Денежно-кредитная политика Республики Казахстан: методы и инструменты

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 21:45, курсовая работа

Описание работы

Денежно-кредитная политика – важнейший метод государственного регулирования общественного воспроизводства с целью обеспечения наиболее благоприятных условий для развития рыночной экономики.
Деньги существуют на протяжении тысячелетий. Напротив, центральные банки появились на исторической сцене сравнительно недавно. Что же касается современной модели центральных банков, то ее формирование восходит, когда начали определяться функции центральных банков в экономике с бумажными деньгами и коммерческими банками.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
1 Кредитная система и денежно-кредитная политика государства…………….5
2 Основные инструменты денежно-кредитной политики……………………..11
2.1 Политика обязательных резервов……………………………………11
2.2 Рефинансирование коммерческих банков…………………………...12
2.3 Операции на открытом рынке………………………………………...14
2.4 Некоторые прочие методы регулирования денежно-кредитной
сферы………………………………………………………………………………15
3 Денежно - кредитная и валютная политика в Республике Казахстан по Национальному банку…………………………………………………………….17
3.1 Инструменты денежно - кредитной политики……………………….18
3.2 Денежные агрегаты…………………………………………………….21
3.3 Валютное регулирование и контроль…………………………………22
3.4. Управление золотовалютными активами……………………………24
3.5 Денежно-кредитная политика Национального Банка на
2007-2010 годы…………………………………………………………………...26
Заключение………………………………………………………………………..35
Список использованных источников……………………………………………37

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа №1 Казиканова.docx

— 117.26 Кб (Скачать)

 

       

       3 Денежно - кредитная и валютная политика в Республике Казахстан по Национальному банку 

       В 2000 году приоритетом денежно-кредитной  политики Национального Банка было поддержание низких темпов инфляции. Была продолжена политика свободно плавающего обменного курса тенге.

       В качестве инструментов регулирования  краткосрочной ликвидности банковской системы использовались: операции с  краткосрочными нотами, операции с  государственными ценными бумагами на открытом рынке, регулирование официальных  ставок, рефинансирование банков путем  переучета векселей, предоставление банкам краткосрочных кредитов на поддержание  ликвидности (дневных и овернайт).

       Для сглаживания резких краткосрочных  колебаний обменного курса тенге  и предотвращения чрезмерного укрепления курса тенге проводились операции на внутреннем валютном рынке (покупка  и продажа иностранной валюты).

       Биржевой  курс тенге по отношению к доллару  США понизился за год на 5,2% (в 1999 году - 64,6%) и составил на конец года 145,40 тенге за 1 доллар США (рис. 2.1). 

       

       Рисунок 2.1

       Динамика  изменения биржевого обменного  курса тенге к доллару США

       Официальный курс тенге по отношению к доллару  составил на конец 2000 года 144,50 тенге, к  российскому рублю - 5,16 тенге, к евро - 136,21 тенге (рис.2.2). 

       

       Рисунок 2.2

       Официальные курсы тенге к иностранным  валютам, на конец периода 

       Сохранение  умеренных темпов девальвации тенге  способствовало дальнейшему восстановлению ценовых паритетов по отношению  к странам - основным торговым партнерам. Относительно стран СНГ индекс реального  эффективного обменного курса тенге (REER) снизился с начала года на 7,6%, что  было связано с реальным укреплением  российского рубля на 8,5%. В целом  за год тенге реально укрепился  по отношению к корзине валют  остальных стран на 16% (в основном по причине девальвации евро на 11,3% в среднем за год). В итоге за 2000 год по группе 20 стран - торговых партнеров индекс REER повысился всего  на 2,8%. Динамика изменения индексов реального эффективного обменного  курса в 1998-2000 гг. приведена на рис. 2.3. 

       

       Рисунок 2.3.

       Динамика  реального эффективного обменного  курса тенге (1996=100%) 
 
 

       3.1 Инструменты денежно - кредитной политики 

       Официальные ставки. С целью ориентации банков второго уровня на снижение ставок по кредитам Национальный Банк в течение года поддерживал ставку рефинансирования слабо положительной в реальном выражении и понижал официальные ставки. За год ставка рефинансирования снизилась с 18% до 14%, ставка по кредитам "овернайт" - с 27 до 21%, ставка по операциям "репо" - с 23 до 19% (рис.2.4).

       Для осуществления Национальным Банком операций по переучету векселей с 20 июня 2000 года была введена и установлена  на уровне 12,5% официальная учетная (дисконтная) ставка. 

       

       Рисунок 2.4.

