Денежно-кредитная политика в 2010 году

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 18:13, курсовая работа

Описание работы

Предмет исследования – особенности денежно-кредитной политики в Беларуси, организация её банковской системы, основные показатели денежно-кредитных параметров Беларуси, направления и цели будущего развития денежно-кредитной политики.
Цель работы состоит в анализе основных параметров денежно-кредитной политики, кейнсианской и монетаристской теорий, в выявлении основных показателей действия денежно-кредитной политики в Беларуси, особенностей политики на современном этапе, и определении направлений её дальнейшего развития.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Общие теоретические сведения…………………………………………………4
Понятие денежно-кредитной политики………………………………………...4
Цели……………………………………………………………………………….5
Центральный банк………………………………………………………………..6
Инструменты денежно-кредитной политики в современной экономике…….8
Теории денежно-кредитной политики…………………………………………13
Особенности кейнсианской денежно-кредитной политики…………………..13
Особенности монетаристской денежно-кредитной политики………………..17
Особенности денежно-кредитной политики Республики Беларусь…………………………………………………………………………..21
Банковская система Республики Беларусь…………………………………………………………………………..21
Развитие денежно-кредитной политики в Беларуси, параметры 2009 года 25
Денежно-кредитная политика в 2010 году……………………………………..29
Заключение……………………………………………………………………….32
Список использованных источников……………………………………

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 83.39 Кб (Скачать)

При этом различают политику дешёвых денег: покупка ЦБ ценных бумаг на открытом рынке, уменьшение резервной нормы, снижение учётной  ставки – всё это удешевляет кредит, что тем самым увеличивает  объём совокупных расходов и занятость.

Политика дорогих денег  состоит в продаже ЦБ государственных  облигаций на открытом рынке, увеличении резервной нормы, повышении учётной  ставки процента в целях ограничения  предложения денег, чтобы тем  самым снизить общие расходы  и сдержать инфляционное давление.2

Изменение нормы  обязательных резервов: Обязательный резерв – это определённый процент от общей суммы вкладов в коммерческих банках; его размер зависит от вида и величины вклада. Установление норм обязательных резервов обязывает банки хранить часть своих ресурсов на беспроцентном счёте в ЦБ. Увеличение нормы резервов ведёт к ограничению кредитных вложений банков, и наоборот.4

Увеличение норматива  обязательного резервирования приводит к росту коэффициента резервирования, денежного мультипликатора и  денежной массы.

Контроль ЦБ за коэффициентом  обналичивания носит косвенный  характер, результат которого заключается  в повышении доверия экономических  агентов к кредитным институтам. При снижении такого доверия может  начаться процесс массового изъятия  вкладов, банкротства коммерческих банков и резкого уменьшения денежного  мультипликатора и денежной массы.6

Обязательные резервы  как средство денежно-кредитного регулирования  призваны решать четыре задачи.

  1. Экономическая задача. В условиях свободы принятия решений и возможности рискованных операций обеспечить минимальную устойчивость банков, не допустить кризиса неплатежей. Задача обеспечения гарантированной стабильности решается установлением размера минимальных резервов. Они должны быть достаточными, чтобы обеспечить работу каждого банка на срок один месяц и более.
  2. Социальная задача. Обязательные минимальные резервы представляют собой гарантию от полного разорения вкладчиков.
  3. Задача создания и поддержания обязательных резервов ЦБ. Обязательные резервы хранятся в ЦБ на бессрочных счетах. По решению руководства ЦБ они могут увеличиваться и уменьшатся, но всегда на счетах остаётся минимум, который по мере развития банковского кредита и роста суммы срочных обязательств увеличивается.
  4. Задача обеспечения ЦБ мощным инструментом государственного регулирования экономики. Если ЦБ снижает норму обязательных минимальных резервов, то размеры реального капитала в распоряжении банков увеличиваются, а так как капитал не может существовать без обращения, он вливается в экономику страны и стимулирует деловую активность. Повышение нормы минимальных резервов сокращает финансовую базу оперативной деятельности частных банков, сокращает прилив ссудного капитала в экономику.

