Денежно-кредитная политика: мировой опыт, практика регулирования национальной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 23:03, курсовая работа

Описание работы

Одним из необходимых условий устойчивого равновесного развития любой страны является формирование четкого механизма денежно-кредитного регулирования. Денежно-кредитная (монетарная) политика государства - очень демократичный инструмент воздействия на экономику, не нарушающий суверенитета большинства субъектов системы бизнеса. В идеале денежно-кредитная политика должна обеспечивать стабильность цен, полную занятость и экономический рост - таковы ее высшие и конечные цели.

Содержание

1. Денежно-кредитная политика: сущность, цели и инструменты………......5
2. Закономерности и тенденции функционирования денежно-кредитной политики (зарубежный опыт)…………………………………………………14
3.Особенности и результаты реализации денежно-кредитной политики в Республике Беларусь…………………………………………………………..25
Заключение……………………………………………………………………..37
Список литературы…………………………………………………………….39
Приложения…………………………………………………………………….41

Работа содержит 1 файл

БЕЛКООПСОЮЗ.docx

— 248.34 Кб (Скачать)

Источник: Тенденции в денежно-кредитной сфере Республики Беларусь 2009 г. // Банкаўскі веснік. – 2010. - №6. – С. 3

 

 

Факторами увеличения ресурсной  базы банков с января 2009 по январь 2010 явились средства физических лиц, нерезидентов, банков и Национального банка, центрального правительства и местных органов  управления и других источников (табл. 3.3).

Таблица 3.3 Динамика источников формирования ресурсной базы банков

млрд. руб.

Источники

01.01.2010

01.01.2010

Прирост с начала года в  рублях

Прирост с начала года в %

Физические лица

13274,9

18162.4

+4887.5

+36.8

Субъекты хозяйствования – резиденты

13148,4

14814.9

+1666.4

+12.7

Центральное правительство  и местные органы управления

12125,5

12079.3

-46,1

-0.4

Нерезиденты

6756,4

10155.6

+3390.2

+50.1

Банки и Национальный банк

5338,9

11559.2

+6220.3

+116.5

Другие источники

12726,6

16171.5

+3444.9

+27.1


Источник: Тенденции в денежно-кредитной сфере Республики Беларусь 2009 г. // Банкаўскі веснік. – 2010. - №6. – С. 10

В сложившихся финансово-экономических  условиях,  вызванных осложнением  ситуации на внешних рынках, банки  поддерживали оббьем капитала на уровне, достаточном для покрытия принимаемых  на себя рисков. При этом сохранялась  тенденция роста нормативного капитала банков. Объём уставного фонда  банков на 1 января 2010 года составил 9555.8 млрд. рублей и за 2009 год увеличился на 10.1%. На первого января 2010 года отношение  уставного фонда к ВВП в  годовом исчислении  возросло до 6.99 процента [14, с. 5 - 13]

 Важно отметить, что предпринятые Национальным банком меры в области валютной и процентной политики наряду с ужесточением Правительством налогово-бюджетной политики привели к замедлению в 2009 г. и январе – апреле 2010 г. инфляционных процессов. Прирост индекса потребительских цен за 2009 г. составил 10,1 %.    Это ниже соответствующего показателя за 2008 г. (13,3 %) и 2007 г. (12,1 %). Прирост индекса потребительских цен за январь – апрель 2010 г. относительно декабря 2009 г. составил в Республике Беларусь 3,1 %. Для сравнения: данный показатель за январь – апрель 2009 г. – 6,5 %; январь – апрель2008 г. – 5,3 %. Для обеспечения бесперебойных расчетов

в экономике, сглаживания  колебаний процентных ставок на рынке межбанковских кредитов Национальный банк оказывал значительную ресурсную поддержку банкам.

С 1 марта 2009 г. были снижены  нормативы резервных требований: от привлеченных средств физических лиц в белорусских рублях до 0 % и до 6 % от привлеченных средств юридических лиц в белорусских рублях и привлеченных средств в иностранной валюте. Для расширения возможностей банков по рефинансированию в ломбардный список были включены облигации местных исполнительных и распорядительных органов, необеспеченные облигации банков, а также повышены коэффициенты обеспечения по государственным ценным бумагам и краткосрочным облигациям – с 0,9 до 0,95,по облигациям банков с ипотечным покрытием – с 0,75 до 0,8. При этом начиная с октября 2009 г. Национальный банк осуществляет поддержку ликвидности банков под залог закладных. Банковский сектор Республики Беларусь, несмотря на испытываемые им трудности с ликвидностью, продолжал оказывать в 2009 г. финансовую поддержку организациям нефинансового сектора и домашним хозяйствам, что явилось важным фактором сохранения положительных темпов экономического роста.

