Денежно-кредитная политика Республики Казахстан: методы и инструменты

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 21:45, курсовая работа

Описание работы

Денежно-кредитная политика – важнейший метод государственного регулирования общественного воспроизводства с целью обеспечения наиболее благоприятных условий для развития рыночной экономики.
Деньги существуют на протяжении тысячелетий. Напротив, центральные банки появились на исторической сцене сравнительно недавно. Что же касается современной модели центральных банков, то ее формирование восходит, когда начали определяться функции центральных банков в экономике с бумажными деньгами и коммерческими банками.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
1 Кредитная система и денежно-кредитная политика государства…………….5
2 Основные инструменты денежно-кредитной политики……………………..11
2.1 Политика обязательных резервов……………………………………11
2.2 Рефинансирование коммерческих банков…………………………...12
2.3 Операции на открытом рынке………………………………………...14
2.4 Некоторые прочие методы регулирования денежно-кредитной
сферы………………………………………………………………………………15
3 Денежно - кредитная и валютная политика в Республике Казахстан по Национальному банку…………………………………………………………….17
3.1 Инструменты денежно - кредитной политики……………………….18
3.2 Денежные агрегаты…………………………………………………….21
3.3 Валютное регулирование и контроль…………………………………22
3.4. Управление золотовалютными активами……………………………24
3.5 Денежно-кредитная политика Национального Банка на
2007-2010 годы…………………………………………………………………...26
Заключение………………………………………………………………………..35
Список использованных источников……………………………………………37

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа №1 Казиканова.docx

— 117.26 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Республики Казахстан

ЦДО Карагандинский экономический университет Казпотребсоюза 
 
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа 
 
 
 
 

     На  тему: «Денежно-кредитная политика Республики Казахстан: методы и инструменты» 
 
 

Выполнила:                                                Казиканова Д. Т.,

 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Костанай, 2011 год

Содержание 

Введение……………………………………………………………………………3

1 Кредитная система и денежно-кредитная политика государства…………….5

2 Основные инструменты денежно-кредитной политики……………………..11

     2.1 Политика обязательных резервов……………………………………11

     2.2 Рефинансирование коммерческих банков…………………………...12

     2.3 Операции на открытом рынке………………………………………...14

     2.4 Некоторые прочие методы регулирования денежно-кредитной

сферы………………………………………………………………………………15

3 Денежно - кредитная и валютная политика в Республике Казахстан по Национальному банку…………………………………………………………….17

     3.1 Инструменты денежно - кредитной политики……………………….18

     3.2 Денежные агрегаты…………………………………………………….21

     3.3 Валютное регулирование и контроль…………………………………22

     3.4. Управление золотовалютными активами……………………………24

     3.5 Денежно-кредитная политика Национального  Банка на 

2007-2010 годы…………………………………………………………………...26

Заключение………………………………………………………………………..35

Список  использованных источников……………………………………………37 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Введение 

       В обеспечении нормального функционирования любой современной экономической  системы важная роль принадлежит  государству. Государство на протяжении всей истории своего существования  наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определенные функции  в сфере экономики. Государственное  регулирование экономики имеет  долгую историю - даже в период раннего  капитализма в Европе существовал  централизованный контроль над ценами, качеством товаров и услуг, процентными  ставками и внешней торговлей. В  современных условиях любое государство  осуществляет регулирование национальной экономики, с различной степенью государственного вмешательства в  экономику.

       По  вопросам, в каких пропорциях должно сочетаться государственное и рыночное регулирование, каковы границы и  направления государственного вмешательства, существует широкий спектр мнений и  подходов - от полного государственного монополизма до крайнего экономического либерализма. Однако необходимость  выполнения государством определенных функций в экономике не подвергается сомнению. Это еще раз получило подтверждение в ходе “кейнсианской  революции”, которая совершила переворот  в классических воззрениях на рыночную экономику и доказала невозможность  самоисцеления экономического спада.

