Денежно-кредитная политика Республики Казахстан: методы и инструменты

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 21:45, курсовая работа

Описание работы

Денежно-кредитная политика – важнейший метод государственного регулирования общественного воспроизводства с целью обеспечения наиболее благоприятных условий для развития рыночной экономики.
Деньги существуют на протяжении тысячелетий. Напротив, центральные банки появились на исторической сцене сравнительно недавно. Что же касается современной модели центральных банков, то ее формирование восходит, когда начали определяться функции центральных банков в экономике с бумажными деньгами и коммерческими банками.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
1 Кредитная система и денежно-кредитная политика государства…………….5
2 Основные инструменты денежно-кредитной политики……………………..11
2.1 Политика обязательных резервов……………………………………11
2.2 Рефинансирование коммерческих банков…………………………...12
2.3 Операции на открытом рынке………………………………………...14
2.4 Некоторые прочие методы регулирования денежно-кредитной
сферы………………………………………………………………………………15
3 Денежно - кредитная и валютная политика в Республике Казахстан по Национальному банку…………………………………………………………….17
3.1 Инструменты денежно - кредитной политики……………………….18
3.2 Денежные агрегаты…………………………………………………….21
3.3 Валютное регулирование и контроль…………………………………22
3.4. Управление золотовалютными активами……………………………24
3.5 Денежно-кредитная политика Национального Банка на
2007-2010 годы…………………………………………………………………...26
Заключение………………………………………………………………………..35
Список использованных источников……………………………………………37

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа №1 Казиканова.docx

— 117.26 Кб (Скачать)

       Основными операциями регулирования Национальным Банком Республики Казахстан ставок вознаграждения на финансовом рынке, а  также регулирования ликвидности  банков останутся выпуск краткосрочных  нот, привлечение депозитов банков второго уровня, предоставление займов рефинансирования.

       При необходимости и в случае возникновения  спроса Национальный Банк Республики Казахстан рассмотрит вопрос возобновления  выпуска краткосрочных нот сроком обращения до 1 года для формирования краткосрочной кривой доходности. Национальный Банк Республики Казахстан будет осуществлять мониторинг краткосрочной кривой доходности и принимать соответствующие решения в зависимости от ситуации на финансовом рынке.

       Национальный  Банк Республики Казахстан в условиях давления на обменный курс тенге в  сторону его ослабления не будет  допускать резких краткосрочных  колебаний обменного курса тенге, при этом ориентиры или коридоры колебания курса тенге устанавливаться  не будут.

       Относительное снижение внутреннего инвестиционного  и потребительского спроса обеспечит  корректировку ситуации в платежном  балансе за счет сокращения, прежде всего, расходов на импорт. В то же время, учитывая временной лаг с которым  это может произойти, в целях  устранения дисбаланса спроса и предложения  на внутреннем валютном рынке в краткосрочном  периоде Национальным Банком Республики Казахстан могут быть предприняты  меры по ограничению спроса на иностранную  валюту, в том числе путем изменения  порядка покупки и продажи  валюты на внутреннем валютном рынке.

       Меры  денежно-кредитной политики при  реализации пессимистичного сценария Национальный Банк Республики Казахстан  будет проводить поддерживающую денежно-кредитную политику.

       Это подразумевает возможность значительного  снижения существующих нормативов минимальных  резервных требований.

       Национальный  Банк Республики Казахстан будет  воздерживаться от предоставления банкам прямой долговременной помощи в значительным объемах. Тем не менее, Национальный Банк Республики Казахстан совместно  с Агентством Республики Казахстан  по регулированию и надзору финансового  рынка и финансовых организаций  и Правительством Республики Казахстан  планирует выработать и активно  использовать механизмы поддержания  банковского сектора с использованием различных косвенных инструментов (секьюритизация активов, операции с  облигациями и акциями банков, предоставление ликвидности через  институты развития и др.).

       Национальный  Банк Республики Казахстан в условиях более высокого давления обменного  курса тенге допустит более значительное его ослабление по сравнению с  базовым сценарием в целях  поддержания золотовалютных резервов на уровне, необходимом для выполнения страной своих международных  обязательств.

