Денежно-кредитная политика в 2010 году

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 18:13, курсовая работа

Описание работы

Предмет исследования – особенности денежно-кредитной политики в Беларуси, организация её банковской системы, основные показатели денежно-кредитных параметров Беларуси, направления и цели будущего развития денежно-кредитной политики.
Цель работы состоит в анализе основных параметров денежно-кредитной политики, кейнсианской и монетаристской теорий, в выявлении основных показателей действия денежно-кредитной политики в Беларуси, особенностей политики на современном этапе, и определении направлений её дальнейшего развития.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Общие теоретические сведения…………………………………………………4
Понятие денежно-кредитной политики………………………………………...4
Цели……………………………………………………………………………….5
Центральный банк………………………………………………………………..6
Инструменты денежно-кредитной политики в современной экономике…….8
Теории денежно-кредитной политики…………………………………………13
Особенности кейнсианской денежно-кредитной политики…………………..13
Особенности монетаристской денежно-кредитной политики………………..17
Особенности денежно-кредитной политики Республики Беларусь…………………………………………………………………………..21
Банковская система Республики Беларусь…………………………………………………………………………..21
Развитие денежно-кредитной политики в Беларуси, параметры 2009 года 25
Денежно-кредитная политика в 2010 году……………………………………..29
Заключение……………………………………………………………………….32
Список использованных источников……………………………………

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 83.39 Кб (Скачать)

В то же время некоторые  кейнсианцы считают полезным определенный «перегрев экономики», поскольку он уменьшает вынужденную безработицу и приближает выпуск к потенциальному. Платой за это является рост инфляции.8

Денежно-кредитное регулирование  в рамках кейнсианской модели опирается  на предположение о том, что спрос  на деньги является нестабильным и  непредсказуемым. Потребность населения  в деньгах (особенно спекулятивный  спрос на них) зависит от множества  объективных и субъективных факторов. В этих условиях непосредственное воздействие  на денежное предложение, по мнению Кейнса, попросту утрачивает смысл. Только процентная ставка способна уравновешивать спрос  на деньги и их предложение, а потому государственная денежно-кредитная политика должна быть нацелена на регулирование её уровня и динамики. Таким образом, кейнсианцы склонны считать процентную ставку важнейшим регулятором денежного рынка. По их убеждению, без достаточно свободных колебаний ставки процента механизм работать не может, поэтому её величина не должна становиться объектом административного насилия. Если государство командными методами заставляет коммерческие банки принимать вклады или давать взаймы под строго определённый, фиксированный процент, то неизбежна деформация механизмов, действующих на рынках товаров и денег. В такой ситуации сбережения могут уйти в нелегитимную экономику (где процент формируется рыночным путём), но подпольные сбережения неподконтрольны государству, что повышает вероятность вспышек инфляции.

Кейнсианская монетарная политика есть систематическое преднамеренное нарушение равновесия денежного  рынка с тем, чтобы повлиять на уровень процентной ставки – повысить её при угрозе инфляции (политика «дорогих»  денег) и сократить перед наступлением фазы спада (политика «дешёвых денег»). Механизм её реализации базируется на:

  1. Возможности ЦБ воздействовать на ставку процента через изменение параметров денежного предложения;
  2. Связи процентной ставки с инвестициями;
  3. Мультипликативном воздействии инвестиций на национальный продукт.

Трансмиссионный механизм, через который монетарная политика воздействует на национальный продукт, занятость и доходы населения, состоит  из ряда определённых звеньев:

  1. ЦБ своими действиями увеличивает (в фазе кризиса) или уменьшает (в фазе подъёма) денежную массу. Предположим: экономика находится в фазе спада.
  2. Увеличение денежной массы приводит к мультипликативному расширению банковских депозитов. Рыночное хозяйство устроено так, что центральный банк контролирует движение денежной массы в стране далеко не полностью. Дело в том, что в обращении находятся не только деньги, выпущенные ЦБ, но и деньги, «выработанные» коммерческими банками в ходе их кредитной эмиссии. В результате этого денежные купюры, первоначально направленные ЦБ в обращение, мультипликативно возрастают за счёт денег, «производимых» коммерческими банками. Поэтому государство, не имея возможности прямо определить параметры денежного предложения, может лишь косвенным путём придавать денежной массе направление. Одним из таких инструментов является установление резервных требований, от которых в свою очередь зависит величина депозитного мультипликатора.
  3. Рост предложения денег при неизменном спросе на них ведет удешевлению денег, т.е. к падению процентной ставки.
  4. Снижение процентной ставки влечет за собой увеличение инвестиций.
  5. С ростом инвестиций повышаются доходы, объёмы производства и занятости.

