Денежно-кредитная политика: мировой опыт, практика регулирования национальной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 23:03, курсовая работа

Описание работы

Одним из необходимых условий устойчивого равновесного развития любой страны является формирование четкого механизма денежно-кредитного регулирования. Денежно-кредитная (монетарная) политика государства - очень демократичный инструмент воздействия на экономику, не нарушающий суверенитета большинства субъектов системы бизнеса. В идеале денежно-кредитная политика должна обеспечивать стабильность цен, полную занятость и экономический рост - таковы ее высшие и конечные цели.

Содержание

1. Денежно-кредитная политика: сущность, цели и инструменты………......5
2. Закономерности и тенденции функционирования денежно-кредитной политики (зарубежный опыт)…………………………………………………14
3.Особенности и результаты реализации денежно-кредитной политики в Республике Беларусь…………………………………………………………..25
Заключение……………………………………………………………………..37
Список литературы…………………………………………………………….39
Приложения…………………………………………………………………….41

Работа содержит 1 файл

БЕЛКООПСОЮЗ.docx

— 248.34 Кб (Скачать)

Векселя переучитываются  по ставке редисконтирования. Эту ставку называют также официальной дисконтной ставкой, обычно она отличается от ставки по кредитам (рефинансирования) на незначительную величину в меньшую сторону (в  Европе 0,5-2 процентных пункта). Центральный  Банк покупает долговое обязательство  по более низкой цене, чем коммерческий банк.

В случае повышения Центральным  Банком ставки рефинансирования, коммерческие банки будут стремиться компенсировать потери, вызванные ее ростом (удорожанием  кредита) путем повышения ставок по кредитам, предоставляемым заемщикам. Т.е. изменение учетной (рефинансирования) ставки прямо влияет на изменение  ставок по кредитам коммерческих банков. Последнее является главной целью  данного метода денежно-кредитной  политики центрального банка.

Недостатком использования  рефинансирования при проведении денежно-кредитной  политики является то, что этот метод  затрагивает лишь коммерческие банки. Если рефинансирование используется мало или осуществляется не в Центральном  Банке, то указанный метод почти  полностью теряет свою эффективность.

Помимо установления официальных  ставок рефинансирования и редисконтирования  Центральный Банк устанавливает  процентную ставку по ломбардным кредитам, т.е. кредитам, выдаваемым под какой-либо залог, в качестве которого выступают  обычно ценные бумаги. Следует учесть, что в залог могут быть приняты  только те ценные бумаги, качество которых  не вызывает сомнения. [7, с. 407-409]

Центральный Банк проводит политику учетной ставки (которую  еще иногда называют дисконтной политикой), выступая в роли «займодателя в последней  инвестиции». Он предоставляет ссуды  наиболее устойчивым в финансовом отношении  банкам, испытывающим временные трудности.

Изменение учетной ставки является важным инструментом денежно-кредитной  политики. Но, изменив ее, можно лишь ожидать соответствующих действий банков. Нельзя заставить банки взять кредит на сумму, необходимую государству.

Изменение норм обязательных резервов

Минимальные резервы - это  наиболее ликвидные активы, которые  обязаны иметь все кредитные  учреждения, как правило, либо в форме  наличных денег в кассе банков, либо в виде депозитов в центральном  банке или в иных высоколиквидных  формах, определяемых центральным банком. Норматив резервных требований представляет собой установленное в законодательном  порядке процентное отношение суммы  минимальных резервов к абсолютным (объемным) или относительным (приращению) показателям пассивных (депозитов) либо активных (кредитных вложений) операций. Использование нормативов может иметь как тотальный (установление ко всей сумме обязательств или ссуд), так и селективный (к их определенной части) характер воздействия.

Минимальные резервы выполняют  две основные функции.

Во-первых, они как ликвидные  резервы служат обеспечением обязательств коммерческих банков по депозитам их клиентов. Периодическим изменением нормы обязательных резервов центральный  банк поддерживает степень ликвидности  коммерческих банков на минимально допустимом уровне в зависимости от экономической  ситуации.

Во-вторых, минимальные резервы  являются инструментом, используемым центральным банком для регулирования  объема денежной массы в стране. Посредством изменения норматива  резервных средств центральный  банк регулирует масштабы активных операций коммерческих банков (в основном объем  выдаваемых ими кредитов), а, следовательно, и возможности осуществления  ими депозитной эмиссии. Кредитные  институты могут расширять ссудные  операции, если их обязательные резервы  в центральном банке превышают  установленный норматив. Когда масса  денег в обороте (наличных и безналичных) превосходит необходимую потребность, центральный банк проводит политику кредитной рестрикции путем увеличения нормативов отчисления, то есть процента резервирования средств в центральном банке. Тем самым он вынуждает банки сократить объем активных операций.

