Денежно-кредитная политика Республики Казахстан: методы и инструменты

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 21:45, курсовая работа

Описание работы

Денежно-кредитная политика – важнейший метод государственного регулирования общественного воспроизводства с целью обеспечения наиболее благоприятных условий для развития рыночной экономики.
Деньги существуют на протяжении тысячелетий. Напротив, центральные банки появились на исторической сцене сравнительно недавно. Что же касается современной модели центральных банков, то ее формирование восходит, когда начали определяться функции центральных банков в экономике с бумажными деньгами и коммерческими банками.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
1 Кредитная система и денежно-кредитная политика государства…………….5
2 Основные инструменты денежно-кредитной политики……………………..11
2.1 Политика обязательных резервов……………………………………11
2.2 Рефинансирование коммерческих банков…………………………...12
2.3 Операции на открытом рынке………………………………………...14
2.4 Некоторые прочие методы регулирования денежно-кредитной
сферы………………………………………………………………………………15
3 Денежно - кредитная и валютная политика в Республике Казахстан по Национальному банку…………………………………………………………….17
3.1 Инструменты денежно - кредитной политики……………………….18
3.2 Денежные агрегаты…………………………………………………….21
3.3 Валютное регулирование и контроль…………………………………22
3.4. Управление золотовалютными активами……………………………24
3.5 Денежно-кредитная политика Национального Банка на
2007-2010 годы…………………………………………………………………...26
Заключение………………………………………………………………………..35
Список использованных источников……………………………………………37

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа №1 Казиканова.docx

— 117.26 Кб (Скачать)

       В проекте Инструкции нашли отражение  вопросы, ранее не урегулированные  законодательством: порядок осуществления  валютного контроля по экспортно-импортным  сделкам, предусматривающий использование  вексельной формы расчетов, основания  и порядок закрытия паспортов  сделок. Кроме того, разграничены компетенция, функции и полномочия органов  и агентов валютного контроля, а также изменены направления  информационных потоков между ними.

       Практическая  реализация внесенных предложений  позволит усилить контроль за поступлением в страну экспортной выручки и  товаров в счет погашения платежей по импорту.

       Для усиления мониторинга за движением  иностранной валюты по проводимым экспортно-импортным  операциям, введены два новых  вида лицензируемых операций - зачисление иностранной валюты, получаемой резидентом в качестве кредита от нерезидента, на счета третьих лиц, а также  получение резидентами экспортной валютной выручки в срок свыше 120 дней.

       В целях реализации правительственной  программы развития рынка ценных бумаг, был введен упрощенный порядок  лицензирования таких операций для  компаний по управлению пенсионными  активами. В 2000 году выдано 6 генеральных  лицензий на инвестирование пенсионных активов в ценные бумаги, эмитируемые  нерезидентами.

       Необходимость унификации требований по вывозу наличной иностранной валюты в странах-участниках Таможенного союза потребовала  внесения изменений в требования по представлению физическими лицами документов о легальности происхождения  валюты при ее вывозе из Республики Казахстан. Если ранее требовалось  предоставление в таможенные органы документов на всю сумму вывозимой валюты, то теперь представляются документы только на сумму, превышающую установленный лимит. В Республике Казахстан норма вывоза наличной иностранной валюты составляет эквивалент 3 тыс. долл. США.

       Одной из основных форм валютного контроля была проверка соблюдения норм валютного  законодательства субъектами валютного  рынка. Проведено 15 проверок банков, 3 проверки юридических лиц, рассмотрено 461 материалов проверок уполномоченных организаций  и 10 материалов проверок уполномоченных банков, проведенных областными филиалами  Национального Банка.

       Увеличилось количество юридических лиц, обратившихся в Национальный Банк за лицензией  на проведение операций, связанных  с движением капитала. Так, если в 1999 году была выдана 121 лицензия на проведение таких операций, то в 2000 году было выдано 214 таких лицензий. В структуре  выданных лицензий отмечена тенденция  роста количества лицензий на кредитование нерезидентов по импортным сделкам, что объясняется увеличением  охвата валютным контролем импортных  сделок.

       В 2000 году на проведение обменных операций с наличной иностранной валютой  было выдано 497 лицензий с учетом проведенной  перерегистрации уполномоченных организаций, общее количество их обменных пунктов  изменилось незначительно (1066 - на 01.01.01 г. по сравнению с 1137 на начало 2000 года). Общее количество банковских и небанковских обменных пунктов соответственно составило 2485 и 2402. В общем объеме проводимых обменных операций с наличной иностранной  валютой преобладает доля банковских обменных пунктов (более 80% оборота). 
 

       3.4 Управление золотовалютными активами 

       Валовые золотовалютные активы Национального  Банка в 2000 году увеличились на 4,6% (или на 92,6 млн. долл.) до 2,096 млрд. долл., чистые золотовалютные активы - на 37,6% (или на 572,7 млн. долл.) до 2,094 млрд. долл. (табл.2.2).