Операции на открытом рынке: покупка-продажа ценных бумаг ЦБ за свой счёт. Покупая ценные бумаги, ЦБ увеличивает объём собственных резервов коммерческих банков, т. е. изменяется стоимость кредита и спрос на деньги.4 Операции на открытом рынке изменяют непосредственно денежную базу. Так, если ЦБ покупает ценные бумаги, то он переводит деньги на счета КБ, т. е. увеличивает депозиты системы коммерческих банков. Дальнейшее использование депозитов коммерческими банками для выдачи ссуд приведёт к росту денежной массы. Обратная ситуация возникнет при продаже ЦБ ценных бумаг государства коммерческим банкам. В случае покупки ценных бумаг у экономических агентов центральный банк увеличивает наличность, находящуюся в их распоряжении. В потенциале это также создаёт возможности для роста денежной массы, если часть или все полученные средства эти агенты разместят в коммерческих банках.6

Иными словами, операции на открытом рынке – покупка и  продажа ЦБ государственных ценных бумаг и других кредитных обязательств по рыночному курсу коммерческим банкам и населению в целом;

Так, для уменьшения количества денег в обращении ЦБ продаёт  ценные бумаги на открытом рынке. При  их покупке у коммерческих банков становится меньше денег для кредитов. Если же ЦБ покупает ценные бумаги, то денег для выдачи кредитов будет  больше.2

Покупка ценных бумаг означает выпуск денег в обращение, продажа – изъятие денег из обращения. Это наиболее мощный и эффективный метод регулирования денежного обращения, который чаще других используется в мировой практике.

     Рефинансирование банков. Кредитование ЦБ банков, в том числе учёт и   переучёт векселей, что способствует поддержанию ликвидности банка.4

Если у коммерческих банков образуется недостаток резервов, например при резких изъятиях наличных денег  вкладчиками, то он может обратиться в ЦБ с просьбой предоставить кредит. Различные формы кредитования КБ со стороны ЦБ ведут к изменению  денежной базы. Если ЦБ уменьшает ставку ссудного процента, которая называется при предоставлении кредита в  форме переучёта векселей учётной  ставкой, а прямых кредитов – ставкой  рефинансирования, то это увеличивает  возможности получения кредитов коммерческими банками и расширяет  денежную базу.6

Механизмы рефинансирования можно разделить на две группы в зависимости от используемого  обеспечения и механизма заключения кредитных сделок.

Один из них – кредитование под залог (блокировку) ценных бумаг.

Другой – кредитование под залог векселей, прав требования по кредитным договорам организаций  сферы материального производства или поручительства кредитных организаций.6

Валютное регулирование. Проведение ЦБ валютных интервенций, т. е. купля-продажа иностранной валюты против отечественной на межбанковском или биржевом рынке для воздействия на курс национальной валюты. Покупая за счёт золотовалютных резервов национальную валюту, ЦБ увеличивает спрос на неё, тем самым повышая её курс.4

Так, если ЦБ продаёт на рынке  иностранную валюту коммерческим банкам, то это с одной стороны, повышает курс национальной валюты, а с другой – уменьшает денежную базу.6 

Если в рамках антиинфляционного  курса ставится задача удержать отечественную  валюту от падения, ЦБ изымает из своих  золотовалютных резервов определённую сумму и приобретает на неё  в ходе валютной интервенции национальную валюту. Чтобы не допустить резкого  падения курса национальной валюты, он может интенсифицировать процесс притока иностранной валюты из-за рубежа.5

Установление  ориентиров роста денежной массы. Регулирование количества денег в обращении, определяемого величиной денежного агрегата М2. В этом случае учитываются динамика реального ВНП, уровень инфляции и скорость обращения денег.

ЦБ устанавливает минимальные  и максимальные границы прироста денежной массы на контрольный срок (таргетирование).4

Стремясь к достижению тех или иных промежуточных целей, ЦБ может устанавливать определённые режимы денежно-кредитной политики:

  1. Таргетирование обменного курса, при котором либо осуществляется фиксация курса валюты данной страны по отношению к валюте страны с низким уровнем инфляции (прежде всего к доллару, евро или иене), выступающей при этом в роли валюты-якоря, в надежде на постепенное выравнивание динамики цен в обеих странах, либо устанавливается так называемый валютный коридор, в пределах которого допускается свободное движение курса национальной валюты.
  2. Таргетирование денежных агрегатов, под которым понимается установление ЦБ пределов изменения денежной массы в обращении, независимо от состояния государственного бюджета, динамики курсов валют, процентных ставок и т. д.; сторонники такого режима полагают, что в этом случае в соответствии с обновлённой количественной теорией денег инфляционные процессы скорее всего не выйдут из-под контроля монетарных властей.
  3. Таргетирование инфляции, когда ЦБ, во многом жертвуя своими промежуточными целями и не обращая внимания на динамику ВВП и занятости населения, делает главный упор на достижение заранее заданного инфляционного ориентира (рассчитываемого обычно на базе индекса потребительских цен).5

Прямые качественные ограничения ЦБ (селективные инструменты).