Изменение нормы обязательных резервов влияет на рентабельность кредитных  учреждений. Так, в случае увеличения обязательных резервов происходит как  бы недополучение прибыли. Поэтому, по мнению многих западных экономистов, данный метод служит наиболее эффективным  антиинфляционным средством.

Недостаток этого метода заключается в том, что некоторые  учреждения, в основном специализированные банки, имеющие незначительные депозиты, оказываются в преимущественном положение по сравнению с коммерческими  банками, располагающими большими ресурсами.

В последние полтора-два  десятилетия произошло уменьшение роли указанного метода денежно-кредитного регулирования. Об этом говорит тот  факт, что повсеместно (в западных странах) происходит снижение нормы  обязательных резервов и даже ее отмена по некоторым видам депозитов.

  Ограничение кредитования

Этот метод кредитного регулирования представляет собой  количественное ограничение суммы  выданных кредитов. В отличие от рассмотренных выше методов регулирования, контингентирование кредита является прямым методом воздействия на деятельность банков. Также кредитные ограничения  приводят к тому, что предприятия  заемщики попадают в неодинаковое положение. Банки стремятся выдавать кредиты  в первую очередь своим традиционным клиентам, как правило, крупным предприятиям. Мелкие и средние фирмы оказываются  главными жертвами данной политики.

Нужно отметить, что, добиваясь  при помощи указанной политики сдерживания  банковской деятельности и умеренного роста денежной массы, государство  способствует снижению деловой активности. Поэтому метод количественных ограничений  стал использоваться не так активно, как раньше, а в некоторых странах  вообще отменён.

Также Центральный Банк может  устанавливать различные нормативы (коэффициенты), которые коммерческие банки обязаны поддерживать на необходимом  уровне. К ним относятся нормативы  достаточности капитала коммерческого  банка, нормативы ликвидности баланса, нормативы максимального размера  риска на одного заемщика и некоторые  дополняющие нормативы. Перечисленные  нормативы обязательны для выполнения коммерческими банками. Также Центральный  Банк может устанавливать необязательные, так называемые оценочные нормативы, которые коммерческим банкам рекомендуется  поддерживать на должном уровне.

При нарушении коммерческими  банками банковского законодательства, правил совершения банковских операций, других серьезных недостатках в  работе, что ведет к ущемлению  прав их акционеров, вкладчиков, клиентов центральный банк может применять  к ним самые жесткие меры административного  воздействия, вплоть до ликвидации банков.

Очевидно, что использование  административного воздействия  со стороны Центрального Банка по отношению к коммерческим банкам не должно носить систематического характера, а применяться в порядке исключительно  вынужденных мер.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Закономерности  и тенденции функционирования  денежно-кредитной   политики

Основная цель денежно-кредитной  политики любой страны мира состоит  в обеспечении устойчивости национальной валюты, стабильности денежного обращения  на основе обеспечения денежной массы  товарами в соответствии с законами денежного обращения.

Рассмотрим функционирование денежно-кредитной политики в Российской Федерации.

Проблема долгосрочного  стратегического планирования и  регулирования экономической системы и отдельных ее составляющих, в том числе денежно-кредитной, банковской, финансовой, бюджетной и налоговой систем, является особенно актуальной в современной России. В последние годы неоправданно мало внимания уделялось вопросам научного прогнозирования, стратегического планирования и регулирования денежного обращения. Данный пробел восполнялся решением текущих задач, постоянно возникавших в реформируемой экономике. Главной целью денежно-кредитной политики в России провозглашено постепенное снижение инфляции до 5–6% в 2010 г., однако не были определены пути достижения этой цели. Данный целевой ориентир по инфляции труднодостижим, поскольку ведет к замедлению экономического роста.

В Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной  политики на 2008 г. Поставлена задача –  снизить инфляцию до 6–7%, однако не говорилось, как предполагается достигнуть поставленных монетарных целей. В последние  годы, несмотря на устойчивую тенденцию  снижения темпов инфляции, Банку России не удается обеспечить ее прогнозные показатели. Поэтому возникает вопрос об эффективности применяемых Банком России методов и инструментов денежно-кредитной  политики.

В России Стабилизационный фонд рассматривается в настоящее  время как один из инструментов стерилизации «избыточного денежного предложения». Однако подобный способ борьбы с инфляцией – ограничение денежной массы за счет искусственного сжатия платежеспособного спроса населения посредством ограничения государственных расходов – приемлем лишь в случае избытка денежной массы.

Вместе с тем известно, что в последние годы до 80% денежных ресурсов страны сконцентрировано в Москве и Московской области, в то время как на остальной территории России наблюдается острая нехватка финансовых ресурсов, и прежде всего кредитных. В этих условиях «борьба с инфляцией» путем изъятия «избыточной ликвидности» не может привести к развитию позитивных тенденций в экономике. Проводимая в стране тарифная политика оказывает существенное влияние на уровень инфляции в стране.