       Сжатие  внутреннего инвестиционного и  потребительского спроса обеспечит  корректировку ситуации в платежном  балансе за счет сокращения не только расходов на импорт, но и сокращения выплат в обслуживание внешнего долга. В то же время, учитывая существенный дефицит ликвидности в иностранной  валюте и угрозу внезапного оттока капитала из страны, при необходимости  будут приняты жесткие меры по стабилизации ситуации на внутреннем валютном рынке. В этих целях Национальным Банком Республики Казахстан могут быть предприняты меры по ограничению оттока капитала и повышению объемов предложения иностранной валюты, в том числе посредством временного введения валютных ограничений (режим специального разрешения).

       Национальный  Банк принял постановление, определяющее денежно-кредитную политику на 2008-2009 годы.

       «Основные направления денежно-кредитной политики»  являются основным концептуальным документом Национального Банка, в котором  в рамках предполагаемых сценариев  определены прогнозные параметры основных показателей денежно-кредитной политики, в том числе инфляции, а также  меры денежно-кредитной политики Национального  Банка.  
 В условиях неопределенности в отношении перспектив развития мирового финансового рынка и, соответственно, внутренней экономики «Основные направления денежно-кредитной политики» были разработаны не на три предстоящих года, а на два года вперед, то есть на 2008-2009 годы. По мере снижения неопределенности Национальный Банк Республики Казахстан намерен вернуться к практике разработки «Основных направлений денежно-кредитной политики» на трехлетний период.  
 Помимо реализации основной цели Национального Банка по обеспечению стабильности цен в «Основных направлениях денежно-кредитной политики» особое внимание уделено комплексу мер по обеспечению стабильности банковской системы.  
 Национальным Банком рассмотрены два сценарных варианта развития экономики Казахстана - базовый и пессимистичный. При этом наиболее реалистичной считается реализация базового сценария, тогда как пессимистичный сценарий представлен в большей степени как гипотетический, вероятность реализации которого оценивается как невысокая. Тем не менее в документе нашли отражение меры Национального Банка на случай реализации обоих сценариев.  
 Основной целью денежно-кредитной политики Национального Банка на 2008-2009 годы будет удержание годовой инфляции (декабрь по сравнению с декабрем предыдущего года) в пределах 7,9-9,9% в 2008 году и 7,5-9,5% в 2009 году при реализации как базового, так и пессимистичного сценариев. Это соответствует уровню среднегодовой инфляции в пределах 16-18% в 2008 году и 8-10% в 2009 году.
 
 
 
 
 
 
 
 

       Прогноз основных показателей денежно-кредитной  политики на 2008-2009 годы (базовый сценарий) на конец периода

       Показатели        2007 факт        2008 прогноз        2009 прогноз
       Инфляция, %                           
       - на конец года, %        18,8        7,9-9,9        7,5-9,5
       - в среднем за  год, %        10,8        16,0-18,0        8,5-10,5
       Официальная ставка рефинансирования, %        11,0        10,0        9,0
       Денежная база, млрд. тенге        1464        1681        1878
       Изменение в %        -2,5        14,8        11,7
       Денежная масса, млрд. тенге        4614        4998        6173
       Изменение в %        25,5        8,3        23,5
       Депозиты резидентов, млрд. тенге        3874*        4167        5124
       Кредиты банков экономике, млрд. тенге        7256*        8220        9848
       Уровень монетизации  экономики, %        38,6*        31,6        33,1
 

       Прогноз основных денежно-кредитных показателей  на 2008 – 2009 годы (пессимистичный сценарий) на конец периода

       Показатели        2007  
(факт)
       2008 (прогноз)        2009 (прогноз)
       Инфляция, %                           
       - на конец года, %        18,8        7,9-9,9        7,5-9,5
       - в среднем за  год, %        10,8        16,0-18,0        8,5-10,5
       Официальная ставка рефинансирования, %        11,0        8,0        6,0
       Денежная база, млрд. тенге        1464        1410        1402
       изменение в %        -2,5        -3,7        -0,6
       Денежная масса, млрд. тенге        4614*        4088        4088
       изменение в %        25,5*        -11,4        0,0
       Депозиты резидентов, млрд. тенге        3874*        3384        3438
       Кредиты банков экономике, млрд. тенге        7256*        6570        6656
       Уровень монетизации  экономики, %        38,6 *        28,0        25,6
 

