Денежно-кредитная политика в 2010 году

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 18:13, курсовая работа

Описание работы

Предмет исследования – особенности денежно-кредитной политики в Беларуси, организация её банковской системы, основные показатели денежно-кредитных параметров Беларуси, направления и цели будущего развития денежно-кредитной политики.
Цель работы состоит в анализе основных параметров денежно-кредитной политики, кейнсианской и монетаристской теорий, в выявлении основных показателей действия денежно-кредитной политики в Беларуси, особенностей политики на современном этапе, и определении направлений её дальнейшего развития.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Общие теоретические сведения…………………………………………………4
Понятие денежно-кредитной политики………………………………………...4
Цели……………………………………………………………………………….5
Центральный банк………………………………………………………………..6
Инструменты денежно-кредитной политики в современной экономике…….8
Теории денежно-кредитной политики…………………………………………13
Особенности кейнсианской денежно-кредитной политики…………………..13
Особенности монетаристской денежно-кредитной политики………………..17
Особенности денежно-кредитной политики Республики Беларусь…………………………………………………………………………..21
Банковская система Республики Беларусь…………………………………………………………………………..21
Развитие денежно-кредитной политики в Беларуси, параметры 2009 года 25
Денежно-кредитная политика в 2010 году……………………………………..29
Заключение……………………………………………………………………….32
Список использованных источников……………………………………

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 83.39 Кб (Скачать)

Вывод:

Таким образом, и кейнсианцы, и монетаристы признают факт воздействия  денежного предложения на динамику номинального ВВП. Но оценка самого механизма  такого влияния у них существенно  разнится: если первые полагают, что  рост ВВП является следствием адекватного  сокращения процентных ставок, то вторые склонны признавать этот рост результатом  непосредственного увеличения предложения  денег.

В отличие от кейнсианцев, провозглашающих достоинства дискреционной  денежно-кредитной политики, монетаристы  доказывают преимущества твердо курса  в её осуществлении – поддержания  запланированных и стабильных темпов роста предложения денег в сочетании с определённым уровнем процентных ставок. Они считают, что денежное предложение оказывает непосредственное воздействие на совокупный спрос, а не только предопределяет динамику спроса инвестиционного через регулирование процентной ставки, как полагают кейнсианцы. По мнению М. Фридмена, зависимость номинального ВВП от нарастающего разумными темпами денежного предложения оказывается несравненно более жесткой, чем его отстаиваемая кейнсианцами связь с динамикой инвестиций, опасно стимулируемых последовательным удешевлением кредита. Только в случае решительного отказа от произвольного манипулирования денежным предложением (как источника всех крупных колебаний деловой активности) и соблюдения основного монетарного правила можно обеспечить стабильное наращивание реального ВВП.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Особенности денежно-кредитной политики Республики Беларусь

3.1. Банковская система Республики Беларусь

Банковская система Республики Беларусь представляет собой принятую в международной практике двухуровневую систему, состоящую из центрального банка (в Республике Беларусь он называется Национальный банк Республики Беларусь) и коммерческих банков второго уровня.

Основными целями Национального  банка Республики Беларусь как центрального органа управления являются: 1) кредитно-денежное регулирование экономической системы республики; 2) поддержка общей экономической политики правительства; 3) обеспечение устойчивости официальной денежной единицы; 2 4) поддержание стабильности банковского сектора и защита интересов вкладчиков и иных кредиторов.

Неустойчивость банковского  сектора и неадекватная институциональная  система регулирования ослабляют эффективность распределения кредита, разрушают структуру процентных ставок, искажают сигналы денежно-кредитной политики, ведут к значительным фискальным издержкам и неблагоприятным последствиям для макроэкономической ситуации.

Устойчивость банковского  сектора рассматривается Национальным банком Республики Беларусь как комплексное позитивное состояние, которое характеризуется развитием качественных параметров деятельности сектора в целом и отдельных его структурных составляющих во взаимодействии с интересами нефинансового сектора экономики.

Устойчивость банковского  сектора определяется как состояние, при котором он:

  1. обеспечивает эффективное распределение экономических ресурсов;
  2. позволяет оценивать финансовые риски осуществлять управление ими;
  3. сохраняет способность выполнять свои функции в случае возникновения внутренних и внешних шоков.9

Органами управления Национального  банка Республики Беларусь являются Правление и Совет директоров, высшим органом — Правление, которое обеспечивает выполнение функций Национального банка Республики Беларусь как центрального органа государственного управления Республики Беларусь.

