Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 18:13, курсовая работа
Предмет исследования – особенности денежно-кредитной политики в Беларуси, организация её банковской системы, основные показатели денежно-кредитных параметров Беларуси, направления и цели будущего развития денежно-кредитной политики.
Цель работы состоит в анализе основных параметров денежно-кредитной политики, кейнсианской и монетаристской теорий, в выявлении основных показателей действия денежно-кредитной политики в Беларуси, особенностей политики на современном этапе, и определении направлений её дальнейшего развития.
Введение…………………………………………………………………………..3
Общие теоретические сведения…………………………………………………4
Понятие денежно-кредитной политики………………………………………...4
Цели……………………………………………………………………………….5
Центральный банк………………………………………………………………..6
Инструменты денежно-кредитной политики в современной экономике…….8
Теории денежно-кредитной политики…………………………………………13
Особенности кейнсианской денежно-кредитной политики…………………..13
Особенности монетаристской денежно-кредитной политики………………..17
Особенности денежно-кредитной политики Республики Беларусь…………………………………………………………………………..21
Банковская система Республики Беларусь…………………………………………………………………………..21
Развитие денежно-кредитной политики в Беларуси, параметры 2009 года 25
Денежно-кредитная политика в 2010 году……………………………………..29
Заключение……………………………………………………………………….32
Список использованных источников……………………………………
В то же время некоторые кейнсианцы считают полезным определенный «перегрев экономики», поскольку он уменьшает вынужденную безработицу и приближает выпуск к потенциальному. Платой за это является рост инфляции.8
Денежно-кредитное
Кейнсианская монетарная политика есть систематическое преднамеренное нарушение равновесия денежного рынка с тем, чтобы повлиять на уровень процентной ставки – повысить её при угрозе инфляции (политика «дорогих» денег) и сократить перед наступлением фазы спада (политика «дешёвых денег»). Механизм её реализации базируется на:
Трансмиссионный механизм, через который монетарная политика воздействует на национальный продукт, занятость и доходы населения, состоит из ряда определённых звеньев:
Таким образом, ЦБ имеет немалые
возможности изменять предложение
денег. Однако безмерное наращивание
денежного предложения
Для того, чтобы сохранить регулирующую функцию экспансионистской монетарной политики и сделать её наименее инфляционной, необходимо зафиксировать предел, за который не должно выходить предложение денег. Таким рубежом является точка, за которой положительный эффект роста денежной массы равен нулю: процентная ставка перестаёт падать, достигнув своего критического минимума. За этим пределом предложение денег нарастает без удешевления кредита. К тому же при крайне низкой процентной ставке рыночный курс акций и облигаций чрезвычайно высок, и они не только не приобретаются населением, но и начинают активно продаваться. Владельцы денег даже при чрезмерно дешёвом кредите лишены стимулов к инвестированию и наращиванию тем самым национального дохода. Население хранит деньги на руках, отдавая предпочтение ликвидности (ликвидная ловушка).5
"Ловушка ликвидности" означает, что процентная ставка находится на
достаточно низком уровне и изменение ее возможно только в сторону
увеличения. В этих условиях владельцы денег не будут стремиться к их
инвестированию. Складывается ситуация, когда даже очень низкая процентная ставка не стимулирует инвестиции и не способствует росту дохода. Весь прирост денег поглощается спекулятивным спросом, т. е. деньги оседают на руках, а не вкладываются в экономику. Поскольку процентная ставка не изменяется, то инвестиции и доход остаются постоянными. Рыночный механизм самостоятельного оживления не срабатывает.13
Характерные черты ликвидной
ловушки: на денежном рынке продолжает
нарастать предложение денег, полностью
поглощаемое спекулятивным
Между тем в развитой рыночной экономике существует механизм автоматического выхода из ликвидной ловушки, связанный с действием эффекта Пигу. Полагая, что инфляционный рост цен — явление временное, экономические субъекты станут наращивать предельную склонность к сбережению. И благоприятная комбинация сокращающегося вследствие этого совокупного спроса и расширяющегося (через последовательную трансформацию сбережений в инвестиции) совокупного предложения сравнительно быстро нейтрализует инфляционную угрозу. Однако усиление инфляционных процессов, особенно в нерыночной и переходной экономике с высоким уровнем ее монополизации, может парализовать действие эффекта Пигу. Поскольку население не представляет себе иной динамики цен, кроме их неуклонного увеличения, ускорение инфляции провоцирует наращивание его склонности к потреблению. А это объективно исключает выход экономики из ликвидной ловушки — как по причине ажиотажного спроса, так и в связи с острым дефицитом инвестиционных ресурсов, необходимых для его удовлетворения. Более того, ловушка еще и запирается замком устойчивых инфляционных ожиданий. Нейтрализовать эту серьезную угрозу, по мнению кейнсианцев, можно лишь за счет подключения фискальной политики, многообразные инструменты которой способны существенно улучшить инвестиционный климат в стране. Выход из ловушки ликвидности возможен и при благоприятных временах на товарных рынках, вызванных экзогенными факторами (обретение страной политической стабильности, приток иностранных инвестиций, крупные научно-техническими открытия и т.п.). Только в этом случае, а также при повышении качества фискального регулирования становятся достижимыми рост частных инвестиций и стабилизация ценовой динамики вследствие наращивания объема ВВП.5
Кейнсианская модель удовлетворительно в целом объясняла процессы, которые происходили в экономике США в середине 1960-х гг., когда удавалось поддерживать высокий уровень выпуска и низкую безработицу при незначительной динамике цен. Но затем начались инфляционные процессы, а в начале 1970-х гг. на фоне высокой инфляции стали наблюдаться уменьшение выпуска и рост безработицы (стагфляция). Сильные спады стагфляционного характера происходили в экономике США также в 1973—1975 гг. и 1^9—1980 гг. Это вошло в противоречие с основными положениями кейнсианской теории.8
Послевоенный период вплоть до конца 60-х — начала 70-х гг. отмечен
самыми благоприятными процессами
социально-экономического развития
ведущих западных стран за все
предшествующие 100 лет. Однако на рубеже
60—70-х гг. обнаружились просчеты кейнсианской
концепции экономического регулирования.