В последние годы налоговая  политика России имела ярко выраженную фискальную направленность.

Парадоксально, но при декларируемой  задаче снижения налоговой нагрузки на экономику она возросла (по отношению  к ВВП) с 31,9 в 1998 г. до 36,9 % в2006 г., что  подтверждает усиление влияния немонетарных факторов на инфляцию. Следовательно, борьба с инфляцией издержек ограничением бюджетных расходов не оправданна.

Невозможность сдержать инфляцию в области бюджетной политикой  объясняется   не ростом бюджетных  расходов по отношению к ВВП, а недостаточностью мер по преодолению инфляции издержек.

Банк России, как оперативный  управляющий средствами Стабилизационного  фонда РФ, созданного с целью «стерилизации» – изъятия «излишней» денежной массы в экономике, рассматривал механизм управления средствами стабфонда как один из важнейших механизмов абсорбирования ликвидности с целью таргетирования инфляции. Такой подход свидетельствовал, во-первых, о слабости денежно-кредитной политики и, во-вторых, о неэффективном для экономики использовании средств стабфонда, когда инфляционное давление снижается, но функции стимулирования роста экономики и социальные функции он не выполнял. Представляется, что стабфонд в современной его конфигурации необходим для повышения жизненного уровня населения и экономического развития страны, формирования инновационной экономики, что позволит вывести Россию на передовые рубежи в мире.

Инфляционные тенденции  в экономике России во многом определяют внешние факторы, включая кризисные  явления на международных рынках капитала. В то же время модернизация производства предполагает расширение инвестиционных возможностей страны. В условиях ограничения денежного  предложения внутри страны серьезной  проблемой является стремительное  наращивание корпоративным сектором внешнего долга. Факты свидетельствуют, что государство последовательно  уменьшало свой долг, а бизнес наращивал  его. В результате в текущем году частный сектор страны должен выплатить  западным кредиторам около 80 млрд долл., из них банки – 28 млрд долл. То есть пока правительство рассматривает возможности досрочных выплат внешнего долга, его общая сумма растет. По данным Ассоциации российских банков, внешний долг банковского сектора РФ  за шесть лет вырос с 11,3 млрд долл. (2001 г.) до 147,7 млрд долл. (III квартал 2007 г.).

Иностранные инвестиции составили  около 20 млрд долл. на конец III квартала 2007 г. Эти займы увеличивают количество денег в обращении, а значит, меры по борьбе с инфляцией путем сдерживания  денежной массы дают сбойЗа три года, с 1 января 2005 г. по 1 января 2008 г., объем  средств Правительства РФ в Банке  России вырос в 6 раз (с 891 млрд до 5330 млрд руб.). За этот же период активы банков выросли в 2,8 раза – с 7137 млрд до 20241 млрд руб.

На развитие и совершенствование  денежно-кредитной политики Российской Федерации оказывают влияние различные факторы, наиболее значимым из которых не только для России, но и для большинства стран мира, является мировой финансово-экономический кризис. Например, в период падения цен на нефть до 40 долл. США за баррель усилился отток капиталов из страны, а внутри России сбережения стали активно переводиться в иностранные валюты.

Российская экономика  вступила в новую фазу развития: промышленное производство, доходы населения, прибыли и капитализация компаний сократились. Кризис заставил пересмотреть приоритеты в бюджетной и денежно-кредитной  политике, внести необходимые изменения  в законодательство. В принятых ранее  «Основных направлениях денежно-кредитной  политики на 2009 год и период 2010 и 2011 годов» не потеряли свои актуальные цели: переход к режиму таргетирования инфляции, использование режима управляемого курса рубля, поддержание стабильности банковской системы и повышение  ликвидности банков. [3, с. 15]

Одним из альтернативных сценариев  денежно-кредитной политики Банка  России является политика минидевальваций. Данная политика вместе с повышением процентных ставок Банка России направлена на снижение оттока капитала из страны и на экономию международных резервов. Однако предполагается, что ни та, ни другая цель не будут достигнуты. Отток капитала из страны обусловлен объективными причинами. Во – первых, в I и II кварталах 2009 г. банкам, корпорациям и государству предстоит погасить внешних долгов на сумму 59 млрд. долл., а также проценты по ним на 10 млрд. долл. Во – вторых, дочерние иностранные банки по требованию материнских организаций держат определенную долю активов за рубежом. В – третьих, население предъявляет спрос на наличную иностранную валюту и депозиты в ней, что вызывает перевод банковских ресурсов в валютные активы.

Информация о работе Денежно-кредитная политика: мировой опыт, практика регулирования национальной экономики