       по  предварительным данным за 2007 год 

  Денежно-кредитная политика Национального Банка на 2010 год 

Основной  целью денежно-кредитной политики является обеспечение стабильности цен. Меры Национального Банка Республики Казахстан по достижению данной цели будут способствовать поддержанию  экономического роста, развитию потенциала депозитного рынка, а также восстановлению кредитной активности банковского  сектора. 
 Национальный Банк Республики Казахстан продолжит проведение политики обменного курса, направленной на обеспечение баланса между внутренней и внешней конкурентоспособностью казахстанской экономики. Курсовая политика будет проводиться с целью недопущения значительных колебаний реального курса национальной валюты, которые могут оказать негативное влияние на конкурентоспособность отечественного производства в условиях постоянно меняющейся мировой конъюнктуры. 
 В целях создания условий для повышения гибкости курсообразования коридор колебаний тенге с 5 февраля 2010 года будет расширен: 150 долларов/тенге (+)10% или 15 тенге, (-)15% или 22,5 тенге. Преобладающие тенденции в динамике курса тенге будут обусловлены ситуацией на мировых финансовых и товарных рынках и состоянием платежного баланса. 
Процентная политика Национального Банка Республики Казахстан будет направлена на удержание рыночных ставок на денежном рынке краткосрочных инструментов в пределах коридора ставок Национального Банка Республики Казахстан. Проводимые мероприятия будут обеспечивать снижение волатильности рыночных ставок и повышение стабильности денежного рынка, а также способствовать эффективному управлению ликвидностью.       Официальная ставка рефинансирования, являющаяся верхней границей коридора, будет определяться исходя из ситуации на денежном рынке и уровня инфляции. Ставка по депозитам банков, размещаемым в Национальном Банке Республики Казахстан, будет определяться как нижняя граница коридора краткосрочных ставок на денежном рынке. При этом она будет устанавливаться на минимально возможном уровне с тем, чтобы дестимулировать банки в накоплении свободных ресурсов на депозитах в Национальном Банке Республики Казахстан. 
 С целью изъятия избыточной ликвидности Национальный Банк Республики Казахстан продолжит эмиссию краткосрочных нот. Их выпуск будет также направлен на поддержание вторичного рынка государственных ценных бумаг, формирование кривой доходности по финансовым инструментам сроком до 1 года. 
 При ожидаемом незначительном инфляционном давлении со стороны фундаментальных факторов Национальный Банк Республики Казахстан будет принимать меры по обеспечению финансовой стабильности. Продолжится мониторинг уровня ликвидности банков и связанных с ним рисков, в том числе валютных. При необходимости Национальный Банк Республики Казахстан будет предоставлять займы рефинансирования для поддержания текущей ликвидности банков. Сроки данных операций останутся короткими. 
 Национальный Банк Республики Казахстан будет способствовать дальнейшему переориентированию банков на внутренние источники при формировании базы фондирования. Для этого Национальный Банк Республики Казахстан увеличит в 2010 году капитализацию АО "Казахстанский фонд гарантирования депозитов" на 11 млрд. тенге. 
 Также для стабилизации ресурсной базы банков будет рассмотрен вопрос о переводе временно свободных денежных средств небанковских финансовых организаций, размещаемых в Национальном Банке Республики Казахстан, на депозиты отечественных банков. 
 Реализация данных мер денежно-кредитной политики позволит Национальному Банку Республики Казахстан достичь установленных ориентиров по инфляции. Это будет способствовать выходу экономики на траекторию устойчивого и качественного роста.

 
Прогноз основных показателей денежно-кредитной политики на 2010 год

                2008 
(факт)
       2009 
(оценка)
       2010 (прогноз)
       1 сценарий        2 сценарий        3 сценарий
       Инфляция на конец  года, %        9,5        6,2        6,0-8,0        6,0-8,0        6,0-8,0
       Официальная ставка рефинансирования, %        10,5        7,0        6,0        7,0        8,0
       Денежная база, млрд. тенге        1525        2451        2395        2697        2728
       изменение в %        4,2        60,7        -2,3        10,0        11,3
       Денежная масса, млрд. тенге        6267        7386        7042        8097        8524
       изменение в %        35,4        17,9        -4,7        9,6        15,4
       Депозиты резидентов в банковской системе, млрд. тенге        5409        6473        6123        7070        7459
       изменение в %        39,0        19,7        -5,4        9,2        15,2
       Кредиты банков экономике, млрд. тенге        7460        7644        7539        8092        8296
       изменение в %        2,8        2,5        -1,4        5,9        8,4
       Уровень монетизации  экономики, %        39,0        46,2        45,9        46,5        46,5

Информация о работе Денежно-кредитная политика Республики Казахстан: методы и инструменты