Они состоят в недооценке опасности
развития инфляции, преувеличении
роли прямых государственных инвестиций
и бюджетных методов регулирования
конъюнктуры, переоценке реального
эффекта дефицитного
Дискредитация
и кризис кейнсианства
Монетаризм подчёркивает важность монетарных факторов в макроэкономике. Лидером группы монетаристов является Милтон Фридман. Многие годы Фридман доказывал, что денежно-кредитная политика должна проводиться по правилам, и эта идея стала важной частью монетаристской доктрины.
Доводы Фридмана в защиту правил могут быть разбиты на ряд утверждений.
1. Денежно-кредитная политика сильно влияет на реальную экономику в краткосрочном периоде. Однако в более долгосрочном периоде изменения в предложении денег воздействуют прежде всего на уровень цен.
2. Несмотря на сильное краткосрочное влияние денег на экономику; есть мало возможностей для активного использования денежно-кредитной политики, чтобы попытаться с ее помощью сгладить деловые циклы.
Фридман подкрепил это предположение несколькими пунктами. Во-первых, центральному банку и другим правительственным агентствам требуете время, чтобы собрать и обработать информацию относительно текущего состояния экономики. Эти информационные лаги могут создать трудности для центрального банка в определении того, действительно ли экономика находится в состоянии рецессии и уместно ли изменение экономической политики.
Во-вторых, существует значительная неопределенность в отношении того, насколько сильным для экономики будет эффект изменения в предложении денег и сколько времени потребуется для его возникновения. Фридман подчёркивал, что существуют продолжительные и переменчивые лаги между мероприятиями монетарной политики и их экономическими результатами. То есть монетарной политике не только требуется относительно много времени, чтобы заработать, но и то количество времени, которое она будет действовать, непредсказуемо и может различаться от случая к случаю.
В-третьих, корректировка цен и заработной платы происходит хоть и не мгновение, но все же достаточно быстро, так что к тому времени, когда ФРС поймет, что экономика находится в состоянии рецессии, и увеличит предложение денег экономика может уже выходите из рецессии.
3.Даже если существует некоторое пространство для использования денежно-кредитной политики в целях сглаживания деловых циклов, ФРС не может рассчитывать на то, что проделает это эффективно (по политической причине, так как ФРС может испытывать краткосрочное политическое давление со стороны президента и представителей его администрации).
4.ФРС должна выбрать определённый денежный агрегат и взять на себя обязательства сделать так, чтобы он рос с постоянным темпом из года в год.3
В отличие от кейнсианцев монетаристы
считают, что спрос на деньги в
долгосрочном периоде стабилен, а
значит, его динамика вполне может
быть предсказана. С точки зрения
М. Фридмена, государству не следует
использовать рекомендуемые кейнсианцами
дискреционные денежно-
Эффект Фишера состоит в том, что в долгосрочном плане денежная политика не влияет на процентные ставки.
Главной задачей денежно-кредитного
регулирования монетаристы
В соответствии с основным денежным законом монетаризма главной предпосылкой устойчивого малоинфляционного экономического роста является поддержание постоянного во времени темпа прироста реального ВВП и такого уровня инфляции, который правительство считает приемлемым и обязуется контролировать. Непременным условием преодоления инфляции выступает предсказуемость темпов её развития, что возможно в условиях продолжающегося небольшого роста общего уровня цен и только если темпы роста денежного предложения жёстко контролируются государством, заранее известны рыночным субъектам и соблюдаются в течение нескольких лет. При выполнении данных условий национальная экономика снабжается минимальным количеством денег, которого, однако, достаточно для её поступательного развития.
Монетаристы разработали довольно жёсткий регламент проведения экономической политики государства. Наряду с основным монетарным правилом, накладывающим жёсткие ограничения на денежную эмиссию, в эту «денежную конституцию» входят и другие статьи: отвергается возможность сколько-нибудь масштабных правительственных заимствований у центрального банка. Для покрытия бюджетного дефицита, если они ставят под сомнение соблюдение правила икс-процента; идеальным вариантом при этом признается нулевой уровень подобных заимствований, но если центральный банк все же предоставляет кредит исполнительной власти, то выдвигается требование его безусловного возврата с процентами;
налагается запрет на денежное регулирование ставок процента (по рекомендациям кейнсианцев), которое в связи с эффектом Фишера признается бессмысленным, движение номинальных процентных ставок может быть следствием исключительно изменения инфляционных ожиданий;
не допускается любое
Любые действия государства, не согласующиеся с «денежной конституцией», расцениваются как необоснованное вмешательство в функционирование денежного рынка. Поскольку в монетаристской теоретической конструкции денежный рынок считается ведущим, именно в его деформациях усматриваются причины негативных процессов на всех остальных рынках. Для противодействия подобным деформациям необходимо в течение нескольких лет соблюдать правило икс-процента, независимо от состояния государственного бюджета, уровня инвестиционной активности, текущей ситуации на рынке труда и др.5