       Официальные ставки Национального Банка

       Минимальные резервные требования. Для обеспечения равновесия денежного рынка и регулирования ликвидности банков с 01.05.00 г. норма обязательных резервов банков была снижена с 10 до 8% от общих депозитных обязательств банка перед небанковскими юридическими и физическими лицами.

       Снижение  минимальных резервных требований не привело к ослаблению защиты интересов  вкладчиков и кредиторов банков, а  напротив, позволило банкам более  эффективно распоряжаться привлеченными  средствами и увеличить кредитование реального сектора экономики.

       Операции  на открытом рынке. С целью регулирования ликвидности в банковской системе и стерилизации денежной массы в 2000 году Национальным Банком проводились на открытом рынке операции по покупке и продаже ценных бумаг, операции РЕПО и обратного РЕПО (табл. 2.1). 

       Таблица 2.1.

       Операции  Национального Банка на открытом рынке

       Операции        объем, млрд. тенге        доходность, %        дюрация, дней
       Покупка ГЦБ        16,2        10,78        954,08
       Продажа ГЦБ        18,0        13,33        34,51
       РЕПО                 5,61        14,84
       открытие        52,4
       закрытие        51,4
       обратное РЕПО                 8,51        7,12
       открытие        10,4
       закрытие        4,4
 
 

       Займы Национального Банка. В 2000 году Национальный Банк предоставил займы на 1401 млн. тенге, из них банкам второго уровня - 1311,2 млн. тенге, организациям - 89,8 млн. тенге.

       Для финансирования золотодобывающей промышленности - предприятия "АБС Балхаш", создан консорциум банков на принципах синдицированного банковского кредитования. Национальный Банк принял на себя частичное финансирование данного консорциума (699,2 млн. тенге  или 4,9 млн. долл.).

       В связи с погашением Национальным Банком задолженности перед ЕБРР, произведено переоформление займа, предоставленного Национальным Банком ОАО "Казкоммерцбанк" в рамках займа ЕБРР по программе развития малых и средних предприятий. На основании Консорциального соглашения данный заем переоформлен в банковский заем на 4,3 млн. долл. (612,0 млн. тенге).

       Продолжено  предоставление займа специального назначения для построения резервного центра платежной системы КЦМР. В 2000 году предоставлено КЦМР 89,8 млн. тенге или 573,5 млн. долл. (за 1999-2000 гг. предоставлено 601,5 млн. тенге).

       Национальным  Банком проведена работа по практическому  внедрению системы переучета  векселей. Определены первоклассные  эмитенты векселей - ЗАО "НАК Казатомпром" и ОАО "Казахтелеком", заключены  Генеральные соглашения о переучете  векселей с 12 банками. Уже в декабре 2000 года к переучету принято 6 векселей ЗАО "НАК Казатомпром" сроком погашения  до 6 месяцев на 7,1 млн. тенге.

       Национальный  Банк заключил договора о предоставлении займа "овернайт" с 17 банками второго  уровня. Лимиты получения в Национальном Банке займа "овернайт" ежемесячно доводились до банков, однако в связи  с достаточной ликвидностью банковской системы в 2000 году банки не обращались за получением займа "овернайт".

       Возврат кредитов в 2000 году составил 238,2 млн. тенге.

       Ежемесячно  проводилась классификация ссудного портфеля и создавались провизии. Всего в 2000 году было создано провизий на сумму 7,1 млрд. тенге.

       Долг  заемщиков по убыточным банковским займам Национального Банка, предоставленным  в 1994-1996 гг., на 01.01.01 г. составил 6,1 млрд. тенге, в т.ч. основной долг - 2,3 млрд. тенге, неуплаченное вознаграждение и  неустойка - 3,8 млрд. тенге.

       Более 80% заемщиков, имеющих просроченные долги по банковским займам Национального  Банка, в настоящее время находятся  в процедуре ликвидации, или же к ним применена процедура  банкротства. Просроченная задолженность  по ним составила 4,7 млрд. тенге, сумма  задолженности по основному долгу - 2,2 млрд. тенге.

       Возвращено  убыточных банковских займов заемщиками на 2,1 млн. тенге.

       В связи с завершением процесса ликвидации аннулирована просроченная задолженность по 9 банкам (0,8 млрд. тенге), имеющим долг по банковским займам Национального Банка. Кроме того, аннулированы долги учреждений Министерства внутренних дел на 71,9 млн. тенге.

