного пункта — до 13,5% годовых. Практически ставка рефинансирования весь год была на уровне 14%, что значительно выше, чем в предыдущем году.
В целом процентная политика проводилась с учетом обстановки, которая реально сложилась в экономике и на валютном рынке, с учетом потребности максимального привлечения средств населения и предприятий, наращивания ресурсной базы банков.
Работа в рамках процентной политики велась в течение всего года. Полная (с учетом комиссий) средняя процентная ставка по новым кредитам банков2 в национальной валюте в декабре 2009 г. составила 18,4% годовых, хотя всего месяц назад равнялась 22,0%. Курс на постепенное снижение процентных ставок денежного рынка будет продолжен и в наступившем году.
В 2009 г. платежная система работала стабильно, сумма платежей, прошедших через систему, относительно предыдущего года возросла на 55,3%. Среднедневной оборот составил по сумме 4,67 трлн. руб., по количеству — 221,1 тыс. платежей.
Платежи и расчеты в Республике Беларусь проходили без задержек, никаких проблем у предприятий, связанных с банковскими расчетами, не возникало.
Продолжались работы по расширению использования в безналичном платежном обороте банковских пластиковых карточек, обеспечены опережающие темпы формирования сети платежных терминалов и инфокиосков. По состоянию на начало 2010 г. эмитировано 7,7 млн.карточек, в организациях торговли и сервиса установлено 20 013 терминалов, действуют 2695 банкоматов и 2943 инфокиоска.
Активно ведётся работа нал вопросами укрепления, развития, повышения потенциала самого банковского сектора.
За 2009 год совокупный уставной фонд банков увеличился на 877,0 млрд. руб., или на 10,1%, и на начало 2010 г. составил 9,56 трлн. руб.
За отчётный период иностранными инвесторами внесено в уставные фонды банков 45,19 млн. евро, 97,46 млн. долл. США и 2,87 млрд. росс. руб.
Доля иностранных инвестиций в совокупном уставном фонде банков РБ на 1 января 2010 г. составила 27,3%, увеличившись за год на10,3 процентного пункта.
Объём нормативного капитала банковского сектора на начало 2010 г. составил 13,4 трлн. руб., увеличившись за 2009 г. на 18,5%.
Важнейший параметр потенциала банковской системы – ресурсная база. На начало 2010 г. банками привлечено ресурсов в объёме 82,9 трлн. руб.
Средства физических лиц продолжают оставаться основным привлечённым ресурсом белорусских банков. За отчётный год прирост привлечённых средств физических лиц составил 4,9 трлн. руб.
В среднем на одного жителя республики на начало 2010 г. приходилось почти 1940 тыс. руб. сбережений, размещённых в банковских вкладах и сберегательных сертификатах.
Средства субъектов
Существенно возросли за 2009 г. в ресурсной базе банков средства Национального банка (на 5,2 трлн. руб., или в 2,6 раза).
Полученная банками за отчётный год прибыль составила 1 084,2 млрд. руб., что говорит об эффективной работе банков.11
2010 | |
15.09.2010 |
10.5** |
18.08.2010 |
11 |
14.07.2010 |
11.5 |
12.05.2010 |
12 |
19.04.2010 |
12.5 |
17.02.2010 |
13 |
Размер базовой ставки рефинансирования (учетной ставки), % годовых
Основные направления денежно-
Социально-экономическое
мере будет определяться динамикой
воздействия
условий.
В соответствии с прогнозом социально-
ВВП) составит 111 – 113 процентов, инвестиций в основной капитал –
123 – 125 процентов. Индекс
на уровне 108 – 110 процентов. Дефицит республиканского бюджета в
2010 году не превысит 1,5 процента к ВВП.
В 2010 году денежно-кредитная политика будет направлена на
поддержку внешней и внутренней сбалансированности экономики
Беларуси как важнейшего условия ее стабильного развития.
Курсовая политика сохранит роль важнейшего инструмента достижения
внешней и внутренней устойчивости белорусского рубля.
В 2010 году сохранится привязка курса белорусского рубля к корзине
иностранных валют (евро, доллар США и российский рубль).
Для обеспечения необходимой
курса на изменение ситуации на внешних рынках будет использоваться
коридор колебаний стоимости корзины иностранных валют плюс/минус
10 процентов от центрального значения, равного стоимости корзины,
сложившейся к началу 2010 года.
Процентная политика. К концу 2010 года при прогнозируемом
уровне инфляции ставка рефинансирования составит 9 – 12 процентов годовых.
Для регулирования денежного
банков будут использоваться постоянно доступные инструменты (кредит
и депозит ”овернайт“, сделки СВОП), двусторонние операции и операции
на открытом рынке, а также механизм обязательного резервирования.
Национальный банк операциями на денежном рынке обеспечит движение
процентной ставки межбанковских кредитов на уровне, близком к ставке
рефинансирования. К концу 2010 года ставки по кредиту ”овернайт“ и
сделкам СВОП составят 17 – 20 процентов годовых, ставка по депозитам –
5 – 8 процентов годовых.
Процентная политика ориентирована на доступность кредитов субъектам
экономики и стимулирование привлечения в банковские депозиты средств
юридических и физических лиц. На конец 2010 года процентные ставки по
новым рублевым кредитам нефинансовому сектору составят 12 – 15 процентов годовых, по новым срочным рублевым депозитам в банках – 10 – 13 процентов годовых.
Денежно-кредитные показатели. В 2010 году увеличение рублевой
денежной базы (включая рефинансирование банков) оценивается на
уровне 36 – 43 процентов, рублевой денежной массы – 35 – 42 процентов,
широкой денежной массы – 34 – 42 процентов (приложение). При этом
депозиты физических лиц возрастут на 5,6 – 7,2 трлн. рублей, депозиты
юридических лиц – на 5,1 – 6,2 трлн. рублей.
Реализация мер денежно-
Прогнозируется, что международные резервные активы в определении
Специального стандарта
Денежно-кредитные показатели в 2010 году рассчитаны исходя из прогноза основных параметров социально-экономического развития Республики Беларусь. При изменении в течение 2010 года указанных параметров монетарные показатели будут формироваться в соответствующих пропорциях.
Развитие банковского сектора, финансового рынка и платёжной системы:
В 2010 году приоритетными направлениями развития банковского
сектора республики станут преодоление негативных последствий
мирового финансово-
функционирования банков.
За 2010 год прирост нормативного капитала банковского сектора составит
24 – 25 процентов, доля проблемных
активов в активах,
кредитному риску, не превысит 10 процентов.
Прирост активов банков сложится на уровне 31 – 36 процентов, что
составит 63 процента к ВВП. Требования банков к экономике возрастут на
36 – 40 процентов и достигнут 51 процента к ВВП.
При этом доля кредитов, выдаваемых банками в рамках государственных
программ, в общем объеме требований банков к экономике в 2010 году
снизится по отношению к 2009 году на 2 – 3 процентных пункта.
В целях расширения финансового рынка и вовлечения в него новых
участников в 2010 году продолжится работа по созданию новых финансовых инструментов и механизмов, широко используемых в мировой финансовой практике.