Основными функциями Национального банка Республики Беларусь являются:

  • проведение единой государственной денежно-кредитной политики;
  • регулирование денежного обращения;
  • валютное регулирование; выполнение функций центрального депозитария;
  • организация и осуществление валютного контроля;
  • организация межбанковских расчетов и кассового обслуживания банков;
  • консультирование, кредитование и осуществление функций финансового агента Совета Министров Республики Беларусь;
  • исполнение республиканского и местных бюджетов совместно с Министерством финансов Республики Беларусь;
  • государственная регистрация банков, специализированных кредитно-финансовых учреждений;
  • выдача лицензий на осуществление банковских операций;
  • надзор за деятельностью банков и специализированных кредитно-финансовых учреждений по соблюдению безопасного и ликвидного функционирования;
  • регулирование внешнеэкономической банковской деятельности;

• регулирование кредитных отношений;

• осуществление контроля за соблюдением установленного порядка кредитования;

  • определение и утверждение порядка и правил организации безналичных расчетов в народном хозяйстве Республики Беларусь и ответственности за их нарушение;

• создание и накопление золотовалютных резервов;

• осуществление всех видов банковских операций, необходимых для выполнения основных целей Национального банка Республики Беларусь;

• регистрация эмиссии ценных бумаг банков;

  • проведение анализа и прогнозирование кредитно-денежных и валютных отношений;
  • инкассация и доставка денежной наличности, валютных и других ценностей коммерческим банкам и другим субъектам хозяйствования.

Организационное устройство банков второго уровня (коммерческих) обусловлено их производственными функциями. Размеры банка являются определяющим фактором при построении организационной структуры его управления.

Государственное регулирование деятельности банков имеет огромное значение для формирования потребностей и разнообразного построения организационной структуры кредитных  институтов. По мировым стандартам банки Республики Беларусь очень малы. Общая сумма активов всей банковской системы Республики Беларусь даже не равна среднему банку Российской Федерации. В то же время организационная структура управления банковского сектора Республики Беларусь построена по схеме банковских институтов Европейского союза. Однако хотя и существует огромная разница в размерах банков, банки Республики Беларусь оказывают клиентам все виды услуг и обслуживания, предлагаемые на рынке Западной Европы и Российской Федерации.

Сервисные операции, оказываемые клиентам банка, обычно контролируются бухгалтером, кассиром и внутренним аудитором, работающим в банкe. Общий контроль осуществляет заместитель председателя Правления банка, отвечающий за работу кредитного, депозитного отделов и бухгалтерии банка. Работники данных отделов подотчетны заместителю председателя Правления банка, который в свою очередь отвечает перед председателем Правления банка. Председатель Правления банка отвечает за перспективное (долгосрочное) планирование развития банка и оказание помощи руководителям его различных служб в решении наиболее острых проблем. Высшее руководство периодически отчитывается перед Советом директоров банка, руководящим органом банка. Совет директоров коммерческого банка – комитет, выбранный акционерами банка для разработки политики банка и контроля за его деятельностью.

В настоящее  время в развитии организационной  структуры банков Республики Беларусь выявилась новая тенденция: почти  все банковские институты стали  в большей степени универсальными. Одновременно с ростом банк расширяет  перечень предлагаемых услуг и предоставляет  новые схемы кредитования. Параллельно  с развитием банковских услуг  развивается и организационная  структура управления банка, и сеть его филиалов.

Взаимоотношения банков второго уровня с Национальным банком РБ определяет порядок установления экономических нормативов банками  второго уровня, контроль за их выполнением  со стороны Национального банка. НБ устанавливает минимальный размер уставного фонда для вновь  создаваемого банка; минимальный размер собственного капитала для действующих  банков; норматив неденежной части  уставного фонда банка; норматив ликвидности банка; норматив достаточности  банка; норматив обязательных отчислений в фонд резервов; норматив максимального  риска на одного заёмщика и др.

В настоящее  время минимальный размер уставного  фонда для банков-резидентов и  банков с участием доли иностранного капитала установлен в размере 5 000 000 евро, а для банков, зарегестрированных в СЭЗ – 500 000 евро.