       Вне зависимости от господствующих экономических  доктрин никто не снимал с национальных правительств ответственности за экономическое  положение страны. Таким образом, государственное регулирование  экономики имеет важное значение для экономического и социального  развития страны. При этом, осуществляя  регулирование экономики, государство  использует широкий набор средств  и методов воздействия на экономику  таких как бюджет, налоги, кредитно-денежная политика, экономическое законодательство и т.д.

       В любой экономической системе, в  том числе и рыночной экономике, государство выступает в известном  смысле как экономический агент, обладающий правом и возможностью принуждения, например в сфере налоговой политики, государственного законодательства. Принуждение  часто обосновывается политической философией, требующей подчинения личных интересов общественным.

       Как бы там ни было, государство всегда, во все времена и во всех странах  оказывало ключевое влияние на функционирование экономики, и вследствие этого, на развитие общества в целом. Таким образом  государственное регулирование  является важной частью функционирования экономики и, поэтому, заслуживает  самого пристального внимания.

       Многообразие  задач, которые стоят перед государством в рыночной экономике определяют выполняемые государством экономические  функции. Для решения задач, стоящих  перед государством в процессе выполнения этих функций в распоряжении государства имеется ряд инструментов, к важнейшим из которых относятся: фискальная и денежная политика; социальная политика и политика регулирования доходов; внешнеэкономическая политика; и другие.

       Не  менее важной по значимости является денежная политика. Регулируя денежную массу, государство может влиять на цены, инвестиционные проекты и  потребление населения, объем национального  производства, инфляцию и темпы экономического роста. Денежная политика, как и фискальная, может служить средством стабилизации, но может и отрицательно воздействовать на экономику. Без отлаженной денежной политики борьба с инфляцией невозможна.

       Под денежно-кредитной политикой государства  понимается совокупность мер экономического регулирования денежного обращения  и кредита, направленных на обеспечение  устойчивого экономического роста  путем воздействия на уровень  и динамику инфляции, инвестиционную активность и другие важнейшие макроэкономические процессы.

       Денежно-кредитная  политика – важнейший метод государственного регулирования общественного воспроизводства  с целью обеспечения наиболее благоприятных условий для развития рыночной экономики.

       Деньги  существуют на протяжении тысячелетий. Напротив, центральные банки появились  на исторической сцене сравнительно недавно. Что же касается современной  модели центральных банков, то ее формирование восходит, когда начали определяться функции центральных банков в  экономике с бумажными деньгами и коммерческими банками.

       Сегодня в любой, даже самой маленькой, стране мира есть свой центральный банк. Он выполняет 2 основные задачи. Первая задача – центральный банк должен обеспечить стабильность функционирования банковской и финансовой систем. В частности, он должен предупреждать возникновение  финансовой паники, вероятность которой  в финансовой системе с широким  набором посреднических институтов весьма велика. При выполнении этой задачи центральный банк играет роль кредитора в последней инстанции. 
 
 
 
 
 
 
 

 

        1 Кредитная система и денежно-кредитная политика государства 

       Основополагающей  целью денежно-кредитной политики является помощь экономике в достижении общего уровня производства, характеризующегося полной занятостью и стабильностью  цен. Денежно-кредитная политика состоит  в изменении денежного предложения  с целью стабилизации совокупного  объема производства (стабильный рост), занятости и уровня цен.

       Нерегулируемая  деятельность коммерческих банков может  привести к циклическим колебаниям деловой активности, т.е. в периоды  инфляции им выгодно увеличивать  денежное предложение, а в период депрессии - уменьшать, усугубляя тем  самым кризис. Поэтому необходима взвешенная государственная политика регулирования денежного обращения. Эту роль главного координирующего  и регулирующего органа всей денежной системы страны выполняет центральный (эмиссионный) банк.