       Таблица 2.2.

       Уровень золотовалютных активов Национального  Банка,млн. долл.

                01.01.00        01.04.00        01.07.00        01.10.00        01.01.01
       Валовые ЗВА        2 003,237        1 872,693        1 911,101        2 189,828        2 095,849
       активы в СКВ  и СДР        1 480,460        1 375,620        1 386,943        1 685,483        1 594,308
       активы в драгоценных  металлах        522,777        497,073        524,158        504,345        501,541
       Внешние обязательства (СКВ)        482,057        423,522        3,289        1,935        1,975
       Чистые золотовалютные активы        1 521,180        1 449,171        1 907,812        2 187,894        2 093,873
 

       Динамика  валовых золотовалютных активов  в течение года имела общую  тенденцию роста, что было обусловлено:

       покупками Национальным Банком иностранной валюты на внутреннем рынке;

       поступлением  валютных средств на счета Министерства финансов (в т.ч. от размещения Казахстаном 3-й эмиссии еврооблигаций на международных  рынках капитала, от приватизации государственной  собственности и арендной платы  России за космодром "Байконур", оплатой  налогов иностранными инвесторами, работающими в нефтегазовом секторе).

       Чистые  золотовалютные активы имели более  динамичный рост, что объясняется  досрочным погашением Национальным Банком обязательств перед МВФ  (рис.2.7). 

       

       Рисунок 2.7. Золотовалютные активы Национального Банка

       В структуре портфеля золотовалютных активов в 2000 году произошел значительный рост доли валютного компонента (с 62,43 до 76,10%) и одновременное снижение доли золота (с 26,21 до 23,89%) (табл.2.3). Снижение доли золота связано со снижением цен под влиянием укрепления доллара США против основных мировых валют. Укрепление доллара оказало значительное давление на рынок металлов, вызвав волну хеджинговых продаж золота производителями и продаж металла крупными центральными банками. Доля СДР уменьшилась с 11,35 до 0,01%. 

       Таблица 2.3.

       Структура золотовалютных активов, в % от общей суммы

       Вид актива        01.01.00        01.01.01
       СКВ        62,43        76,10
       Золото        26,21        23,89
       СДР        11,35        0,01

3.5 Денежно-кредитная политика Национального Банка на 2007-2010 годы 

       Денежно-кредитная  политика Национального Банка за 2007год

       По  сложившейся практике Национальный Банк Республики Казахстан ежегодно разрабатывает Основные направления  денежно-кредитной политики на предстоящие 3 года, в которых определяются целевые  ориентиры по инфляции, а также  меры денежно-кредитной политики по их достижению. Определение стратегических направлений политики на среднесрочный  период повышает предсказуемость политики Национального Банка Республики Казахстан и снижает степень  неопределенности для участников финансового  рынка в направлении его развития.

