Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 18:13, курсовая работа
Предмет исследования – особенности денежно-кредитной политики в Беларуси, организация её банковской системы, основные показатели денежно-кредитных параметров Беларуси, направления и цели будущего развития денежно-кредитной политики.
Цель работы состоит в анализе основных параметров денежно-кредитной политики, кейнсианской и монетаристской теорий, в выявлении основных показателей действия денежно-кредитной политики в Беларуси, особенностей политики на современном этапе, и определении направлений её дальнейшего развития.
Введение…………………………………………………………………………..3
Общие теоретические сведения…………………………………………………4
Понятие денежно-кредитной политики………………………………………...4
Цели……………………………………………………………………………….5
Центральный банк………………………………………………………………..6
Инструменты денежно-кредитной политики в современной экономике…….8
Теории денежно-кредитной политики…………………………………………13
Особенности кейнсианской денежно-кредитной политики…………………..13
Особенности монетаристской денежно-кредитной политики………………..17
Особенности денежно-кредитной политики Республики Беларусь…………………………………………………………………………..21
Банковская система Республики Беларусь…………………………………………………………………………..21
Развитие денежно-кредитной политики в Беларуси, параметры 2009 года 25
Денежно-кредитная политика в 2010 году……………………………………..29
Заключение……………………………………………………………………….32
Список использованных источников……………………………………
Вывод:
Таким образом, и кейнсианцы, и монетаристы признают факт воздействия денежного предложения на динамику номинального ВВП. Но оценка самого механизма такого влияния у них существенно разнится: если первые полагают, что рост ВВП является следствием адекватного сокращения процентных ставок, то вторые склонны признавать этот рост результатом непосредственного увеличения предложения денег.
В отличие от кейнсианцев,
провозглашающих достоинства
3.Особенности денежно-кредитной политики Республики Беларусь
3.1. Банковская система Республики Беларусь
Банковская система Республики Беларусь представляет собой принятую в международной практике двухуровневую систему, состоящую из центрального банка (в Республике Беларусь он называется Национальный банк Республики Беларусь) и коммерческих банков второго уровня.
Основными целями Национального банка Республики Беларусь как центрального органа управления являются: 1) кредитно-денежное регулирование экономической системы республики; 2) поддержка общей экономической политики правительства; 3) обеспечение устойчивости официальной денежной единицы; 2 4) поддержание стабильности банковского сектора и защита интересов вкладчиков и иных кредиторов.
Неустойчивость банковского сектора и неадекватная институциональная система регулирования ослабляют эффективность распределения кредита, разрушают структуру процентных ставок, искажают сигналы денежно-кредитной политики, ведут к значительным фискальным издержкам и неблагоприятным последствиям для макроэкономической ситуации.
Устойчивость банковского сектора рассматривается Национальным банком Республики Беларусь как комплексное позитивное состояние, которое характеризуется развитием качественных параметров деятельности сектора в целом и отдельных его структурных составляющих во взаимодействии с интересами нефинансового сектора экономики.
Устойчивость банковского сектора определяется как состояние, при котором он:
Органами управления Национального банка Республики Беларусь являются Правление и Совет директоров, высшим органом — Правление, которое обеспечивает выполнение функций Национального банка Республики Беларусь как центрального органа государственного управления Республики Беларусь.
Основными функциями Национального банка Республики Беларусь являются:
• регулирование кредитных отношений;
• осуществление контроля за соблюдением установленного порядка кредитования;
• создание и накопление золотовалютных резервов;
• осуществление всех видов банковских операций, необходимых для выполнения основных целей Национального банка Республики Беларусь;
• регистрация эмиссии ценных бумаг банков;
Организационное устройство банков второго уровня (коммерческих) обусловлено их производственными функциями. Размеры банка являются определяющим фактором при построении организационной структуры его управления.
Государственное
регулирование деятельности банков
имеет огромное значение для формирования
потребностей и разнообразного построения
организационной структуры
Сервисные операции, оказываемые клиентам банка, обычно контролируются бухгалтером, кассиром и внутренним аудитором, работающим в банкe. Общий контроль осуществляет заместитель председателя Правления банка, отвечающий за работу кредитного, депозитного отделов и бухгалтерии банка. Работники данных отделов подотчетны заместителю председателя Правления банка, который в свою очередь отвечает перед председателем Правления банка. Председатель Правления банка отвечает за перспективное (долгосрочное) планирование развития банка и оказание помощи руководителям его различных служб в решении наиболее острых проблем. Высшее руководство периодически отчитывается перед Советом директоров банка, руководящим органом банка. Совет директоров коммерческого банка – комитет, выбранный акционерами банка для разработки политики банка и контроля за его деятельностью.