Кредитная поддержка со стороны банков стала важным, жизненно необходимым финансовым ресурсом для поддержания производственной и хозяйственной деятельности белорусских предприятий и удовлетворения потребностей граждан. Требования банков к экономике (Приложение 3) на 1 января 2010 г. составили 66,4 трлн белорусских рублей (23,2 млрд долл. в эквиваленте). За истекший год они выросли на 19,3 трлн руб., или на 40,9 %. В 2009 г. сохранилась положительная динамика долгосрочных и инвестиционных кредитов. Задолженность по долгосрочным кредитам на начало 2010 г. достигла 44,8 трлн руб. Прирост данного показателя за 2009 г. составил 13,2 трлн руб.,или 40,5 %. Доля долгосрочных кредитов в общей кредитной задолженности банков на начало 2010 г.составила 72 %. Значительные кредитные ресурсы отводятся банками на поддержку инвестиционных проектов, направляемых, главным образом, на модернизацию производства и структурную перестройку экономики. Годовой объем выдачи инвестиционных кредитов за 2009 г. (Приложение 4) нефинансовому сектору экономики Республики Беларусь составил 10,5 трлн руб., в том числе на жилищное строительство – 4,32 трлн руб. В текущем году кредитная поддержка предприятий и населения продолжает возрастать. За январь – апрель 2010 г. требования банков к экономике возросли на 7 % и на 1 мая 2010 г. составили 71,0 трлн руб., в том числе в национальной валюте – 50,65 трлн руб., в иностранной валюте в рублевом эквиваленте – 20,37 трлн руб. (6,88 млрд долл.).[12,с. 5-6]

Темп наращивания кредитования значительно опережает темп роста ВВП. Так, прирост требований банков к экономике в белорусских рублях и в иностранной валюте в реальном выражении в январе – апреле 2010 г. относительно сопоставимого периода прошлого года составил 21,2 %(в белорусских рублях – 31,6 %), при росте реального ВВП на 6,1 %.

Таким образом, предпринятые в 2009 г. и продолжаемые в настоящий  период Правительством Республики Беларусь и Национальным банком меры дают необходимые положительные результаты. Несмотря на сложную внешнеэкономическую ситуацию, сохранена стабильность денежно-кредитной

сферы. Оказываемая банками  кредитная поддержка стимулирует  производственную и хозяйственную  деятельности белорусских предприятий, содействует поддержанию или  расширению производства, обеспечивает инвестиционную активность субъектов  хозяйствования как потенциальную  основу для роста экономики.

Заключение

 

Таким образом, денежно-кредитная  политика - один из мощнейших инструментов экономической политики, находящихся  в распоряжении государства.

 Обладая такими средствами, как пересмотр резервной нормы,  изменение учетной ставки и операции на открытом рынке, Центральный банк может оказывать определяющее воздействие на денежное предложение, а через его посредство - на реальный национальный продукт, занятость и индекс цен. Денежно-кредитная политика во многом определяет валютные курсы, влияя тем самым на эффективность внешнеторговых операций по экспорту и импорту. Ее можно использовать не только для изменения основных внутренних макроэкономических переменных, но и для управления внешнеторговым балансом.

В настоящее время сфера  кредитно-денежного регулирования  в Республике Беларусь переживает, как, впрочем, и остальные государства  нелегкие времена. Это обусловлено  влиянием мирового финансового кризиса  на фондовые рынки.

Стратегическим направлением денежно-кредитной политики Республики Беларусь является содействие обеспечению  устойчивых темпов экономического роста  национальной экономики и выполнению прогнозных показателей социально-экономического развития посредством реализации монетарных целей и задач инструментами  денежно-кредитного и валютного  регулирования.

В соответствии с Банковским кодексом Республики Беларусь основной целью денежно-кредитной политики является защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе  его покупательской способности  и курса по отношению к иностранным  валютам. Это способствует реализации стратегии устойчивого развития экономики Республики Беларусь. В  качестве направлений денежно-кредитной  политики на ближайшее время выделяют следующие: содействие последовательному снижению инфляционных процессов в стране; развитие и укрепление банковской системы; обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы; снижение номинального уровня процентных ставок и поддержание их на уровне, способствующем росту сбережений в национальной валюте и расширению доступности кредитов для предприятий и населения.

На современном этапе  Национальный банк Республики Беларусь использует все вышеперечисленные  инструменты денежно-кредитного регулирования. А именно: изменение учетной ставки, изменение норм обязательных резервов, операции на открытом рынке. И особенно приятно заметить тот факт, что  главными методами, применяемыми Национальным банком, стали экономические.

Конечная цель денежно-кредитной  политики Республики Беларусь – обеспечение  совместно с мерами экономической  политики Правительства Республики Беларусь снижения инфляции, измеряемой приростом индекса потребительских  цен.

Таким образом, работая в  условиях мирового финансового кризиса, Республика Беларусь должна накопить опыт и извлечь для себя уроки, которые позволили бы в будущем  избежать аналогичных проблем. Для  Республики Беларусь необходима диверсификация валют стран – основных торговых партнеров. На внутреннем рынке следует  широко использовать национальную валюту. Необходимость наличия золотовалютных резервов также урок, который нужно  усвоить.