       В 2007 году выполнение задач, стоящих перед  Национальным Банком Республики Казахстан, осложнилось высокой степенью неясности  перспектив развития мирового финансового  рынка и, соответственно, внутренней экономики. В условиях высокого риска  дальнейшего ухудшения ситуации на мировом финансовом рынке центральные  банки крупнейших развитых стран  начали оказывать помощь своим банковским системам для стабилизации ситуации. 
В 2007 году годовая инфляция (декабрь по сравнению с декабрем предыдущего года) в Республике Казахстан составила 18,8% (максимальный уровень за последние 7 лет). Специфика текущего момента заключается в том, что в условиях усиливающегося инфляционного давления и ухудшения ситуации на финансовом рынке перед Национальным Банком Республики Казахстан, как и перед другими центральными банками, возникла определенная дилемма. С одной стороны, необходимо обеспечить достижение стабильности цен, а, с другой – стабильность финансовой системы, сохранить условия для дальнейшего экономического роста. 
В этих условиях Национальный Банк Республики Казахстан принял решение разработать Основные направления денежно-кредитной политики на два года вперед, то есть на 2008-2009 годы. При этом помимо реализации основной цели особое внимание уделено комплексу мер по обеспечению стабильности банковской системы. По мере снижения неопределенности Национальный Банк Республики Казахстан намерен вернуться к практике разработки Основных направлений денежно-кредитной политики на трехлетний период. 
Особенности развития казахстанской экономики в последние годы 
Финансовые потрясения в мировой экономике продемонстрировали подверженность экономики Республики Казахстан внешним рискам. Фундаментальные особенности развития экономики, которые формировались на протяжении последних нескольких лет, стали одними из основных факторов уязвимости. Доходы сырьевых отраслей, внешние заимствования банков, рост государственных расходов продолжали способствовать «перегреву» экономики и росту совокупного спроса. Ограниченность инструментов для инвестирования в условиях объективной неспособности экономики быстро удовлетворить спрос на услуги инфраструктуры и недвижимость при активно растущем спросе привела к «перегреву» рынка недвижимости и повышению доходности в секторе строительства и других услуг. Рынок недвижимости стал наиболее привлекательным для инвестиций.  
Рост финансового сектора экономики Республики Казахстан в последние годы сопровождается значительным накоплением рисков в банковской системе. Укрепление тенге, повышение суверенного кредитного рейтинга Республики Казахстан и рейтингов отечественных банков, инвестиционная привлекательность банковского сектора способствовали экспансии казахстанских банков на внешние рынки капитала. Хотя рост внешнего заимствования и высокие темпы увеличения объемов кредитования обеспечивались соответствующим качеством ссудного портфеля, тем не менее, потенциальный риск ухудшения качества активов банками не был адекватно оценен. 
Экспансивное кредитование банками строительной отрасли и рынка недвижимости обусловило, с одной стороны, дальнейшее повышение цен на рынке недвижимости и усиление подверженности банковского сектора кредитным рискам. С другой стороны, сектор строительства стал практически полностью зависеть от банковского финансирования. 
В течение ряда лет Национальным Банком Республики Казахстан и Агентством Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций принимались меры по минимизации возникающих рисков в банковской системе. В частности, предпринимались меры по регулированию качества ссудного портфеля, совершенствованию механизма минимальных резервных требований, были разработаны новые требования, направленные на более адекватную оценку кредитного риска, формирование провизий и увеличение капитала финансовых организаций, вводились ограничения на приток иностранных заимствований. 
Вместе с тем возникшие на мировых финансовых рынках проблемы привели к проявлению накопленных рисков банковской системы и повышению уязвимости национальной экономики к внешним финансовым шокам. Казахстанские банки, для которых внешнее финансирование является важным источником пополнения ресурсной базы, столкнулись с проблемой нехватки текущей ликвидности. Снижение банковского финансирования привело в первую очередь к сокращению объемов строительства, а также снижению активности в других отраслях.  
Переоценка риска, трудности с фондированием в финансовой системе привели к снижению международными рейтинговыми агентствами Standard & Poor’s и Fitch суверенного кредитного рейтинга Республики Казахстан, а также рейтингов ряда отечественных банков. Тем не менее, значительного замедления темпов роста экономики до конца 2007 года не произошло.

        

       Денежно-кредитная  политика Национального Банка на 2008-2009 годы

       В 2008 году Национальный Банк Республики Казахстан продолжит работу по совершенствованию  инструментов денежно-кредитной политики, главным образом в отношении повышения роли процентных ставок по операциям Национального Банка Республики Казахстан.

       Установление  официальной ставки рефинансирования будет производиться в зависимости  от ситуации на денежном рынке и  уровня инфляции таким образом, чтобы  она являлась верхним уровнем  ставок на денежном рынке краткосрочных  инструментов. Ставка по депозитам, привлекаемым Национальным Банком Республики Казахстан  от банков второго уровня, будет  устанавливаться на уровне ? от официальной  ставки рефинансирования и представлять собой нижнюю границу коридора ставок Национального Банка Республики Казахстан.

       Национальный  Банк Республики Казахстан продолжит  предоставление банкам второго уровня займов рефинансирования в виде проведения операций обратного РЕПО под залог  государственных и агентских  ценных бумаг. Проведение операций валютного  СВОП, а также предоставление краткосрочных  займов под залог остатков на корреспондентских  счетах банков в Национальном Банке  Республики Казахстан будет осуществляться только при заключении банками Соглашения о сотрудничестве и взаимодействии по вопросам предоставления банковских займов Национальным Банком Республики Казахстан.

       Будет полностью прекращена практика проведения переучетных операций с коммерческими  векселями, в этой связи будет  прекращено присвоение предприятиям статуса  первоклассных эмитентов векселей.

       Национальный  Банк Республики Казахстан будет  осуществлять операции по конвертации  и реконвертации активов Национального  фонда Республики Казахстан, как  путем покупки или продажи  иностранной валюты на внутреннем рынке, так и за счет золотовалютных активов. При этом снижению дополнительного  спроса на иностранную валюту на внутреннем рынке будет способствовать увеличение сроков, в течение которых Национальный Банк Республики Казахстан может  осуществлять конвертационные операции, до 6 месяцев (до ноября 2007 года – 1 месяц).

       Меры  денежно-кредитной политики при  реализации базового сценария:

       Национальный  Банк Республики Казахстан будет  проводить умеренно жесткую денежно-кредитную  политику. Это будет подразумевать, с одной стороны, принятие мер  по поддержанию ставок по операциям  Национального Банка Республики Казахстан на уровне, адекватном складывающейся ситуации, а с другой стороны, проведение операций по обеспечению банков краткосрочной  ликвидностью.

Информация о работе Денежно-кредитная политика Республики Казахстан: методы и инструменты