В настоящее
время в развитии организационной
структуры банков Республики Беларусь
выявилась новая тенденция: почти
все банковские институты стали
в большей степени
Взаимоотношения
банков второго уровня с Национальным
банком РБ определяет порядок установления
экономических нормативов банками
второго уровня, контроль за их выполнением
со стороны Национального банка.
НБ устанавливает минимальный
В настоящее время минимальный размер уставного фонда для банков-резидентов и банков с участием доли иностранного капитала установлен в размере 5 000 000 евро, а для банков, зарегестрированных в СЭЗ – 500 000 евро.
Минимальный размер собственных средств (капитала) банка устанавливается как сумма уставного фонда, фондов банка и нераспределенной прибыли. Об изменении минимального размера собственных средств Национальный банк Республики Беларусь объявляет не позднее, чем за три года до момента его введения. Норматив неденежной части уставного фонда банка определяет, что стоимость материальных средств, приобретенных за счет средств уставного фонда банка (полной банковской группы, филиала иностранного банка), не должна превышать 40 % в первые два года и 20 % в последующие годы функционирования банка. К неденежному взносу относятся здания, помещения, сооружения и другие основные фонды (за исключением незавершенного строительства) и иное имущество, используемое в банковской деятельности. Данные ограничения не распространяются на передаваемые в качестве взноса в уставный фонд банка здания, необходимые для работы банка.
Норматив ликвидности банка устанавливается в виде коэффициента ликвидности банка. Коэффициент ликвидности банка — соотношение статей актива баланса банка с определенными статьями пассива. Показатель краткосрочной ликвидности банков, установленный Национальным банком Республики Беларусь, должен быть не менее 1,0. Банки должны постоянно поддерживать ликвидность своего баланса, т. е. такое его состояние, которое позволяет за счет быстрой реализации средств по активу покрывать срочные обязательства по пассиву.
Размер норматива обязательных резервов банков зависит от надежности банка, видов его обязательств, а также срока исполнения обязательств, однако в любом случае не должен превышать 15 % от размеров привлеченных средств. Национальный банк начисляет и уплачивает проценты банкам за пользование денежными средствами, перечисляемыми в фонд обязательных резервов, в размере, им определяемом.
Норматив риска на одного заемщика устанавливается в виде коэффициента максимального размера риска на одного заемщика. Данный коэффициент, установленный Национальным банком Республики Беларусь, должен составлять не более 20 % собственного капитала банка, включая межбанковский кредит. Суммарный остаток задолженности по всем крупным кредитам, выданным банком с учетом забалансовых обязательств, не должен превышать сумму собственных средств коммерческих банков больше, чем в 8 раз.
Изменения экономических норматив коммерческих банков Национальным банком Республики Беларусь должно бытъ в пределах не более 20% к величине установленного норматива и не чаще одного раза в три месяца. Изменение экономических нормативов не должно определяться в зависимости от экономической ситуации.2
Республика Беларусь, равно как и любая другая страна, не стоит в стороне от интеграционных и глобализационных тенденций. Данные процессы приобретают особую актуальность ввиду вступления РБ в ВТО, развития интеграционных отношений на уровне стран СНГ, которые затрагивают важнейшие финансовые аспекты, касающиеся гармонизации денежно-кредитных отношений в рамках межгосударственных структур.
В связи с этим, чтобы быть способной ответить на те вызовы и риски, которые несет в себе глобализация, Республика Беларусь не может не учитывать фундаментальную трансформацию механизмов функционирования денежно-кредитной политики и экономики в целом.12
Денежно-кредитная политика РБ имеет
направленность на решение стоящих
перед страной задач социально-
Динамичное развитие банковского сектора в последние годы стало одной из наиболее заметных тенденций в белорусской экономике. В соответствии с проведённой в 2007 году политикой опережающего роста масштабов банковского сектора, повышения его функциональной значимости и роли в экономике страны темп роста банковских активов превысил темп роста ВВП.
Заметным явлением на рынке банковских услуг РБ в последние годы стал рост потребительского кредитования. Так, за период 2001-2006 гг. объём кредитов населению на потребительские нужды вырос в 200 раз. При этом существенную роль в развитии рынка потребительского кредитования сыграли, наряду с крупными, мелкие и средние банки.10
В 2009 г. экономическое развитие Республики Беларусь протекало в сложных условиях. На протяжении всего года действовали отрицательные факторы, обусловленные в значительной степени негативным воздействием мирового финансово-экономического кризиса. Валовой внутренний продукт в РБ относительно 2009 увеличился всего на 0,2%. Это значительно хуже, чем прогнозировалось.