Минимальный размер собственных средств (капитала) банка устанавливается как сумма уставного фонда, фондов банка и нераспределенной прибыли. Об изменении минимального размера собственных средств Национальный банк Республики Беларусь объявляет не позднее, чем за три года до момента его введения. Норматив неденежной части уставного фонда банка определяет, что стоимость материальных средств, приобретенных за счет средств уставного фонда банка (полной банковской группы, филиала иностранного банка), не должна превышать 40 % в первые два года и 20 % в последующие годы функционирования банка. К неденежному взносу относятся здания, помещения, сооружения и другие основные фонды (за исключением незавершенного строительства) и иное имущество, используемое в банковской деятельности. Данные ограничения не распространяются на передаваемые в качестве взноса в уставный фонд банка здания, необходимые для работы банка.

Норматив ликвидности банка  устанавливается в виде коэффициента ликвидности банка. Коэффициент ликвидности банка — соотношение статей актива баланса банка с определенными статьями пассива. Показатель краткосрочной ликвидности банков, установленный Национальным банком Республики Беларусь, должен быть не менее 1,0. Банки должны постоянно поддерживать ликвидность своего баланса, т. е. такое его состояние, которое позволяет за счет быстрой реализации средств по активу покрывать срочные обязательства по пассиву.

Размер норматива обязательных резервов банков зависит от надежности банка, видов его обязательств, а также срока исполнения обязательств, однако в любом случае не должен превышать 15 % от размеров привлеченных средств. Национальный банк начисляет и уплачивает проценты банкам за пользование денежными средствами, перечисляемыми в фонд обязательных резервов, в размере, им определяемом.

Норматив риска на одного заемщика устанавливается в виде коэффициента максимального размера риска на одного заемщика. Данный коэффициент, установленный Национальным банком Республики Беларусь, должен составлять не более 20 % собственного капитала банка, включая межбанковский кредит. Суммарный остаток задолженности по всем крупным кредитам, выданным банком с учетом забалансовых обязательств, не должен превышать сумму собственных средств коммерческих банков больше, чем в 8 раз.

Изменения экономических норматив коммерческих банков Национальным банком Республики Беларусь должно бытъ в пределах не более 20% к величине установленного норматива и не чаще одного раза в три месяца. Изменение экономических нормативов не должно определяться в зависимости от экономической ситуации.2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Развитие денежно-кредитной политики в Беларуси, параметры 2009 года

Республика Беларусь, равно как  и любая другая страна, не стоит в стороне от интеграционных и глобализационных тенденций. Данные процессы приобретают особую актуальность ввиду вступления РБ в ВТО, развития интеграционных отношений на уровне стран СНГ, которые затрагивают важнейшие финансовые аспекты, касающиеся гармонизации денежно-кредитных отношений в рамках межгосударственных структур.

В связи с этим, чтобы быть способной  ответить на те вызовы и риски, которые  несет в себе глобализация, Республика Беларусь не может не учитывать фундаментальную  трансформацию механизмов функционирования денежно-кредитной политики и экономики в целом.12

Денежно-кредитная политика РБ имеет  направленность на решение стоящих  перед страной задач социально-экономического развития. Прежде всего это обеспечение  устойчивого экономического роста, являющегося основой повышения благосостояния и качества жизни граждан республики. При этом увеличение конкурентоспособности страны в динамично изменяющейся системе мирового хозяйства предполагает инновационную направленность роста.

Динамичное развитие банковского  сектора в последние годы стало  одной из наиболее заметных тенденций  в белорусской экономике. В соответствии с проведённой в 2007 году политикой  опережающего роста масштабов банковского  сектора, повышения его функциональной значимости и роли в экономике страны темп роста банковских активов превысил темп роста ВВП.

Заметным явлением на рынке банковских услуг РБ  в последние годы стал рост потребительского кредитования. Так, за период 2001-2006 гг. объём кредитов населению на потребительские нужды  вырос в 200 раз. При этом существенную роль в развитии рынка потребительского кредитования сыграли, наряду с крупными, мелкие и средние банки.10

В 2009 г. экономическое развитие Республики Беларусь протекало в сложных условиях. На протяжении всего года действовали отрицательные факторы, обусловленные в значительной степени негативным воздействием мирового финансово-экономического кризиса. Валовой внутренний продукт в РБ относительно 2009 увеличился всего на 0,2%. Это значительно хуже, чем прогнозировалось.

Информация о работе Денежно-кредитная политика в 2010 году