Таким образом, ЦБ имеет немалые  возможности изменять предложение  денег. Однако безмерное наращивание  денежного предложения порождает  ускоряющуюся инфляцию, которая тормозит экономический рост. Чем настойчивее  государство добивается снижения процентных ставок, тем меньших результатов  оно достигнет, тем ниже эффективность  проводимой им политики «дешёвых» денег.

Для того, чтобы сохранить  регулирующую функцию экспансионистской  монетарной политики и сделать её наименее инфляционной, необходимо зафиксировать  предел, за который не должно выходить предложение денег. Таким рубежом  является точка, за которой положительный  эффект роста денежной массы равен  нулю: процентная ставка перестаёт  падать, достигнув своего критического минимума. За этим пределом предложение денег нарастает без удешевления кредита. К тому же при крайне низкой процентной ставке рыночный курс акций и облигаций чрезвычайно высок, и они не только не приобретаются населением, но и начинают активно продаваться. Владельцы денег даже при чрезмерно дешёвом кредите лишены стимулов к инвестированию и наращиванию тем самым национального дохода. Население хранит деньги на руках, отдавая предпочтение ликвидности (ликвидная ловушка).5

"Ловушка ликвидности"  означает, что  процентная  ставка  находится  на

достаточно  низком  уровне  и  изменение  ее  возможно  только  в   сторону

увеличения. В этих условиях  владельцы  денег  не  будут  стремиться  к  их

инвестированию. Складывается ситуация, когда даже очень  низкая  процентная ставка не стимулирует инвестиции  и  не  способствует  росту  дохода.  Весь прирост денег поглощается  спекулятивным спросом, т. е.  деньги  оседают  на руках, а не  вкладываются  в  экономику.  Поскольку  процентная  ставка  не изменяется, то инвестиции и доход остаются постоянными.  Рыночный  механизм самостоятельного оживления не срабатывает.13

Характерные черты ликвидной  ловушки: на денежном рынке продолжает нарастать предложение денег, полностью  поглощаемое спекулятивным спросом, на товарных рынках останавливается  рост инвестиций, производства, занятости  и доходов населения. В результате в страну поступает возрастающая денежная масса при недостаточном её товарном покрытии. Над национальной экономикой формируется инфляционный навес, лишающий её перспектив развития.

 Между тем в развитой рыночной экономике существует механизм автоматического выхода из ликвидной ловушки, связанный с действием эффекта Пигу. Полагая, что инфляционный рост цен — явление временное, экономические субъекты станут наращивать предельную склонность к сбережению. И благоприятная комбинация сокращающегося вследствие этого совокупного спроса и расширяющегося (через последовательную трансформацию сбережений в инвестиции) совокупного предложения сравнительно быстро нейтрализует инфляционную угрозу. Однако усиление инфляционных процессов, особенно в нерыночной и переходной экономике с высоким уровнем ее монополизации, может парализовать действие эффекта Пигу. Поскольку население не представляет себе иной динамики цен, кроме их неуклонного увеличения, ускорение инфляции провоцирует наращивание его склонности к потреблению. А это объективно исключает выход экономики из ликвидной ловушки — как по причине ажиотажного спроса, так и в связи с острым дефицитом инвестиционных ресурсов, необходимых для его удовлетворения. Более того, ловушка еще и запирается замком устойчивых инфляционных ожиданий. Нейтрализовать эту серьезную угрозу, по мнению кейнсианцев, можно лишь за счет подключения фискальной политики, многообразные инструменты которой способны существенно улучшить инвестиционный климат в стране. Выход из ловушки ликвидности возможен и при благоприятных временах на товарных рынках, вызванных экзогенными факторами (обретение страной политической стабильности, приток иностранных инвестиций, крупные научно-техническими открытия и т.п.). Только в этом случае, а также при повышении качества фискального регулирования становятся достижимыми рост частных инвестиций и стабилизация ценовой динамики вследствие наращивания объема ВВП.5