Установление максимальных уровней ставок по отдельным видам  операций и сделок, ограничения кредитования, замораживание процентных ставок. Прямое ограничение применяется в исключительных случаях после проведения консультаций с правительством государства.4

Кредитование  ЦБ правительства. При прямом кредитовании ЦБ предоставляет ссуду правительству. Такое финансирование рассматривается обычно как вынужденное. Это происходит, если у правительства не остаётся никаких иных возможностей увеличения своих доходов. Косвенная форма кредитования выражается в том, что правительство вынуждает ЦБ покупать государственные ценные бумаги не на открытом рынке, а непосредственно у министерства финансов.

В обоих случаях увеличиваются  депозиты правительства в ЦБ. Получатели правительственных средств имеют  возможность все или часть  из них размещать в коммерческих банках, что служит основой процесса мультипликации.6

Регулирование масштабов  эмиссионной деятельности. Темпы эмиссии ускоряются в фазе спада и резко сокращаются в фазе подъёма – вплоть до полной остановки печатного станка. К тому же сам по себе рост цен диктует необходимость адекватного увеличения денежного предложения. Денежная эмиссия в мировой практике осуществляется по трём основным каналам:

  1. Кредитование ЦБ правительства, имеющего бюджетный дефицит;
  2. Кредитование национальной экономики в интересах обеспечения её устойчивого роста;
  3. Выпуск денег под прирост золотовалютных резервов.5

Вывод:

Использование рассмотренных  инструментов не разрушает денежного  рынка и не приводит к превышению допустимых пределов вмешательства  государства в рыночную экономику. Ведь коммерческие банки самостоятельно принимают решение о взятии кредита  в центральном банке при изменении  учётной ставки, а владельца сбережений никто не заставляет продавать государственные  облигации центральному банку или  покупать их у него. Однако результативность использования тех или иных инструментов монетарной политики заметно варьируется. Дело в том, что изменение учётной  ставки или регулирование норматива  резервных требований включают механизмы  косвенного воздействия, вовлекая не только ЦБ, но и другие звенья кредитной  системы. При регулировании масштабов  эмиссионной деятельности, операций на открытом рынке, обменного курса  национальной валюты, ЦБ уже напрямую влияет на параметры денежного предложения. Поэтому эти инструменты являются наиболее быстродействующими рычагами регулирования денежной массы. Таким образом, главным регулятором денежного предложения в современном мире, видимо, следует признать операции на открытом рынке. Первостепенная роль подобных операций обусловлена ещё и тем, что этот инструмент обладает такими преимуществами, как масштабность и гибкость: государственные ценные бумаги можно продавать и покупать быстро и в значительных объёмах.

Эффективно использовать рассмотренные инструменты ЦБ может, только если он достаточно независим  от исполнительной власти и подчиняется  исключительно закону.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Теории денежно-кредитной политики
    1. Особенности кейнсианской денежно-кредитной политики

Наиболее  известным   теоретическим   обоснованием   широкомасштабного

государственного вмешательства  в рыночную экономику стала кит  а Дж. Кейнса "Общая теория занятости,  процента  и  денег"  (1936  г.).  Кейнс  произвел настоящую  революцию  в макроэкономике,  радикально  изменившую   взгляды экономистов  и правительства на деловые циклы  и экономическую политику.  Новая  экономическая теория исходила из того, что современная  рыночная  кономика, автоматически стремясь к равновесию, может попасть  в  состояние  равенства  совокупного  спроса  и  совокупного  предложения,  при   котором фактический выпуск продукции  оказывается  гораздо  ниже  потенциального  и значительная часть рабочей силы состоит из вынужденно безработных. В отличие  от классиков Дж.  Кейнс считал,  что экономика надолго может "застрять" в ситуации  низкого выпуска и хронической безработицы, поскольку вследствие  негибкости  цен и заработной   платы   отсутствует механизм, посредством которого быстро восстанавливалась бы полная занятость и обеспечивалось полное использование производственных мощностей. 14

По мнению кейнсианцев, для предотвращения или сглаживания экономических колебаний государство должно воздействовать на совокупный спрос, нейтрализуя «шоки спроса», которые возникают в основном из-за частного сектора. Инструмент государственного воздействия – денежно-кредитная политика. Если не производится никакой стабилизационной политики, то, по мнению кейнсианцев, экономическая система будет медленно приходить в состояние равновесия.

Многие представители  кейнсианской школы считают, что  необходимо противодействовать «перегреву экономики», т.е. состоянию, при котором происходит рост выпуска и занятости, но с одновременным увеличением инфляции. Для этого проводится рестриктивная (сдерживающая) кредитно-денежная политика, называемая также политикой дорогих денег. Она заключается в уменьшении центральным банком номинального объема предложения денег (денежная рестрикция). Другой метод борьбы с «перегревом экономики» — это сдерживающая фискальная политика, т.е. увеличение налогов или уменьшение государственных расходов.

Информация о работе Денежно-кредитная политика в 2010 году