Важнейшей проблемой развития национальной экономики республики Беларусь является наличие отрицательно сальдо внешней торговли. Если страна не научиться эффективно вести внешнюю  торговлю, то валютный дефицит будет  постоянно лихорадить нашу экономику  и общество. Также для нормального  развития денежно-кредитной сферы  экономики Беларуси необходимо создать  максимально благоприятный деловой  и инвестиционный климат.

Список литературы

 

1. Алымов, Ю. М.  Банковская система Республики Беларусь:  работа по преодолению влияния мирового финансово-экономического кризиса и задачи

на посткризисный период/Ю. М. Алымов// Проблемы управления.-2010.- №2.- С.30-37

2.Алымов Ю.М.  Республика  Беларусь: эволюция денежно-кредитной  политики и перспективы развития  банковского сектора // Деньги  и кредит .- 2007 .- № 8 .- C. 3-8

3.Астапов, К. Л. Бюджетная и денежно-кредитная политика в условиях кризиса // Финансы. - 2009. - №6. – С. 14 – 18.

4. Белоусов, Д. Р. Инфляция и денежно-кредитная политика // Банковское дело. – 2008. - №5. – С. 17 -22.

5. Лузгин, Н. В. Итоги выполнения Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь за I квартал 2010 г. и задачи банковской системы: доклад заместителя Председателя Правления Национального банка Республики Беларусь Н. В. Лузгина на расширенном заседании Правления/ Н.В.Лузгин// Банкаўскі веснік.-2010.- № 13.- С.5-8

6. Макроэкономика: учеб. пособие  для студ. заоч. и дистанц. форм  обуч. учреждений, обеспечивающих получение  высш. образ. по экон. спец. / Т.С.  Алексеенко, Н.Ю. Дмитриева, В.М.  Коновалов  [и др.]; под ред. П.П.  Зеньковой.- Мн.: ИВЦ Минифина, 2007.- 380 с. 

7. Мишкин, Ф. Экономическая теория денег, банковского дела и финансовых рынков: Учебное пособие для вузов / Пер с англ. Д. В. Виноградова под ред. М. Е. Дорошенко – М.: Аспект Пресс, 1999. – 820с./с. 407-409.

8. Моисеев, С. Р.Альтернативные сценарии денежно-кредитной политики Банка России в 2009 году // Банковское дело. – 2009. - №1. – С. 18 - 23

9.  Основные направления ДКП РБ на 2010г. // Банкаўскі веснік. – 2010. - №3. – С. 3

10. Панова, Г. С. Инфляция в России: аналитический обзор причин и мер по преодолению /Г. С. Панова // Банковское дело.-2008.- №5.- С.23-28

11.Понятие и сущность денежно-кредитной политики, ее место в системе экономической политики государства  Организация деятельности центрального банка  / под ред. С.С.Ткачука, О.И.Румянцевой : учеб.пособие .- Мн.: БГЭУ .- 2006 .- 295 с.

12. Прокопович, П.П. Итоги выполнения Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь за 2009 г. и задачи банковской системы по их реализации в 2010 году: доклад Председателя Правления Национального банка Республики Беларусь П. П. Прокоповича расширенном заседании Правления/ П. П. Прокопович// Банкаўскі веснік.-2010.- № 4.- С.5-10

13.Развитие экономики России и денежно-кредитная политика в 2008 году // Деньги и кредит. – 2009. - №1. – С. 6 – 21.

14.Тенденции в денежно-кредитной сфере Республики Беларусь 2009 г. // Банкаўскі веснік. – 2010. - №6. – С. 3 – 13.

15. Цели и инструменты денежно-кредитной политики //  Организация деятельности центрального банка / под ред. С.С.Ткачука, О.И.Румянцевой : учеб.пособие .- Мн.: БГЭУ .- 2006 .- 295 с.

16. Чернявский, Ф. Беларусь: пути преодоления кризиса/ Феликс Чернявский // Вестник Ассоциации белорусских банков.- 2010.- 5 марта (№9).- С. 6-18

17. Victory Investors – Фундаментальный анализ: взаимосвязи рынков и участники фьючерских рынков, Портфельное инвестирование, Финансовая математика, Регуляторы рынка. [Электронный ресурс]. – Москва, 2010. – Режим доступа:–http://www.victoryinvestors.com/procentnye-stavki-ustanavlivaemye-frs-ssha

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

Рис. - Курс национальной валюты по отношению к корзине валют (доллар США, евро и российский рубль) в 2009 г.

Источник: Прокопович, П.П. Итоги выполнения Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь за 2009 г. и задачи банковской системы по их реализации в 2010 году: доклад Председателя Правления Национального банка Республики Беларусь П. П. Прокоповича расширенном заседании Правления/ П. П. Прокопович// Банкаўскі веснік.-2010.- № 4.- С.6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Денежно-кредитная политика: мировой опыт, практика регулирования национальной экономики