Кейнсианская модель удовлетворительно  в целом объясняла процессы, которые  происходили в экономике США  в середине 1960-х гг., когда удавалось  поддерживать высокий уровень выпуска и низкую безработицу при незначительной динамике цен. Но затем начались инфляционные процессы, а в начале 1970-х гг. на фоне высокой инфляции стали наблюдаться уменьшение выпуска и рост безработицы (стагфляция). Сильные спады стагфляционного характера происходили в экономике США также в 1973—1975 гг. и 1^9—1980 гг. Это вошло в противоречие с основными положениями кейнсианской теории.8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Особенности монетаристской денежно-кредитной политики

Послевоенный период вплоть до конца 60-х —  начала  70-х  гг.  отмечен

самыми благоприятными процессами социально-экономического развития  ведущих западных стран за все  предшествующие 100 лет. Однако на рубеже 60—70-х  гг. обнаружились просчеты кейнсианской концепции экономического регулирования. Они состоят в недооценке опасности  развития  инфляции,  преувеличении  роли прямых государственных инвестиций и  бюджетных  методов  регулирования  конъюнктуры, переоценке реального  эффекта дефицитного финансирования.

      Дискредитация  и кризис кейнсианства способствовали  реабилитации  роли денег в  экономике и реанимированию на  время забытых монетарных  теорий.  М. Фридмен  и  его  последователи,  известные   в   экономическом   мире   как монетаристы, разработали  современную количественную теорию  денег,  которая стала чрезвычайно  популярной в 70-е гг.13

Монетаризм подчёркивает важность монетарных факторов в макроэкономике. Лидером группы монетаристов является Милтон Фридман. Многие годы Фридман доказывал, что денежно-кредитная политика должна проводиться по правилам, и эта идея стала важной частью монетаристской доктрины.

Доводы Фридмана в защиту правил могут быть разбиты на ряд утверждений.

1. Денежно-кредитная политика сильно влияет на реальную экономику в краткосрочном периоде. Однако в более долгосрочном периоде изменения в предложении денег воздействуют прежде всего на уровень цен.

2. Несмотря на сильное краткосрочное влияние денег на экономику; есть мало возможностей для активного использования денежно-кредитной политики, чтобы попытаться с ее помощью сгладить деловые циклы.

Фридман подкрепил это предположение несколькими пунктами. Во-первых, центральному банку и другим правительственным агентствам требуете время, чтобы собрать и обработать информацию относительно текущего состояния экономики. Эти информационные лаги могут создать трудности для центрального банка в определении того, действительно ли экономика находится в состоянии рецессии и уместно ли изменение экономической политики.

Во-вторых, существует значительная неопределенность в отношении того, насколько сильным для экономики будет эффект изменения в предложении денег и сколько времени потребуется для его возникновения. Фридман подчёркивал, что существуют продолжительные и переменчивые лаги между мероприятиями монетарной политики и их экономическими результатами. То есть монетарной политике не только требуется относительно много времени, чтобы заработать, но и то количество времени, которое она будет действовать, непредсказуемо и может различаться от случая к случаю.

В-третьих, корректировка цен и заработной платы происходит хоть и не мгновение, но все же достаточно быстро, так что к тому времени, когда ФРС поймет, что экономика находится в состоянии рецессии, и увеличит предложение денег экономика может уже выходите из рецессии.

3.Даже если существует некоторое пространство для использования денежно-кредитной политики в целях сглаживания деловых циклов, ФРС не может рассчитывать на то, что проделает это эффективно (по политической причине, так как ФРС может испытывать краткосрочное политическое давление со стороны президента и представителей его администрации).