       Главная задача кредитно-денежной политики центрального банка - поддержание стабильной покупательной  силы национальной валюты и обеспечение  эластичной системы платежей и расчетов. В то же время политика центрального банка является одной из важнейших  частей регулирования всей экономики  государства. Во второй половине XX века сложился "магический четырехугольник" целей регулирования экономики: обеспечение стабильных темпов экономического роста, стабильной национальной валюты, занятости и равновесия платежного баланса. В последние годы к ним  добавилась задача достижения экологического равновесия.

       Первоначально основной функцией центральных банков было осуществление эмиссии наличных денег, в настоящее время эта  функция постепенно ушла на второй план, однако не следует забывать, что  наличные деньги все еще являются тем фундаментом, на котором зиждется вся денежная масса, поэтому деятельность центрального банка по эмиссии наличных денег должна быть не менее взвешенной и продуманной, чем любая другая.

       Осуществляя денежно-кредитную политику, воздействуя  на кредитную деятельность коммерческих банков и направляя регулирование  на расширение или сокращение кредитования экономики, центральный банк достигает  стабильного развития внутренней экономики, укрепления денежного обращения, сбалансированности внутренних экономических процессов. Таким образом, воздействие на кредит позволяет достичь более глубоких стратегических задач развития всего  хозяйства в целом. Например, недостаток у предприятий свободных денежных средств затрудняет осуществление  коммерческих сделок, внутренних инвестиций и т.д. С другой стороны, избыточная денежная масса имеет свои недостатки: обесценение денег, и, как следствие, снижение жизненного уровня населения, ухудшение валютного положения  в стране. Соответственно в первом случае денежно-кредитная политика должна быть направлена на расширение кредитной деятельности банков, а во втором случае - на ее сокращение, переходу к политике "дорогих денег" (рестрикционной).

       С помощью денежно-кредитного регулирования  государство стремится смягчить экономические кризисы, сдержать рост инфляции, в целях поддержания  конъюнктуры государство использует кредит для стимулирования капиталовложений в различные отрасли экономики  страны.

       Нужно отметить, что денежно-кредитная  политика осуществляется как косвенными (экономическими), так и прямыми (административными) методами воздействия. Различие между  ними состоит в том, что центральный  банк либо оказывает косвенное воздействие  через ликвидность кредитных  учреждений, либо устанавливает лимиты в отношении количественных и  качественных параметров деятельности банков.

       Нужно отметить, что с помощью кредитного регулирования государство стремится  смягчить экономические кризисы, сдержать рост инфляции, в целях поддержания  конъюнктуры государство использует кредит для стимулирования капиталовложений в различные отрасли народного  хозяйства.

       Предложение денег на денежном рынке играет большую  роль в экономике. Это, в частности, следует из известного уравнения  обмена. Соответственно ему существует зависимость между объемами денежной массы, скоростью обращения денег, выпуском продукции и уровнем  цен. А вот что показывает западная статистика:

       “Уровень  роста предложения денег и  средний уровень цен практически  линейно зависимы с коэффициентом  более 0.9 для всех агрегатов во всех странах со всеми экономиками (по развитости).

       Уровень роста предложения денег и  реального производства абсолютно  не связаны между собой там, где  прирост денежной массы более  чем примерно 18% в год. В странах  же с меньшими темпами роста денежной массы существует практически линейная зависимость с коэффициентом  около 0.1

       Уровень инфляции и уровень роста реального  продукта абсолютно не взаимосвязаны”.

       Выше  уже были упомянуты политика дорогих  денег (ре-стрикционная) и политика дешевых денег (экспансионистская). Ниже мы увидим, в чем она заключается  и каков механизм ее реализации.

       Предположим, экономика столкнулась с безработицей и со снижением цен. Следовательно, необходимо увеличить предложение  денег. Для достижения данной цели применяют  политику дешевых денег, которая  заключается в следующих мерах.

Информация о работе Денежно-кредитная политика Республики Казахстан: методы и инструменты