       По  всем заемщикам Национальным Банком проведена претензионно - исковая работа 

       3.2 Денежные агрегаты 

       Поведение денежных агрегатов в течение  отчетного периода было обусловлено  характером сложившихся в прошлом  тенденций. Так, в начале года наблюдалось  сезонное снижение денежных агрегатов. Денежная база и наличные деньги в  обращении продолжали снижаться  в течение I квартала и превысили  уровень на начало года только в  сентябре. Кривые темпов роста денежной базы и денежной массы (рис.2.5, 2.6) показывают, что в течение года наблюдается  синхронность в их поведении. Однако, вследствие опережающего темпа роста  депозитов в банковской системе, денежная масса, уже в мае превысила  уровень на начало года.

       

       Рисунок.2.5.

       Динамика  изменения денежных агрегатов (к  пред. месяцу, %) 

       

       Рисунок 2.6.

       Динамика  изменения агрегатов (номинальное  к началу года, %) 

       Денежная  база. Увеличение поступления иностранной валюты на счета Министерства финансов в Национальном Банке и покупки Национальным Банком валюты на внутреннем валютном рынке способствовали значительному увеличению чистых международных резервов Национального Банка на 37,6% до 2093,9 млн. долл. Однако, денежная база расширилась всего на 5,7% до 134,0 млрд. тенге. Это было связано с тем, что, начиная со второй половины года, Национальный Банк активизировал операции по стерилизации избыточной ликвидности. Рост чистых международных резервов Национального Банка был нейтрализован увеличением объемов краткосрочных нот в обращении в 7,9 раза (или на 43,0 млрд. тенге) и увеличением депозитов Правительства в 2,3 раза (или на 26,8 млрд. тенге).

       Денежная  масса. В 2000 году позитивной была и динамика активов банковской системы. Так, чистые внешние активы банковской системы выросли на 15,9% (или на 294,9 млн. долл.), а внутренние активы банковской системы увеличились более чем в 5,2 раза (или на 71,3 млрд. тенге). Рост внутренних активов банковской системы произошел за счет значительного, более чем в 1,8 раза (или на 137 млрд. тенге), увеличения требований к другим секторам экономики (несмотря на снижение чистых требований к Правительству банковской системы на 26,9% и чистых прочих внутренних активов банковской системы - на 30%). Все указанные факторы способствовали увеличению денежной массы на 45,9% до 399,5 млрд. тенге.

       В структуре денежной массы сохранилась  позитивная тенденция роста депозитов  в банковской системе - с начала года ее доля выросла с 62,2 до 73,4%, что вызвало  увеличение денежного мультипликатора  с 2,16 до 2,98.

       Наличные  деньги в обращении выросли незначительно - на 2,8% до 106,4 млрд. тенге, так как  на начало года их уровень был высоким  за счет выплаты накопленной задолженности  по пенсиям, пособиям и социальным выплатам в декабре 1999 года. В течение I квартала наличные деньги в обращении продолжали снижаться, что объясняется в  основном сезонным фактором, а с  апреля они начали увеличиваться. Наибольший темп роста наличных денег в обращении  был отмечен в декабре (на 9,4%) и  в сентябре (на 7,5% до 106,1 млрд. тенге), что также объясняется циклическим  характером их поведения.

       Значительный  рост денежной массы привел к увеличению уровня монетизации экономики с 13,6% в 1999 году до 15,4% в 2000 году (самого высокого показателя со дня независимости  Казахстана). 
 

       3.3 Валютное регулирование и контроль 

       В 2000 году механизм валютного регулирования  и контроля совершенствовался с  учетом ситуации на внешнем и внутреннем валютном рынке, развития новых финансовых инструментов, изменения условий  и конъюнктуры инвестирования.

       Принятие  Закона "О внесении изменений  и дополнений в некоторые законодательные  акты РК по вопросам валютного регулирования" создает возможность выработки  более гибкого механизма регулирования  путей оттока капитала, расширения перечня норм, нарушение которых  влечет за собой наказание в соответствии с валютным законодательством. Изъятие  субъектов банковской и страховой  деятельности из сферы малого предпринимательства  позволит усилить надзор за данными  организациями, изменить требования к  их деятельности с целью укрепления устойчивости финансовой системы и  защиты интересов потребителей.

       Внесены изменения в нормативную правовую базу, усиливающие требования к помещениям обменных пунктов, а также применяемым  техническим средствам определения  подлинности денежных знаков. Кроме  того, внесенные изменения позволяют  автоматизировать работу по учету обменных операций.

       Была  продолжена работа по совершенствованию  экспортно-импортного валютного контроля. Национальным Банком были разработаны  предложения по совершенствованию  механизма экспортно-импортного валютного  контроля, а также проект новой  редакции Инструкции об организации  экспортно-импортного валютного контроля в Республике Казахстан.

Информация о работе Денежно-кредитная политика Республики Казахстан: методы и инструменты