4.ФРС должна выбрать  определённый денежный агрегат  и взять на себя обязательства  сделать так, чтобы он рос  с постоянным темпом из года  в год.3

В отличие от кейнсианцев монетаристы  считают, что спрос на деньги в  долгосрочном периоде стабилен, а  значит, его динамика вполне может  быть предсказана. С точки зрения М. Фридмена, государству не следует  использовать рекомендуемые кейнсианцами дискреционные денежно-кредитные  методы для достижения краткосрочных целей, поскольку это может привести лишь к общей дестабилизации экономики, ее попаданию в ловушку ликвидности. Подвергая ожесточенной критике политику тонкой настройки, М. Фридмен утверждал, что деньги слишком важны, чтобы позволять ЦБ манипулировать ими по своему усмотрению. Да и сама процентная ставка, по его мнению, едва ли может быть серьёзно изменена под воздействием политики «дорогих» или «дешёвых» денег. Обосновывая неспособность денежно-кредитной политики повлиять на уровень процентной ставки, монетаристы опираются на эффект Фишера. Суть эффекта: если государство прибегает к монетарной экспансии, то в результате роста денежного предложения произойдёт временное сокращение ставки процента. Однако параллельно с этим усиливается инфляционный процесс. Инфляционные ожидания экономических субъектов влекут за собой увеличение спроса на деньги, которое вновь приводит к повышению процентных ставок, уравновешивающих денежный рынок. Чтобы в такой ситуации всё-таки снизить ставки процента, государству необходимо вызвать денежный шок, резко и неожиданно нарастив денежное предложение. Когда экономическими субъектами будут учтены последняя денежная инъекция и предстоящее ускорение инфляции, спрос на деньги снова подскочит с адекватным удорожанием кредита.

Эффект Фишера состоит в том, что в долгосрочном плане денежная политика не влияет на процентные ставки.

Главной задачей денежно-кредитного регулирования монетаристы считают  поддержание устойчивого динамического  соответствия между приростом предложения  денег и динамикой спроса на них.

В соответствии с основным денежным законом монетаризма главной  предпосылкой устойчивого малоинфляционного  экономического роста является поддержание  постоянного во времени темпа  прироста реального ВВП и такого уровня инфляции, который правительство  считает приемлемым и обязуется  контролировать. Непременным условием преодоления инфляции выступает  предсказуемость темпов её развития, что возможно в условиях продолжающегося  небольшого роста общего уровня цен  и только если темпы роста денежного  предложения жёстко контролируются государством, заранее известны рыночным субъектам и соблюдаются в  течение нескольких лет. При выполнении данных условий национальная экономика снабжается минимальным количеством денег, которого, однако, достаточно для её поступательного развития.

Монетаристы разработали довольно жёсткий регламент проведения экономической политики государства. Наряду с основным монетарным правилом, накладывающим жёсткие ограничения на денежную эмиссию, в эту «денежную конституцию» входят и другие статьи: отвергается возможность сколько-нибудь масштабных правительственных заимствований у центрального банка. Для покрытия бюджетного дефицита, если они ставят под сомнение соблюдение правила икс-процента; идеальным вариантом при этом признается нулевой уровень подобных заимствований, но если центральный банк все же предоставляет кредит исполнительной власти, то выдвигается требование его безусловного возврата с процентами;

налагается запрет на денежное регулирование  ставок процента (по рекомендациям  кейнсианцев), которое в связи  с эффектом Фишера признается бессмысленным, движение номинальных процентных ставок может быть следствием исключительно изменения инфляционных ожиданий;

не допускается любое нерыночное и неденежное влияние государства на цены, что означает разрешение применять только монетаристские средства антиинфляционного регулирования экономики и т.п.

Любые действия государства, не согласующиеся с «денежной конституцией», расцениваются как необоснованное вмешательство в функционирование денежного рынка. Поскольку в монетаристской теоретической конструкции денежный рынок считается ведущим, именно в его деформациях усматриваются причины негативных процессов на всех остальных рынках. Для противодействия подобным деформациям необходимо в течение нескольких лет соблюдать правило икс-процента, независимо от состояния государственного бюджета, уровня инвестиционной активности, текущей ситуации на рынке труда и др.5

Информация о работе Денежно-кредитная политика в 2010 году